Развитие навыков самоконтроля в условиях безотметочного обучения.Анализ работы учителя.
учебно-методический материал (1, 2, 3 класс) на тему

Представлен анализ работы учителя по развитию навыков самоконтроля в условиях безотметочного обучения в системе развивающего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков

самоконтроля в условиях

безотметочного  обучения .

Анализ работы  учителя

начальных классов   НОУ гимназии  «Школа бизнеса»

Демьяновой И.П.

г. Сочи

         В современной системе образования приоритетной является направленность на развитие образовательной инициативы, учебной самостоятельности и ответственности ребёнка с самого начала обучения в школе. Основной формой проявления и развития этих качеств является умение и желание ребёнка учиться, его учебная самостоятельность. Необходимым условием такого развития является радикальный пересмотр системы оценивания. Общепринятая пятибалльная шкала является травмирующим элементом начального обучения школьника. В качестве  основных негативных эффектов отметки можно указать следующие:

     - искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное – с      самим собой;

      - повышение тревожности и нервозности детей;

      - искажение учебной мотивации;

     - невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика.

Тем не менее, оценивание является естественной составляющей человеческих отношений и деятельности. И чем младше школьник, тем  более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Поэтому недостаточно отменить отметку; важно заменить её более содержательным способом оценки достижений каждого ученика.

             Цель  изменения системы оценивания - сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребёнка и, во-вторых, более эффективно обучать детей. При этом можно решить ещё одну важнейшую задачу развития школьников: научить их учиться самостоятельно. Ученики должны  участвовать в процессе создания критериев и средств оценки, т.е. проявлять оценочную самостоятельность.

Самооценка пришедшего в школу ребёнка ещё не сформирована. И поэтому отметки можно ставить лишь тогда, когда ребёнок в состоянии самостоятельно и объективно оценивать свою работу.

         

                 Система, по которой я работала, поможет сформировать у ребёнка навыки самооценки и самоконтроля.

1 класс

            В начале 1 класса (адаптационный период) я использовала «волшебный квадрат настроения».Ежедневно приходя в класс ,в тетрадке по обучению грамоте  в квадратике, соответствующем числу месяца, дети цветным карандашом  показывают своё настроение и самочувствие (дети закрашивают этот квадрат одним из цветов :красный или оранжевый-отличное, жёлтый – хорошее, синий-плохое,чёрный-очень плохое). После уроков  рядом с первым квадратом дети рисуют новый квадратик и закрашивают его, чтобы показать , насколько успешно прошёл учебный день. Таким образом учитель имеет возможность наблюдать , как обучение влияет на настроение ребёнка ,нравится ли ему учиться , хочет ли он идти в класс.

В это же  время вводится устный приём взаимооценки ( оценивая работу другого, дети поднимают вверх большой палец, если работа выполнена  правильно, в сторону, если есть недочёт и вниз, если работа по мнению ребёнка выполнена неправильно.)

            Затем вводится система «светофорчиков»,которые не только показывают учителю ,насколько комфортно чувствует себя школьник на уроке, но и  даёт возможность ученику проконтролировать и оценить самого себя по предложенным критериям:

                                   -понимание изучаемого материала,

-активность при обсуждении темы урока

                                  -активность  в  групповой работе,

                                  -оценивание оформления работы,

                                   -самоконтроль за качеством выполнения работы,

                                   -самоконтроль за временем выполнения работы,

                                  -знание порядка действий, и т.д.…

Условные обозначения и пояснения:

Заполняется по принципу светофора. Например:

 1)Понимание.

  • Красный круг- ничего не понял,
  • Жёлтый круг- что-то понял,
  • Зелёный круг- отлично всё понял.

2)Активность.

  • Красный круг- на уроке не работал, руку не поднимал,на вопросы не отвечал,
  • Жёлтый круг- на уроке работал, но мог и лучше,
  • Зелёный круг-весь урок поднимал руку и отвечал на вопросы.

3)Работа в тетради.

  • Красный круг –ничего не получается. Работа выполнена небрежно. Много исправлений. Не выполнил проверку по алгоритму (дужки, позиции, ударение, орфограммы)
  • Жёлтый круг- я старался. Не удалось всё сделать правильно, но я нашёл и исправил недочёты. В работе есть 1-2 исправления.
  • Зелёный круг – здорово получилось! Горжусь собой! Работа выполнена аккуратно, все задания выполнены верно(с точки зрения ученика).

Вначале  вводится ретроспективная самооценка:  ребёнок оценивает свою работу  сразу после её выполнения. Он рисует кружок  и закрашивает нужным цветом (зелёным, жёлтым или красным).А учитель, проверив его работу, ставит рядом с кружком ребёнка +, если согласен с мнением  или рисует кружок нужного цвета, выражая своё несогласие ). Эта работа проводится сначала на доске для всего класса; ребёнок, производящий самооценивание  , объясняет свой выбор цвета у «светофорчика». Самооценка учащихся всегда предшествует оценке учителя. Несовпадение  этих двух оценок становится предметом обсуждения.

Во втором полугодии вводится прогностическая самооценка. Учитель предлагает ученику оценить  своё умение выполнить то или иное задание до начала его выполнения. Ребёнок возле номера задания рисует «светофорчик» нужного(по мнению ребёнка)  цвета. Затем ученик выполняет задание и оценивает правильность его выполнения, рисуя «светофорчик» , и объясняет свой выбор. А учитель, как и раньше, проверив его работу, ставит рядом с кружком ребёнка +, если согласен с мнением  или рисует кружок нужного цвета, выражая своё несогласие ). Эта работа проводится сначала на доске для всего класса; ребёнок, производящий самооценивание  , объясняет свой выбор цвета у «светофорчика».Если учитель видит, что самооценка ученика занижена или завышена, то он пытается её откорректировать.

С марта месяца учитель предлагает ребятам самим найти и исправить свои ошибки в работе. Для этого проверяя работу, учитель не исправляет ошибки, а лишь оставляет на полях красную черту, обозначающую: «Найди и исправь ошибку». Ученик самостоятельно исправляет ошибку в работе, подписывает верную букву или цифру, и выполняет работу над ошибками.

После выполнения домашней работы ученик оценивает себя по нескольким критериям сразу(П-правильность, Ак-аккуратность , Т- трудность выполнения) . Справа  и внизу от  работы ученик рисует 3 «светофорчика», подписывает критерии и оценивает  свою работу, закрашивая нужным цветом.

   П.   Ак.     Т.

  ⃝    ⃝      ⃝      20

В первое время  можно попросить детей рядом указывать количество минут потраченных на выполнение домашнего задания по предмету. Это даёт учителю возможность контролировать продолжительность выполнения работы и корректировать объём домашнего задания.      Подобная система работы позволяет учителю получить полную и достоверную картину знаний и эмоционального состояния ученика, т. е. является важным средством обратной связи.

        В  4 четверти я ввожу в работу   «волшебные линеечки».     «Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Такая оценка  позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи (всегда  есть критерий, по которому ребёнка можно оценить как «успешного»);удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом:

  1. Учитель  задаёт критерий оценки – названия линеечек. Они должны быть чёткими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было ясно, как по этому критерию оценивать.
  2. Учитель и дети договариваются, например, что на линеечке крестик ставится вверху, если написано  аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюдён наклон. Внизу крестик ставится, если буквы «пляшут» на строке, много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу,буквы разного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям. После того как обсуждён каждый критерий, дети оценивают свою работу самостоятельно.
  3. После  самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости от того, низко или высоко оценил свою работу ребёнок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной оценки учеником своей работы, учитель ещё раз объясняет ребёнку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или  строже: «Посмотри, ведь твои буквы качались в разные стороны, а сегодня почти уже выпрямились. Можно сегодня поставить крестик выше, чем вчера? Пожалуйста, похвали свои пальчики: они стали более ловкими. Сегодня последи за тем, чтобы буквы стояли на строчке».

       Кроме работы с индивидуальными самооценками, учитель проводит работу по объективизации для всех детей их субъективных переживаний на уроке. Он рисует большую общеклассную линеечку, на которую выносит все суждения детей о том, понравилась ли им работа (или о том, было ли трудно, хочется ли ещё потренироваться). На следующий день такой «градусник» эмоционального состояния класса обсуждается с детьми. Учитель отмечает разницу мнений как знак доверия, искренности, показывает, какие детские оценки помогают ему планировать следующее занятие.

          Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Её применение требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Ребёнка самооценке нужно научить. Учителю необходимо с первого дня учёбы в системе на основе чётких критериев организовать эту деятельность, вовлекая каждого школьника. При этом к каждому виду деятельности этапу урока необходимо подбирать свои, наиболее подходящие способы оценивания.

            Ученики выполняют проверочные  и контрольные работы, которые оцениваются по уровням (св-самый  высокий, в-высокий, ср-средний, н-низкий). Результаты фиксируются учителем в картах индивидуальных достижений учащихся, которые хранятся в классе. Ребёнок  может в любое время посмотреть свой лист и поставить перед собой конкретную учебную цель. А  родители - в день консультаций или на собрании.

         Такая работа представляется мне очень важной, поскольку только человек  со здоровой  самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, превращая их в задачи для обучения, а, не воспринимая их как повод для обиды на критикующего или впадая в уныние и отказываясь от каких-либо дальнейших усилий.

2 класс

            Самооценка является сложным личностным образованием, в котором находят своё выражение знания ребёнка о себе, его активность, направленная на открытие своего я в общении и деятельности. Проявление и развитие высших способностей человека стимулируются рядом факторов. К. Роджерс  выделяет несколько условий формирования адекватной самооценки и становления творческого потенциала личности. Это психологическая безопасность, психологическая свобода в понимании К. Роджерса, эмпатическое  понимание и свобода от оценок, принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия. Именно эти условия лежат в основе здоровой Я- концепции личности, способной к саморазвитию, созиданию, реализации своих творческих возможностей. Постоянная критика и недоброжелательное отношение со стороны близких людей, сравнение ребёнка с более успешными сверстниками подавляет и губит потенциал личности; ведёт к проявлению негативизма отрицания, безразличия, внутреннего напряжения. Развитие способностей индивида неотделимо от развития его личности в целом.

           В начале  своей школьной жизни ребёнок особенно уязвим к сообщениям, посылаемым ему учителем. Личность и отношение учителя имеет решающее значение в повышении или понижении самооценки ученика.

          Какие психологические условия должен соблюдать учитель, чтобы методы воспитания (побуждение, приказ, принуждение, поощрение, наказание) были действенными и формировали адекватную самооценку?

  1. Педагог должен знать возрастные и психологические особенности детей.
  2. Следует организовывать совместную деятельность, предполагающую взаимозависимость детей, их взаимопомощь, акцентируя значимость каждого. Такая кооперация подчиняет общим требованиям и позволяет чувствовать значимость каждого в отдельности.
  3. Необходимо сформировать способы нравственного поведения учащихся по отношению к другим людям. Если деятельность общественно значима и видны её результаты, а школьник понимает их необходимость, возникает обязанность и ответственность, и как следствие утверждение самооценки школьника.
  4. Необходима атмосфера увлечённости, чтобы совместная деятельность оказалась значимой. Здесь востребованными  становятся оценки, даваемые учащимися самим себе (рефлексия).
  5. Важна адекватность требований, предъявляемых педагогом, уровню саморазвития, самовоспитания и уровню уже сложившейся самооценки школьника.

Необходим  индивидуальный подход в воспитании и обучении.  Каждый  ребёнок должен знать, какие свойства его личности хорошие, а какие – плохие. Подобная рефлексия способствует развитию самосознания (осмыслению себя как непохожего на других людей), а  также эмоциональным оценкам своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самосознание  развивается благодаря оцениванию со стороны взрослых людей, поэтому необходимо, чтобы они были и адекватными, и прогностическими, и оптимистическими одновременно(принцип РО).

       Высокая степень совпадения оценок, даваемых окружающими,  с  самооценкой школьника  создаёт внутренний комфорт, ведёт к психическому здоровью личности.  Известно, что воспитание наиболее эффективно в том случае, когда направленно на те качества, которые более всего приятны самому школьнику, какие он сам в себе ценит и любит.

  1. Сначала развивается самосознание, лишь много позднее – адекватная самооценка. Она зависит от сопоставления образов идеального Я (каким ребёнок хочет себя видеть) и реального Я (каков он на самом деле). Педагог должен не только адекватно оценивать деятельность воспитанника, но и считаться с тем, что ему дорого в самом себе.
  2. Воздействия педагога должны быть гуманными, щадить самолюбие ребёнка, не травмировать его и соответствовать ведущим психическим функциям. Это значит, что с детьми дошкольного возраста воздействия чаще всего осуществляются в игровых формах; они более эмоциональны, поскольку нравственные  принципы в этом возрасте осмыслить ещё трудно. Когда же  младший школьник обретает некий нравственный опыт, психологические воздействия педагога опираются на этот опыт, на память детей.

У учителя, работающего по системе РО, больше возможностей сформировать у ученика адекватную самооценку, поскольку сами задачи РО предполагают обучение детей умениям:

  • отслеживать свои достижения
  • рефлексировать своё незнание
  • работать как индивидуально, так и в команде
  • процесс ведёт сам ученик, а учитель его направляет.

Влияние оценок учителя на формирование личности ребёнка, на его отношение к себе и к другим, других – к нему трудно переоценить. Система оценок, которая в учебно-воспитательном процессе служит главным средством воздействия учителя на учащихся, является, таким образом, гораздо более сложным, мощным и тонким орудием, чем это обычно предполагается. Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны безусловно соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только как оценил учитель работу   ученика, но и что он сказал при этом. Не следует захваливать хороших учеников. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребёнка.

              На начальном этапе в 1 классе была введена словесная оценка за содержательный ответ, интересное высказывание, «умный» вопрос или творческое проявление, а также система  «светофорчиков», которые не только показывают учителю ,насколько комфортно чувствует себя школьник на уроке, но и  даёт возможность ученику проконтролировать и оценить самого себя по предложенным критериям. С 3 четверти 1 класса учитель предлагает ребятам самим найти и исправить свои ошибки в работе. Для этого проверяя работу, учитель не исправляет ошибки, а лишь оставляет на полях красную черту, обозначающую: «Найди и исправь ошибку». Ученик самостоятельно исправляет ошибку в работе, подписывает верную букву или цифру, и выполняет работу над ошибками.

                  Постепенно  во 2 классе (можно и ранее) учитель вводит разбор ошибок, допущенных учениками класса, выписывает их на доску и предлагает  создать игровую ситуацию «Найди и исправь ошибку. Объясни правило».  

       Затем можно попросить ребёнка найти ошибки в работе соседа по парте,

исправить их и обязательно дать совет, о чём нужно вспомнить ученику, допустившему ошибку, какое правило повторить. И помогает соседу найти это правило в учебнике или сборнике. Ученик , допустивший ошибку, сам называет  правило, которое он не знал и объясняет свою ошибку, давая « советы самому себе».

       Особое  внимание на уроке я уделяю совместному определению критериев оценивания различных видов работ (« волшебные линеечки») . Ребёнок оценивает свою работу сразу после её выполнения. Такая самооценка, прежде всего, стимулирует ученика к самоконтролю. Например ,при списывании текста предлагаются такие критерии: аккуратность, орфограммы, позиции, алгоритм списывания.

 

Ак   ор    поз    алг

        При оценивании работы ребёнок должен на каждой «волшебной линеечке» поставить крестик вверху, в  середине или внизу. Например , если работа выполнена аккуратно и чисто, то крестик ставится вверху.  Если  работа выполнена аккуратно и чисто, но есть1 исправление  или единичные случаи отступления от норм каллиграфии,  то крестик ставится в середине. Если же работа выполнена небрежно, грязно, то крестик ставится внизу.

                           После выполнения домашней работы ученик оценивает себя по нескольким критериям сразу ( математика:  Ак-аккуратность , Выч.-вычисления, Сх.-схема, х русский: Ак-аккуратность, Ор.-орфограммы,Поз.-позиции,Сл.- слоги, Алг.-алгоритм списыванния) .

Во 2 полугодии 2 класса ученикам  предлагается   самим выполнять работу над ошибками в классной или домашней работах. После выполнения работы над ошибками ученик оценивает себя по двум критериям (П-правильность, Ак-аккуратность)

            Ученики выполняют проверочные  и контрольные работы, которые оцениваются по уровням (св-самый  высокий, в-высокий, ср-средний, н-низкий). Результаты фиксируются учителем в картах индивидуальных достижений учащихся, которые хранятся в классе. Ребёнок  может в любое время посмотреть свой лист и поставить перед собой конкретную учебную цель. А  родители - в день консультаций или на собрании.

         Такая работа представляется мне очень важной, поскольку только человек  со здоровой  самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, превращая их в задачи для обучения, а, не воспринимая их как повод для обиды на критикующего или впадая в уныние и отказываясь от каких-либо дальнейших усилий.

3 класс

            Проверка и оценка достижений младших школьников – важная составляющая процесса обучения и одна из главных задач педагогической деятельности учителя.  Налаженная система контроля и оценки помогает школьнику стать равноправным участником процесса обучения. В такой ситуации он готов и стремится к проверке своих знаний, чтобы выяснить, чего он достиг, а что ему ещё предстоит преодолеть.

             Контрольно-оценочная деятельность обучающегося является универсальным учебным действием, самостоятельным элементом содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

             Включение обучающихся в контрольно-оценочную  деятельность направлено на развитие у них:

  • самооценки и самоанализа(рефлексии),
  • умения оценивать достигаемые образовательные результаты и процесс их формирования, особенности развития собственного процесса обучения.

              Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников  отводится самооценке. Особенность самооценки состоит в том, что она должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух мнений становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания,  где существует объективный однозначный критерий оценивания(например, количество звуков в слове).

 Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны стать предметом договора между учителем и учениками. При самооценке ученик по заданным критериям сам даёт содержательную и развёрнутую характеристику своих результатов, анализирует их достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних.

 Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

                 «Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Такая оценка  позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи (всегда  есть критерий, по которому ребёнка можно оценить как «успешного»);удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом:

  1. Учитель  задаёт критерий оценки – названия линеечек. Они должны быть чёткими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было ясно, как по этому критерию оценивать.
  2. Учитель и дети договариваются, например, что на линеечке крестик ставится вверху, если написано  аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюдён наклон. Внизу крестик ставится, если буквы «пляшут» на строке, много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу,буквы разного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям. После того как обсуждён каждый критерий, дети оценивают свою работу самостоятельно.
  3. После  самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости от того, низко или высоко оценил свою работу ребёнок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной оценки учеником своей работы, учитель ещё раз объясняет ребёнку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или  строже: «Посмотри, ведь твои буквы качались в разные стороны, а сегодня почти уже выпрямились. Можно сегодня поставить крестик выше, чем вчера? Пожалуйста, похвали свои пальчики: они стали более ловкими. Сегодня последи за тем, чтобы буквы стояли на строчке».

Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Её применение требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Ребёнка самооценке нужно научить. Учителю необходимо с первого дня учёбы в системе на основе чётких критериев организовать эту деятельность, вовлекая каждого школьника. При этом к каждому виду деятельности этапу урока необходимо подбирать свои, наиболее подходящие способы оценивания.

Принципы обучения детей самооцениванию:

  • Если оценка взрослого предшествует детской, то ребёнок принимает её не критично, либо  аффективно  отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценки ребёнка.
  • Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребёнку сразу предлагается её дифференцировать, оценивать различные аспекты своих усилий.
  • Самооценка ребёнка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика (образцы написания букв, правила сложения и т.п.)
  • Там, где оценивается  качество, не имеющее однозначных образцов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и задача взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая любое, ничьё не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.

Эффективна квалиметрическая (описательная) оценка уровня развития ребёнка по какому-либо направлению. Она строится на основе чётко заданных критериев и показателей развития оцениваемого параметра. При этом степень выраженности критериев описывает определённый уровень развития изучаемой характеристики: самый высокий 86-100%

                                                     высокий 71-85%

                                                     средний50-70%

                                                     низкий менее 50%.

Так можно оценить умственное развитие ребёнка, степень сформированности его учебной деятельности, прилежание, старание, степень самостоятельности,степень освоения программных требований, соответствие знаний, умений и навыков стандарту.

Наиболее оптимальной формой организации оценивания, при которой  учитель, ученик и его родители могут следить за продвижением обучающегося в усвоении программ является мониторинг результатов обучения на основе квалиметрической (описательной)оценки с использованием карты индивидуального развития (индивидуальных достижений) ученика.

Учитель осуществляет педагогическую оценку, используя диагностические журналы, где прописываются планируемые результаты и уровни их проявления.

            Новой формой оценки достижений мл. школьников является портфолио (в широком смысле этого слова)- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду аутентичных (истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и на самооценивание, то есть рефлексию.

 Материалы для составления портфолио:

  • официальные бланки портфолио,
  • диагностические материалы,
  • таблицы и схемы для ведения портфолио,
  • памятки и инструкции для обучающихся,
  • методические рекомендации по ведению портфолио,
  • примерные варианты занятий с обучающимися.

Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников,
  • поощрять их активность и самостоятельность,
  • расширять возможности обучения и самообучения,
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся,
  • формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

И, как результат, способствует повышению качества образования в целом.

                В конце 3 класса учитель знакомит детей с критериями выставления отметок.

            На классном часе он сообщает, что приближается момент перехода в 4 класс, с которого оценивать знания принято цифрами- отметками.  Учитель готовит упрощённый вариант критериев и обозначает задачу для обучающихся- научиться ставить отметки в соответствии с этими критериями, раздаёт детям карточки с критериями и выделяет время на их изучение (обычно хватает одной недели).  В классе вывешивается специальный ящик «Почемучка», в который все желающие могут анонимно опускать записки с вопросами, на которые ответит учитель.

             После разъяснения всех вопросов, учитель продумывает задания, по итогам выполнения которых ученики, пользуясь заданными критериями, выставляют себе отметки. Далее ученики меняются тетрадями, и работу оценивает товарищ. Третья отметка – это отметка эксперта, в роли которого выступает учитель. Потом выявляются причины несовпадения или совпадения отметок. При устном ответе ученик сначала оценивает себя сам, выставляет себе отметку, затем одноклассники соглашаются либо высказывают своё мнение об ответе и выставляют другую отметку. Таких заданий не много, главное, чтобы дети поняли принцип и освоили критерии выставления отметок. На первом месте остаётся развитие навыков самооценки, самоконтроля и познавательной мотивации.

Обучение без отметок предполагает отслеживание уровня качественных изменений, которые происходят в развитии детей, и сравнение с уровнем развития  при традиционном обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...

Описание системы работы , направленной на развитие навыка самоконтроля

.Для  учителей общеобразовательных школ базового и профильного уровня. Опыт может быть применён при работе с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельност...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутре...

Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы

В статье раскрывается работа учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определение орфограммы....

Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы

В статье раскрывается тема работы учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы....

Развитие навыков самоконтроля у обучающихся с ОВЗ на уроках технологии (поварское дело)

Описание  работы по развитию навыков самостоятельности и самоконтроля у учеников 5- 6 кл на уроках технологии (поварское дело). Приводятся примеры применяемых технологий и методов. Представлены г...