Адаптированная рабочая программа по ручному труду для учащихся 1 класса с ОВЗ
рабочая программа по технологии (1 класс)

 Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная   записка

    Рабочая программа по курсу «Ручной труд» составлена для учащихся   с расстройствами аутистического спектра на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).        

 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (с изменениями);

          Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

        Письма Минобрнауки России от 18.03.2016 №НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)»;

        Письма Минобрнауки России от 12.02.2016 №ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»;

         Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

       Адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

         Учебный материал, в предложенных разделах, располагается «от простого к сложному» и, в достаточной степени, представляет основы ручного труда необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Цель: изучения данного предмета на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) заключается во всестороннем развитии личности учащегося в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В 1 (дополнительном) классе изучение предмета «Ручной труд», призвано решить следующие задачи:

-        формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

-        формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;

-        расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

-        расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

-        формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

-        формирование интереса к разнообразным видам труда;

-        развитие познавательных психических процессов;

-        развитие умственной деятельности;

-        развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

-        развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;

-        формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;

-         духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

         Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей   развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности. Модель учащегося, поступившего в 1 дополнительный класс, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка.

Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками.

Коммуникативный потенциал предполагает, что учащийся понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого. Познавательный потенциал предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш. Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что учащийся включается в совместные игры организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого.

Основные направления коррекционной работы:

Необходимым условием реализации рабочей программы по курсу «Формирование коммуникативного поведения» является создание развивающей предметно-пространственной среды:

Направления коррекционно-развивающей работы

Развивающая предметно-пространственная среда

Коммуникация

Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой

Мыслительные операции

Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори

Слуховое  и зрительное восприятие, внимание и память

Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты

Пространственные представления

Схемы, модели, предметные и сюжетные картины

Временные представления

Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации

Конструктивный праксис

Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование – оригами

Развитие общей и  ручной моторики

Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

Личностные результаты  

•        развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, сотрудничество с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности;

•        развитие мотивации к обучению;

•        развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

•        овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

•        владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;  

•        развитие положительных свойств и качеств личности;

•        готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

•        выполнение простых инструкций учителя;

•        знание элементарных правил организации рабочего места;

•        знание основных цветов указанных материалов, названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, природный материал, картон);  

•        умение дифференцировать операции при работе с материалами (пластилин – лепят, бумага – сгибают);

•        Достаточный уровень:

•        выполнение простых инструкций учителя;

•        знание элементарных правил рациональной организации труда;

•        умение соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

•        знание названий некоторых материалов и объектов работ;

•        умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

•        выполнять элементарные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

•        осознание себя как ученика;

•        положительное отношение к окружающей действительности;

•        проявление самостоятельности в

•        выполнении простых учебных заданий;

•        проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

•        готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

•        вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;

•        использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

•        слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

•        сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

•        доброжелательно относиться к людям.

Регулятивные учебные действия:

•        адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

•        активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные учебные действия:

•        делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

•        наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Содержание учебного предмета

п/п

Раздел

Кол-во часов

Краткое содержание курса

1

Работа с пластилином

13

Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Лепка из пластилина. Приемы работ. Организация рабочего места

2

Работа с природными материалами

6

Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые при работе с природными материалами. Организация рабочего места

3

Картонажно-переплетные работы

3

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Свойства картона

4

Работа с бумагой

43

Элементарные сведения о бумаге. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой.

Виды работы с бумагой и картоном:разметка бумаги, экономная разметка бумаги.

Приемы разметки:

- понятие «шаблон»;

- правила обращения с ножницами;

- обрывание бумаги;

- складывание фигурок из бумаги (оригами);

- сминание и скатывание бумаги в ладонях;

- конструирование из бумаги и картона;

- соединение деталей изделия.

5

Работа с металлом

1

Работа с алюминиевой фольгой.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

ча-сов

Виды учебной деятельности

Дата проведения

1

Вводное занятие. «Урок труда».

1

Беседа о школе. Беседа о труде, профессии, организации своего рабочего места.

2

Знакомство пластилином. Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Техника безопасности.

1

Знакомство с пластилином. Планирование, организация рабочего места, выполнение последовательных операций, контроль за уходом и результатом деятельности.

3

Работа с пластилином. «Пластилиновая сказка»:«Что надо знать о  глине и пластилине».

1

Овладение навыками работы с пластилином. Знакомство с инструментами для работы с пластилином.

4

Работа с природным материалом. «Природа вокруг нас».

1

Элементарные понятия о природных материалах. Планирование, организация рабочего места, выполнение последовательных операций, контроль за уходом и результатом деятельности.

5

Работа с природным материалом. «Коллекция из листьев». Экскурсия в парк.

1

Сбор листьев, цветов, семян-крылаток клена, шишек итд.

6

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев.

1

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев.

7

Работа с бумагой. «Что надо знать о бумаге».

1

Знакомство с бумагой. Планирование, организация рабочего места, выполнение последовательных операций, контроль за уходом и результатом деятельности.

8

Работа с бумагой. «Путешествие в бумажную страну:» «Материалы и инструменты».

1

Планирование, организация рабочего места, выполнение последовательных операций, контроль за уходом и результатом деятельности.

9

Работа с бумагой. «Какие предметы делают из бумаги и картона?»

1

Технологии изготовления изделия из бумаги.

10

Работа с бумагой. Сорта бумаги и цвет.

1

Работа с различными видами бумаги.      Сорта бумаги и цвет.

11

Работа с бумагой. Учимся работать с бумагой «Бумагу разрываем руками»

1

Упражнения в разрывании бумаги.

12

Работа с бумагой. Учимся работать с бумагой и картоном «Бумагу обрываем пальцами»

1

Упражнения в обрывании бумаги.

13

Работа с бумвгой. «Что надо знать о круге?» "Солнце"

1

Работа с шаблоном «круг».

14

Работа с бумагой. Учимся работать с бумагой «Бумагу сминают пальцами»

1

Упражнения в сминании бумаги.

15

Работа с бумагой (с применением клея). Аппликация со сминанием бумаги. "Осеннее дерево"

1

Выполнение изделий из бумаги.

16

Работа с бумагой. "Что надо знать о треугольнике". «Ёлочка».

1

Работа с шаблоном «круг».

17

Работа с бумагой.

«Что надо знать о квадрате». Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу».

1

Работа с шаблоном «квадрат».

18

Работа с  пластилином. Отщипывание.

Упражнение с пластилином в отщипывнии.

19

Работа с  пластилином. Придавливание.

Упражнение с пластилином в придавливании.

20

Работа с пластилином. Примазывание на картоне.

Упражнение с пластилином в примазывании.

21

Работа с природными материалами. Работа с еловыми шишками. «Ёжик».

Изготовление изделий из природного метериала.

22

Работа с бумагой. Приемы сгибания бумаги.

Упражнение по сгибанию бумаги.

23

Работа с пластилином. Разглаживание на картоне.

Упражнение с пластилином в разглаживании на картоне.

24

Работа с бумагой. Приемы резания ножницами по прямым линиям.

Упражнение в резании ножницами по следу сгиба.

25

Работа с бумагой. Приемы резания ножницами по прямым линиям.

Упражнение в резании ножницами по следу сгиба.

26

Аппликация из обрывных кусков бумаги. «Осеннее дерево»

Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему брывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу.

27

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Свойства картона.

Знакомство с некоторыми сортами бумаги и картона, их физическими свойствами и их назначением..

28

Работа с бумагой. Соединение деталей изделия. "Гриб"

Обучение навыкам выполнять детали и их соединение с планированием ближайшей операции по предметно-операционному плану.

29

Работа с бумагой. Соединение деталей изделия "Дом"

Обучение навыкам выполнять детали и их соединение с планированием ближайшей операции по предметно-операционному плану

30

Работа с бумагой. Приемы резания ножницами по незначительно изогнутым  линиям. «Листочки»

Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу-без бумаги. Формирование умения резать бумагу по изогнутым линиям.

31

Работа с бумагой. Приемы резания ножницами. Округление углов деталей.

Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу-без бумаги. Формирование умения резать бумагу по округленным углам.

32

Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Зима"

Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему брывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу.

33

Работа с бумагой. Вырезание формы «Круг». «Бумажный шарик»

Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу-без бумаги. Формирование умения резать бумагу по кругу.

34

Работа с бумагой. Работа с бумагой. Вырезание формы «Овал». «Бумажный шарик»

Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу-без бумаги. Формирование умения резать бумагу овала.

35

Работа с бумагой. Приемы работы с бумагой: сминание и скатывание. Аппликация. «Ветка рябины».

Обучение приему сминания бумаги (скатывание шариков).

36

Работа с бумагой. Изготовление ёлочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка).

Склеивание многодетальных элементов. Обучение навкам «скреплять» элементы.

37

Работа с металлом. Работа с алюминиевой фольгой. "Елочные игрушки"

Обучение приему сминания фольги(а шариков).

38

Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы «Флажки».

Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. Обучение приему разметки.

39

Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы"Одежда"

Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. Обучение приему разметки.

40

Работа с картоном. (шаблон) "Елка"

Обучение использовать «шаблон» при работе, а так же имитирующим движениям с ножницами на весу-без бумаги. Формирование умения резать бумагу.

41

Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Зима"

Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему обрывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу.

42

Работа с пластилином.   Примазывание. Аппликация  "Тарелка"

Обучение приему «примазывание» отдельными кусочками на основу.

43

Работа с пластилином.  Примазывание. Аппликация  "Чашка"

Обучение приему «примазывание» отдельными кусочками на основу.

44

Работа с бумагой. Сминание бумаги "Снежки"

Обучение приему сминания бумаги (а шариков).

45

Работа с бумагой. Аппликация со сминанием бумаги. "Зимнее дерево"

Обучение приему сминания бумаги. Обучение приему сминания  цветной бумаги. Обучение приему наклеивания бумаги на основу.

46

Работа с пластилином.  Лепка многодетальных фигур  "Снеговик"

Лепка многодетальных изделий конструктивным способом. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план.

47

Работа с бумагой и ножницами. Сминание из бумаги "Снежинка"

Обучение приему сминания бумаги. Обучение приему сминания  цветной бумаги.

48

Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы «Ваза».

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Объемное конструирование. Обучение самостоятельной сборке конструкции с опорой на образец и с частичной помощью учителя.

49-50

Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы «Бабочка», «Птичка».

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Объемное конструирование. Обучение самостоятельной сборке конструкции с опорой на образец и с частичной помощью учителя.

51

Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Растение  в горшке"

Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему брывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу.

52

Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Растение  в горшке"

Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему брывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу.

53

Работа с пластилином. Аппликация "Растение"

Лепка многодетальных изделий конструктивным способом. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план. Обучение умению соблюдать пропорции при лепке объемной фигуры.

54

Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Птицы"

Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему обрывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу.

55

Работа с пластилином. Лепка отдельных частей "Барашек"

Лепка предмета из отдельных шаровидных частей (конструктивный способ). Обучение приему «скатывание пластилина кругообразными движениями (в шар)»; обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану.

56-57

Работа с картоном. Конструирование с большим количеством деталей "Подсолнцх»

Тиражирование деталей. Полуобъемная аппликация. Обучение способу «тиражирования деталей» (сгибание бумаги по типу «гармошки»; разметка детали по шаблону; вырезани

58

Работа с пластилином. Лепка многодетальных фигур "Первые цветы"

Лепка предмета из отдельных шаровидных частей (конструктивный способ). Обучение приему «скатывание пластилина кругообразными движениями (в шар)»; обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану.

59

Работа с бумагой. Аппликация. Сминанием бумаги. "Весеннее дерево"

Обучение приему сминания бумаги. Обучение приему сминания  цветной бумаги. Обучение приему наклеивания бумаги на основу.

60

Экскурсия в парк. Весенние занятия людей.

Урок из раздела «Экскурсия в природу».

61

Работа с бумагой (шаблон). Коллективная открытка к празднику. «Цветы»

Обучение навыку работы с шаблоном.

62

Работа с бумагой (шаблон). «Цветы».Коллективная открытка к празднику.

Обучение навыку работы с шаблоном.

63

Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Весна"

Обучение приему разрывания бумаги на отдельные кусочки. Обучение приему обрывания кусочков цветной бумаги. Обучение приему наклеивания обрывных кусочков на основу.

64

Работа с картоном и цветной бумагой. Конструирование и соединение деталей "Светофор"

Обучение навыкам выполнять детали и их соединение с планированием ближайшей операции по предметно-операционному плану.

65

Работа с картоном. Соединение деталей "Дорожные знаки"

Обучение навыкам выполнять детали и их соединение с планированием ближайшей операции по предметно-операционному плану.

66

Работа с бумагой. Приемы работы с бумагой: сминание и скатывание. Аппликация. «Цветы"

Обучение приему сминания бумаги (скатывание шариков).

Контрольно-измерительные материалы

1 четверть

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • умение организовать свое рабочее место;
  • называние основных цветов и их оттенков, указанных материалов;
  • называние операций, необходимых для обработки материалов (платилин-лепят, бумагу-сгибают);
  • называть предметы, изготовленные из бумаги.

  • выполнять простые инструкции учителя;
  • знать название материалов, используемых для выполнения поделок;
  • знать название основных цветов, указанных материалов;
  • иметь элементарные понятия о природных материалах.
  • знать элементарные правила организации своего рабочего места;

2 четверть

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • иметь представления о материалах и инструмента при работе с бумагой и пластилином;
  • уметь работать с ножницами;
  • уметь обращаться  со стекой.

  • выполнять простые инструкции учителя;
  • знать цвета бумаги;
  • иметь представления, какие предметы делают из бумаги и картона;
  • работать с «шаблоном».

3 четверть

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • самостоятельная сборка конструкции с опорой на образец и с частичной помощью учителя;
  • самостоятельно симметрично вырезать из бумаги;
  • лепить многодетальные изделия конструктивным способом.
  • знать, где используют природный материал;
  • владеть приемом «сминание» бумаги;
  • работать с «шаблоном»;
  • владеть приемом «разрывание» бумаги.

4 четверть

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • самостоятельная организация своего рабочего места;
  • уметь  сопоставлять свою поделку с образцом и натуральным предметом.
  • пользоваться предметной инструкционной картой;
  • определять место приклеивания аппликации присоединяя дополнительных деталей с опорой на образец.
  • уметь организовывать своего рабочее места с минимальной помощь.;
  • уметь сопоставлять свою поделку с образцом.
  • определять места приклеивания аппликации с минимальной помощью.

Рекомендации

по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности

Обеспечение учебного предмета «Ручной труд» включает:

учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей;

учебно-практическое оборудование:

материалы:

― краски акварельные, гуашевые;

― фломастеры разного цвета;

― цветные карандаши;

― бумага рисовальная а3, а4 (плотная);

― бумага цветная разной плотности;

― картон цветной, серый, белый;

― бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая);

― бумага в крупную клетку;

― набор разноцветного пластилина;

― нитки (разные виды);

― ткани разных сортов;

― природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.);

― древесные опилки;

― алюминиевая фольга;

― проволока цветная;

― клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;

― шнурки для обуви (короткие, длинные);

инструменты:

― кисти беличьи № 5, 10, 20;

― кисти из щетины № 3, 10, 20;

― стеки;

― ножницы;

― линейки;

― иглы швейные с удлиненным (широким) ушком;

― шило с коротким стержнем;

― напильник;

― карандашная точилка;

― гладилка для бумаги;

вспомогательные приспособления:

― подкладные доски;

― подкладной лист или клеенка;

― коробка для хранения природных материалов;

― подставка для кисточки;

― баночка для клея;

― листы бумаги для работы с клеем (макулатура);

― коробочка для мусора;

― тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук;

печатные пособия: таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству; дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия;

информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие программы по ручному труду;

технические средства обучения;

экранно-звуковые пособия;

модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; модели геометрических фигур и тел; модель фигуры человека, животных; керамические изделия; предметы быта; различные виды раздаточных коллекций; конструкторы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ручному труду для 4 класса (VIII вид)

Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с умственной отсталостью» под редакцией Воронков...

Адаптированная рабочая программа по ручному труду

Адаптированная рабочая программа по ручному труду 2 класс для детей с РАС...

Рабочая программа по ручному труду, 1 (доп) класс вариант 8.3

Рабочая программа по ручному труду, 1 доп класс вариант 8.3 для детей с райстройством аутистического спектра...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ 4 «В» КЛАССА

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ 4 «В» КЛАССА...

Рабочая программа по ручному труду для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Ручной труд имеет исключительно важное значение в  формировании у детей с нарушением интеллекта трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Актуально...

Рабочая программа по ручному труду для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как трудовое обучение. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на ве...