Приложение по национально- региональному компоненту к рабочей программе по ручному труду 1- 4 класс.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Приложение к рабочей программе 1-4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prgramma_po_nrk.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Ларьякская специальная (коррекционная)

общеобразовательная национальная

 школа – интернат VIII вида»

Приложение

к программе по ручному труду

для 1-4 классов

по национально-региональному компоненту

                                                                                                                                                           Учитель начальных классов

                                                                                                                                                                    Ибрагимова Зульфия Салиховна

Ларьяк 2012

Пояснительная записка

На основании методической разработки «Региональный компонент содержания школьного образования в учебных программах в области «Технология»» (Екатеринбург, 1997 г.) и методических рекомендаций к учебному плану по техническому и обслуживающему труду в IV-VIII классах национальных школ ХМАО (1994 г.) в программу по ручному труду включаются темы по традиционным видам национального художественного ремесла.

Программа трудового обучения имеет направленность на передачу школьникам знаний и опыта традиционных ремесел и промыслов. Насыщение программы ручного труда элементами местных народных промыслов, получение учащимися знаний о культуре, традициях, истории и нравах народов Севера - одно из проявлений принципа регионализации образования.

Это дает возможность детям, обучающимся вдали от дома, не забывать свое культурное наследие.

Именно национальные виды труда развивают у детей эстетический вкус, прививают любовь к родному краю, культуре, обычаям и традициям своего народа.

Работая с различными видами материалов, школьники ближе знакомятся с декоративно-прикладным искусством своего народа.

Содержание данной программы направлено на подготовку детей к работе с природным материалом, знакомству с национальным орнаментом, работе с бисером, мехом.

На этих уроках учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания умственно отсталые учащиеся овладевают общетрудовыми умениями и навыками, знаниями о различных материалах и способах их обработки.

Уроки ручного труда в начальных классах являются первым этапом в системе профессионально-трудовой подготовке учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Содержание данной программы направлено на подготовку детей к работе с природным материалом, знакомству с национальным орнаментом, работе с бисером, мехом.

Тема

 Технологические сведения

К-во ч.

Знания

Умения

1 класс

Лепка из пластилина

(глина):

посуда (чашка).

Лепка фигуры животного (белка).

Основы художественной обработки различных материалов.

Правила безопасности труда и личной  гигиены при лепке.

Знакомство   с   приёмами   работы   с глиной.

Знакомство        с национальной,      

традиционной посудой ханты.

Инструменты      и приспособления.

6

-        применение глины в народном хозяйстве;

-        пластические свойства глины и пластилина;

-        основные    цвета   глины    и пластилина.

-        приёмы работы с пластилином (глиной);

-        подготовка глины и пластилина к работе;

-        раскатывание   пластилина   и глины в ладонях на подкладной доске;

-        скатывание  кругообразными  движениями в ладонях (шар).

Аппликация из листьев и цветов.

Изготовление по образцу птички из

шишки.

Безопасность труда и личная гигиена при           обработке           природных материалов.

Ознакомление   с   правилами   сбора природных       материалов       и       их хранения.

Составление простейших композиций из листьев и цветов.

Инструменты и приспособления

(пинцет,      ножницы,     палочки     с острыми закруглёнными концами).

   2

-    сбор    хранение    природных материалов;

- свойства          природных материалов;

- сочетание        цветов        и композиций;

- инструменты               и приспособления.

- приёмы работы с ножницами и клеем: (приклеивание     засушенных листьев и цветов на подложку).

Украшения орнаментом

Обработка бумаги и картона.

Правила     безопасности     труда     и личной гигиены;

-использование    орнамента    для украшения изделий; коллективное       планирование выполнения предстоящей работе;

-   инструменты   и приспособления

(ножницы,  карандаш, линейка,

шаблоны,   подкладная   доска, клей, образцы изделий)

   5

- понятия об орнаменте;

- национальные особенности

аппликации из орнамента;

- использование орнамента для украшения изделий и одежды;

- сочетания цветов бумаги в

орнаменте;

- правило составления

аппликации.

техника          выполнения

аппликаций из бумаги;

- разметка заготовки с помощью шаблонов;

- приёмы резания ножницами по прямой и прямым линиям;

-  размещение на листе бумаги

элементов аппликации;

- соединение деталей клеем.

Простейшие изделия

из бисера. Браслетик для рук.

Работа с бисером  правила безопасности труда и личной гигиены, способы низания бисера на нитку и леску.

   4

- виды и назначения бисера, как предмета украшения. Инструменты, приспособления.

Нанизывание бисера на нитку и леску. Подбор бисера по цвету.

Вышивание орнамента с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием.

Вышивание по рисунку с самостоятельным прокалыванием.

Работа с текстильным материалом.

Правила безопасности труда и личной гигиены.

Сведения о нитках, тканях и их происхождении. Инструменты и принадлежности для шитья (ножницы наперсток нитки, шаблоны, образцы).

 7

-отмеривание  нитки заданной длины, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка

- свойство ниток, толщина, цвет.

Сочетание цвета ниток, карандаша для раскраски по контуру.

Правильная             хватка наперстком, ориентирование в задании, шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз».

2 класс

Лепка по образцу

или представлению

посуды.

Лепка по образцу

стилизованных

фигур животных

(медведь).

Основы художественной обработки различных материалов:

- обобщение     ранее     полученных сведений о лепке;

-        приемы стимуляции в лепке;

-        лепка посуды способом круговой  налепи;

-        организация рабочего места.

  6

(кроме перечисленного выше)

Назначение       глины       и применение этого материала в промышленности.       Глина строительный материал;

 -   организация   рабочего   места при выполнении лепки.

Обработка      материала      с применением резака;

-        обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел;

-        соединение деталей способом промазывания;

-        определение   на   глаз   и   с помощью      линейки      высоты, длины и ширины изделия.

Составление

сюжетной

композиции из

засушенных листьев,

цветов, мха, трав.

Изделие из шишек,

скорлупы орехов, мха, веток.

- правила безопасности труда;

- самостоятельное изготовление изделий;

-приемы обработки природных материалов:

-инструменты и приспособления (шило, ножницы, клей, палочки, пинцет);

-материал для изготовления изделий.

    3

 - свойства          природных материалов;

- сочетание        цветов        и композиций;

- инструменты   и приспособления.

Обработка      материала      с применением резака;

-        обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел;

-        соединение деталей способом промазывания;

-определение   на   глаз   и   с
помощью      линейки    высоты,
длины и ширины изделия.

Составление

сюжетной

композиции из

засушенных листьев,

цветов, мха, трав.

Изделие из шишек,

скорлупы орехов,

мха, веток.

Составление

сюжетной

композиции из

засушенных листьев,

цветов, мха, трав.

Изделие из шишек,

скорлупы орехов,

мха, веток.

  3

свойства         материалов, используемые   материалы    при работе;

-        самостоятельное изготовление
изделий по образцу;

-        правила работы с режущими инструментами и клеем;

-        организация рабочего места и соблюдение                 санитарно-
гигиенических требований;

-инструменты  и приспособления

-        соединение деталей с помощью
клея, ниток, палочек;

-        соблюдение пропорций;

прикрепление    засушенных листьев, цветов, мха  и т.д.  на подложку;

-        составление композиции.

Составление по

образцу орнамента в

полосе ( украшение салфетки).

Изготовление изделия «варежка». Украшение орнаментом.

Изготовление из бумаги щуки способом оригами по образцу.

Составление по образцу орнамента в полосе украшение

для украшения изделий домашнего обихода.

Технический рисунок,

понятие развертка изделий.

Образцы изделий, иллюстрация.

7

Применение    и     назначение картона;

свойства     и     особенности:

- картон сгибается, ломается по сгибу, режется, впитывает влагу, более прочный, чем бумага, самостоятельный выбор бумаги по цвету, сочетание цветов, техника аппликации из бумаги.

- разметка бумаги и картона по трафарету          и          шаблону, рациональная       разметка       по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки.

Ведение отсчета от деления. Оклеивание бумагой картона с обеих сторон.

Простейшие изделия из бисера

Работа с бисером.

Безопасность труда при работе с бисером.

Применение бисерного изделия в быту. Инструменты и приспособления: бисер, леска, нитки, ножницы, игла.

  4

Виды и назначения бисера, как предмета украшения.

Самостоятельное составление композиции по цвету.

Приемы работы с бисером.

Способы низания бисера на нитку и леску. Выбор бисера по цвету для изготовления изделий.

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением.

Изготовление игольницы.

Работа с текстильным материалом.

Понятие о видах ткани и их назначение. Ткани для одежды, для белья. Для изготовления изделий быта. Изготовление игольницы из самостоятельно вычерченной выкройки в форме квадрата. Инструменты и приспособления.

8

Виды тканей. Лицевая и изнаночная стороны.

Свойства и особенности тканей.

Назначение ручных стежков.

Раскрой материала по выкройке.Рациональное использование материала. Ориентировка в задании при помощи плана. Выполнение сметочного стежка слева-направо, не пропуская под нее одинаковое число нитей.

3 класс

Изготовление

сюжетной

композиции из

засушенных листьев,

цветов, мха, трав.

Изготовление по

рисунку совы из

шишек елей, сосны,

кедра.

Работа с природным материалом.

Техника безопасности труда и личной гигиены.

Сбор     и     правильное     хранение природных материалов. Инструменты      и приспособления (шило,    нож,    кисть,    клей    ПВА, столярный клей. Иллюстрации и картинки.

8

Свойства  природных материалов:  цвет, форма, величина,   твердость. Разнообразные формы, виды соединений.

(кроме перечисленного выше)

-        соединение деталей с помощью пластилина, клея,      палочек, проволоки;

-        рациональное   использование
случайных материалов.

Составление по

образцу орнамента в

полосе украшение

фартука.

Изготовление куклы

«Акань» украшение

орнаментом.

Работа с бумагой и картоном.

Знакомство    с    основными  видами орнамента.

Использование орнамента в одежде, изделиях быта. Знакомство           с   образцами национальных кукол.

Типы отделки одежды куклы.

Материалы       используемые       при отделке  кукол,      особенности

цветового решения.

8

-        определение понятия орнамент;

-        основные виды орнамента и его
использование   для   украшения изделий быта;

элементы      национального женского костюма

(кроме перечисленного выше)

-        выполнение образца орнамента
в полосе с  помощью  шаблона
(аппликация);

-        определять вид орнамента;

-        выполнять отделку изделий по выбору учащихся.

Изготовление аппликации из бисера трикотажных ниток олень.

Вышивание. Украшающие швы.

Вышивание бисером на плотной ткани.

Работа с текстильным материалом и бисером.

Сведения    о    национальных    видах художественной                 обработки текстильного материала. Знакомство с видами швов. Художественная отделка изделия. Использование вышивки бисером по ткани. Инструменты и приспособления.

  10

Ээлементарные представления о способах и видах отделки. Первоначальные сведения о художественной обработке ткани;

- техника вышивания бисером по свободному контуру.

(кроме перечисленного выше)

Выбор     материала     для изготовления    изделия    и    его отделки;

-приемы выполнения украшающих швов;

Приемы вышивки бисером по ткани.

Выполнение отделки изделий по выбору учащихся.

4 класс

Выполнение аппликации с элементами хантыйского орнамента.

Украшение рубахи.

 Украшение  платья.

Предметная аппликация «стойбище»

Изготовление куклы «акань».

Украшение орнаментом и мехом.

Работа с бумагой, картоном.

Знакомство с предметами, необходимыми для пошива и отделки мужской рубахи и женского платья.

 Материалы, используемые при пошиве. Особенности решения.

8

Применяемые виды бумаги и их свойства.

Самостоятельное составление плана работы.

Ориентировка в задании.

Отчет об изготовлении отдельных частей изделий и несложных изделий;

Основные материалы, применяемые для изготовления игрушек и предметов быта.  

Разметка деталей по шаблону.

Вырезание деталей ножницами.

Разметка прямоугольных деталей с измерительной линейкой, угольником;

- приемы экономии при разметке;

Выполнение работ с пооперационным разделением труда;

-самостоятельное составление композиции;

-выполнение изделий по выбору.

Изготовление изделия «прихватка» с использованием

разных стежков.

Работа с текстильным материалом. Знакомство с основами изготовления ткани. Знать профессии.  

Ручные стежки, декоративные способы обработки.

     7

Виды стежков различать ткани по происхождению.

Вышивальные нити  и их свойства.

Изготовление стежка «через край» и петельного.

Различать виды тканей

Выбирать ткани и нити по необходимости.

Читать схемы стежков

Выполнение названных стежков.

Украшение закладки

для книг из кожи

бисером.

Работа с бисером.

Самостоятельный выбор бисера для украшения изделия. Использование вышивки бисером по коже.

 3

Гармоничное сочетание цветов;

последовательность изготовления бисерных изделий.

- основные           приемы бисероплетения;

- основные приемы вышивания бисером.

Изделия из деревянных

полуфабрикатов.

Силуэт птицы и зверей.

Работа с древесиной.

Виды древесины, основные свойства. Ее применение в народном хозяйстве. Виды обработки (резание, строгание, выжигание).

2

Работа с древесиной.

Виды древесины, основные свойства. Ее применение в народном хозяйстве. Виды обработки (резание, строгание, выжигание).

-        перевод рисунка на заготовку с
помощью  копировальной        
бумаги;

- приемы     выпиливания     на изгибах контура кромки изделия;

-шлифовка изделия шкуркой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент в экологическом образовании младших школьников (1-4 классы)

Чтобы сохранить и приумножить богатства нашего края нужно воспитывать у наших детей бережное отношение к окружающему миру с малых лет....

Рабочая программа по ручному труду для 4 класса (VIII вид)

Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с умственной отсталостью» под редакцией Воронков...

Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ

Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ...

Рабочая программа по ручному труду, 1 (доп) класс вариант 8.3

Рабочая программа по ручному труду, 1 доп класс вариант 8.3 для детей с райстройством аутистического спектра...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Рабочая программа по ручному труду (9 класс) Вариант 2

В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания учащихся. Именно поэтому учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в об...