Открытое занятие по технологии. Конспект занятия: «Праздник Масленицы. Блины."
план-конспект по технологии

Сивова Наталья Ипполитовна

Тема раздела: «Кулинария».

Тема занятия: «Блины. Праздник Масленицы».

Цели:  I. Образовательная:  ·

 познакомить учащихся с русскими народными обычаями;

 ·  научить учащихся выпекать блины;

 ·  совершенствовать их навыки и умения в приготовлении блюд.

 II. Развивающая: ·  развивать их творческое воображение, активность.

III. Воспитательная: ·  воспитывать гордость за свои национальные корни.

Задачи: ·  печь блины;

·  принимать гостей.

Тип занятия: комбинированный.

 Методы  проведения  занятия:  сообщение  нового  материала,  закрепление,  практическая работа.

Межпредметные связи: история, информатика.

Оборудование и наглядные пособия:

·  на стенах плакаты с пословицами и поговорками;

·  на двери – масленица – кукла из мочала;

·  столовая и кухонная посуда;

·  скатерти, салфетки;

·  продукты,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan_maslenitsa.docx898.88 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Открытое занятие по технологии.

Конспект занятия:

«Праздник Масленицы.  

 Блины».

 Составила :

Педагог дополнительного образования

(инструктор по труду)

Сивова Н. И.  

Егорьевск, 2022г.

Тема раздела: «Кулинария».

Тема занятия: «Блины. Праздник Масленицы».

Цели:  I. Образовательная:  🕐 

 познакомить учащихся с русскими народными обычаями;

 🕐  научить учащихся выпекать блины;

 🕐  совершенствовать их навыки и умения в приготовлении блюд.

 II. Развивающая: 🕐  развивать их творческое воображение, активность.

III. Воспитательная: 🕐  воспитывать гордость за свои национальные корни.

Задачи: 🕐  печь блины;

🕐  принимать гостей.

Тип занятия: комбинированный.

 Методы  проведения  занятия:  сообщение  нового  материала,  закрепление,  практическая работа.

Межпредметные связи: история, информатика.

Оборудование и наглядные пособия:

🕐  на стенах плакаты с пословицами и поговорками;

🕐  на двери – масленица – кукла из мочала;

🕐  столовая и кухонная посуда;

🕐  скатерти, салфетки;

🕐  продукты,

Запись на доске:

Понедельник – «ВСТРЕЧА»

 Вторник – «ЗАИГРЫШ»

Среда – «ЛАКОМКА»

Четверг – «РАЗГУЛЯЙ»

Пятница – «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ»

Суббота – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»

Воскресенье – «ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ».

План занятия:

I.  Организационная часть

 1.1. Встреча с воспитанниками.

 1.2. Создание рабочего настроения.

 II.  Познавательные сведения из истории праздника «Масленица».

2.1. Историческая справка.

2.2. Праздник «Масленица», разыгранный ученицами, с песнями, плясками, прибаутками.

III. Практическая работа.

3.1. Правила ТБ при работе электроплитой, с кухонной посудой, столовыми приборами.

 3.2. Сервировка стола, угощение гостей.

 3.3. Рецепты приготовления блинов.

 IV. Итог урока:

4.1. Достижение целей и задач.

 4.2. Анализ выполненных работ.

4.3. Контрольные вопросы по разделу «Кулинария».

 4.4. Уборка рабочих мест.  

 

Наше  сегодняшнее  занятие  построен  на  базе  народных  обычаев.  Тема  занятия: «Блины.  Праздник  Масленицы».  Мы  познакомимся  с  праздником,  узнаем  о  народных обычаях, о некоторых рецептах блинов, постараемся передать духовное состояние народных гуляний.  

Один из древнейших праздников на Руси – Масленица. Масленицу повсюду ожидали с  большим  нетерпением.  Это  самый  веселый,  самый  разгульный  и  поистине  всеобщий праздник! Всю неделю веселились и стар и млад, провожая зиму, торопя приход весны.   Масленица  справляется  за  семь  недель  до  Пасхи  и  приходится  на  период  с  конца февраля до начала марта.   По  материалам  прошлого  столетия  Масленицу  нередко  открывали  ребятишки, которые  сооружали  снежные  горы  и  скороговоркой  произносили  такое  приветствие Масленице:  «Звал-позывал  честной  Семик  широкую  масленицу  к  себе  в  гости  во  двор. «Душа-ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста,  сладкая  твоя  речь!  Приезжай  ко  мне  в  гости  на  широк  двор  на  горах  покататься,  в блинах поваляться, сердцем потешиться».  

 У каждого из семи дней Масленичной недели – свой смысл и обычай. Вся же неделя именовалась  «честная,  широкая,  веселая»;  боярыня-масленица,  госпожа  Масленица, объедуха, сырная неделя.   Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и  не  обрядовые  действия,  традиционные  игры  и  затеи,  обязанности  и  поступки  до  отказа заполняли  все  дни.  Сил,  энергии,  задора  хватало  на  все.  

Поскольку  царила  атмосфера  всеобщей радости и веселья.   Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей.

 1-я воспитанница.   Накануне  вечером  (перед  тем,  как  печь  блины),  когда  появятся  звезды,  старшая  в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывала месяц выглянуть в окно и подуть на опару: Месяц ты месяц, Золотые твои рожки! Выглянь в окошко Подуй на опару! Учитель: И вот наступает 1-й день.

2-я воспитанница. Понедельник – «ВСТРЕЧА»: ходят друг к другу в гости. В этот день можно зайти поздравить соседа, подарить куклу-масленицу.

3-я воспитанница. После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица!»

4-я воспитанница. Вторник  –  «ЗАИГРЫШ»:  по  улицам  гуляют  ряженые,  останавливаются  возле  домов, заигрывают с молодыми хозяйками, приглашают на улицу.

5-я воспитанница. Не отставали от ребят и взрослые: в один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали на Масленицу, припевая

 Масленица-кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько,

С блинцами, с каравайками,

с вареничками!

Инструктор: Кстати, катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай  «лучшим  пряхам в  семье  кататься  с  гор  на  донцах,  причем  у  той,  которая  дальше всех прокатится, считалось, что будет самый лучший лен.

6-я воспитанница: Вообще  катание  на  тройках  наперегонки,  под  песни  и  гармонь,  с  шутками  и  объятиями  – типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы и старики.

7-я воспитанница: Третий день – среда – «ЛАКОМКА»: угощали друг-друга блинами со сметаной, медом и т.д., руководствуясь поговорками: «Блин  добро  не  один»,  «Блины  брюха  не  портят»,  «Блин  не  клин - брюха  не  расколет»  - поедали огромное количество блинов.

Пришла маслена неделя

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица,

Печь блины-то мастерица

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор

Друг на друга поглядели

И . . . блины-то все поели!

   В день  «лакомки» тещ посещали  зятья, для  которых  она  устраивала  настоящий  пир (если  зять  был  по  душе).  Этому  обычаю  посвящено  огромное  количество  пословиц, поговорок, песен, анекдотов и пр.

🕐  Зять на двор – пирог на стол.

 🕐  У тещи для зятя и ступа доит.

🕐  Придет зять, где сметанки взять?

8-я воспитанница: Четверг - «РАЗГУЛЯЙ»: люди славили весну, сжигали ненужные вещи, водили хороводы с бубнами,  трещетками,  рожками  да  свистульками.  Ходили  от  дома  к  дому,  отгоняли несчастье, горе, зло. Четверг называли широким. Масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного городка, на конские бега.

9-я воспитанница: Пятница  –  «ТЕЩИНЫ  ВЕЧЕРКИ»:  зятья  приглашали  тещ,  угощали  их,  веселили.  Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для выпечки блинов.

10-я воспитанница: Суббота – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»: В этот день приглашали родственников хозяина дома. Невестка дарила подарки сестрам мужа: куклу-масленицу, пряники, мыло.

11-я воспитанница: Воскресенье – «ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ». Устраивали поводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра, чтобы сжечь Масленицу.

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Уж то ли не дрова –

Осиновы дрова,

Березовы дрова!

Подавайте их сюда

На Масленицу

На горельщицу!  

Молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями, шумом.  А  поздно  вечером  выезжали  на  озимь  и  здесь  на  приготовленном  костре  чучело сжигали. Прощай, Масленица, Прощай, красная! Наступает великий пост. Дадут нам редьки хвост. А мы редьку не берем, Кота за уши дерем!

12-я воспитанница: У Масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез.

Все дети хором:

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!

Инструктор:   И  в  преддверии  великого  поста,  стремясь  очиститься  от  всего  греховного,  люди просили друг  у друга прощения за нанесенные обиды  – нарочные и нечаянные и прощали друг друга.  

Вот  таким  был  праздник  Масленицы  на  Руси  в  давние  времена.  Сейчас  идет возрождение народных праздников, народных традиций.

А сейчас девочки расскажут некоторые рецепты выпечки блинов, продемонстрируют их, угостят нас и наших гостей.

C:\Users\Библиотека\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_20221130-204319__01.jpgC:\Users\Библиотека\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_20221130-204321__01.jpg

C:\Users\Библиотека\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_20221130-204340__01.jpgC:\Users\Библиотека\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_20221130-204406__01.jpg C:\Users\Библиотека\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_20221130-204359__01.jpg

 1-я воспитанница: Милости просим к столу, отведать наших блинов.

C:\Users\Библиотека\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_20221130-204335__01.jpg

Инструктор: Давайте подведем итог.

🕐  Мы научились печь блины.

🕐  Узнали старинные рецепты и новые современные рецепты выпечки блинов.

🕐  Познакомились с историей праздника «Масленица».

🕐  Узнали много новых слов и словосочетаний: Масленица, Пасха, объедуха, обрядовые и необрядовые действия, кукла-масленица, донцы.

А что полезного узнали?

 Как вы думаете, вам это в жизни пригодиться?

Где?

И что же такое эта Масленица?

Вопросы: 📫  Какое тесто используется для выпечки блинов: пресное сдобное, заварное или бисквитное?

📫  Что еще можно приготовить из этого теста?

📫  Какие требования предъявляются к качеству изделий из теста?

📫  По способу приготовления какое бывает тесто?

📫  По способу замеса какое знаете тесто?

📫  Что используется для пышности, рыхлости теста?

 📫  Какие разрыхлите вы знаете? Для чего они служат?

📫  Расскажите и покажите правила сервировки стола.

📫  Расскажите и покажите правила поведения за столом.

Так  как  вы  все  старались  и  готовились  к  этому  уроку  больше  недели,  и  напекли действительно вкусные блины – за урок всем «отлично».

Рецепты.

Блины "Обычные". Разогреть слегка 1 литр молока, влить его во взбитые 2 яйца с небольшим количеством сахара и чуть соли. перемешать. Добавить 4 ст. л. растительного масла. 400 граммов муки просеять, всыпать в тесто и добавить треть пачки сухих дрожжей. Завести тесто, дать чуть настояться и выпекать блины.

Блины гречневые. Взять три стаканы хорошей сухой гречневой муки, 2 стакана молока, ложку растопленного масла, 2-3 ложки жидки дрожжей, размещать, выбить хорошенько и поставить на несколько часов  в  теплое  место  и,  когда  тесто  еще  раз  поднимется,  брать  его  ложкой  и  лить  на раскаленную сковороду; подавать на стол горячими с маслом, сметаной, икрой. Каравай из блинов. Испечь  блины,  поджарить  их  с  обеих  сторон,  класть  в  кастрюлю,  намазанную  маслом, переложить  каждый  блин  слоем  какого-нибудь  фарша:  из  мяса,  творога,  манной  каши, раскидать маленькие кусочки масла, потом поставить в печь. Когда подрумянятся и кругом подсохнут, выложить на  блюдо и подавать на стол.

 Блины царские. Взять  полбутылки  сливок  и  стакан  муки,  размешать,  вскипятить.  Поставить  в  холодную воду,  остудить.  Отдельно  на  льду  в  чашке  размешать  растопленное  сливочное  масло  и шестью  желтками  и  четверть  стакана  сахару,  прибавить  туда  остуженного  теста,  снова размешать и добавить полстакана взбитых сливок, выпекать.

Блины с яйцами и луком. Приготовить гречневое или пшеничное тесто, подготовить сковороду, влить тесто, посыпать мелко нарезанными, круто сваренными яйцами и луком, выпекать. Блинчики с яблоками. Испечь  блины,  поджарить  их  с  обеих  сторон,  класть  в  кастрюлю,  смазанную  маслом, перекладывая  каждый  блин  слоем  тонко  нарезанных  яблок,  посыпая  их  мелким  сахаром, корицей  и  гвоздикой,  разбрасывая  кусочки  масла;  поставить  кастрюлю  на  час  в  духовку. Когда кругом подсохнет и подрумяниться, выложить на блюдо, осыпать мелким сахаром и подать на стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 1 класс

Тема: "Зимушка-зима. Новый год."Цель: познакомится с новогодними  стихотворениями;  изготовить маску  для новогоднего карнавала.Задачи: образовательная: разучивание новогодних стих...

конспект занятия по технологии на тему "Реалистическая лепка. Персидская кошка".

В документе расположен конспект занятия по технологии в таблице,а также титульный лист...Описываются этапы занятия......

Конспект занятия по технологии "Шкатулка"

Педагогам предлагается научить детей складывать шкатулку в технике оригами, опираясь на изученные ранее базовые формы, и украсить крышку шкатулки узором из элементов квиллинга....

Конспект занятия для учащихся с ОВЗ "Праздник сентября".

Конспект занятия для обучающихся с ОВЗ. В игровой форме дети закрепляют ранее полученные знания по произведениям В.А. Степанова....

Конспект занятия по технологии "Объемная пластилинография""

Коспект урока по технологии. Может так же быть использован для уроков изо и арт-терапии....