ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ К АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
статья по технологии (3 класс)

Мандаева Светлана Михайловна

В статье рассмотрено воспитание детей и приобщение детей к алтайской культуре путем создания изделий (украшений, родового панно) на уроках технологии, а также во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ К АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Мандаева С.М., учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Онгудайская средняя общеобразовательная школа имени  С.Т.Пекпеева»

Россия, Республика Алтай, с. Онгудай

e-mail: svetlana.mandaeva@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрено воспитание детей и приобщение детей к алтайской культуре путем создания изделий (украшений, родового панно) на уроках технологии, а также во внеурочной деятельности.

Abstract. The article discusses the raising of children and introducing children to the culture of their nation by creating products (jewelry, ancestral panels) in technology lessons, as well as in extracurricular activities.

Ключевые слова: воспитание детей, алтайская культура, творчество, ручные изделия.  

Keywords: parenting, Altai culture, creativity, handicrafts.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире дети коренных народов, в частности, алтайцы приобщены к своей культуре, традиции. Для того, чтобы ребенок гордился тем, что “Мен Алтай” (Пер. я алтаец), задачей учителя на современном этапе, является помочь ребенку создать благоприятные условия для развития и воспитания не только познавательного и творческого интереса к своему предмету, но и глубже чувствовать свою принадлежность, истоки и корни.  

Традиционная культура учит человека любить свой народ, землю, на которой он живёт. Именно культура делает человека личностью, приобщение к культурному наследию способствует развитию индивидуальных способностей. Воспитание личности проявляется в развитии творческих способностей, эрудиции. Поэтому данная статья посвящена изучению традиции путем создания творческих изделий во внеурочной деятельности и на уроках технологии.  Были времена, когда традиционное ремесло находилось на грани исчезновения. Сегодня он возродился и всё больше становится формой художественного самовыражения.

Создание украшений, семейных панно во внеклассных занятиях - один из способов приобщить детей к своей культуре. Значимость исследования состоит в том, что изучение традиционную культуру путем создания изделий своими руками   позволяет раскрыть язык души детей, тем самым развивая национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу.

Теоретическая значимость. Теоретический материал исследования может быть использован учителями на уроках   и на внеклассных мероприятиях.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы учителями на уроках технологии. Работа выполнена на базе внеурочной деятельности «Чудесная мастерская» МБОУ  «Онгудайская СОШ  им. С.Т. Пекпеева».

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса пришла к решению строить внеурочную работу по ознакомлению учащихся с традициями народной культуры. Изучение традиционной культуры реализовывается в форме творческой   мастерской.  Мастерская – это новый способ организации деятельности учащихся.  Вся работа направлена на позитивную социализацию, развитие личности современных детей, приобщение к культурному наследию народов, народным традициям, самобытности. Ознакомление   с историей и традициями разных народов происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка.

Главным результатом является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, который выражает характер исполнителя, а главным критерием оценки работы обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность добиваться достижения итогового результата, взаимодействовать в команде. Обучающиеся изучают алтайские традиции и обычаи посредством ознакомления с историей, их смыслового значения для людей; способы изготовления изделий, Обучающиеся овладевают навыками решения творческих задач и поиска. Обучающиеся принимают участие в конкурсах, выставках.

Основные направления мастерской является ознакомление с родовым делением и со значением рода (сӧӧк) в жизни у алтайца. Создание родового панно. Рис.1

img_1669629601799_2

Рис.1. Родовое панно, выполненные детьми.

1-панно рода майман          2- панно рода иркит

3-панно рода иркит       4- процесс изготовления

Ознакомление с каури (jыламаш) как материнский символ-лучший оберег. Создание изделий из каури серьги, браслеты, обереги, накостные украшения). Рис.2

img_1669627676638_1

Рис. 2. Изделия из каури (jыламаш) выполненные детьми.

1-браслеты    2- Накосные украшения

                                        3-чокеры         4-серьги

При изготовлении изделий из каури и родовое панно, дети параллельно знакомятся с историей, осваивают технологию изготовления. Панно можно дарить родным и близким как оберег, для личного и внутрисемейного пользования. Каури как оберег используют в украшениях. Изготовление украшений - творческая работа, требующая усидчивости и вдохновения, но в то же время, это своего рода таинство, позволяющее прикоснуться к самобытной алтайской культуре.

Заключение. Вся работа по воспитанию и развитию традиционной культуры современных детей дает хорошие результаты, так как дети с интересом воспринимают материал. У детей появляется интерес к алтайской культуре, чувство гордости за свою республику, уважение к жителям республики, где они родились и живут. Соблюдение традиций  и обычаев своего  народа является неотъемлемой частью  семейного воспитания в настоящее время.

В перспективе – презентация творческих изделий обучающихся в виде проектов на  различных уровнях.

Список литературы

  1. Мандина Я.А. Приобщение дошкольников к народной культуре как средство повышения качества педагогического процесса в детском саду// Опыт и перспективы развития системы качества образования в условиях внедрения ФГОС: сборник докладов и тезисов республиканской научно-практической конференции. – Горно-Алтайск, 2014 – С. 69-70.
  2. Содоноков Н.А. Воспитание школьников на традиционной культуре алтайцев. – Горно-Алтайск, 2002 – С. 36

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути создания проблемной сетуации на уроках русского языка в начальной школе.

Надеюсь данная статья поможет учителю сделать урок русского языка более интересным....

Создание творческой среды на уроках литературного чтения в начальной школе.

Творчество – это способность человека создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Особенностью...

Мастер-класс на тему: Пути создания ситуации успеха на уроке в начальной школе.

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повыш...

Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

                  Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В течение работы у каждого учителя накапливается бесценный опыт. Особенно я столкнулась с проблемой объяснения нового материала. Как донести новое, ещё неизвестное пытливым любопытным человечкам....

Доклад РМО_Повышение профессиональной компетентности учителей физической культуры путем самообразования через использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Доклад РМО_Повышение профессиональной компетентности учителей физической культуры путем самообразования через использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения...