Технологическая карта урока технологии "ПОРТ"
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Зайкина Вера Андреевна

Познакомить учащихся с работой порта, с профессиями людей, работающих в порту; рассказать об истории узлового плетения, важности правильного крепления грузов, использовании морских узлов в быту; учить анализировать готовое изделие, составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, выполнять морские узлы и использовать их для изготовления канатной лестницы, составлять рассказ для презентации изделия; воспитывать интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24._port.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 24. ПОРТ

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с работой порта, с профессиями людей, работающих в порту; рассказать об истории узлового плетения, важности правильного крепления грузов, использовании морских узлов в быту; учить анализировать готовое изделие, составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, выполнять морские узлы и использовать их для изготовления канатной лестницы, составлять рассказ для презентации изделия; воспитывать интерес к предмету

Тип урока

Освоение нового материала, решение практических задач

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач; порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел

Образовательные
ресурсы

 Интернет-ресурсы:

http://works.tarefer.ru/84/100138/index.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F0%F2

http://www.vladcity.com/diving/knot-sea/history-of-tying-knots

Наглядно-демонстрационный
материал

 Мультимедийная презентация по теме; образцы узлов; аудиозапись песни из мультфильма «В порту» (слова С. Козлова, музыка М. Минкова).

 Видеоряд:

http://www.ln.xinhuanet.com/ztjn/dws/xin_15309080816106098386108.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7f/Djibouti_Port.JPG

http://www.anapa.info/autosized/1000x1000_r/13223912176668.jpg

http://www.engine-market.ua/lib/spaw2/uploads/images/ODESSA-SEA-PORT_3.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4521/130283026.4b/0_5f841_681ad524_XL

http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/012dyy85.jpg

http://www.vrsystems.ru/stati/images/sistemi_bezopasnosti_morskogo_ribnogo_porta.gif

http://kaliningrad.rfn.ru/p/b_68851.jpg

http://de.academic.ru/pictures/dewiki/104/harbour_pilot_boarding.jpg

http://www.novosel.ru/i/427999.jpg

http://st.free-lance.ru/users/t-strelnikova/upload/f_4b92a8cbcadc6.jpg

http://www.kvaclub.ru/foto/tramway/tr06_38.jpg

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь; веревка или шнур

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: познакомятся с работой порта, профессиями людей, работающих в порту; узнают об истории узлового плетения, важности правильного крепления грузов, использовании морских узлов в быту; научатся

анализировать готовое изделие, выполнять морские узлы и использовать их для изготовления канатной лестницы.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценивать работу по заданным критериям; коммуникативные – научатся слушать и слышать учителя
и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду людей, работающих в порту; имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации
совзаимодей-

ствия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и моти-

вационная подготовка
к усвоению материала.

Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Тихо звучит песня из мультфильма «В порту» (слова
С. Козлова, музыка М. Минкова).
 

– А знаете ли вы, как называется место на берегу моря

или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов, имеющее комплекс специальных сооружений для их обслуживания?

Это порт. Сегодня вы познакомитесь с его работой и научитесь завязывать морские узлы

Слушают
учителя,
отвечают
на вопросы

Фронтальная

Личностные: имеют
мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

II. Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания

Организует проверку и обсуждение выполнения домашнего задания. Заслушивает сочиненные сказки

Участвуют
в коллективной беседе

Фронтальная

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, вступать в коллективное сотрудничество, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Словесно-ил-

люстративный рассказ
с элементами беседы «Порт».

Просмотр мультимедийной презентации

– По назначению порты можно подразделить на транспортные, военные, промысловые и порты-убежища.

Транспортные порты предназначены для передачи грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой. Они могут быть разделены на порты торговые и пассажирские, и порты специальные, предназначенные для переработки какого-либо одного груза (уголь, руда, нефть, лес и т. д.).

Военные порты или базы флота предназначены для обслуживания Военно-морского флота.

Промысловые порты, из которых наибольшее развитие получили рыбные порты, оборудуются складами-холодильниками и имеют в своем составе перерабатывающие предприятия.

Порты-убежища, как это видно из названия, предназначены для укрытия во время шторма судов, которые не рассчитаны на действие крупных волн. Для технического обслуживания и ремонта судов в портах используются сухие и плавучие доки. В международных портах имеются обособленные места – карантины – для изоляции прибывших судов в целях предотвращения распространения инфекций. Порты обычно устраивают в бухтах или гаванях, акватория которых защищена от волн естественными выступами берегов или искусственным оградительным сооружением – молом. Порты устраивают также
в устьях рек. Вход в порт, как правило, обозначают маяками. Знаете ли вы, в каких городах располагаются крупные морские и речные порты? Отметьте их на карте России (рабочая тетрадь, с. 4–5)

Слушают
учителя, смотрят
презентацию; анализируют ин-

формацию, отвечают
на вопросы, выполняют задание

Фронтальная

Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения.

Коммуникативные:

умеют полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя, устного ответа товарища, задавать вопросы и формулировать ответы на них. 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Выполнение
задания-теста «Работа в порту» (рабочая тетрадь,

с. 62)

Организует работу над заданием 1, контролирует правильность выполнения

Выполняют задание

Индивидуаль-

ная

Познавательные: логические – осуществляют поиск нужной информации
из разных источников.

Коммуникативные: умеют отвечать на вопросы, делать выводы.

Регулятивные: умеют оценивать работу по заданным критериям

Выполнение задания-теста

Работа
с учебником
(с. 103): как разгружают суда

– Рассмотрите слайды или рисунки в учебнике (с. 103)
с изображением организации процесса разгрузки судов
и расскажите о нем по
вопросам:

– С помощью чего разгружаются суда?

– Похожи ли портовые краны на строительные?

– Куда перегружают грузы в порту?

Слушают
учителя,
выполняют задание,
описывают процесс разгрузки

Фронтальная

Коммуникативные: умеют полноценно слушать; осознанно и полно воспринимают содержание устного ответа товарища; умеют задавать вопросы и формулировать ответы на них.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы. Выполнение задания

Работа
с учебником

(с. 102–

103): кто

работает в порту?

– В порту работает очень много людей. И профессии
у них самые разные. Там работают и водители, и машинисты, и крановщики. С этими профессиями вы уже знакомы. Давайте познакомимся с новыми профессиями.

Прочитайте информацию об этом в учебнике (с. 102–103).

Посмотрите слайды с изображением работающих людей
и определите, какая у них профессия

Слушают
учителя,
рассматривают слайды; анализируют информацию, делают выводы

Фронтальная

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы на основе полученной информации

Устные ответы

Выполнение задания в рабочей тетради
(с. 63)

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении заданий 2, 3

Выполняют задания

Индивидуаль-

ная

Познавательные: умеют делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные: умеют ориентироваться в учебных пособиях

Выполнение заданий

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Выполнение упражнений

IV. Твор-

ческая практическая деятельность

Организация
рабочего места

Проверка организации рабочего места

Организуют свое рабочее место

Индивидуаль-

ная

Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью

Устные ответы

Рассказ «Мор-

ские узлы». Просмотр слайдов или рассматривание иллюстраций
в учебнике

(с. 104)

– Завязывание узлов на веревках и их использование в самых разнообразных сферах можно назвать одним из древнейших умений человечества. Особым образом завязанные узлы применялись в повседневной жизни, в самых разных ее сферах: от скрепления между собой частей механизмов, изготовления сетей и ловушек до пошива одежды. Одним из применений мастерства завязывания узлов

стало морское дело. В далеком прошлом во времена зарождения, развития и расцвета парусного флота вместе
с ним развивалось и искусство вязания морских узлов. Первые
морские узлы использовались еще в Древнем Египте. Изобретенный ими прямой узел широко использовался в дальнейшем греками и римлянами. Финикийцы, великолепные мореходы, развили это искусство и распространили по свету вместе с другими своими достижениями. Неудивительно, что максимального разнообразия узлы достигли именно в морской сфере, ведь морякам приходится иметь дело с огромным количеством сложной системы снастей и такелажа. На парусном судне умение закрепить особым образом снасть, да еще и в шторм на высокой мачте в темноте было не просто полезным, но зачастую жизненно необходимым. От правильно завязанных узлов на такелаже зависела безопасность плавания на парусном судне. В период расцвета парусного флота морских узлов насчитывалось более пятисот. Сейчас это умение утратило первостепенную важность для моряков, но и до сих пор мастерство правильно вязать такелаж используется поклонниками парусного спорта

Слушают
учителя,

рассматривают слайды
или иллюстрации; анализируют ин-

формацию

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения.

Коммуникативные:

умеют полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя

Устные ответы

Беседа «Что мы будем делать?».

Работа
с учебником

(с. 105–107)
и рабочей тетрадью
(с. 64)

Помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы понадобятся для работы над изделием, способ крепления изделия. Демонстрирует приемы вязания морских узлов. Организует изучение плана работы над поделкой (учебник, с. 105–107), затем

предлагает выполнить задание в рабочей тетради (с. 64)

Анализируют готовое изделие, ин-

формацию; слушают учителя, отвечают на вопросы; работают

с учебником; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы

Фронтальная

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Регулятивные: планируют свою деятельность.

Познавательные: общеучебные – умеют производить логические мыслительные операции; осознанно читают тексты с целью использования информации; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия

Устные ответы

Практическая работа

Выполните технический рисунок в рабочей тетради
(с. 64) и изготовление канатной лестницы.

В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы над изделием. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради – подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить её

Выполняют задание

Индивидуаль-

ная

Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы.

Личностные: сориентированы на плодотворную

работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Изготовление канатной лестни-

цы с ис-

пользованием способа крепления морскими узлами

V. Итоги урока. Рефлексия

Выставка и презентация работ учащихся

В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность исполнения и т. д.

Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов
одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу
на уроке

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Организует беседу по вопросам:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

Слушают
учителя,
отвечают
на вопросы

Фронтальная

Устные ответы

Домашнее задание

Объясняет задание.

– Принесите шнур для плетения макраме, бусинки

Слушают
учителя

Индивидуаль-

ная

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...