Конспект урока технологии. 3 класс. Тема: Работа с соленым тестом. Лепка хлеба.
план-конспект урока по технологии (3 класс)

Никеева Надежда Егоровна

Конспект урока технологии. 3 класс. Тема: Работа с соленым тестом. Лепка хлеба.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Работа с соленым тестом. Лепка хлеба.

Тип урока: ОНЗ

Цели:

Содержательная: актуализация и расширение первоначальных представлений о истории развития и видах изделий из хлеба

Деятельностная: формирование умения работать с пластическими материалами, используя приемы скатывания, раскатывания, сплющивания, прищипывания.

Задачи:

Дидактические:

1. Расширить представления о видах пластических материалов (соленое тесто)

2. Совершенствовать умение работать по алгоритму, предложенному учителем, вносить необходимые коррективы;

3. Самостоятельно изготовить изделие из пластических материалов используя приемы лепки как средство выразительности

4. Формировать умение изменять образ создаваемого объекта в соответствии с собственным замыслом;

Развивающие:

1. С помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта ситуации;

2. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов;

3. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

4. Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

5. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

6. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

7. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

8. Ответственно выполнять свою часть работы;

Воспитательные:

1. Понимать и принимать культурно-исторические ценности традиций, отражённые в предметном мире; проявлять чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

2. Проявлять способности к эстетической оценке окружающей предметной среды.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Расширяет представления о видах пластических материалов (соленое тесто)

2. Совершенствует умение работать по алгоритму, предложенному учителем, вносить необходимые коррективы;

3. Самостоятельно изготавливает изделие из пластических материалов используя приемы лепки как средство выразительности

4. Формирует умение изменять образ создаваемого объекта в соответствии с собственным замыслом;

Личностные:

1.Понимает и принимает культурно-исторические ценности традиций, отражённые в предметном мире; проявляет чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

2. Проявляет способности к эстетической оценке окружающей предметной среды.

Метапредметные:

Познавательные:

1. С помощью педагогического работника формулирует цель, планирует изменения объекта ситуации;

2. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов;

3. Согласно заданному алгоритму, находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

4. Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

Регулятивные:

1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;

2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.

Коммуникативные:

1. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

2. Ответственно выполняет свою часть работы.

Образовательные ресурсы: 

Оборудование: р

План урока:

1.Этап мотивации – 3 мин

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин

 Беседа про пластичные материалы

3. Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин

3.1. Введение в тему урока 

3.2. Отгадывание загадки

4. Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели, задач урока

5. Этап реализация построенного проекта – 5 мин

5.1. История хлеба 

5.2. Путь хлеба на стол

5.3. Профессии людей, которые помогают хлебу прийти на стол

5.4. Пословицы о хлебе

5.5. Демонстрация приемов работы

5.6. Пальчиковая гимнастика

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин

7. Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин

7.1. Составление композиции

7.2. Подведение итогов

7.3. Уборка рабочих мест

        

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята.

- Меня зовут Надежда Егоровна, и сегодня урок технологии проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности к уроку

- Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку

- У вас на столах должны лежать: стек, подкладной лист

1.3. Работа с пословицей

- Ребята, на слайде представлено выражение 

«Дело мастера боится»

- Что это?

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Верно. Сегодня мы с вами будем много трудиться, поэтому слушайте меня внимательно, чтобы вы успели все сделать. Я желаю, чтобы этот урок для вас прошёл интересно, каждый для себя открыл что – то новое, а трудности, с которыми вы встретитесь, непременно были преодолены.

Приветствуют учителя, садятся

Проверяют готовность к уроку

Пословица

Эта пословица о том, что человек, который берется за дело ответственно справиться с ним очень хорошо

Фронтальная

Фронтальная

Л.1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Беседа про пластичные материалы

-Какие пластические материалы вы знаете?

Пластилин, снег, тесто

- Что такое пластилин? Определение ….

Пластилин - специальный материал для лепки, состав которого – очищенная и размельченная до однородного состояния глина, воск, вазелин. Также в состав пластилина могут входить и различные высокомолекулярные синтетические вещества – полиэтилен, поливинилхлорид, а также каучуки, озокерит, церезин и животные жиры.

-Снег, глина. Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина – это природный материал, который встречается повсеместно, легко обрабатываемый, долго сохраняющий форму изготовленного изделия. Самый древний материал для лепки

-Тесто – густая масса, образующаяся в результате смешивания какого-л. сыпучего вещества с жидкостью

 Современные материалы:

Кинетический песок – это новый популярный материал, который используется для творчества и развлечения детей всех возрастов. Кинетический песок – это материал, созданный впервые в Швеции в 2013 году. В составе кинетического песка 98% просеянного морского песка и 2% специального полимера, который связывает песчинки и не дает им рассыпаться.

Легкий пластилин — это податливая самозатвердевающая масса для лепки, в последние годы получившая широкую популярность во всем мире. Иногда его также называют суперлегким или воздушным пластилином. В состав продукта входят пищевые красители, вода и полимеры.  

Холодный фарфор — это масса на полимерной основе, из которой лепят, фигурки, цветы, деревья, бонсаи, аксессуары, украшения. Он представляет собой пластичную массу, приятную на ощупь, которая высыхает на воздухе и сохраняет заданную мастером форму.

 

Фронтальная

Фронтальная

К.2

Л.1

П.1

Л.1

П.1

Р.2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

3.1. Введение в тему урока

Сегодня на уроке я предлагаю вам отправится в творческую мастерскую.

- Чтобы узнать, чем мы сегодня займемся, сначала надо отгадать загадку.

3.2. Отгадывание загадки

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый. 

А бывает подгорелый (Хлеб)

О чём пойдёт речь на нашем занятии.

- Кто нас приглашает к себе в гости?   (Хлеб)

– О чем пойдет разговор? (о хлебе) 

Фронтальная

ПР.2

Л.1

Л.2

П.1

К.1

К.2

Р.1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

4.1. Формулирование темы урока

- Сформулируйте тему урока.

- Тема нашего занятия?   (Хлеб - всему голова)

 -Дорогие ребята! Как вы уже сказали, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

16 октября отмечается день хлеба. Этот праздник был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров.

-А что для вас значит хлеб?

-Хотелось бы вам еще больше узнать о хлебе? Если да, то поднимите руку.

4.2. Формулирование цели, задач урока

-Какую цель поставим на занятии? (расширить знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека)

Хлеб – всему голова

Фронтальная

П.1

Р.1

Л.1

П.2

К.1

К.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

5.1. История хлеба

Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос».

 Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна, было, удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

5.2.  Путь хлеба на стол

–А знаете ли вы, как появляется хлеб у нас на столе? Как это происходит?

– Чтобы узнать, я вам предлагаю выполнить задание.

- Итак, задание №1.«Восстанови путь хлеба на стол».

 расставить по порядку цифры, выстройте по очереди все действия.

1.ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ, 2.ПОСЕВ ЗЕРНА,  3.СБОР УРОЖАЯ, 4.ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ, 5.ЗАМЕС ТЕСТА, 6.ВЫПЕЧКА

 В парах на карточках. Проверка.

-Объясните, почему именно в такой последовательности вы расставили?

- Давайте послушаем, как же хлеб пришел на стол?

Сначала землю готовят к посеву, вспахивают ее, потом засеивают зерном, потом косят и отвозят на мельницу, там зерно перемалывают в муку и отвозят на пекарню, где и пекут хлеб, который потом попадает в магазин. 

 

-Вот ребята, какой длинный путь проделывает хлеб, прежде чем попадёт к нам на стол.

5.3. Профессии людей, которые помогают хлебу прийти на стол

-Задумывался ли кто из вас, сколько людей вложили свой труд в теплый ароматный кусочек хлеба. Давайте вспомним профессии людей, которые трудятся над производством хлеба.

Задание №2. Ребята, обратите внимание на слайд, скажите какие профессии людей, помогают хлебу прийти на стол (Тракторист, сеятель, комбайнёр, водитель, мельник, пекарь, продавец.)

-Это только часть профессий, а еще много других людей, которые приложили руки, чтобы у нас с вами был хлеб.

- Хлеб всегда был и остается самой большой ценностью. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

 

-Ребята, а как надо обращаться с хлебом? Кто знает? (ответы детей)

Как нужно обращаться с хлебом:

-Обращайтесь с хлебом бережно,

никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько сможете скушать, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками.

Памятка

5.4. Пословицы о хлебе

– Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Много пословиц сложил народ о хлебе. Ребята, а какие пословицы о хлебе вы знаете? (Хлеб – всему голова). Обратить внимание на нашу тему занятия!!!

-Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

-Ребята, следующее задание №3. Собрать пословицу из слов и объяснить ее смысл.

Хлеб батюшка                            ,а стоит много труда

Не велик кусок пирога                 вода матушка

 

1.Пословица означает, что хлеб – это самое главное, что есть на столе. С давних времен он много значил для русских людей. Поэтому считается, что хлеб всему голова. 

2.Смысл пословицы в том, что хлеб и вода одни из самых главных ценностей в жизни человека. Вода – ценнейший дар природы, а без хлеба никакая пища невкусна.

2. Потому что если у человека был хотя бы хлеб и вода — это уже была полная гарантия выживания в любых экстремальных условиях. Это два необходимых для жизни человека продукта, как отец и мать в своей сущности.

3.Не велик кусок пирога, а стоит много труда. Так говорят когда хотят показать, что приложено много труда для создания чего-либо.

-Шло время и сейчас существует 750 видов хлебобулочных изделий.

-Ребята, попробуем выполнить с вами следующее задание №4. 

Составим слова и узнаем виды хлебобулочных изделий.

РОПИЖКО (пирожок)

АВТУШРАК (ватрушка)

БУЛИКБ (бублик)

НДКРЕКЕЛЕ (кренделек)

А какие еще хлебобулочные изделия вы знаете? (…….) (рогалик,  баранка, плюшка).

-Молодцы

-Хлеб – это символ благополучия, достатка.  Хлеб на столе –  богатство в доме.

-А все ли знают, как называется праздничный хлеб? Правильно! (это каравай)

-Караваем встречали и провожали дорогих гостей, а самые пышные и искусно украшенные караваи были главным угощением на свадьбах.

- Ребята, сегодня мы с вами попробуем себя в роли пекарей. Нашим материалом для лепки будет соленое тесто.

Соленое тесто - это материал для лепки, приготовленный из муки, соли и воды. Его можно использовать для изготовления украшений и скульптур, а также сушить в обычных и микроволновых печах. Он может быть покрыт лаком или полиуретаном; окрашен акриловой краской; и окрашен пищевым красителем, натуральным красителем или краской, смешанной с мукой или водой.

Раздать кусочки теста.

Правила техники безопасности.

1. Солѐное тесто - несъедобно!

2. В процессе работы используй подкладной лист

3.Для деления теста используй стек

4. После завершения работы вымой руки

5.5. Демонстрация приёмов работы:

- Ну что ж, мы с вами размялись, теперь давайте приступим к созданию наших изделий. 

Посмотрите, видеоинструкцию на которой представлены варианты лепки хлеба. Подумайте какими приемами можно пользоваться, чтобы добиться желаемого результата.

  1. скатывание
  2. раскатывание
  3. сплющивание
  4. прищипывание
  5. декорирование

-Подумайте какой хлеб вам хотелось бы «испечь»?

 

5.6. Пальчиковая гимнастика

- Прежде чем начать работу предлагаю размять наши пальчики.

«Хлеб».

 Рос сперва на воле в поле,               Дети слегка покачивают руками,

 Летом цвел и колосился,                  поднятыми вверх.

 А потом обмолотили,                       Постукивают кулаками друг о друга.

 Он в зерно вдруг превратился.       Выполняют упражнение «Пальчики                                                                здороваются»  

    Из зерна – в муку и тесто,             Сжимают и разжимают кулаки.

 В магазине занял место.                    Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

 Вырос он под синим небом,              Поднимают руки вверх.

 А пришел на стол к нам – хлебом.    Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

Формулируют правила безопасности при работе с ножницами и клеем

Повторяют пальчиковую гимнастику за учителем

Под руководством учителя изготавливают поделку

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

ПР.3

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.2

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

 Целевые обходы учителя:

- Контроль организации рабочего места.

- Контроль технологической грамотности выполнения приемов работы (операции сгибания осуществляются на столе, сгибы тщательно проглаживаются).

- Контроль, за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.

- Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения.

- Внимательно посмотрите на работы, что можно добавить, как можно изменить?

- Проверьте правильность выполнения работы друг у друга.

7. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

7.1. Составление композиции

- А сейчас я предлагаю поместить наши изделия на блюдо, на котором они будут сохнуть под осенним солнышком.

-проходим по рядам и спрашиваем, что слепили.

7.2. Подведение итогов

- С чем мы работали сегодня на уроке?

- Ребята, а какое применение мы можем найти выполненному изделию?

- Кому понравилась работать с соленым тестом, поднимите, пожалуйста, руку.

- Что общего у пластилина и соленого теста?

Что их различает?

Что вы расскажете дома?

-Помните, хлеб - это не только продукт питания, это – освещенный веками символ труда, доброты, дружбы.

7.3. Уборка рабочих мест

- Мне было приятно с вами работать. Спасибо за работу. Уберите свои рабочие места.

Критерии оценки:

- грамотное выполнение приемов лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание;

- соотвествие работы общей тематики урока,

- завершенность работы;

- соблюдение правил техники безопасности и культуры труда.

Анализируют результат

 

Фронтальная

ПР.1

Л.1

Л.2

П.1

П.4

К.1

К.2

Р.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии по теме "Народные промыслы. Городец.Работа с бумагой.Аппликационные работы"

Данный материал представляет собой конспект урока технологии  по теме: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ГОРОДЕЦ. РАБОТА С БУМАГОЙ. АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ». Данный урок проводится по программе "Школа России" во...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности. Кружок «Страна мастеров». Тема: «Работа с соленым тестом. Изготовление поделки «Цветик-семицветик». 2 «В» класс

Цель:расширить кругозор учащихся по  лепке сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста...

Конспект урока технологии на тему «Работа с таблицами». Изделие: «Таблица» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умения изготавливать таблицу и работать с ней;развитие творческого мышления и аккуратности;воспитание интереса к материалу урока.Планируемые результатыПредметные...

Конспект урока технологии по теме: "Работа с бумагой. Изготовление объемной модели мельницы."

Цели деятельности учителя: формирование представлений о приемах конструирования объемного изделия на основе разверткиПланируемые результатыПредметные: сформировать умения самостоятельно составлять ком...

Конспект урока технологии по теме: «Работа с бумагой. Складывание. Изделие: «Птица счастья» »

В данном материале размещен конспект урока технологии по теме: «Работа с бумагой. Складывание. Изделие: «Птица счастья» »...