Урок технологии «Мастерская кукольника» Может ли игрушка быть полезной?
методическая разработка по технологии (3 класс)

Зырянова Наталья Николаевна

Деятельностная цель: выполнить работу по изготовлению бумажной куклы- игрушки Чиогами.

Образовательная цель: познакомить с технологией изготовления игрушки – сувенира из бумаги;

-закрепить навыки детей по работе с бумагой в технике «оригами»; правила работы с ножницами и клеем;

-упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_tehnologii.docx26.46 КБ
Office presentation icon tehnologiya_kukla_chiogami.ppt2.96 МБ
Файл naglyadnost_k_uroku_tehnologii.docx470.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет Технология                                                               Урок № 10

Тема урока: «Мастерская кукольника» Может ли игрушка быть полезной?

Тип урока:  Урок закрепления

Деятельностная цель: выполнить работу по изготовлению бумажной куклы- игрушки Чиогами.

Образовательная цель: познакомить с технологией изготовления игрушки – сувенира из бумаги;

-закрепить навыки детей по работе с бумагой в технике «оригами»; правила работы с ножницами и клеем;

-упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Проект урока

Ход урока

Примечания

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

- Здравствуйте, ребята!

- Очень хочется, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили, что уже вы умеете и знаете и постараетесь открыть новые секреты.

                         На вас надеюсь я друзья,

                         Вы хороший дружный класс

                         Всё получится у нас.

- Прочитайте и продолжите высказывание на доске: Дерево красно плодами, а… (человек делами).

- Что это за предложение?

- О чём эта пословица?

- Как понимаете значение сказанного?

- Надеюсь, что и в заключении урока Технологии наше дерево будет украшено плодами.

Слайд 1

Пословица на доске

Прикрепить дерево

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

а) вводная беседа    

- Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир.

- Прочтите строки на слайде:

               Цветы – весной.

               Кукушка – летом.

               Осенью – луна.

               Чистый и холодный снег - зимой.

                                                                         Догэн

- Это стихотворение написал японский поэт Догэн ещё вначале 13 века нашей эры.

- О чём это стихотворение? (о временах года)

- Как просто, как безыскусно это весна, лето, осень и зима. Обычные образы, подчёркнуто просто, поставлены рядом.

- Сегодня на уроке мы тоже постараемся используя простые материалы и простые геометрические фигуры превратить в искусство, предмет для любования.

                                    Где- то есть на свете страны,

                                    Там взрываются вулканы…

- Кажется поэт сказал так про «страну восходящего солнца» - Японию и священную гору Фудзи.

      Фудзи – это вулкан, правильной конической формы, самая высокая и красивая гора в Японии.

                                 Если спросят:

                                 «В чём душа островов Японии?»-

                                 В аромате горных вишен на заре.

                                                                                         Мотоори Норинага

        Человеческие слова бедны, чтобы объяснить, описать частоту использования на открытках, веерах, вазах, картинах красоты этой горы и окружающей природы.

- Прочтите высказывания великих писателей.

- В чём же состоит стремление японского искусства?

- Всё просто даже кимоно - национальный костюм женщины в Японии кроится по геометрическим линиям и шьётся по единому образцу и завязывается широким поясом – оби.

б) актуализация знаний

- Посмотрите сколько японских слов уже прикреплено на доску.

- А какие японские слова вы используете на уроках технологии?

- Какое слово лишнее? Почему?

- Все эти слова связаны с темой бумаги. Как известно бумагу тоже изобрели в Японии и даже под пыткой смертной казни не хотели разглашать секрета её изготовления.

- Кто знает значение слов этих слов?

Чиогами – красивые японские бумажные куклы, в переводе с японского означает – кукла из бумаги.

- Ребята, кто догадался, что мы сегодня будем изготовлять на уроке технологии?

в) физминутка

(под музыку проводится игра «Японская школа»)

Участники МК стоя выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов, по команде педагога, стоящий первым, должен повернуться к стоящему за ним человеку, сделать поклон, пожать руку, следующий повторяет то же самое, пока не выполнят все. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно.

Слайд 2

На доску карточка

хокку

Слайд 3

На доску карточка Япония

обратиться к рисункам

Слайд 4

На доску карточка

сакура

Слайд 5

Слайд 6

Строки на доске Искусство

Слайд 7

На доску карточки кимоно

оби

Слайд 8

Слайд 9

На доску карточки

оригами

киригами

аригато

чиогами

Слайд 10

 г) анализ изделия

- Посмотрите на доску. Что это за предметы?

- Сравните данные предметы. Результаты отметьте в таблице.

- Из какого материала изготовлены куклы

- Сколько отрицательных ответов в таблице?

- Каким способом мы скрепим детали?

- Искусство Киригами и оригами нам помогут выполнить кимоно для куклы.

- Сегодня мы с вами создадим Чиогами одним из способов. 

        Итак, мы начинаем!

Слайд 11

Рассматривают и сравнивают куклу Чиогами и кукол из журнала с одеждой на клапанах.

Правила пользования ножницами и работы с клеем.

III.Закрепление пройденного

 Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

г) практическая работа и педагогическое объяснение

- На ваших столах находится всё необходимое для сегодняшнего мастер-класса.

- Давайте вспомним, как можно прочитать чертёж? Что нужно сделать, если сплошная жирная линия?

- Что нужно сделать, если линия прерывистая боле тонкая (не яркая)?

- Отрезаем полоску шириной 1 см вдоль короткой стороны листа формата А4.

- Сгибаем полоску пополам.

- Вырезаем по шаблону 2 детали лица

- Приклеиваем детали лица со стороны сгиба полоски, так чтобы полоска оказалась между деталями.

Вырезаем прямоугольник со сторонами 10 и 15 см из белой бумаги. Если мы хотим сделать кимоно куколки ярче, мы можем вырезать прямоугольник из цветной бумаги, сочетающейся по цвету с салфеткой.

- Отрезаем четвёртую часть салфетки, с ней будем работать дальше.

- Отгибаем прямоугольник в верхней части примерно на 1 см, часть салфетки отгибаем примерно на 2 см.

- Укладываем детали следующим образом: сначала салфетку "изнанкой вверх", затем прямоугольник из бумаги таким образом, чтобы верхний сгиб выступал над сгибом салфетки примерно на 5 мм, сверху заготовку куколки, оставляя "шею" примерно 3 мм.

- Соединяем точечно при помощи клея.

  Самое интересное - одеваем куколку.

- Отгибаем левый угол салфетки вместе с прямоугольником из бумаги, образуя "горловину" кимоно.

- Отгибаем правый угол.

- Отгибаем левую сторону, подгибаем лишнее.

- Отгибаем правую сторону, край загибаем наверх, создавая эффект отогнувшейся в движении полы.

д) пальчиковая гимнастика

Наши пальцы не ленились

Над фигуркою трудились.

(Дети сжимают руки в кулачки и резко распрямляют пальцы.)

Уголочки загибали

(Затем резко сжимают и опять расправляют.)

И немножечко устали.

Мы легонько их стряхнём,

(Встряхивают руки.)

Снова складывать начнём.

Для пояса нужна полоска той же салфетки, либо салфетки-компаньона. Можно использовать остатки подходящих салфеток от предыдущих работ.

- Сложим салфетку втрое до нужной ширины.

- Обернём куколку и закрепим при помощи клея.

 Для рукавов возьмем также четвёртую часть салфетки, однако, чтобы рукава не получились слишком широкими, срежем с одной из сторон 2-2,5 см.

- Сложим полоску вчетверо: пополам, затем каждую сторону к середине.

- Получившуюся деталь перегнём, подгоняя под ширину "плечиков".

 Вот что у нас получилось.

Выберем оформление головки Чиогами.

- Используя выбранный шаблон, обведём и вырежем детали причёски из черного картона (лучше взять двухсторонний картон, если картон односторонний, тогда основных деталей нужно вырезать 2 в зеркальном отображении и соединить между собой).

- Приклеим часть причёски к головке.

- Приклеим декоративный цветок, бантик.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 24

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

- Давайте посмотрим на наших куколок: какие они получились у нас все разные, оригинальные и индивидуальные. Теперь, зная технику, вы можете фантазировать и создавать свои собственные варианты.

- Предложите свой вариант использования или применения такой куколки.

- Чиогами используют как закладки для книг, поэтому завершим оформление при помощи ниток, атласных ленточек или декоративных кисточек.

- Чиогами может послужить не только красивой закладкой для любимой книги, а также можно сделать несколько кукол и декорировать интерьер, а ещё поместить куколку на поздравительную открытку или просто подарить!

- О культуре какой страны мы сегодня говорили?

- Что больше запомнилось?

- Принесло ли плоды наше дерево? Если вам удалось выполнить работу, прикрепите к дереву плоды.

- Спасибо за проделанную работу!

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Домашнее задание

Рассказать, что нового узнали на уроке, поделиться впечатлением от полученной поделки.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дерево красно плодами, а…

____________________

 человек делами.

оригами

киригами

чиогами

аригато

оби

Япония

сакура

хокку

кимоно

Фудзияма

Куклы из журнала

Чиогами

Из одного материала?

В национальном костюме?

Можно менять одежду?

Можно с ней играть?

________________________

Где можно ещё использовать? ________________________

Куклы из журнала

Чиогами

Из одного материала?

В национальном костюме?

Можно менять одежду?

Можно с ней играть?

________________________

Где можно ещё использовать? ________________________

Куклы из журнала

Чиогами

Из одного материала?

В национальном костюме?

Можно менять одежду?

Можно с ней играть?

________________________

Где можно ещё использовать? ________________________

Куклы из журнала

Чиогами

Из одного материала?

В национальном костюме?

Можно менять одежду?

Можно с ней играть?

________________________

Где можно ещё использовать? ________________________

G:\со шк.ноута\Учебники 3 кл\уроки сент 23\для урока\8Jy0vn9LSW4.jpg

G:\со шк.ноута\Учебники 3 кл\уроки сент 23\для урока\UkuKI5vr8hM.jpg

G:\со шк.ноута\Учебники 3 кл\уроки сент 23\для урока\d74aaa6b589e75b1d8ac7447fb766b0e.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии. 4 класс. "Бумагопластика. Новогодние игрушки"

На уроке технологии учащиеся изготавливают снежинки в технике "квиллинг". Четвероклассникам предлагается самостоятельно разработать различные варианты конструкции снежинок, декор в соответствии с пост...

Учебно-методический комплекс к уроку технологии, 4 класс. Тема: "Мягкая игрушка из перчатки"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения мягкой игрушки; развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятел...

Урок технологии мастер-класс по изготовлению игрушки-трансформера в технике "Оригами"

Фото-мастер класс по изготовлению игрушки-трансформера в технике "Оригами"....

План-конспект урока технологии в 4 классе «Качающиеся игрушки».

Урок технологии в 4 классе «Качающиеся игрушки»....

Конспект урока технологии "Конструирование из картона. Новогодняя игрушка" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).

Цель деятельности учителя: углубление и совершенствование знаний об изготовлении развертки по базовому шаблону; применение технических приемов: складывание, вырезание, продавливание по линии сгиба, ск...

Конспект урока технологии 3 класс, «Что такое игрушка? Игрушка из носка»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Что такое игрушка? Игрушка из носка»  Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с изготовлением игрушек из носков, ...

Технологическая карта урока технологии «Лепка из пластилина. Дымковская игрушка.» Изделие: «Дымковская игрушка «лошадка»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока:формирование умения создавать дымковскую игрушку из пластилина. Задачи урока Дидактические: 1) Освоить технику лепки дымковской игрушки; 2) Повторить технику безопасности при работе с ...