Праздник "Моя семья"
методическая разработка (4 класс) по теме

Праздник стал завершающим этапом в работе детей над творческим проектом "Моя родословная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Moya_semya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Копия 8755-005-14-1062

Цели:

  • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;
  • Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  • Углубление представления об именах, их происхождении и значении.
  • Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
  • Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.
  • Формировать культуру общения родителей и детей.

Оформление:

  • Выставка "Ищи добра на стороне, а дом люби по старине", - генеалогические древа семей учащихся.
  • Шары, выставка семейных фотографий «Вместе - дружная семья»,  и рисунков “Мой дом! Моя семья!”, плакаты.
  • Мультимедийные презентации: «Моя семья», «Моя родословная», Мои путешествия»

Плакаты:

  • “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”
  • “Когда семья вместе, так и душа на месте”

Музыкальное оформление: песни: «Семейный альбом», «Под крышей дома твоего», «Родительский дом», «Изгиб гитары желтой» и др.

Классный руководитель: 

        Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем семейном празднике "Моя семья ", посвящённом всем нам - зрелым и юным, взрослым и детям. Посвященном  тому, что объединяет нас друг с другом - семье.

1.Что такое семья?

Классный руководитель: 

                Когда появилось слово "семья"?
                Когда-то о нем не слыхала Земля...
                Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
                - Сейчас я тебе семь вопросов задам.
                Кто деток родит мне, богиня моя?
                И Ева тихонько ответила: "Я".
                - Кто их воспитает, царица моя?
                И Ева покорно ответила: "Я".
                - Кто пищу сготовит, о радость моя?
                И Ева все также ответила: "Я".
                - Кто платье сошьет, постирает белье,
                Меня приласкает, украсит жилье?
                "Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я".
                Сказала она знаменитых семь "я".
                Вот так на Земле появилась семья.

        - В жизни каждого человека семья играет важную роль. Что значит для вас слово «семья»?         ( Видеозапись:  Что такое семья? Дети  высказывают свои  мнения о том, что такое «семья») 

        - Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Семья – это островок внимания, любви, тепла и нежности. Здесь ты черпаешь силы, обретаешь уверенность, перенимаешь опыт, разрешаешь сомнения, находишь прощение своих ошибок.

         У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

Ученик 1:        Семья – это то, что мы делим на всех,
                Всем понемножку: и слезы и смех,
                Взлет и падение, радость, печаль,
                Дружбу и ссоры, молчанья печать.
                Семья – это то, что с тобою всегда.
                Пусть мчатся секунды, недели, года,
                Но стены родные, отчий твой дом –
                Сердце навеки останется в нем!

 Ученик 2:        Моя Семья!
                Неважно, когда она родилась,
                Неважно, в каком году.
                А важно лишь то, что меня она любит,
                И я  её очень люблю!
                Неважно, зима это, лето иль осень.
                Неважно, быть может, весна.
                А важно лишь то, что семья меня помнит.
                И я о ней помню всегда!

Ученик 3:        Неважно, что ссоримся по пустякам мы.
                Неважно, что мы вдалеке.
                Лишь важно всегда, что меня ты прощаешь.
                И я прощаю тебя!
                Ты так велика, но неважно насколько,
                                и  то, даже сколько нас.
                А важно всегда, что зовешься семьёю.
                И то, что люблю я вас!

Классный руководитель: В начале учебного года накануне Дня пожилых людей мы беседовали  на тему «Уважай старость». В ходе нашего разговора провели небольшую, но очень важную исследовательскую работу.

  1. Как зовут твоих бабушек и дедушек?
  2. Кем и где они работали?
  3. День, месяц и год рождения…

        Кроме  того  были вопросы о любимом блюде бабушек и дедушек, об их отдыхе, о работе по дому, об отношении к внукам. Посмотрев на свои записи, дети обнаружили, что не на все вопросы они смогли дать ответы. А ведь именно детям и внукам старшее поколение отдаёт себя, свои душевные силы, сердце, тепло, порой жертвуя своими удобствами, здоровьем и временем. Тогда нами было принято решение изучить свои семьи глубже.

        Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Наши дети совместно с вами попытались составить свои родословные. Много интересного узнали мы в ходе этой работы. (Выставка родословных деревьев, слайды).  О своей родословной, о родствен-никах, которыми можно гордиться расскажет нам Даша Бурлакова.  (Презентация «Моя родословная») 

2.История моей семьи в истории Родины. 

Ученик 3.        - Что такое Родина? С чего она начинается? Такие простые и такие сложные вопросы ... Где найти на них ответы? В былинах, в стихах, песнях, в учебнике истории? А может, и искать не надо?

Ученик 4       - Нет, надо! Потому что в этих ответах - ты, твой духовный мир, твои ценности, твоя жизнь. Потому что в поиске ответов ты сумеешь понять и оценить свою роль в истории пусть не большой Родины, но малой, где твой дом, твоя семья, твои друзья, твои корни... (Рассказы  детей  о  прадедах, сопровождаемые слайдами с фотографиями  и наградами. Рясов  Алексей, Габдуллин  Марсель, Чикулаева  Валя,  Журавлёв Степан, Шерстнёва Настя, Круглова Маша, Поглазов Иван)

Ученик 5        Ушла в небытие эпоха
                Но вновь с экрана видим мы
                Их лица, как живые навсегда…
                Мгновения далекой старины…

Ученик 6        Альбом семейный сохранил навеки
                Семьи чудесный образ так,
                Что видеть смогут внуков внуки
                Историю страны всегда.

3. Имена, имена, имена…

Классный руководитель: 

        Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Имена в Древней Руси были неотъемлемой частью человека. Они даже скрывались от врагов. Древнерусские имена были разнообразны. Были числовые имена, которые давались детям в порядке появления их на свет: Первак, Второй, Третьяк, Четвертунья… Иногда человека называли по цвету волос или кожи – Черных, Белуха и т. д.; по другим внешним признакам – Мал, Головач. Ребёнку могли дать имя в соответствии с качествами характера: Добрыня, Неулыба. Смеяна, Молчун…

Ученик 7.        Имена, имена, имена –

                В нашей речи звучат неслучайно:

                Как загадочна эта страна,

                Так и имя – загадка и тайна…

Классный руководитель: 

        Я, думаю, каждый из вас, ребята, при составлении своей родословной обратил внимание на необычность имён ваших предков.

        Савватий, Евстафий, Сидор, Марфа, Епистимея, Ефросинья, Апполинарий, Афанасия, Параскева, Анисия, Феофанья, Фёкла, Исаак, Степанида, Капитолина, Акулина… ( Слайд с именами)

        - Наверное, это не случайно. В давние времена при крещении новорожденный получал имя того святого, с которым совпадал его день рождения или был недалеко от этого дня. Многие из ваших прабабушек и прадедушек, думаю, получили свои имена именно по святцам. У нас в классе только Ивану и Платону дали имя по церковному календарю.

                В наши дни имя ребенку не всегда дается по святцам. Иногда ребенка называют согласно семейной традиции, часто в память или в честь дорогого человека. Бывает, что малыша называют именем любимого литературного героя или какого-нибудь  знамени-того, уважаемого человека. Родителям хочется, чтобы оно, согласно своему значению, как бы заранее наделяло ребенка положительными качествами. Чем же руководствовались ваши родители при выборе имени?

        - Поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

(Ученики   поднимают руки, рассказывают в честь кого из родственников им было

дано имя )

Ученик 1.  9 человек из нас получили имена потому, что родителям понравилось их звучание.

Ученик 2. - Но самая большая часть  ребят нашего класса получила свои имена в память или в честь дорогого человека, или согласно семейной традиции.

Ученики (читают стихи)

Я малыш еще совсем,
Нравлюсь папе, маме, всем,
Я к родителям приучен,
С ними просто неразлучен.
Но случилось: как-то раз
Папу с мамой аж на час
Срочно шеф к себе позвал,
Даже время указал,
По делам, не для затей,
Только брать нельзя детей.
Попросили, чтоб родня
Час понянчила меня.
Те своё согласье дали –
Малыша давно все ждали:
Брат мечтал гонять собак,
Дед – чтоб вырос я рыбак,
Крайний случай – футболист,
Или, может быть, танкист.
Словом, дружная родня
Всё решила за меня!
Мама с папой убежали,
В это время набежали
Столько родичей ко мне –
Не приснится в страшном сне!
И тогда с тех самых пор
Начался семейный спор.
Вот что всю родню тревожит:
Мне имя дать никто не может!
И зовут меня то Стас,
То Серёжа, то Тарас,
А моя сестрёнка Оля
Всем сказала, что я Толя.
Дед ответил: «Паренёк
Должен зваться лишь Санёк».
Дядя крикнул, что племяшка
Будет Игорь, а не Сашка,
Тётя Женькою назвала,
А бабуля ей сказала,
Что я Юрка, в чём секрет –
Звался так её прадед.
Все кричат: «Проблема века!
Как назвать нам человека?!»
Я кричу, не сплю совсем,
Три часа уже не ем,
Все забыли, что ребёнку
Нужно есть, менять пелёнку!
Мне охота отдохнуть,
Назовите как-нибудь!
Но раздался вдруг звонок –
Папа с мамой на порог:
«Что случилось? Что за крик?» -
Им ответил дед старик:
«Тут проблему все решают!» -
«И ребёнку спать мешают!» -
Начал папа, но замолк –
Перебил кричащих полк.
Дед продолжил: «Не поймём
Как мы внука назовём!»
Папа с мамой улыбнулись
И мельком переглянулись,
Говорят: «Спасибо всем,
Но не видим здесь проблем.
Тёти, дяди, дед с усами,
Назовём ребёнка сами».
«Как же так?!» - кричит родня, -
«Я хотел назвать! И я!
Уж с утра до этих пор
Длится наш семейный спор!»
Папа спорщиков унял,
Маму ласково обнял,
А она средь шума зала
Улыбнулась и сказала:
«Спорьте, спорьте, я милашку
Назвала уже Наташкой!»

4. Семейные традиции

Классный руководитель:

        Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

o  Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать

семейные праздники;

o  Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

o  Приглашать гостей и собирать застолье;

o  Собирать и хранить семейные фотографии;

o  Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память

о родных и близких.

o  Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались

одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей,

учителей и т.д.

А теперь я предлагаю всем нам рассказать друг другу о традициях своей семьи.

(Представители семей рассказывают о своих традициях, Журавлёв Степан представля-ет презентацию «Наши путешествия»)

4. Родственные отношения

Классный руководитель:  - Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В

таких семьях  все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых

жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько

в этой семье человек.

Задам сейчас задачу я

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший - я,

Какая же у нас семья?

(Ответ: 6 человек - брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

(Ученики  разгадывают загадку.)

        - Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитро-сплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.

Вопросы к родителям:

  • Вопрос: К вам пришли свекровь и свёкор. Кто это? (Ответ: родители мужа)
  • Вопрос: К вам пришли тесть и тёща. Кто это? (Ответ: родители жены)
  • Вопрос: Кто такие шурин и свояченица? (Ответ: брат жены и сестра жены)
  • Вопрос: А как называют брата мужа и сестру мужа? (Ответ: деверь и золовка)
  • Вопрос: Кто такие свояки? (Ответ: мужья сестёр)
  • Вопрос: Кто такие невестки? (Ответ: жёны братьев)
  • Вопрос: Кого называют зятем? (Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)
  • Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это? (Ответ: это одно и тоже лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)
  • Вопрос: Кем приходится сын женщины родителям её деверя? (Ответ: внуком).
  • Вопросы к детям:
  • Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка? (Ответ: родители мамы или папы).
  • Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы? (Ответ: тётя).
  • Вопрос: А кто такой дядя? (Ответ: брат мамы, папы или тёти).
  • Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
  • Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?
  • Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном

      классе?

6. Семейный альбом

Классный руководитель: 

        - В одной из песен поётся "Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом". Сейчас я предлагаю вам посмотреть фотографии из ваших семейных альбомов. Особенное внимание я прошу обратить на фотогазету «Школьные годы чудесные». Изучая свои родословные наши дети узнали, что некоторые из родных закончили нашу школу №21. (Фото из семейных архивов детей на фоне песни «Семейный альбом» в исполнении Э. Пьехи)

7. Счастливая семья

Классный руководитель: 

        - А сейчас поговорим о том, что является основными составляющими счастья семьи. В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в доме. Есть такая притча. Поселил бог женщину и мужчину в поле. Научил их строить шалаш. Дал мужчине лопату, а женщине горсть зерна: «Живите и продолжайте род человеческий. Приду через год, посмотрю, как тут у вас. На следующий год приходит Бог рано утром на восходе солнца. Видит: сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на нтве, рядом с ними колыбель, а в ней ребёнок. А мужчина и женщина смотрят то на небо алое, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда глаза их встречались, Бог видел в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Красота эта до того потрясла, удивила, ошеломила Бога, что он сказал: «Как же так? Я слепил человека из глины и вдохнул в него жизнь, но не мог создать такой красоты. Откуда же она взялась и что такое эта красота? Это любовь! Именно она соединила ваши судьбы в одну. Это любовь! Это она дала жизнь вашим детям. И именно благодаря любви у вас создалась здоровая, крепкая, дружная семья. Вот это и есть счастье!»

        Уважаемые родители,  а как вы думаете, что значит «счастливая семья»? (ответы родителей). А сейчас послушайте, что думают по этому поводу ваши дети. (Видеозапись с ответами детей)

Ученик:        

                Какой хороший вечер!

                Как хорошо быть вместе!

                С газетой папа дремлет,

                Готовит мама ужин.

                Под крышкой

                         пар в кастрюле

                Насвистывает песню,

                А мотылёк прозрачный

                Под яркой лампой кружит.

                С ним в этот плавный танец

                И потолок пустился,

                И музыки неслышно –

                И это очень странно.

                Что с потолком случилось?

                Так низко он спустился,

                Что, кажется, сейчас я

                Рукой его достану.

                Глаза мои закрылись…

                Раскрыть бы их пошире.

                Глядеть бы удивлённо,

                Да открывать мне лень их.

                Весь мир исчез

                Лишь мама

                        посередине мира.

                И я уже уснувший,

                У мамы на коленях.

Классный руководитель: - Почему так хорошо герою этого стихотворения?

Дети:         - Вся семья дома в доме тепло, уютно, спокойно.

Классный руководитель: - Как хорошо нам бывает, когда вся семья вместе.

Наша дружная семья
Целый день в разлуке:
Школа, музыка, друзья –
Места нет для скуки!
Только к вечеру в квартире
Собирается народ.
Мама – фея в этом мире,
Мы сидим, раскрывши рот!
Нашей старой сковородки
Шип и свист ласкает слух,
И к картошечке с селедкой
Тянутся аж десять рук!
Все мы маму обожаем –
Ужин полностью съедаем.
Чтоб ее не утомлять,
Быстренько ложимся спать!

(надпись на слайде) Вся семья вместе – так и душа на  месте        

Дети разыгрывают сценку «Мир в семье всего дороже» (Версия сказки о курочке Рябе)

8. «В дом пришёл всех собрал»

Классный руководитель (под звуки песни Ю. Антонова «Под крышей дома твоего»):

         "В дом пришёл - всех вокруг собрал". Как вы думаете, про какой предмет так говорили? Разумеется, про стол. В старые времена со столом был связан интересный обычай. Когда вся семья собиралась в праздник за трапезой, то прежде чем отец скажет торжественное благодарное слово, ребятишки лезли под столешницу и по солнцу опутывали ножки стола лыковой верёвкой. Тогда в следующий раз снова все вместе за столом соберутся, бедой не разлучатся.

        Наш праздник продолжится за семейным чаепитием за столом, который объединит

нас ещё раз в одну большую дружную семью. А в завершение беседы я хочу поблагода-рить всех и выразить надежду, что сегодня нам удалось чуть лучше узнать друг друга и сделать ещё один шаг к взаимопониманию и единству. И ещё одна видеозапись «Моя семья…, какая она?» (Видеозапись)

Семья

Мне бабушка сказку расскажет,

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножечко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,

Гвоздей принесёт, молоток.

И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,

Расскажет о травах лесных.

Мы рядом, немного вразвалку

Пойдём мимо елей грибных.

А мама , склоняясь над кроваткой,

Спокойную песню сроёт,

На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,

Я думаю, долго не сплю.

Ну чем мне на это ответить?

Я просто их очень люблю!


Ученик:        Семья – мой дом родной.
                Там я живу, там мой покой,
                Мое пристанище и кров,
                Мои мечты, моя любовь.
                Что может быть семьи дороже?
                Теплом встречает отчий дом,
                Здесь ждут тебя всегда с любовью,
                И провожают в путь с добром!

Ученик:        Любите! И цените счастье!
                Оно рождается в семье,
                Что может быть ее дороже
                Для нас, её родных детей.

Учитель:        Мне хотелось бы в дни весенние,
                Все невзгоды от Вас отвести,
                Кубок солнечного настроения
                Вашим семьям преподнести.
                Чтоб под куполом небо ясного,
                Где мороз на весну сердит,
                У вас дети росли прекрасными,
                Без печали и без обид.
                Чтоб глаза наполнялись радостью,
                Новой свежестью много лет
                И чтоб жизнь у вас ярче радуги
                Полыхала на целый свет.

В семье пусть будет мир у вас и лад.

Вы дружбу свою делом доказали.

Чаепитие, конкурсная, игровая программа.

Классный руководитель: И последним штрихом вечера будет наша общая фотография на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...