Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя
материал по зож по теме

Ганжа Светлана Давыдовна

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы

(доклад на заседании ШМО)

                                       

             

                              Учитель начальных классов

                                                Ганжа С.Д   

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здорвья.

Анализ причин « школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:

  • недостаточная освещенность класса;
  • плохой воздух школьных помещений;
  • неправильная форма и величина школьных столов;
  • перегрузка учебными занятиями.

Усилилась роль «внутришкольных факторов». Переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей, учебный стресс, который испытывают до 80 % учащихся, снижение двигательной активности. То есть процесс обучения организуется без учета воздействия на здоровье обучающихся. Школьное образование в России в последнее десятилетие оказывало на здоровье учащихся неблагоприятное воздействие.

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса

В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения требований, предъявляемые к гигееническим условиям проведения урока, и по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков, других учителей.

Условия освещенности

По мере изменения естественной освещенности в течение дня и года учителю нужно как можно точнее определять время включения искусственных источников света, учитывая, что уровни освещенности в первом ряду парт в 3-4 раза выше, во втором- в 1, 5-2 раза выше, чем в третьем ряду.Это определяет последовательность включения  искусственного освещения: в первую очередь включаются светильники третьего ряда, затем – второго и наконец – первого.

Задача учителя – следить, чтобы все светильники в классе горели, требовать замены перегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы лампы жужжали, даже слабо.

Учитель должен следить, чтобы места школьников были правильно освещены, т. е. Основной поток света падал слева.

Воздушно – тепловой режим  

От температуры в помещении и других характеристик воздуха во многом зависят как актуальное психофизиологическое    состояние, так и риск ухудшения здоровья.

Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре + 18 – 20 С. При температуре + 16 – 17 С и 21 – 22 С возникает умеренное напряжение терморегуляции. Постоянное отклонение температуры воздуха от комфортных показателей неблагоприятно отражается на состоянии учащихся и повышает риск нарушений их здоровья.

Говоря о психогигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Он обуславливает заметное ухудшение течения некоторых видов заболеваний, задержку восстановления здоровья.

Задача учителя донести до сознания учащихся вред для их здоровья от такого избытка сильных звуковых воздействий. Ряд экологических факторов через визуальный канал воздействуют на психику человека, его эмоциональное состояние. Удачный подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования имеет не только эстетическое значение, но и влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность.

Дети разного возраста предпочитают разные цветовые гаммы в окраске стен класса: учащиеся младших классов – желтый, оранжевый.

Требования к школьной мебели      

Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо – физиологическим особенностям.

Признаки правильной позы учащегося во время занятий

           За столом   (партой). Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней.

При письме. Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник упирается на спинку стула. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола соответствует 30-35 см. Тетрадь лежит под углом в 30 градусов.

Если с подбором мебели возникают трудности, лучше посадить учащегося за парту большего размера,  чем требуется.

Учебная нагрузка на учащихся, гигиенические требования к расписанию уроков

Главное внимание уделяется рационально составленному расписанию учебных занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988 ).

Шкала трудности предметов для младших классов

                Предмет

Балл

1.

Математика

8

2.

Русский язык

7

3.

Природоведение

6

4.

Литература

5

5.

История

4

6.

Рисование и музыка

3

7.

Труд

2

8.

Физкультура

1

Ухудшение работоспособности у учащихся младших классов может приходиться на разные часы дня. На первом уроке  довольно низкая работоспособность, т. к. происходит врабатывание в учебную работу. Устойчивая работоспособность наблюдается на вторых и третьих уроках. Начиная с четвертого урока, начинается снижение работоспособности. В этой связи наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими уроками. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд, лучше чередовать их с менее трудными. Недельная динамика изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит врабатывание в учебную работу, вторник и среда – дни оптимальной работоспособности, в четверг работоспособность падает, а наиболее низок ее уровень в пятницу и в субботу. В течение учебного года работоспособность рассматривают по четвертям. Она значительно снижается к концу второй четверти, врабатывание происходит после зимних каникул, а февраль оказывается самым трудным месяцем для учащихся. В четвертой четверти происходит снова спад. В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма. Что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Перечислим кратко, на что следует обращать внимание при оценке урока в указанном аспекте :

  1. Обстановку и гигиенические условия в классе.
  2. Число видов учебной деятельности : опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ и др. Норма 4-6 видов за урок.
  3. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Норма 7-10 минут.
  4. Число видов преподавания : словесный, наглядный, аудиовизуальный, с. р. Норма - не менее трех.
  5. Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут.
  6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации и инициативы учащихся. Это метод свободного выбора, активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие.
  7. Место и длительность применения Т. С. О.
  8. Позы учащихся. Чередование поз.
  9. Физкультминутки. Норма – на 15-20 минут по 1 минуте из легких упражнений с 3 повторениями.
  10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
  11. Наличие мотивации к учебной деятельности у учащихся.
  12. Психологический климат на уроке.
  13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, поговорок, музыкальных минуток и т. д.
  14. Плотность урока, т. е. Количество времени, затраченного школьниками на учебу. Норма не менее 60 % и не более 75%-80%.
  15. Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. Норма - не ранее чем через 25-30 минут в первом классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе.
  16. Темп и особенности окончания урока: - быстрый темп, нет времени на вопросы учащихся, - спокойное завершение урока: Учащиеся могут задать вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с классом, - задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

 Двигательная активность учащихся

Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при помощи сочетания двух направлений: 1) уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время и 2) « малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.

К малым формам относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на удлиненной перемене. За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворить ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40 % суточной нормы двигательной активности.

Гимнастика до уроков на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение – подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.

Каждый учитель должен на своих уроках проводить физкультминутки. В течение урока проводятся 1-2 физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках.

В состав упражнений обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения направленные на выработку рационального дыхания. Нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст, скорее наоборот.

Комплекс упражненй ФМ

Для младших школьников на уроках с элементами письма

  1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо; 2 - и. п., 3 - поворот головы налево; 4 - и.п., 5 -голову наклонить вперед, 6 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. – сидя, руки подняты вверх.1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6-7 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
  3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища. И.п. – стойка. Ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
  4. Упражнения для мобилизации внимания. И. п.- стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; левую руку вверх; 7-8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить правую руку на плечо; 10 – левую руку на плечо; 11- левую руку на пояс; 12- правую руку на пояс; 13-14-хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2 –3 раза – средний; 3 – 4 – быстрый, 1 – 2 медленный. К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести

«технологию раскрепощенного развития детей» В.Ф.Базарного. Отличительные особенности этой технологии, особое внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:  

  1. Учебные занятия проходят в смене динамических поз, для чего используется специальная мебель  с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – сидит за конторкой. На первых уроках с использованием конторок ученики первого класса могут выстоять за ними не более 5 мин7ут за урок. Затем это время увеличивается до половины урока, а к концу учебного года дети активно меняют позы тела в ходе урока.
  2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры « Бегущие огоньки ». Занимают все эти упражнения не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
  3.  С целью зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный « Экологический букварь », расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это дает возможность бескнижного обучения, снижая нагрузку на зрение.
  4.  Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные « сенсорные кресты », карточки с заданиями  и возможными вариантами ответов.
  5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующее утонченное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз-рука».
  6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
  7.  В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.
  8. Технологией предусмотрено введение раздельного образования мальчиков и девочек. По мнению автора технологии, совместное обучение нарушает принцип природосообразности в природе. Мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир, по-разному перерабатывают информацию.
  9.  Одно из требований технологии - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчет перед родителями о полученных результатах. Результативность технологии проявилась в логопедических школах и школах для детей с задержкой психического развития. Это позволяет рассматривать технологию В. Ф. Базарного как здоровьесберегающую и содействовать объективным исследованиям всех аспектов, связанных с ее        использованием в нашей системе образования.  

Литература: Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и щколы».



Предварительный просмотр:

Программа    организации здоровьесберегающего пространства

Данную программу представляет МОУ «Средняя общеобразовательная школа», расположенная в Г.Назарово, Красноярского края ул.Мира 11-а. Здесь учатся 186 учеников. В 2008 учебном году школа стала участником проекта «Школа территория здоровья» и внедряющая образовательную программу В.Н.касаткина «Здоровье».   После этого управленческая команда под руководством директора В.А.Гавриленко придумала план действий на четыре года вперед по организации здоровьесберегающего пространства в школе.

Пояснительная записка

Чтобы процесс создания здоровьесберегающего пространства школы был эффективным и действенным, мы считаем необходимым отслеживать промежуточные результаты, которые характеризуются следующими показателями:

-состоянием физического и психологического
здоровья учащихся и учителей;

-личностным развитием школьников;

-повышением профессиональной компетентности педагогов;

-удовлетворенностью качеством образовательных и медицинских услуг субъектов образовательного процесса.

Поэтому мы выделили ряд направлений нашей работы:

-нормативно-правовое;

-организационно-управленческое;

-программно-методическое;

-создание здоровьесберегающей образовательной среды;

-решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта;

-медико-психолого-педагогическая и социальная работа;

-мониторинг здоровья учащихся;

- научно-исследовательская и экспериментальная деятельность по моделированию и апробации здоровьесберегающих  технологий,оздоровительных систем и мероприятий.

Цель программы: создание здоровьесберегающего пространства в  школе.

Задачи:

1.Создание модели экологически комфортной образовательной среды.

2.Разработка и внедрение технологий реабилитации умственной и физической работоспособности.

3.Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов педагогического процесса на основе компетентностного подхода.

4.Создание сквозных учебных программ на основе здоровьесберегающих образовательных технологий и включение их содержательной части в преподаваемые дисциплины.

5.Разработка технологии здоровьесберегающего сопровождения учащихся.

 6.Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров в области организации здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса

7..Внедрение мониторинговой системы результативности педагогического процесса, где здоровье рассматривается как один из показателей и критериев оценки его эффективности.

Реализация данных задач возможна при таких условиях как:

проведение диагностики здоровья учащихся и мониторинга происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья;

благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе школы, уровень культуры педагогов;

наличие высокой компетентности в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса;

реализация здоровьесберегающего подхода в моделировании процесса обучения;

использование рекреативных технологий в создании здоровьеформирующих программ воспитательного пространства школы.

Ожидаемые результаты:

1.Комфортная образовательная среда, созданная с учетом санитарно-гигиенических требований.

2.Профессиональная компетентность учителя, овладение им здоровьесберегающими образовательными технологиями, его личная культура здоровья.

3.Готовность ученика к выбору форм, способов и средств деятельности.

4. Организация регулярного взаимодействия с системой повышения квалификации работников образования, методическими центрами с целью методической поддержки преподавателей и администрации в области создания здоровьесберегающего образовательного пространства.

5. Внедрение в управленческую деятельность, учебный процесс, социально-воспитательную работу здоровьесберегающих образовательных технологий.

6. Ориентация научно-методической и экспериментальной работы на реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий.

7.Содержание образования, обеспечивающее формирование и развитие культуры здоровья учащихся.

 8.Позитивная динамика сформированное здоровьесберегающей компетентности учащихся и культуры здорового образа жизни.

Реализация программы осуществляется поэтапно


                                         
Первый этап (2008-2009 гг.)

Целевая группа, ответственные

Задачи

Директор школы, научный руководитель, заместители директора

•Провести проблемно-ориентированный анализ образовательного пространства на предмет соответствия
принятым нормам организации здоровьесберегающего пространства школы.

•Принять обоснованное решение о включении вопросов здоровья в число приоритетов работы ОУ с учетом
имеющихся у школы или управления образования ресурсов (кадровых, финансовых, организационных,
информационных).

•Определить исходные теоретические позиции.

•Изучить исходное состояние (уровень) проблемы.

•Проанализировать затруднения.

•Определить систему целей и задач, направленных на решение проблем, связанных с организацией
здоровьесберегающего проарансгва школы.

•Составить рабочий вариант проекта и поэтапный план действий.

•Определить  программу  мониторинга  организации  здоровьесберегающей деятельности  с  учетом
выполнения каждым субъектом своих должностных обязанностей.

•Составить программу развития экологического комфорта в школе.

•Провести соответствующую научно-методическую работу в коллективе.

•Создать доброжелательную, активную, ответственную обстановку

Директор школы, заместители директора

•Разработать  диагностический, инструментарий  оценки  сформированное  здоровьесберегающей
компетенции учащихся.

•Продумать тематику методических семинаров и круглых столов по повышению здоровьесберегающей
компетентности педагогических работников.

•Начать работу по созданию методического сопровождения деятельности педагогов в организации
здоровьесберегающего процесса школы (разработать маршрутные листы поэтапного сопровождения
учащихся).

•Составить программу мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни

Научный руководитель, заместители директора, руководители предметных МО

• Организовать методические семинары по повышению квалификации педагогов в области овладения современными образовательными технологиями

Директор школы, заместители директора, учителя-предметники

•Выделить факторы образовательной среды и их влияние на динамику здоровья учащихся.

•Определить перечень необходимых ресурсов для реализации следующих этапов программы.

•Разработать программу диагностики состояния здоровья учащихся и структуры потенциально патогенных
факторов.

•Выделить параметры оценивания качества среды как объекта деятельности человека и дать оценку
качества школьного и пришкольного пространства.

•Начать работу по созданию информационного сопровождения деятельности педагогов.

•Активизировать возможности родительского комитета, учителей, попечительского совета.

•Создать доброжелательную, активную, ответственную обстановку

Школьный психолог, классные руководители, учителя-предметники •

•Помочь каждому ученику познать себя (особенности памяти, внимания, склонности и интересы,
'потенциал физического и физиологического развития и т.д.).

•Предоставить ребенку право и организовать психолого-педагогическую и родительскую помощь при
определении им трех важных составляющих образовательного процесса (выбор углубленного изучения
предметов; дополнительных  элективных  курсов; уровня  изучения  интересующих дополнительных предметов).

•Создать доброжелательную обстановку.

•Определить критерии и оценить экологическую комфортность учебных кабинетов.

•Организовать режим двигательной активности школьников на уроках как средство профилактики «школьных патологий».

•Разработать диагностический инструментарий оценки психологической составляющей организации
здоровьесберегающего образовательного процесса.

•Провести анализ психологического климата класса

Учителя физической культуры

•Составить программы организации физкультминуток на уроке.

•Разработать систему занятий на переменах на основе рекреативных технологий для учителей предметников и классных руководителей.

*Проводить в течение всего периода обучения ориентировочную оценку (скрининг) состояния здоровья
учащихся

Школьный психолог

♦ Продумать для учителей-предметников систему упражнений для поддержания эмоционального благополучия учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время.

•Разработать комплекс тренинговых занятий для поддержания психологического здоровья учащихся

Медицинский работник

• Проанализировать уровень состояния здоровья учащихся согласно их медицинским картам с тем, чтобы составить рекомендации по методическому применению тех или иных технологий обучения и воспитания

Второй этап (2009-2010 гг.)

Целевая группа, ответственные

Задачи

Директор школы, заместители директора

•Разработать и реализовать программу организации здорового питания в школе.

•Создать комнату психологической разгрузки для учащихся с их помощью.

•Систематизировать применение учителями-предметниками в учебном процессе методических
рекомендаций использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных
технологий.

•Осуществить программное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса по
здоровьесбережению

Директор школы, заместители директора, учителя-предметники

•Ввести специальный предмет - культура здоровья (1 час в неделю) в каждой параллели учащихся.

•Организовать проведение уроков здоровья в форме тренингов, дискуссий, панорам, бинарных уроков,
видеопросмотров с последующим обсуждением, практическими занятиями и др.

•Разработать программу организации школьной жизни по тематическим периодам с использованием
рекреативных технологий.

•Создать и ввести в практику карты показателей здоровья учащихся (КПЗУ).

•Проанализировать полученные результаты оценки состояния здоровья учащихся и воздействия
патогенных факторов с целью корректировки программы в дальнейшем.

•Организовать проведение встречи учащихся с социальными работниками, представителями
управления внутренних дел, врачами по вопросам здоровьесбережения.

•Организовать участие детей в школьных мероприятиях.

•Разработать программу валеологического просвещения родителей через родительский лекторий,
консультации и собеседования со специалистами школы

Заместители директора, учителя-предметники

•Разработать и реализовать методические рекомендации для осуществления учителями-предметниками
интеграции вопросов здоровья в содержание учебных дисциплин.

•Выделить основные направления педагогических исследований в школьном образовании как область
творческой и научной деятельности учителя

Заместители директора, учителя-предметники

•Сконструировать здоровьесберегающие педагогические технологии в образовательном процессе: выделить здоровьесберегающий потенциал педагогических технологий; педагогические технологии поддерживающего типа; современные развивающие педагогические технологии; технологии развития познавательной и творческой деятельности учащихся в преподавании учебных дисциплин. • Разработать факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы

Учителя-предметники, классные руководители ■

•Включить в содержание учебных дисциплин вопросы культуры здоровья и здорового образа жизни.

•Освоить и включить в методику преподавания учебных дисциплин элементы современных
образовательных технологий, не наносящих вреда.

•Составить программу самонаблюдения и самоанализа урока с позиции здоровьесбережения.

•Учитывать здоровьесберегающие принципы построения современного урока.

•Разработать индивидуальные траектории обучения для каждого ученика. (Они должны соответствовать
интересам и склонностям ребенка, выстраиваться в форме индивидуальных учебных планов.)

•Овладеть приемами реабилитации физической и психической работоспособности учащихся.

•Составить каждому классному руководителю циклограмму своей деятельности с включением,
здоровьесберегающих образовательных технологий.

•Организовать процесс воспитания культуры здорового образа жизни

Школьный психолог

•Определить график индивидуальных консультаций по реализации педагогической поддержки
учащихся с учетом возрастных особенностей.

•На основании диагностических данных разработать для классных руководителей методические
рекомендации организации здоровьесберегающего сопровождения учащихся.

•Составить и реализовать программу тренинговых занятий для учащихся

Учитель физической культуры, медицинский работник

• Подготовить и провести инструктаж педагогов по овладению приемами самомассажа, дыхательной гимнастики и их использованию во время уроков

Третий этап (2010-2012 гг.)

Целевая группа, ответственные

Задачи

Заместители директора, руководители предметных МО, учителя-предметники

•Продолжить повышение квалификации педагогов. Обратить внимание на тему «Культура
педагогического общения как средство здоровьесбережения в образовательном процессе».

•Реализовать программу валеологического просвещения родителей через родительский лекторий,
консультации и собеседования со специалистами школы по темам: функции семьи и школы в
формировании детского здоровья; достижения науки в организации здорового образа жизни в семье и т.д.

•Провести анализ собственной деятельности по организации здоровьесберегающего пространства

Учителя-предметники

•Развивать исследовательские умения и навыки, являющиеся условиями выработки самостоятельной
позиции в формировании культуры здоровья.

•Использовать в организации здоровьесберегающей деятельности с учащимися методических приемов
арттерапии, библиотерапии, эстетотерапии, сказкотерапии и др.

•Учебный процесс осуществлять в экологически комфортной здоровьесберегающей среде.

•Внедрить элементы сетевой модели проектной деятельности учащихся в аспекте здоровьесбережения.

•Осуществить коррекцию учебных программ и методических комплексов по обучению и воспитанию
здорового образа жизни учащихся.

•Разработать материалы обучающих семинаров для учителей других школ

Учителя физической культуры, учителя-предметники

•Продолжить разрабатывать занятия ЛФК влечении и профилактике школьных патологий.

•Продолжить поиск нетрадиционных методических приемов оздоровления

Школьный психолог, учителя-предметники

• Психолого-педагогическая коррекция здоровья учащихся в учебном процессе

Научный руководитель, заместители директора, руководители предметных МО

• Организовать серию обучающих семинаров для учителей других школ; создать консультационный центр по формированию и оптимальному функционированию информационной среды школы

Результаты:

создание экологически комфортной здоровьесберегающей среды, психолого-педагогической здоровьесберегающей технологии сопровождения учащихся в образовательном процессе школы;

повышение уровня развития здоровьесберегающей компетенции субъектов образовательного процесса;

обновление содержательной и методической базы преподаваемых дисциплин, совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса школы и здоровьесберегающего пространства.



Предварительный просмотр:

Основные компоненты организации учебного процесса в начальной школе МОУ «СОШ №2»



Предварительный просмотр:

Использование методики доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.

Одна из технологий доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, которую мы используем – это периодическая смена поз, т.е. перевод из положения сидя в положение стоя. С этой целью используем в начальных классах конторки. По мере адаптации к такому режиму у детей возникает внутренняя потребность к занятиям в положении «стоя». Лучший вариант, когда дети меняют позы через каждые 15 минут.

В смене поз принципиально важным является свобода выбора. Это самый главный момент режима динамических поз.

Следующая технология В.Ф. Базарного – это использование сенсорно-координаторных тренажей. Она заключается в следующем: в четыре верхних углах класса находятся яркие изображения, лучше сюжетные. Непременное условие к изображению – детали должны четко просматриваться с разных мест класса. Под каждой картиной помещены цифры: 1-2-3-4. Учащиеся на уроке по указанию учителя фиксируют взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картине. При этом они совершают синхронные движения глазами, головой и туловищем. Также режим счета может задаваться и в случайной последовательности, например: 1-3-4-2 и более быстром темпе.

Обязательное использование наглядности.

Пословица говорит: «Лучше увидеть один раз, чем сто раз услышать». Учителя широко используют разнообразные наглядные методы: сигнальные карточки, таблицы, картины, схемы, фотографии, ребусы, кроссворды и т.д. Это помогает качественно объяснять учебный материал. Усвоение его во время урока облегчается, если ученик не только воспринимает объяснение на слух, но и рассматривает наглядные пособия. Для детей с нарушением зрения наглядность имеет большое значение.

Учебно-наглядные пособия стараемся подбирать так, чтобы одновременно соответствовать лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, т.е. способствовать решению конкретных лечебных задач и вызывать у детей интерес к уроку.



Предварительный просмотр:

Гимнастика для укрепления мышц шеи "Сидит белка"

Сидит белка на тележке,  

продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому .

Наклоны головы вправо-влево. 

Наклоны головы вперед-назад.

Круговое вращение головы вправо и влево.

Массаж спины "Свинки"

Как на пишущей машинке две хорошенькие свинки

Все постукивают, все похрюкивают:

Туки- туки-туки-тук!

Хрюки- хрюки- хрюки-хрюк!

(Дети встают друг за другом "паровозиком" и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребенка, на повторение потешки поворачиваются на 180* и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями.)



Предварительный просмотр:

Гимнастика глаз (улучшает не только зрение, но тренирует мускулатуру лица,  оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат).

 

Упражнения:

1.      Глаза закрыты: круговые движения глаз вниз, влево, вверх, вправо. Выполнить то же с открытыми глазами;

2.      Фиксировать взгляд на какой-то точке, сделать пять поворотов головы вправо – влево, не отрывая взгляда от точки - 5 раз.

3.      Вытянуть руку перед собой, следить взглядом, не меняя положения головы, за пальцами поднимаемых и опускаемых рук. Повторить 10 раз.

4.      Устремить взгляд вдаль, а затем перевести взгляд на палец полусогнутой перед лицом руки. Повторить 4-6 раз.

 

 

 

Гимнастика для глаз.

Все больного навещают, все больного угощают:

Кто морошкой, кто черникой, кто сушеной земляникой.

(переводят взгляд вверх- вниз, вправо- влево.)

Гимнастика для глаз. Выполните плакат – схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории “ восьмерки ”. Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. Упражнения выполняются только стоя.



Предварительный просмотр:

Антистрессовый комплекс упражнений: рекомендации для учителей

«Бодрое и веселое расположение духа - не только богатый источник жизненного наслаждения,
но в то же время и сильная охрана характера».

С. Смайлс

Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения

«Кнопки мозга». Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с и стало жарко. Повторите 3 раза.

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.

Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.

«Перекрестные шаги». Обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. На каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичными, чтобы взмах рук был выше головы в тот момент, когда колено только опускается. Повторите упражнение несколько раз, меняя руку и ногу. Упражнение можно делать стоя, сидя (для укрепления пресса и снятия напряжения со спины) и лежа. Такая тренировка не только активизирует работу головного мозга, но и снимает вредные последствия стрессорных воздействий.

«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.

«Ворона». Произнесите «Ка-аа-аа-аар». При этом старайтесь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок - 6 раз. Затем попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом.

«Колечко». С усилием, направляя кончик языка назад по верхнему небу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка. Попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом легче, быстрее, еще быстрее - 10-15 с.

«Перекаты головы». После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать инициатором и творцом, уравновешенным, жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.

Массаж стрессозависимых зон. Массаж области задней поверхности шеи, включая затылочные бугры (круговыми движениями, в течение 1 минуты). Массаж области трапециевидной мышцы. Массаж межлопаточного пространства, углов лопаток и поверхности лопаточной области. Массаж грудинно-реберного сочленения, мечевидного отростка. Массаж плечевых суставов. Массаж спины палками, теннисными мячами (минимуму 10 минут); цель: это упражнение на разрядку, выполняемое с партнером, одновременно упражнение на близость и дистанцию; мяч перемещать по спине медленно (лучше всего обеими руками) и при этом охватывать всю спину. В этих областях наиболее часто встречается локализация гипертонусов, спазмов глубоких мышц, окружающих позвоночник, возникающих как отклик на воздействие неблагоприятных факторов стресса. Состояние зажатости и напряженности мышц затылка, шеи и плеч влечет за собой недостаточное поступление кислорода к голове и головном мозге, вызванное прерывистым и поверхностным дыханием, снижение зрительной работоспособности глаз, внимания и мыслительной активности, боли в глазах или вокруг глаз, головные боли или приступы мигрени, которые усиливаются, быструю утомляемость. Во всех случаях чрезмерного напряжения и спазмов мышц и переутомления действенную и быструю помощь могут оказать массаж и акупрессура.

Массаж биологически активных точек

Большое количество биологически активных точек, связанных почти со всеми внутренними органами, расположено на подошве стоп. Механическое раздражение стопы нормализует многие жизненно важные функции организма, снимает усталость, укрепляет мышцы и связки стоп, голеней. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Магнитно-массажные лечебно-профилактические стельки «Акупунктурные» снижают утомляемость и усталость ног, стабилизируют давление и работу сердца, активизируют иммунную систему, улучшают память и работу мозга. Стельки «Экостеп» - при взаимодействии их матричной топологии с биологически активными зонами стопы происходит оптимальное перераспределение функциональной нагрузки всех отделов человеческого организма, мобилизация локальных и системных регуляторных процессов. Оздоравливают весь организм, перераспределяют нагрузку между отделами, восстанавливая нарушенные связи. Это ведет к профилактике различных патологий, повышаются возможности саморегуляции и жизнеспособности организма.

На руках имеются точки и рефлексогенные зоны, подобные тем, что расположены на стопе. Нервные окончания пальцев рук и всей ладони широко связаны с корой больших полушарий. На руках находится много точек и зон, обладающих успокаивающим и тонизирующим действием. Массаж рук укрепляет нервную систему: касание или легкое безостановочное поглаживание, надавливание с использованием тяжести пальцев, глубокое надавливание, при котором на коже в области точки отмечается более или менее глубокая ямка. Плавное медленное и продолжительное надавливание действуют успокаивающе, а резкое, сильное и короткое - возбуждающе. Длительность воздействия - 0,5 -1 минута. Кроме проведения массирующих действий руками, полезен массаж с помощью «Ипликатора Кузнецова», валика игольчатого магнитного, массажеров «Каштан» и эластичных пружинных колец, массажера «Краб», биотренажера «Антистресс»: во время спокойного выдоха надевать на палец биотренажер, а во время вдоха - снимать, нельзя оставлять на пальцах без движения.

Босохождение

При ходьбе босиком нормализуется характер электростатических сил организма, нарушенный вследствие ограничения прямых контактов кожных покровов с земной поверхностью. Кроме того, тактильная и термическая импульсация, возникающая при разнообразных раздражениях рецепторов стопы (колко, жестко, мягко, шершаво, выпукло, мокро и т.д.), сопряжено действуют на центры положительных эмоций, рефлекторно вызывая ощущения удовлетворенности, радости, счастья.

Весьма полезно ходить босиком по мокрой траве. Причем неважно, чем смочена трава - росой, дождем или просто полита водой из лейки. Время прогулки по траве должно составлять от 15 до 45 минут. Окончив процедуру, не следует сразу вытирать ноги. Лучше просто надеть сухие носки. Желательно после этого походить 10-15 минут по сухому, покрытому песком или камнями месту сначала ускоренным, а потом обыкновенным шагом. Аналогичным оздоровительным эффектом обладает и хождение по мокрым камням. Процедура должна составлять 3-15 минут в зависимости от состояния здоровья. Здоровые дети могут ходить по мокрым теплым камням 20-30 минут. Ходьба по мокрым камням особенно полезна детям, подверженным различным заболеваниям горла, а также тем, кто страдает от головных болей. В этом случае в воду, которой поливаются камни, рекомендуется добавлять немного уксуса.

Дыхательная гимнастика

Носовое дыхание. Своей задачей ставим обучение ребенка правильному физиологическому дыханию, которое предполагает активное участие в дыхательном процессе диафрагмы, дыхательную релаксацию, дыхание носом, всем телом. В первую очередь обращаем внимание на носовое дыхание, так как нос фильтрует воздух и защищает дыхательную систему человека от пыли и грязи. Нос служит барьером на пути не только пыли, но и различных микробов, обитающих в воздухе. Слизистая оболочка носа обладает бактерицидными свойствами, поэтому многие болезнетворные бактерии задерживаются и погибают здесь. Закаливающее носовое дыхание: сжать пальцы в кулак, во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка, выдохнуть, разжав пальцы.

Звуковая гимнастика. Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. При этом основным условием является проведение занятий на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие. При произнесении звука «И» вибрируют голосовые связки, гортань и уши, возникают колебания в голове, из тела выводятся вредные вибрации, улучшается слух. Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу. Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности. Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе. Звук «Е» - чистильщик нашего организма, он создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения. Звуки «РЭ» помогают снять стрессы, страхи, заикания. Звуки «ТЭ» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему. Комплексы звуковой гимнастики: энергичное произнесение звуков «П-Б» (укрепление мышц губ), «Т-Д» (укрепление мышц языка), «К-Г» (укрепление мышц полости глотки), слитное произнесение с постепенным ускорением звуков «т-у-г-д-и-к» (укрепление мышц языка и полости гортани). Особенностью методики является дыхание: вдох через нос - пауза, активный выдох через рот - пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха.

«Дыхание плача». Представьте себе, что вы плачете - делаете вдох, на всхлипе. После вдоха - паузы нет, сразу делаете продолжительный выдох (можно произносить звук «хооо», «фууу», «фффф»). После выдоха следует естественная пауза 1-2 с (в это время не дышать). После этого снова сделать короткий вдох.

Комплекс дыхательной гимнастики по Стрельниковой. «Ладошки»: и.п. - о.с. Руки согнуты перед грудью ладонями вперед. 1 - кисти сжать в кулак, вдох; 2 - и.п., выдох. «Погончики»: и.п. - о.с. Руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. 1 - с силой выпрямить руки (отжимание). 2 - и.п. «Насос»: и.п. - о.с. Руки внизу. 1 - наклон вперед. 2 - разогнуться, сгибая руки в локтевых суставах, выдох.

Упражнения для расслабления

«Белое облако». Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

«Улыбка». Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.

Лечение музыкой

Целебное воздействие музыки отмечали еще великие ученые Древней Греции: Платон, Гиппократ, Аристотель и др. По мнению великого Авиценны, звуки, построенные в гармоничную, связную композицию, способны возносить душу от слабости к силе. Платон считал, что музыка помогает выработать стойкий характер.

Как много может музыка! Спокойная и мелодичная, она поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить свои силы; бодрая и ритмичная поднимет тонус, улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти. Мелодии, приятные для человека, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, увеличивают активность белых кровяных шариков. С целью лечения рекомендуется составлять музыкальные программы не более, чем из 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Слушать программу лучше с закрытыми глазами, песенный жанр для этих целей не рекомендуется. Чтобы музыка оказывала оздоровительный эффект, ее нужно слушать следующим образом: лечь, расслабиться, закрыть глаза и полностью погрузиться в музыку; постараться отказаться от любых мыслей, выраженных словами; вспоминать только о приятных моментах в жизни; не следует засыпать; после прослушивания музыкальной программы рекомендуется проделать дыхательную гимнастику и несколько физических упражнений.

Для лечения затяжного стресса больше всего подойдет специальная медитационная музыка, в которой звучат голоса птиц, шум леса, звуки дождя, родниковой воды, жужжание шмеля. От раздражительности, неврозов японские врачи предлагают музыку П.И. Чайковского; от мигрени - «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американец в Париже» Гершвина; головную боль снимает прослушивание полонеза Огинского; нормализует сон сюита «Пер Гюнт» Грига; кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона. Красивая, гармоничная, нежная и светлая музыка Моцарта, Генделя, Баха, Бетховена, Брамса, Листа, Шопена, Штрауса, Сибелиуса и многих других великих композиторов очищает сознание, освобождает душу от негативных эмоций.

Питание для хорошего настроения

Лучшие нелекарственные антидепрессанты - низкокалорийные фрукты, вкусные салаты из них, заправленные йогуртом. Хороши мед и сухофрукты, особенно изюм, шоколад. Благодаря входящему в состав шоколада психоактивному веществу - теобромину, он повышает работоспособность, улетучивается грусть. В шоколаде содержатся вещества, стимулирующие выработку эндорфина («гормона счастья»), витамины В1, В2, РР, F. Кроме того, шоколад помогает вырабатывать серотонин, который отвечает за наше настроение, если этого вещества не хватает, может развиться депрессия.

При повышенной тревожности, стрессовом состоянии, в период адаптации рекомендуется добавлять в пищу витамины группы В, давать молоко на ночь. Вытеснить депрессию помогут богатые фолиевой кислотой (витамином В9) зелень, капуста, свекла, морковь. Не менее полезны для восстановления сил и душевного покоя хлеб с отрубями, горох и фасоль, содержащие большое количество тиамина (витамина В1). Именно недостаток этих активных соединений приводит к раздражительности и быстрой утомляемости.

Тонизирующее действие на организм оказывает напиток из плодов боярышника, шиповника, рябины черноплодной, лимонника китайского (семена). Плоды берут в равных количествах, добавляют 1 ч.л. растертых семян лимонника, настаивают в закрытой посуде в течение 2 часов, процеживают и пьют этот напиток 2-3 раза в день вместо чая.

Повышенная раздражительность, утомляемость может быть вызвана недостатком в организме йода. Восполнить его нехватку помогают различные морепродукты, прежде всего, морская капуста в любом виде: свежая, консервированная в банках или сушеная в порошке. Ее хорошо добавлять в салаты, соления, запеканки. Салат из свежих яблок со свеклой и морской капустой, добавить орехи, заправить медом или майонезом. Полезно употреблять в пищу морскую соль, йод содержится в ней в виде органических солей в комплексе с другими микроэлементами, поэтому он лучше усваивается и медленнее высвобождается из организма, чем при употреблении йодированной поваренной соли. Растительное средство: лимон с медом, грецкие орехи с медом.

Сказкотерапия

«Роза» (сказка из «Тайн пирамиды здоровья» А.К. Лаптева)

Свати почувствовал легкое дуновение свежего ветра, который принес с собой приятный аромат. Свати принюхался и пошел на этот необыкновенный запах. Пройдя немного, он увидел нечто яркое и прекрасное. Это была Роза. Она сияла белоснежным светом в лучах Солнца, и от нее исходил приятный аромат. Свати залюбовался такой красотой и решил поговорить с Розой:

- Здравствуй, Роза, какое приятное утро!

Роза ответила ему легким движением лепестков. Свати продолжил:

- Роза, ты очень красивая и, конечно, счастливая. Тобой все любуются и тебе радуются. Скажи, Роза, как, по-твоему, почему люди, тоже красивые, имеют много болезней и не всегда веселые?

Роза сразу ответила:

- Ко мне приходит много людей, и все они разные. Люди, которые замечают мою красоту, радуются и забывают о болезни. Есть люди, которые красоту не видят, так как у них в душе красивого мало. Такие люди кричат, ругаются и, конечно, красивого не замечают. Я думаю, что в тех местах, где красиво, там болезней не может быть. Так и в человеке. Если человек хороший, и дела его хорошие, то и болеть он не будет. Вот моему Садовнику более ста лет. Он очень добрый и ухаживает за мной каждый день. Поэтому сам он здоровый, и я красивая. Если бы все люди были такими садовниками друг для друга, то они стали бы такими красивыми, как мы, Розы, и такими здоровыми, как мой Садовник.

Свати послушал удивительную Розу и представил, как было бы хорошо, если бы все ребята любили и помогали друг другу. Тогда все стали бы счастливыми и радостными. А Свати уже хорошо понял, что Радость - это особая Мудрость, и болезни ее боятся.

- Спасибо, Роза, за твою красоту и слова. Надо все это рассказать ребятам, - сказал Свати и пошел вперед.

Игры

«Тренируем эмоции». Попросите ребенка: нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница; улыбнуться, как кот на солнце, солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, будто увидел чудо; позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили; испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок, на которого лает собака; устать, как папа после работы, человек, поднявший тяжелый груз, муравей, притащивший большую муху; отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, но помог маме, уставший воин после победы.

«Фейерверк эмоций». Ведущий делит группу на подгруппы. Представителю каждой подгруппы предлагается вытащить бумажку с названием какой-нибудь эмоции. Эмоции - это душевное волнение, испытываемое человеком в какой-либо ситуации. Задание: каждая подгруппа должна изобразить эту эмоцию с помощью выразительных движений (это позы, жесты, мимика).

«Забавные певалки». «Кто засмеется, губа задерется. Раз, два, три, четыре, пять, с этих пор молчать!» Все должны молчать, самый выдержанный из детей становится водящим. Перед началом игры все садятся в круг и хором произносят: «Первенчики, бубенчики, летали голубенчики по свежей росе, по чужой полосе. Там чашки, орешки, медок, сахарок, молчок!» Тому, кто засмеется, предлагают задание: исполнить танец, спеть песенку.

«Найди друга». Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать своего друга (ил родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Рецепты великих идей

Оставайтесь веселым. Когда вы шутите, вы даете своему уму свободу рассмотреть необычные возможности. Радость помогает заглушить внутреннее суждение, которое оценивает идеи как нелепые. В творческой работе веселое расположение духа и служит здравому смыслу.

Тратьте время на любое занятие. Что вам нравится делать просто так? Любимые занятия пробуждают сознание; выделите время для хобби, и вы вернетесь к своей работе с новыми силами.

Решайте несколько задач. Один из секретов способности быстро восстанавливать физические и духовные силы состоит в том, чтобы всегда иметь возможность переключиться на решение других проблем. Это избавит вас от скуки.

Проводите время в обществе. Оглянитесь вокруг - на чью поддержку вы можете рассчитывать? Найдите людей, которые не только сочувствуют вашим стремлениям, но и понимают вас.

Не опасайтесь соперничества. Обратитесь к тем, кто способен дать разумный совет. Ваша идея не обязательно должна звучать поэтично или иметь законченный вид. Задайте искренние вопросы и будьте открыты ответам.

Упорно продолжайте. Возможно, вам не приходят в голову новые идей - не огорчайтесь, попробуйте внести изменения в уже существующие проекты. Бах писал кантату каждую неделю, даже когда был усталым или больным. Одни его произведения существенно уступают другим, а некоторые в значительной степени позаимствованы из его ранних работ. Но каждую неделю он добавлял что-то новое. Бах считал, что мышцы творчества нужно регулярно упражнять.

Измените заведенный порядок. Читайте альтернативную литературу. Ложитесь раньше (или позже). Ходите немного быстрее (или медленнее). Причешите волосы на другой пробор. Делайте перерывы в своем распорядке. Попробуйте производить привычные действия - открыть кран или отвинтить крышечку тюбика с зубной пастой - с помощью левой руки. Если вы левша, то попытайтесь это сделать правой. Принимайте душ с закрытыми глазами, регулируйте напор воды и температуру вслепую. В процессе этих упражнений руки получат и передадут мозгу необычные ощущения.

Такие мысли всегда помогут: Я справлюсь. У меня получится. Я научусь. Все будет хорошо. Я не буду бояться.

Здоровый сон - лучший лекарь. Одним из способов преодоления стресса является нормальный полноценный сон. Старайтесь перед сном отбросить все тяжелые, накопившиеся за день мысли. Чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Именно во сне мозг часто подсказывает вам решение ваших проблем, над которыми вы безуспешно думали днем.



Предварительный просмотр:

. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВОДА СТОПЫ.

Упражнения выполняются босиком на ковриках.

1. КАТОК. Ребёнок катает стопой мяч в направлении вперед-назад. Упражнение выполняется левой и правой ногами поочередно. Время выполнения -1-2 мин.

2. СБОРЩИК. Сидя на полу ноги полусогнуты в коленях, ребёнок собирает пальцами одной ноги мелкие предметы – ластик, бумажный шарик, карандаш, разложенные на полу, и складывает в кучку. Время выполнения -1-2мин.

3. ХУДОЖНИК. Ребёнок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист второй ногой. Время ВЫПОЛНЕНИЯ - 30-50сек.

4. ГУСЕНИЦА. Ребёнок сидит на полу, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу, сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперёд к пальцам ног, затем пальцы распрямляет, и движения повторяются, имитируя движение гусеницы. Упражнение выполняется одновременно двумя ногами в течение 30-50 с.

5. МЕЛЬНИЦА. Ребёнок, сидя на полу с выпрямленными коленями, выполняет (каждой ногой отдельно) круговые движения стопой сначала влево, затем вправо. Упражнение выполняется по 10-12 кругов в каждую сторону. «Рисунок 4».



Предварительный просмотр:


АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
  2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
  4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.
  5. Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.
  6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из "потребителей знаний " в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
  7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
  8. Позы учащихся, чередование поз, наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся.
  9. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения.
  10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
  11. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
  12. Психологический климат на уроке.
  13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
  14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения
  15. Темп и особенности окончания урока:
  • быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
  • спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
  • задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).



Предварительный просмотр:

                                                                                                   Оргпроект

Сбор  команд участников регионального проекта                                              «Школа – территория здоровья» и школ применяющих здоровьесохраняющие технологии в учебном процессе.

«Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса»

Предназначение сбора: представить и обсудить деятельность школ №№2, 3, 4, 17 по реализации здоровьесохраняющих технологий.

Задачи:

1. Познакомить с результатами реализации регионального проекта «Школа – территория здоровья».

2. Организовать и провести мероприятия по обмену положительным опытом в области здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Участники сбора:

  1. Команды участников регионального проекта «Школа – территория здоровья» МОУ «СОШ»-2,3;.
  2. Участники сбора от МОУ «СОШ»№№ 4,17
  3. Слушатели от  МОУ «СОШ»№№ 1, 7, 8, 9, 11, 14  (не более 3-х человек).
  4. Представители УО г. Назарова.

 Место проведения: МОУ «СОШ» №__2_

Время проведения: 2 ноября 2009г  в  10.00


Программа сбора

Время

Мероприятия

Ответственные

Результат

10.00-10.05

10.05-10.10

Регистрация участников сбора.

 Открытие Маршрутной карты «Забора»

СОШ 17  - Дружинец Е.В. Панькова И.А.

СОШ 2- Медведева С. В. забор, маркеры

Списки участников сбора

Стенд обмена мнениями

10.10-10.40

Общий сбор. Установка на работу.

Приветствия (дети и учителя)

Представление команд участников сбора                                           (творческая презентация)

СОШ  3- Долозова Г.В.

СОШ №№2,3,4,17

Участники смотивированы на работу

сценарий приветствия

презентация команд

10.40-10.50

Выступление детей «Мы за здоровый образ жизни»  

(«Школа Здоровья» глазами детей)

СОШ 2 - Кирилкина О.Г.

сценарий выступления

10.50-11.15

Установочный доклад «Наша жизнь ШТЗ»  (знакомство с региональным проектом ШТЗ)

СОШ 17- Рассудова Л.

доклад (презентация)

11.15-11.35

Практическая реализация проекта «ШТЗ» Представление опыта работы ОУ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников «Мониторинг здоровья»

СОШ 2 - Будикова Л. Н.

Презентация опыта

11.35- 11.55

Практическая реализация проекта «ШТЗ» Представление опыта работы ОУ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников. МОУ «Проектный замысел «Школа Здоровья»

СОШ 3-Козлова В.

Презентация проектного замысла «Школа Здоровья»

11.55-12.25

Динамическая пауза:

1.Мастер – класс «Парад физический упражнений»

Наумов С.В

Рекомендации по ведению динамических пауз. Буклет

Рекомендации. Буклет

2.Фиточай

12.25-12.30

Установка на работу в группах

Ганжа С.Д

Участники смотивированы на работу

12.30-13.00

Работа в группах: представление результатов работы по формированию культуры здоровья участников образовательного процесса и состоянию здоровья школьников школами участниками сбора

Мастер класс: «Использование здоровьесберегающих подходов и приемов в процессе развития зрительного восприятия школьников»

СОШ 2-Семилетова А. А.

Представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих подходов и приемов в процессе развития зрительного восприятия школьников

Мастер класс« Формирование двигательной активности для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных через тренинговые упражнения »

СОШ 3 - Кошелева

Представлен опыт работы

Мастер класс: «Сотрудничество учителя и родителей – залог эмоционального здоровья детей»

СОШ 4 – Фаут С.Г

представлен  опыт работы  и прием по сотрудничеству учителя и родителей как залог эмоционального здоровья детей

Мастер класс «Профилактика вредных привычек среди младших школьников»

СОШ 17 – Дружинец Е.В.

Представлен опыт работы

13.00-13.05

Установка на следующий этап работы

Ганжа С.Д.

Участники смотивированы на работу

13.05 – 13.45

Совместное детское - учительское  физкультурно-оздоровительное мероприятие «Ассорти» под девизом «Здоровье-это спорт!»

СОШ 4 -

Оформление агитационного плаката «Мы за здоровый образ жизни!»

СОШ 17-

Плакат

13.45-14.00

Общее заседание. Дискуссия. Рефлексия.

Ганжа С.Д.

Подведение итогов сбора, экспертное выступление  групп, представителей УО,

Примечание: участники сбора приносят с собой спортивную форму.

Руководитель сбора: С.Д. Ганжа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

здоровьесберегающие образователь технологии в работе учителя начальных классов

ЗОТ является частью и особенностью всей образовательной системы. Советы учителям иродителям по здоровьесбережению....

здоровьесберегающие образователь технологии в работе учителя начальных классов

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Одна из основных задач начального образования – формиров...

«Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе воспитателя ГПД»

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе воспитателя ГПД.Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в режиме ГПД – задач...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов.Проектные технологии.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии.  Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занима...


 

Комментарии

Потапенко Елена Витальевна

Спасибо за интересный материал! Я тоже занимаюсь сбором разных методик и технологий здоровьесбережения.Много нового увидела и в вашем материале.
Ганжа Светлана Давыдовна

Спасибо