Внеурочное занятие "Учимся делать правильный выбор"
план-конспект урока (3,4 класс) по теме

Сизова Татьяна Владимировна

Учебная задача: формирование УУД волевых усилий для самоограничения в выборе продуктов питания и добровольного отказа от вкусной, но вредной для здоровья еды при составлении собственного рациона

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Uchimsya_delat_pravilnyy_vybor.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»

Внеурочное занятие

Тема:

Учимся делать правильный выбор

Учитель 4 б класса

Сизова Татьяна Владимировна

2010-2011 учебный год

Учимся делать правильный выбор

(внеурочное занятие для учащихся 3-4 классов)

Учебная задача:

Формирование УУД волевых усилий для самоограничения в выборе продуктов питания и добровольного отказа от вкусной, но вредной для здоровья еды при составлении собственного рациона.

Метапредметные результаты:

УУД самоограничения («хочу-нельзя») при выборе продуктов питания

Предметные результаты:

Представление о причинах отказа от некоторых продуктов

Личностные результаты: 

Развитие способности к волевым усилиям, как личностному качеству

Источники отбора содержания:

Литература (загадки, стихи о продуктах), искусство (инсценировка), наука (сведения о составе некоторых продуктов), меню из любимых детьми продуктов, составленное после опроса.

Действующие лица: Академик  Недоедайкин, академик  Переедайкин, ПеппиДлинный Чулок.

Ход занятия

  1. Проблемная ситуация

(Появляется  Пеппи Длинный Чулок)

Пеппи Длинный Чулок: Разрешите представиться Я, Пеппилотта  Длинный Чулок, для друзей просто Пеппи. Как у вас много вкусного . Здесь что , праздник объедения? Обожаю играть и много кушать. Ну что приступим? А, ну налетай!

(Появляются два Академика. Они горячо спорят между собой.)

Академик Недоедайкин: (останавливает Пеппи) Голубушка, остановитесь!  Вот уже много тысячелетий подряд население земного шара без продыху жует, глотает,  лопает, поглощает,  трескает,  рубает,  уплетает,  уминает,  наворачивает.  Удивительно,  но за это  значительное время нам всем это не только не надоело, но, кажется, мы все просто вошли в  азарт от объедания!

Академик  Переедайкин: Не слушайте его дорогая. Вы свободный человек, а значит, не должны завесить от всяких  там диет! Пища должна быть разнообразной не отказывайте себе ешьте  побольше винегрет, сладкий торт и шоколад. Бутерброды с сыром, с маслом, с рыбой, с медом и  ананасом. Как вкусны котлеты, чипсы, гамбургеры и ирисы. А еще чтоб лучше стало, ешь побольше с пепси сало, а еще чуть не забыл надо все заесть колбаской. О-о-о-о – это просто сказка! Не забудь запить все колой. Молоко пить – это все

пустое!

Недоедайкин: Что такое вы говорите коллега! Ведь это не научно и просто возмутительно! Себя нужно ограничивать во всем! В день достаточно кусочка хлеба, никаких вам здесь эклеров! А из жидкостей лишь воду! Вот рецепт здоровья!

Переедайкин! Это просто возмутительно! Это просто поразительно! Как же можно без еды?

Пеппи: Так есть или не есть? Что-то я не пойму? Вы уж поскорей решите, а то так у меня сил  совсем не останется, и как же я играть буду с друзьями обессиленная?

Переедайкин: Конечно,  нужно есть! У меня даже есть знакомый волшебник, который поможет.

Сценка «Шел по городу волшебник».

Шел по городу волшебник,

 По прозванью Сизый Нос,

 И дарил всем, всем прохожим

Что в корзинке нес.

Нес он фрукты и печенье,

 Нес он вкусное варенье,

 Нес колбаски и творог.

 Всех обрадовать он смог

И ребятам без разбору

 Все, все, все давал.

 И взамен за угощенье

 Ничего не брал.

Все ему «спасибо» говорили,

 Много раз благодарили.

Недоедайкин:

 Но прошел всего лишь час

 У ребят, как будто враз

Заболели, заболели

Очень животы.

Ах и ух, ах и ух,

Ы-Ы-Ы!

Ведущий: Почему у них заболели животы?

  1. Осознание границ своего знания и незнания – то есть, превращению проблемной ситуации в учебную;

Дети выдвигают гипотезы: 

  • потому что  ребята съели много продуктов
  • не знали, что есть здоровая и вредная пища.

 Пеппи: Но ведь это всё так вкусно‼!

Ведущий:  А всегда ли полезно то, что вкусно?

Дети: Не всегда

  1. Что  надо  сделать, чтобы решить проблему?  

Ведущий:  А как отказаться от того, что хочется, но вредно?

Дети: Нужно знать, почему вредно, ведь всем нравится.

Ведущий:   Давайте послушаем наших гостей  - уважаемых академиков.

Газировка

Переедайкин: После большой перемены в мусорнице лежат  пустые бутылки из-под лимонада, который всем так нравится.  Давайте немного поговорим о том, что вы пьете.

В любом случае, важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются  в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.

Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она.

Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает  желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.

Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.

История кока колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 баллона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле.

Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой Колы, и коррозия исчезнет.

Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

О составе кока колы. Активный ингредиент кока колы - фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.

Для перевозки концентрата кока колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов.

Дистрибьюторы кока колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.

Все еще хотите бутылочку Колы?

Единственный безвредный компонент газировок - вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка, чтобы лимонад, производимый в любой точке земного шара, соответствовал строгому стандарту.

Недоедайкин:

Чипсы и сухарики

Теперь поговорим о беде вашего класса, это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, что вы едите?

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».

Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.

Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: (распечатать и раздать детям)
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.

Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466 

Вы всё ещё хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых гидрогенизированных жирах, присыпленных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..

Пеппи: Всё понятно. Теперь я буду съедать по одной пачке чипсов в день вместо пяти. Да и от одной бутылочки колы вместо трёх (на завтрак, обед и ужин), ничего такого страшного не произойдёт.

Ведущий: А теперь самое сложное – суметь быть сильным, суметь совсем отказаться от вами любимых, но вредных продуктов.

  1. Что получится в результате решения учебной задачи? 

Ведущий: Вы находитесь в кафе, сидите за столиками. Вам предложено меню. Вы можете выбрать, всё, что хотите, а свой заказ (напитки, десерты и др.) запишите на листочке, чтоб официант мог быстрей вас обслужить. В группе вы можете пообщаться, посоветоваться друг с другом, но каждый должен сделать свой выбор, по своему вкусу.

  1. Исполнение
  2. Оценка и самооценка

Ведущий: А теперь посмотрите на листочки с меню с обратной стороны. Здесь вкусные блюда, но вредные для здоровья, выделены красным цветом. Посмотрите в группах друг у друга, чей заказ оказался полностью полезным для здоровья?

  1. Рефлексия (Анализ составленных заказов, выбранных продуктов)

Ведущий:

Что вы чувствовали, когда выбирали продукты? (сомнения).

Что сейчас испытываете, понимая, что боролись с собой, со своим желанием  при выборе  и поступили не совсем так, как хочется, а так, как надо? (чувство победителя, гордости).

Это ваша маленькая победа в небольшом сражении «хочу – нельзя». Запомните это ощущение победы и старайтесь использовать волевые усилия не только при выборе полезных продуктов питания, но и в других ситуациях.

Чаепитие .

Чтоб расти – нужен белок .

Для защиты и тепла ,

Жир природа создала.

Как будильник, без завода –

Не пойдет ,не так ,не так.

Так и мы без углеводов

Не обходимся  никак.

Витамины просто чудо

Сколько радости несут

Все болезни и простуды

Перед ними отвернут .

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда

Важнейшее условие!

Ведущий:   Как нам быть, что делать, чтобы знать, какие продукты, когда  и сколько нужно есть, чтоб питание было правильным?

Пеппи: А  мне всё это надо записать, чтоб не забыть.

Ведущий:  Верно. А как называется записанный на бумаге перечень блюд, закусок и напитков, подаваемых в кафе, в ресторане?

Дети: Меню.

Ведущий:  В толковом словаре Ушакова сказано, что  меню – это  листок с перечнем кушаний, подбор кушаний.

Пеппи: Вот-вот. Составьте мне, пожалуйста, меню  для завтраков.

  1. Поиск решения проблемы

Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в том числе и от Pepsi, необходимо следовать простым правилам:

1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.

2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.

3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю.

4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.

5. Не давайте газировку детям до 3 лет.

Теперь поговорим о беде нашего класса, это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, что мы едим?

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».

Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.

Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: (распечатать и раздать детям)
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466

Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых гидрогенизированных жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..

Ведущий: 

У вас приготовлены  листочки для работы.

Давайте вспомним, какие витамины вы знаете. Вам необходимо отгадать  загадку и назвать   витамины, содержащиеся в этом продукте.

1. Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.    (Морковь. Витамин А.)
2. Красная и белая,

 Вкусная и спелая.
 И черная бывает.
 Кто её узнает? (Смородина. Витамин С.)

3. Его на хлеб намазать можно,
И в кашу положить несложно.     (Масло. Витамин А.)

4. В чай кладу его порой.
Чай становится такой
Вкусный, ароматный,
Немного кисловатый.  (Лимон. Витамин С.)

5. Жидко, а не вода, бело, а не снег.    (Молоко. Витамин А.)

6. Пробил я стену –
Увидел серебро;
Пробил серебро –
Увидел золото.   (Яйцо. Витамин Е.)

7. Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
Откусишь – сладко.  (Яблоко. Железо.)

8. Знают все как дважды два,
Что всему он голова.
Из ржаной муки пекут
И к обеду подают.   (Хлеб. Витамин В.)

Примерные завтраки школьников

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Первая неделя

Жаркое по домашнему.

Огурец.

Хлеб пшеничный.

Чай с сахаром.

 

Творожной пудинг со сгущенным молоком.

Чай с сахаром.

Овощное рагу

Хлеб пшеничный.

Чай с сахаром.

Макароны с маслом, сыр.

Чай с сахаром.

Сосиска отварная

Булочка

Чай с сахаром.

Вторая неделя

Плов

Салат из моркови с зеленым горошком.

Хлеб пшеничный.

Чай с сахаром.

Сырники со сгущенным молоком

Чай с сахаром

Котлета с тушеной капустой.

Хлеб пшеничный.

Чай с сахаром.

Омлет. Хлеб пшеничный.

Чай с сахаром.

Сосиска отварная с гречкой.

Хлеб пшеничный.

Чай с сахаром.

 

Здоровое питание

 – это питание, сбалансированное по соотношению углеводы – белки – жиры, содержащее достаточно витаминов и минералов. Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды: продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности. Ориентируясь на нее, Вы сможете составлять сбалансированный рацион на каждый день.

пирамида

 

Первый кирпич пищевой пирамиды – зерновой. 

   Основание пирамиды образуют цельнозерновые продукты, значение которых часто не дооценивается и содержание которых в нашем меню, как правило, недостаточное. Признайтесь, часто ли Вы едите каши - гречневую, овсяную, хлеб из муки грубого помола, макароны из пшеницы твердых сортов? А их в ежедневном рационе должно быть от 6 до 9 порций! 1 порция зерновых продуктов - это 1 ломтик цельнозернового хлеба или 1,5 чашки приготовленной пасты, или 1,5 чашки приготовленного риса. Крупы (гречка, неочищенный рис, овсянка) содержат много витаминов А и Е, к тому же в них витамины не разрушаются со временем так интенсивно, как в овощах и фруктах. Конечно, определенный процент населения ест на завтрак мюсли, но все же стоит подумать о том, чтобы вернуть такие традиционные блюда, как каши с различными добавками - грибами, тыквой, репой. Это не только вкусно, но и крайне полезно. Обратите внимание: сюда не входят источники "пустых" углеводов, которые присутствуют в нашем питании: белый хлеб, булки, торты.

Кирпичи 2 и 3 - овощной и фруктовый.

   Следующий уровень пирамиды - овощи и фрукты (2 отдельные группы). Овощей в дневном рационе должно быть в среднем 5 порций. Фруктов - от 3 до 5. 1 порция фруктов - это 1 средний фрукт (апельсин, яблоко) или 1 чашка нарезанных фруктов, или 1,5 чашки сока, или 1 чашка сухофруктов. Как источник витамина С рекомендуется отвар из сухих плодов шиповника, листовая зелень, красный перец, замороженная черная смородина, цитрусовые и квашеная капуста. Когда иммунная система ослаблена, это вызывает обострение различных хронических заболеваний. Так что поддержание иммунитета - это первоочередная задача. Очень важно включать в рацион ярко-желтые, оранжевые и красные овощи и фрукты (помидоры, тыкву, сладкий перец). Они содержат водорастворимый бета-каротин, предшественник витамина А, в организме превращающийся в жирорастворимый витамин А. И пейте свежевыжатые соки, причем не только фруктовые, но и овощные! Обратите внимание: если недоступны свежие фрукты, покупайте быстрозамороженные овощные смеси и фрукты, а также сухофрукты.

Кирпич 4 пищевой пирамиды – мясной. 

   В рационе обязательно должны присутствовать высоко протеиновые продукты, содержащие незаменимые аминокислоты: нежирное мясо, птица, рыба. Кстати, к этой же группе (а не к группе молочных продуктов) диетологами отнесен творог. Таких продуктов следует потреблять от 4 до 8 порций (1 порция: 30 г приготовленного мяса, птицы или рыбы, 1 чашка бобов, гороха или чечевицы, 1 яйцо или 2 белка, 30-60 г обезжиренного сыра, 1 чашка обезжиренного творога). В мясе содержится железо, которое является иммуномодулятором, витамины группы В (в основном в свинине). А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мясо в них не так много, а вот жира и калорий - предостаточно! Чтобы получать в достаточном количестве микроэлемент селен, ешьте морепродукты (источник кислот омега-3 и омега-6). Обратите внимание: витамины и микроэлементы из разных типов продуктов усваиваются с разной интенсивностью.

Кирпич 5 пищевой пирамиды – молочный. 

   Каждый день на Вашем столе должны быть и молочные продукты - источник витаминов А и Е. Поддержать иммунитет помогут кисломолочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии, необходимые для профилактики дисбактериоза кишечника. Молочных продуктов в ежедневном рационе должно быть 2 порции (1 порция - 1 чашка обезжиренного молока или обезжиренного йогурта, кефира). Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (сыры, мороженое, сметану, жирные соусы, майонез).

Кирпич 6 пищевой пирамиды - жиросодержащий, но не жирный. 

   И на самом верху пирамиды - группа жиросодержащих продуктов, куда входят орехи, животные и растительные масла. Последние - источник полезных для сердца полиненасыщенных жирных кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Успех любой деятельности - правильный выбор действий учителя и ученика"

Творить - означает созидать, делать шаги в неизведанное. Каждый человек неповторим, большинство реальных проявлений креативности проявляется в детстве. Особая ценность их в том, что онимогут замечены ...

Правильный выбор стиля работы и отдыха. Советы классному руководителю.

В статье предлагаются учителю советы  выбора стиля работы и отдыха...

Похвала ребенка — как это делать правильно.

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое долж...

Сценка "О князе Владимире, о правильном выборе"

  К  празднованию  1030  Крещения  Руси  написала  сценку  в  стихах.  Ребята  из  воскресной  школы  "Святителя...

Конспект внеурочного занятия "Сделай свой выбор"

Занятие «Сделай выбор»Тема: «Сделай выбор»Класс (группа) и место мероприятия в программном материале: Разработка занятия для учащихся начальной школы (1-4 класс). Проводится вн...

Акция «Правильный выбор»

Воспитание у старшеклассников ответственности за сохранение своего здоровья....


 

Комментарии

Сизова Татьяна Владимировна

Зачётная работа по окончании курсов по теме: "ФГОС. Вариативный компонент содержания: внеурочная деятельность"