Главные вкладки

    Правильный выбор стиля работы и отдыха. Советы классному руководителю.
    статья по теме

    В статье предлагаются учителю советы  выбора стиля работы и отдыха

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_dlya_uchitelya.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

                                     Правильный выбор стиля работы и отдыха

    Советы классному руководителю                                 

                  Педагогу для успешной деятельности желательно:

    •  хорошо знать детскую психологию;

    •  душевно, ровно, заботливо относиться к детям;

    •  всегда применять индивидуальный подход к каждому ребенку;

    •  уважительно относиться к личности каждого ребенка;

    •  проявлять терпимость как важнейшее профессиональное качество — как бы педагог ни устал, как бы ему ни было плохо, он никогда не накричит на ребенка, не обидит его;

    •  проявлять желание, способность и умение видеть и чувствовать проблемы, особенности и переживания детей и уметь тонко, ненавязчиво, мягко помогать им;

    •  уметь удерживать высокий уровень дисциплины на уроке;

    •  уметь обеспечивать высокую содержательную насыщенность урока, снижать временные и эмоциональные потери;

    •  уметь создавать условия для успешного проявления ребенком его наилучших качеств и способностей;

    •  уметь подмечать каждое детское достижение, радоваться ему;

    •  уметь создавать положительную эмоциональную среду и бодрую, светлую созидательную обстановку в детском коллективе;

    •  уметь поддерживать созидательные контакты с родителями;

    •  уметь признавать свои ошибки;

    •  относиться к оценке как к инструменту диагностики и стимулирования, а не как к способу унижения и холодной констатации;

    •  пользоваться высоким авторитетом среди учащихся.

                     ПРАВИЛЬНО ОТДЫХАЕМ И РАССЛАБЛЯЕМСЯ

    Последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание

    хотя за рубежом данный феномен активно исследуется уже четверть века.

    Работа педагогов, специалистов различных социальных служб связана с большими нервно-психическими нагрузками. Действительно, условия работы этих специалистов далеко не комфортные. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимости быть все время «в форме», невозможности выбора учащихся или клиентов, отсутствии эмоциональной разрядки, большом количестве контактов с людьми в течение рабочего дня и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности может

    накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления.

    При достижении определенного уровня напряженности организм начинает защищать себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися, клиентами.

    Три стадии синдрома:

    •  Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов,  говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.

    •  Вторая стадия — снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

     Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

    Главная заповедь

    В работе по профилактике нервно-психической напряженности . первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

    Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание важных человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно исправить, следует исправить.

    Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне терпение смириться с тем, что я не могу изменить, и дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго».

    Помоги себе сам

    Эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми, в ходе своей профессиональной деятельности.

    Естественные способы регуляции организма

    Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

    К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

    Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

    Можно назвать следующие естественные приемы регуляции организма:

    •  смех, улыбка, юмор;

    •  размышления о хорошем, приятном;

    •  различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

    •  наблюдение за пейзажем из окна;

    •  рассматривание цветов в помещении,  фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

    •  мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

    •  «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

    •  вдыхание свежего воздуха;

    •  чтение стихов;

    •  высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

    Упражнения

    Ниже некоторые способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании и весьма эффективны. Правда, для их освоения требуется немного терпения.

    Управление дыханием

    Способ 1. Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

    На счет 1—2—3—4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

    •  на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

    •  затем плавный выдох на счет 1—2—3—4—5—6;

    •  снова задержка перед следующим вдохом на счет 1—2—3—4. Уже через 3—5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

    Способ 2. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10—15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

    Способ 3. Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох, то:

    •  глубоко выдохните;

    •  задержите дыхание так долго, как сможете;

    •  сделайте несколько глубоких вдохов;

    •  снова задержите дыхание.

    Способ 4. Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

    Выполняйте следующие движения:

    •  сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

    •  дышите глубоко и медленно;

    •  пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности), и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

    •  постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

    •  прочувствуйте это напряжение;

    •  резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;

    •  сделайте так несколько раз.

    В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

    Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

    Способ 5. В свободные минуты, паузы отдыха осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

    •  осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

    •  каждое упражнение состоит из 3 фаз: напрячь — прочувствовать — расслабить;

    •  напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох. Можно работать со следующими группами мышц:

    •  лица (лоб, веки, губы, зубы);

    •  затылка, плеч;

    •  грудной клетки;

    •  бедер и живота;

    •  кистей рук;

    •  нижней части ног.

    Способ 6. Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:

    •  движения большими пальцами рук в «полузамке»;

    •  перебирание бусинок на ваших бусах; перебирание четок;

    •  пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох и на пять шагов — выдох.

    Воздействие слова

    Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения. Словесное воздействие задействует сознательный механизм . самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

    Способ 7. Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.

    Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами. Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

    Способ 8. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

    Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными, трудностями.

    Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

    «Именно сегодня у меня все получится»;

    «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

    «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

    «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

    Мысленно повторите его несколько раз.

    Способ 9. Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны других. Это — особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.

    В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».

    Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3—5 раз.  Использование образов

    Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам  психики.

    Способ 10. Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

    •  зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);

    •  слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

    •  ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

    При ощущении напряженности, усталости:

    1)  сядьте удобно, по возможности закрыв глаза;

    2) дышите медленно и глубоко;

    3)  вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;

    4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;

    5)  побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

    6)  откройте глаза и вернитесь к работе.

    ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЕМ ЦВЕТ

    Цвет одежды учителя, цвет в оформлении классной комнаты влияет на физическое и психическое самочувствие как самого учителя, так и учащихся, и всех, с кем он общается. От цвета, который выбирает человек для своей одежды, зависит восприятие этого человека окружающими.

    Красный цвет

    В начальной школе учитель должен очень осторожно использовать данный цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой.

    Подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих — «огонь», «пламя», не располагает к доверительным партнерским отношениям.

    Это, однако, не означает, что красный цвет надо исключить из учительского гардероба. Одежду такого цвета можно носить тогда, когда ситуация требует мобилизации и «закладки непререкаемого авторитета», к примеру, первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное выступление на учительском совещании, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного, обладающего властью.

    Оранжевый цвет

    Как никакой другой создает ощущение праздника, именно поэтому его присутствие в гардеробе учителя начальной школы необходимо.

    Однако использование оранжевого должно соответствовать ситуации. К примеру, при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении «открытых уроков», когда учителю необходимо создать благоприятную атмосферу в классе, снять нервозность, носить одежду оранжевого цвета не рекомендуется.

    Можно использовать оранжевый цвет при оформлении интерьера класса.

    Желтый цвет

    Настраивает на коммуникабельность. Желтый — цвет открытости, общительности и интеллекта. А еще он помогает уравновесить эмоции, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение.

    Желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее.

    Учителя начальной школы могут иметь одежду желтого цвета: в ситуациях, предполагающих равноправное общение с коллегами по работе, этот цвет будет незаменим.

    Зеленый цвет

    Все смягчает, снимает остроту переживаний, оказывает целительное, расслабляющее действие. Психологически он выражает себя как волевой акт в работе, упорство и настойчивость.

    Предпочтение зеленого цвета в одежде и окружении указывает на твердость, постоянство, способность выстоять перед изменениями, а также на постоянство воззрений и высокую самооценку.

    Зеленый цвет способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие.                                                                  

    Учителя начальной школы часто неосознанно отдают предпочтение этому цвету в своем гардеробе. Нужно предостеречь педагогов от моноиспользования данного цвета, поскольку при всех своих положительных качествах он лишает его обладателя права на эмоции и чувства. Использовать его лучше дозированно.

    Розовый цвет

    Прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми.

    Голубой цвет

    Настраивает на область чувств — возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой — цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь с Вселенной.

    Голубой цвет успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление и ощущение жжения при солнечных ожогах, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

    Голубой цвет, так же как и зеленый, необходим учителю начальной школы в конфликтных ситуациях, когда от него потребуются дипломатия и рациональный подход к решению проблемы.

    Синий цвет

    Помогает сконцентрироваться на самом главном: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

    Фиолетовый цвет

    Цвет внутренней сосредоточенности. Пытается объединить импульсивность завоеваний красного и тихую капитуляцию синего. Фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Эту особенность цвета необходимо учесть учителю при оформлении интерьера класса.

    Черный цвет

    Цвет самопогружения: помогает отгородиться от всего, замкнуться и сконцентрироваться на решении какой-либо задачи. Однако в то же время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. Именно поэтому нельзя часто использовать черный цвет в одежде и окружении учителя начальной школы.

    Белый цвет

    Цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Но в то же время он никак и не защищает своего обладателя. Его хорошо использовать в сочетании с другими цветами.

    Таким образом, учителю начальной школы можно порекомендовать использовать все цвета в своей одежде, но правильно, исходя из задач и требований ситуации и знания влияния того или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека. Использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении поможет учителю раскрыть свою индивидуальность, развить те качества, которые ему необходимы, а главное, правильно презентовать себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж.

    ПРАВИЛЬНО ОДЕВАЕМСЯ  Деловой стиль

    По наблюдениям психологов, человек в оформлении своей внешности может преследовать самые разные цели. Каждому из нас хочется производить на окружающих приятное впечатление, выглядеть симпатичным, привлекательным, может быть, даже эротически - соблазнительным.

    Профессиональный имидж педагога преследует иные цели. Учителю необязательно привлекать к себе повышенное внимание и пробуждать глубокую симпатию к своей персоне, но вызывать доверие и уважение учитель должен непременно. Приятно, если вам удалось поразить воображение впечатлительных подростков. Но профессиональная задача педагога состоит не в этом, и экзотическая стрижка и пестрый шейный платок вряд ли будут способствовать ее решению.

    В отношениях с классом необходимо соблюдать определенную дистанцию. То есть хотя бы в некоторой мере эти отношения должны быть формализованными, иначе говоря — деловыми, с определенным распределением ролей. Такому стилю отношений оптимально соответствует именно деловой стиль одежды. А деловой и строгий стиль — это фактически синонимы.

    Безудержный полет воображения, творческая раскованность и любовь к экзотике хороши, если вы ищете спонсора для вернисажа или рекламируете клубную косметику. В общении с классом надлежит демонстрировать иные качества — основательность, надежность, дисциплинированность, аккуратность. Об этих качествах свидетельствует умение соблюдать внешние ритуалы, устоявшиеся десятилетиями и почти безоговорочно принятые в педагогических кругах. Именно поэтому стиль одежды педагога весьма консервативен и не подвержен вызывающим новациям. И те, кто не желает с этим соглашаться, самим своим внешним видом невольно вызывают сомнения в профессиональном соответствии. Главная характеристика строгого стиля — особый силуэт костюма.

    Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании подобные элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к «свободной» профессии.

    Впрочем, для неформального общения такой стиль вполне приемлем, даже желателен. А поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный «прямоугольный» силуэт. Правда, и тут не следует перегибать палку. Бесформенный сарафан выглядит несолидно, но и подчеркнуто отутюженный китель производит впечатление, что человек слишком много внимания уделяет малосущественным деталям, да к тому же любит покрасоваться.

    Значение цвета

    Все элементы одежды должны свидетельствовать об умеренности и уравновешенности, то есть не бросаться в глаза. Особенно это касается цвета костюма. Всякое пятно сочного цвета выделяется в зрительном поле. Знание одной лищь этой психофизической закономерности позволяет заключить, что яркая одежда почти бессознательно выбирается для привлечения внимания. Об этом нелишне помнить, подбирая профессиональный гардероб.

    Отправляясь в школу, лучше избегать ярких, раздражающих цветов, способных вызвать у учеников неожиданные эмоции. Нарядившись в красное платье, вы наверняка привлечете внимание. Но не к себе, а к платью.

    Кстати, специально проводившиеся опросы школьников подтвердили, что в костюме учителя им меньше всего импонируют яркие цвета, особенно красный и желтый. Вопреки распространенному убеждению, не вызывает симпатии и коричневый, хотя, по данным Макса Люшера, он якобы призван свидетельствовать об основательности и надежности. Традиционными для строгого стиля считаются цвета серо-синей гаммы. Психологи же находят выбор серого не самым удачным. Это своего рода социальный камуфляж, туман, которым людиют свою подлинную натуру, не желая выставлять ее напоказ (недаром серый — излюбленный цвет сотрудников спецслужб). Планируя, какое впечатление вы произведете, следует помнить об этой особенности серого цвета. Пользуясь терминами гештальт-психологии, можно сказать, что учителю необходимо выступать фигурой на некоем фоне. Одевшись в серое, выполнить эту задачу непросто.

    В рамках нашей культуры респектабельным традиционно считается черный цвет. Однако каждый, наверное, согласится, что он навевает мрачные ассоциации. Так что черный костюм в своем гардеробе иметь надо — для особо торжественных случаев и для похорон. И только для этих случаев!

    Аксессуары создают стиль

    Немалую роль в создании выигрышного имиджа играют всевозможные аксессуары. Здесь также главным является требование умеренности. Учитель, который, подобно новогодней елке, обвешан всевозможными булавками, заколками и пр., производит впечатление любителя побрякушек и вообще человека не очень серьезного.

    Всякие дополнения к костюму и носимые с собой предметы делового обихода должны органично вписываться в респектабельный имидж, то есть не быть избыточными и не производить впечатление ширпотреба. Но и броская дороговизна тут вряд ли приемлема. Правда, это замечание звучит не очень уместно — импортный органайзер в натуральной коже нашему учителю просто не по карману.

    Таковы лишь некоторые, самые общие советы психологов по оформлению выигрышной внешности.

    Впрочем, мудрый француз Поль Декурсель говорил: «Чтобы производить впечатление приличного человека, нужно быть им». В этом, наверное, и состоит самое главное условие выигрышного имиджа.

    Литература

    Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005.

    Кутепова Т. М.  Правильный выбор стиля работы и отдыха. Советы классному руководителю. г. Комсомольска-на-Амуре, 2011

    Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций // Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2005.

    Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания // Школьный психолог, 2006, № 16.

    Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье, 2003, № 9.

    Степанов С. По одежке встречают // Школьный психолог, № 5, 2002.

    Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог, 2003, № 36.

                                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Советы классному руководителю

    "Педагогика должна стать наукой для всех- и для учителей, и для родителей," В. А. Сухомлинский...

    Советы классному руководителю. Проведение родительского собрания.

    Мы -педагоги каждый раз, независимо от опыта, волнуемся перед каждым родительским собранием....

    Из опыта работы. Практические советы классному руководителю

    Материал содержит практические советы по подготовке и проведению классных часов, который является одной из главных форм внеклассной воспитательной  работы. В приложения входят различные анк...

    Советы классному руководителю

    Советы классному руководителю. Кодекс нравственности классного руководителя....

    "Родителям четвероклассников - советы классного руководителя" здесь можно найти советы и для родителей с 1 по 3 класс

    Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расс...

    выступление на пед.совете "Классный руководитель-психолог"

    выступление на пед.совете на тему:"Классный руководитель - психологог"...

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

       Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...