Из опыта работы. Практические советы классному руководителю
презентация к уроку по теме
Материал содержит практические советы по подготовке и проведению классных часов, который является одной из главных форм внеклассной воспитательной работы. В приложения входят различные анкеты, тесты для психологических часов, нравственных и т.д.
Анкеты:
«Попробуй объяснить данные понятия»
«Попробуй проанализировать ситуации и предложи их решения с точки зрения собственного отношения к ним»
«Наркомания – знак беды»
«Друг – это, тот кто рядом».
«Правовое воспитание».
«Склонности и интересы подростков в выборе профессии»
Тест.
«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Обработка результатов теста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Советы коллегам по проведению классных часов.
(Подготовила учитель МКОУООШ № 15 с. Подгорное Андроповского района Майер Татьяна Викторовна).
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Чем занимается коллектив в это время – решают ученики и классный руководитель. Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками. Это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально – организованной деятельности,
- просветительскую; ориентирующую; направляющую; формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в другом городе, в стране, за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Как вы знаете, формы классного часа могут быть самыми различными: беседы (этические, нравственные), диспуты, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, дискуссии (которые могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме), КВНы, интерактивные игры, театральные представления, тренинги, игры – путешествия, читательские конференции.
Для выбора и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или предварительной беседы. Хорошо применять в своей деятельности с учащимися коллективное планирование воспитательных мероприятий в классе. Можно объявить конкурс на лучшее предложение в план работы класса на четверть. Или, например, спецвыпуски газет на темы: «Каким быть классному часу?», «Мое предложение», «Предлагают творческие группы», «Какой быть классной газете» и т. д. Можно объявить конкурс «Я предлагаю». Можно провести классные часы планирования классных дел такие, как «Аукцион интересных и полезных дел», игру – эстафету «Коллективное планирование», «»Аукцион идей» и т.д.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. Задача классного руководителя разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных задач воспитания.
Я в своей воспитательной деятельности практикую чередование классных часов т.е. психологические, тематические, нравственные, информационные, интеллектуально – познавательные, викторины, беседы и т. д.
Нравственные классные часы являются неотъемлемой частью моей работы с детьми. Каким бы ни был современный мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.
Людям не достает нравственного компаса, поэтому возрастает значение духовно-нравственного воспитания детей. Классный руководитель является, как бы посредником между обществом и ребенком в усвоении основ общечеловеческой культуры.
Детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному – музыке, наукам. И это обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования. Формирование нравственной культуры школьника – довольно широкое и емкое понятие, но оно включает, прежде всего, обучение ребенка жить в гармонии с самим собой, с миром.
Нравственные классные часы в старших классах имеют свою специфику, которая заключается в том, что необходимо создать условия для воспитания стремления к нравственному знанию, которое станет впоследствии основой нравственных поступков ребенка. Воспитание нравственности семиклассника – это формирование его нравственной культуры на основе образа жизни людей, которые являются нравственным примером служения своей семье, стране, миру.
Безусловным примером являются Сергий Радонежский, Серафим Саровкий и многие другие. Учащимся необходимо рассказывать о них и воспитывать на их примерах.
Однако старшеклассникам не нужно рассказывать, их необходимо учить искать информацию, отбирать ее. Анализировать, словом пропускать через свой ум, сердце. Я считаю, что чем больше ребята будут накапливать свой опыт положительной информации, тем больше шанс преодоления негативизма, стремления к плохому. Поэтому я выбираю поисковый метод для проведения классных часов.
Детям очень нравятся психологические классные часы такие, как «Что такое мой характер?», «Тренировка памяти», «Мое воображение и умение фантазировать», «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей» и т. д. Так как, у нас нет школьного психолога, то проведение таких классных часов может помочь классному руководителю исследовать следующие аспекты личности ученика. Учебную мотивацию, отношение к своей семье, уровень интеллекта, положение в коллективе сверстников и т.д.
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся, способствовать духовному развитию, формированию интересов учащихся и их духовных потребностей, способности к саморазвитию самовыражению.
Сегодня перед школой стоят новые задачи – не только дать ученику определенную сумму знаний, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить интеллектуально – познавательные классные часы, интерактивные игры, конкурсы, обзорные викторины и т.д.
Одной из форм моей воспитательной работы с классом является информационный классный час. Например, «Время, события, люди». Раньше он назывался «политическая информация». Главное его назначение – формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно – политической жизни своей страны, своего города, села, района. Информационный классный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь своей проблематикой, развивать исследовательские умения. Информационные классные часы могут быть тематическими и обзорными. Я хочу дать вам несколько советов по организации классного часа:
- Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.
- В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям ученика, вносить нужные коррективы, задавать дополнительные вопросы акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.
- Необходимо учитывать психологические особенности восприятия учащимися, следить за их вниманием и по его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставленный вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении классного часа, который чем-то для него интересен.
Группа учащихся по подготовке классного часа может проанализировать вместе с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, подготовить концертные номера, если это необходимо, оформить приглашения и т.д. Результат классного часа очень часто зависит во многом от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
За труд за ваш - хочу сказать спасибо,
Стремленье к творчеству прошу вас сохранить,
Пусть дети ваши будут добрыми, отзывчивыми,
Пусть заставляют вас творить.
Приложения
Анкета № 1 Попробуй объяснить данные понятия:
- Толерантность - это...
- Геноцид - это...
- Расизм — это...
- Ксе нофобия — это...
- Экстремизм - это...
- Этноцентризм - это...
- Терпимость - это...
Анкета № 2 Попробуй проанализировать ситуации и предложи их решения с точки зрения собственного отношения к ним:
- В вашем классе новенький ученик. У него иной цвет кожи. Классный руководитель предлагает тебе с ним сидеть за одной партой. Ты...
- Ты идешь по улице. К тебе подходит мальчик-цыган и просит денег. Ты...
- На твоих глазах оскорбляют человека за то, что он - другой национальности. Ты...
- Тебе предлагают вступить в организацию, которая борется против людей иной веры и национальности. Ты...
- Ребята во дворе смеются над людьми, которые исповедуют иную религию, отпускают в их адрес неприличные реплики. Ты...
Анкета № 3 Ответь на вопросы:
- Влияет ли цвет кожи и национальность человека на его интеллектуальные и моральные качества?
- Зависит ли доброта от национальности?
- Есть ли у тебя друзья других национальностей?
- Есть ли у твоих родителей друзья иных национальностей?
- Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришел твой друг, национальность которого отличается от твоей национальности?
Анкета№4. Наркомания – знак беды.
I.Что такое наркомания: болезнь, вредная привычка или преступление?
- Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдание?
- Чай, кофе, сигареты, пиво - это наркотики?
- Как ты относишься к наркоманам: ненавидишь, равнодушен или жалеешь?
- Приведите самый сильный, по вашему мнению, аргумент в пользу отказа от наркотиков.
- Тест. «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации.
Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Учащимся раздаются листы ответов, в которых они должны поставить балл для каждого варианта.
Учащимся нужно представить себя в конфликтной ситуации, а также свое обычное поведение в ней. Если учащемуся свойственно то или иное поведение, нужно поставить количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Возможные ответы: Мне такое поведение свойственно – 3 балла.
Мне такое поведение свойственно в малой степени – 2 балла
Мне такое поведение несвойственно – 1 балл.
Утверждения теста:
- Угрожаю или дерусь.
- Стараюсь принять точку зрения оппонента, считаюсь с ней, как со своей.
- Ищу компромиссы.
- Допускаю, что не прав, даже если смогу поверить в это окончательно.
- Избегаю противника.
- Желаю, во что бы то ни стало, добиться своих целей.
- Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
- Иду на компромисс.
- Сдаюсь.
- Меняю тему.
- Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
- Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
- Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
- Предлагаю мир.
- Пытаюсь обратить все в шутку.
Лист ответов.
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
- Обработка результатов теста.
Нужно подсчитать количество баллов по столбикам. Наибольший результат укажет тип поведения учащегося в конфликтной ситуации:
«А» - «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, пытаетесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.
«Б» - «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые бы удовлетворили обе стороны.
«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на сторону противника, отказываясь от своей.
«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Анкета № 5. «Друг – это, тот кто рядом».
- Как ты думаешь, друзей может быть много или друг должен быть один?
- Какими качествами должен обладать твой друг, чтобы ты мог сказать о нем только самые хорошие слова?
- Считаешь ли ты себя хорошим другом?
- Каким твоим личным качеством твои друзья могут дать высокую оценку?
- Нужно ли учиться прощать в дружбе?
- По твоему мнению, настоящую дружбу можно проверить только трудностями или радостями она тоже проверяется?
- Если друг справедливо и честно оценивает тебя и твои поступки, нужно ли на это обижаться?
- Может ли зависть убить дружбу?
- Нужно ли прощать другу предательство?
Как можно вернуть дружбу, если ты незаслуженно обидел своего друга?
Анкета № 6. «Правовое воспитание».
1. Говорят, что «от сумы да от тюрьмы» никто не застрахован. Ты с этим:
а) согласен;
б) не согласен;
в) не задумывался над этим.
2. Как ты думаешь, какие преступления из перечисленных может совершить подросток?
а) воровать;
б)угнать машину или иное транспортное средство;
в) ограбить;
г) избить;
д)изнасиловать;
е) распространять и принимать наркотики.
3. Что может послужить причиной совершаемых подростком преступлений?
а) семейная ситуация;
б) компании;
в) особенности характера;
г) непредвиденная ситуация;
д) - ? (Допиши сам.)
4. Какие меры предупреждения необходимо использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона?
а) разъяснение специалистами статей законов и ответственности
за них;
б)обсуждение статей законов в семье;
в) издание специальной литературы, которая в интересной форме объясняет законы общества;
г) спецкурсы и факультативы по правовой тематике в школе;
д) тренинги и игры по правовой тематике.
Склонности и интересы подростков в выборе профессии
Анкетирование учащихся (1)
- Выбрал(а) ли ты свою будущую профессию?
- Какую профессию ты выбираешь?
- Что ты знаешь о своей будущей профессии?
A. Предмет, содержание и условия работы.
Б. Профессионально значимые качества этой работы.
B. Где можно получить эту профессию.
Г. Востребованность профессии на рынке труда.
— Если не выбрал(а) профессию, то почему?
A. Плохо знаю мир профессий.
Б. Плохо знаю свои возможности.
B. Не могу выбрать из нескольких вариантов.
Г. Не знаю, на чем остановиться в выборе профессии.
— Что повлияло на твой выбор?
A. Самостоятельно принял(а) решение.
Б. Посоветовали родители.
B. Советовали друзья.
Г. Влияние профконсультанта.
Анкетирование учащихся (2)
- Нравятся ли тебе профессии твоих родителей или родственников?
- Как высказываются твои родители о своей профессии?
- Был(а) ли ты на рабочем месте своих родителей?
- Понравилось ли оно тебе?
- Что говорят о твоих родителях их сослуживцы?
- Представлял(а) ли ты себя на рабочем месте своих родителей?
- Как ты думаешь, в чем нужность профессии твоих родителей?
- Какие качества характера нужны для их профессий?
- Какие качества характера тебе еще необходимо выработать, чтобы продолжить их дело?
- Хотели бы твои родители, чтобы ты продолжил(а) их дело?
Анкетирование учащихся психологом по направлениям:
- Осознание подростком своих профессиональных предпочтений;
- Предпочтения в ценности труда;
- Какие качества хотел бы использовать и развивать в своём труде;
- Возможности альтернативного выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильный выбор стиля работы и отдыха. Советы классному руководителю.
В статье предлагаются учителю советы выбора стиля работы и отдыха...
Обобщение опыта работы методического объединения классных руководителей и воспитателей начальной школы.
Коррекционная школа ставит перед педагогом-дефектологом три основные задачи - дать знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитывать у учащихся положительные качества ли...
Из опыта работы (презентация) "Отчет классного руководителя"
1 класс... Так начинается плавание в большой команде под названием «Школа». Хочется, чтобы это плавание было интересным, счастливым и значительным в жизни каждого ребенка икаждой семьи...
"Родителям четвероклассников - советы классного руководителя" здесь можно найти советы и для родителей с 1 по 3 класс
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расс...
Описание опыта работы по теме «Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».
«Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».Описание опыта работы классного руководителя. Цели и задачи во...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...