Из опыта работы. Практические советы классному руководителю
презентация к уроку по теме

Майер Татьяна Викторовна

 

Материал содержит практические советы по подготовке и проведению классных часов, который является одной из главных форм внеклассной воспитательной  работы. В приложения входят различные анкеты, тесты для психологических часов, нравственных и т.д.

Анкеты:

  «Попробуй объяснить данные понятия»

   «Попробуй проанализировать ситуации и предложи их решения с точки зрения собственного отношения к ним»

 

«Наркомания – знак беды»

«Друг – это, тот кто рядом».

 

 «Правовое воспитание».

«Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

 

Тест.

 «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» 

Обработка результатов теста

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Советы коллегам по проведению классных часов.

(Подготовила учитель МКОУООШ № 15 с. Подгорное Андроповского района Майер Татьяна Викторовна).

        Одной из главных форм внеклассной воспитательной  работы был и остается классный час. Чем занимается коллектив в это время – решают ученики и классный руководитель. Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками. Это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально – организованной деятельности,  

  1. просветительскую; ориентирующую; направляющую; формирующую.

       Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в другом городе, в стране, за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

      Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

      Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

        Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

        Как вы знаете, формы классного часа могут быть самыми различными: беседы (этические, нравственные), диспуты, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, дискуссии (которые могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме), КВНы, интерактивные игры, театральные представления, тренинги, игры – путешествия, читательские конференции.

       Для выбора и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или предварительной беседы. Хорошо применять в своей деятельности с учащимися коллективное планирование воспитательных мероприятий в классе. Можно объявить конкурс на лучшее предложение в план работы класса на четверть. Или, например, спецвыпуски газет на темы: «Каким быть классному часу?», «Мое предложение», «Предлагают творческие группы», «Какой быть классной газете» и т. д. Можно объявить конкурс «Я предлагаю». Можно провести классные часы планирования классных дел такие, как «Аукцион интересных и полезных дел», игру – эстафету «Коллективное планирование», «»Аукцион идей» и т.д.

      Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. Задача классного руководителя разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных задач воспитания.

       Я в своей воспитательной деятельности практикую чередование классных часов т.е. психологические, тематические, нравственные, информационные, интеллектуально – познавательные, викторины, беседы и т. д.

       Нравственные классные часы являются неотъемлемой частью моей работы с детьми.   Каким бы ни был современный мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

      Людям не достает нравственного компаса, поэтому возрастает значение духовно-нравственного воспитания детей. Классный руководитель является, как бы посредником между обществом и ребенком в усвоении основ общечеловеческой культуры.

     Детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному – музыке, наукам. И это обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования. Формирование нравственной культуры школьника – довольно широкое и емкое понятие, но оно включает, прежде всего, обучение ребенка жить в гармонии с самим собой, с миром.

       Нравственные классные часы в старших классах имеют свою специфику, которая заключается в том, что необходимо создать условия для воспитания стремления к нравственному знанию, которое станет впоследствии основой нравственных поступков ребенка. Воспитание нравственности семиклассника – это формирование его нравственной культуры на основе образа жизни людей, которые являются нравственным примером служения своей семье, стране, миру.

      Безусловным примером являются Сергий Радонежский, Серафим Саровкий и многие другие. Учащимся необходимо рассказывать о них и воспитывать на их примерах.

      Однако старшеклассникам  не нужно рассказывать, их необходимо учить искать информацию, отбирать ее. Анализировать, словом пропускать через свой ум, сердце. Я считаю, что чем больше ребята будут накапливать свой опыт положительной информации, тем больше шанс преодоления негативизма, стремления к плохому.  Поэтому я выбираю поисковый метод для проведения классных часов.

     Детям очень нравятся психологические классные часы такие, как «Что такое мой характер?», «Тренировка памяти», «Мое воображение и умение фантазировать», «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей» и т. д. Так  как, у нас нет школьного психолога, то проведение таких классных часов может помочь классному руководителю исследовать следующие аспекты личности ученика. Учебную мотивацию, отношение к своей семье, уровень интеллекта, положение в коллективе сверстников и т.д.

     Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся, способствовать духовному развитию, формированию интересов учащихся и их духовных потребностей, способности к саморазвитию самовыражению.

     Сегодня перед школой стоят новые задачи – не только дать ученику определенную сумму знаний, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить интеллектуально – познавательные классные часы, интерактивные игры, конкурсы, обзорные викторины и т.д.

     Одной из форм моей воспитательной работы с классом  является информационный классный час. Например, «Время, события, люди».  Раньше он назывался «политическая информация». Главное его назначение – формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям  общественно – политической жизни своей страны, своего города, села, района. Информационный классный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь своей проблематикой, развивать исследовательские умения. Информационные классные часы могут быть тематическими и обзорными.  Я хочу дать вам несколько советов по организации классного часа:

  1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.
  2. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям ученика, вносить нужные коррективы, задавать  дополнительные вопросы акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.
  3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия учащимися, следить за их вниманием и по его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставленный вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.

   Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении классного часа, который чем-то для него интересен.

      Группа учащихся по подготовке классного часа может проанализировать  вместе с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, подготовить концертные номера, если это необходимо, оформить приглашения и т.д. Результат классного часа очень часто зависит во многом от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

За труд за ваш -  хочу сказать спасибо,

Стремленье к творчеству прошу вас сохранить,

Пусть дети ваши будут добрыми, отзывчивыми,

Пусть заставляют вас творить.

Приложения

Анкета № 1 Попробуй объяснить данные понятия:

  1. Толерантность - это...
  2. Геноцид - это...
  3. Расизм — это...
  4. Ксе нофобия — это...
  5. Экстремизм - это...
  6. Этноцентризм - это...
  7. Терпимость - это...

         Анкета № 2  Попробуй проанализировать ситуации и предложи их решения с точки зрения собственного отношения к ним:

  1. В вашем классе новенький ученик. У него иной цвет кожи. Классный руководитель предлагает тебе с ним сидеть за одной партой. Ты...
  2. Ты идешь по улице. К тебе подходит мальчик-цыган и просит денег. Ты...
  3. На твоих глазах оскорбляют человека за то, что он - другой национальности. Ты...
  4. Тебе предлагают вступить в организацию, которая борется против людей иной веры и национальности. Ты...
  5. Ребята во дворе смеются над людьми, которые исповедуют иную религию, отпускают в их адрес неприличные реплики. Ты...

Анкета № 3 Ответь на вопросы:

  1. Влияет ли цвет кожи и национальность человека на его интеллектуальные и моральные качества?
  2. Зависит ли доброта от национальности?
  3. Есть ли у тебя друзья других национальностей?
  4. Есть ли у твоих родителей друзья иных национальностей?
  5. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришел твой друг, национальность которого отличается от твоей национальности?

Анкета№4.  Наркомания – знак беды.

   I.Что такое наркомания: болезнь, вредная привычка или преступление?

  1. Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдание?

  1. Чай, кофе, сигареты, пиво - это наркотики?

  1. Как ты относишься к наркоманам: ненавидишь, равнодушен или жалеешь?

  1. Приведите самый сильный, по вашему мнению, аргумент в пользу отказа от наркотиков.

  1. Тест. «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации.

      Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Учащимся раздаются листы ответов, в которых они должны поставить балл для каждого варианта.

      Учащимся нужно представить себя в конфликтной ситуации, а также свое обычное поведение в ней. Если учащемуся свойственно то или иное поведение, нужно поставить количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Возможные ответы:    Мне такое поведение свойственно – 3 балла.

                                      Мне такое поведение свойственно в малой степени – 2 балла

                                      Мне такое поведение несвойственно – 1 балл.

Утверждения теста:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения оппонента, считаюсь с ней, как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если смогу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю, во что бы то ни стало, добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Лист ответов.

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. Обработка результатов теста.

Нужно подсчитать количество баллов по столбикам. Наибольший результат укажет тип поведения учащегося в конфликтной ситуации:

«А» - «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, пытаетесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.

«Б» - «демократический» стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые бы удовлетворили обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на  сторону противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Анкета № 5. «Друг – это, тот кто рядом».

  1. Как ты думаешь, друзей может быть много или друг должен быть один?
  2. Какими качествами должен обладать твой друг, чтобы ты мог сказать о нем только самые хорошие слова?
  3. Считаешь ли ты себя хорошим другом?
  4. Каким твоим личным качеством твои друзья могут дать высокую оценку?
  5. Нужно ли учиться прощать в дружбе?
  6. По твоему мнению, настоящую дружбу можно проверить только трудностями или радостями она тоже проверяется?
  7. Если друг справедливо и честно оценивает тебя и твои поступки, нужно ли на это обижаться?
  8. Может ли зависть убить дружбу?
  9. Нужно ли прощать другу предательство?

Как можно вернуть дружбу, если ты незаслуженно обидел своего друга?

Анкета № 6. «Правовое воспитание».

1.        Говорят, что «от сумы да от тюрьмы» никто не застрахован. Ты с этим:

а)        согласен;

б)        не согласен;

в)        не задумывался над этим.

2.        Как ты думаешь, какие преступления из перечисленных может совершить подросток?

а)        воровать;

б)угнать машину или иное транспортное средство;

в)        ограбить;

г)        избить;

д)изнасиловать;

е)        распространять и принимать наркотики.

3.        Что может послужить причиной совершаемых подростком преступлений?

а)        семейная ситуация;

б)        компании;

в)        особенности характера;

г)        непредвиденная ситуация;

д)        - ? (Допиши сам.)

4.        Какие меры предупреждения необходимо использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона?

а)        разъяснение специалистами статей законов и ответственности
за них;

б)обсуждение статей законов в семье;

в)        издание специальной литературы, которая в интересной форме объясняет законы общества;

г)        спецкурсы и факультативы по правовой тематике в школе;

д) тренинги и игры по правовой тематике.

Склонности и интересы подростков в выборе профессии

Анкетирование учащихся (1)

  1. Выбрал(а) ли ты свою будущую профессию?
  2. Какую профессию ты выбираешь?
  3. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

A.        Предмет, содержание и условия работы.

Б. Профессионально значимые качества этой работы.

B.        Где можно получить эту профессию.

Г. Востребованность профессии на рынке труда.

—        Если не выбрал(а) профессию, то почему?

A.        Плохо знаю мир профессий.

Б. Плохо знаю свои возможности.

B.        Не могу выбрать из нескольких вариантов.

Г. Не знаю, на чем остановиться в выборе профессии.

—        Что повлияло на твой выбор?

A.        Самостоятельно принял(а) решение.
Б. Посоветовали родители.

B.        Советовали друзья.

Г. Влияние профконсультанта.

Анкетирование учащихся (2)

  1. Нравятся ли тебе профессии твоих родителей или родственников?
  2. Как высказываются твои родители о своей профессии?
  3. Был(а) ли ты на рабочем месте своих родителей?
  4. Понравилось ли оно тебе?
  5. Что говорят о твоих родителях их сослуживцы?
  6. Представлял(а) ли ты себя на рабочем месте своих родителей?
  7. Как ты думаешь, в чем нужность профессии твоих родителей?
  8. Какие качества характера нужны для их профессий?
  9. Какие качества характера тебе еще необходимо выработать, чтобы продолжить их дело?
  10. Хотели бы твои родители, чтобы ты продолжил(а) их дело?

Анкетирование учащихся психологом по направлениям:

  1. Осознание подростком своих профессиональных предпочтений;
  2. Предпочтения в ценности труда;
  3. Какие качества хотел бы использовать и развивать в своём труде;
  4. Возможности альтернативного выбора.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильный выбор стиля работы и отдыха. Советы классному руководителю.

В статье предлагаются учителю советы  выбора стиля работы и отдыха...

Обобщение опыта работы методического объединения классных руководителей и воспитателей начальной школы.

Коррекционная школа ставит перед педагогом-дефектологом три основные задачи - дать знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитывать у учащихся положительные качества ли...

Из опыта работы (презентация) "Отчет классного руководителя"

1 класс... Так начинается плавание в большой команде  под названием «Школа». Хочется, чтобы это плавание было интересным, счастливым и значительным в жизни каждого ребенка икаждой семьи...

"Родителям четвероклассников - советы классного руководителя" здесь можно найти советы и для родителей с 1 по 3 класс

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расс...

Описание опыта работы по теме «Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».

«Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании нравственно- патриотических ценностей».Описание опыта работы классного руководителя. Цели и задачи во...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...