Литературная викторина по рассказам В. Осеевой
план-конспект урока (2 класс) по теме

Слепцова Ольга Сергеевна

 Всегда приятно еще раз поговорить о доброте, уважении, любви и воспитанности. Материал помогает начать работу над анализом литературного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Oseeva_Valentina_Aleksandrovna.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина по рассказам В. Осеевой

Цели:

сформировать умение анализировать художественное произведение на доступном для детей уровне;

способствовать развитию речи, пополнению словарного запаса;

раскрыть содержание понятий: "волшебное слово", "настоящий друг", "щедрость";

дать детям возможность оценить себя и свои поступки.

Оборудование: доска, книжная выставка, иллюстрации к рассказам, разрезанные на части названия рассказов.

Валентина Александровна ОСЕЕВА

(1902- 1969)

Есть на свете волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста». Скажешь их — и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности. Совсем такие, как у мальчика Павлика из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Решил Павлик даже из дому убежать. Сестра Лена краски не даёт, брат не захотел его на лодке покатать. А дело-то оказалось в том, что не умел Павлик просить, не знал волшебного слова «пожалуйста», которое говорить нужно «тихим голосом, глядя прямо в глаза».

Но не только о «волшебных словах» можно узнать из рассказов Осеевой.

Семнадцать лет проработала Валентина Александровна с детьми. Любила их и понимала. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики честными и воспитанными людьми.

А чтобы стать воспитанным человеком, мало знать и говорить «волшебные» и вежливые слова. Воспитанный человек — это тот, кто не будет сидеть, равнодушно поглядывая в окно, если рядом, в переполненном трамвае или автобусе, стоит пожилой человек, маленький мальчик или девочка. Тот, кто не съест всё печенье, ничего не оставив маме и бабушке, как это сделали Вова и Миша из рассказа В. Осеевой «Печенье». И уж точно, воспитанный человек никогда не будет обижать тех, кто слабее его, например собаку. А именно так и поступила девочка Таня из рассказа «Кто всех глупее». Дёрнул её за косичку мальчик Ваня, а сдачи она ему дать не могла. Большой Ваня, сильный. Вот от злости и ударила ногой Барбоса.

Так что в маленьких рассказах, которые писала Валентина Александровна для того, чтобы дети «могли читать их без помощи взрослых», большой смысл.

Есть у В. Осеевой и повести о школьной дружбе — «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка». В повести «Динка» рассказывается о девочке Динке, живущей на берегу реки Волги. Повесть эта — воспоминание писательницы о своём детстве, друзьях и недругах1.

Но какими бы ни были произведения Валентины Александровны Осеевой, большими или маленькими, очень хотелось ей, чтобы дети не просто читали их, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».

1 Задание.

Заголовки рассказов рассыпались. Соберите названия рассказов Осеевой. (оформляется на доске)

1.   Девочка с куклой.

2.   Навестила.

3.   Жадная мать.

4.   Долг.

5.   Кто всех глупее.

6.   Печенье.

7.   Рыжик.

8.   Динка.

 9. Волшебное слово.

10. Сыновья.

11. Три товарища.

2. Вопросы и задания

1. Почему писала В. А. Осеева маленькие рассказы?

2. Что значит быть воспитанным человеком?

3. Как нужно читать рассказы В. А. Осеевой?

4. Какие «волшебные слова» вы знаете?

5. Расскажите какой рассказ вам понравился и объясните почему.

3 Задание.

Подберите заголовок рассказа и иллюстрацию к нему.

4 Задание.

Назовите хорошие и плохие поступки, описанные в рассказах В.Осеевой.

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.

Далее педагог кратко знакомит учащихся с понятием "рассказ" (небольшое по числу событий, персонажей и объему текста прозаическое произведение).

"Волшебное слово" – пожалуй, самый известный рассказ В.А. Осеевой. Как вы думаете, почему рассказ так назван, что за чудеса происходят с его героями? (Дети отвечают.) Какие еще "волшебные слова" вы знаете? (Проводится аукцион: кто больше вспомнит слов.) Как нужно их произносить? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза.)

Учитель  читает учащимся рассказы В.А. Осеевой "Навестила", "Синие листья", "Хозяюшка". Далее все вместе обсуждают рассказы, отвечают на вопросы:

как вы понимаете слова: "надо так давать, чтобы можно было взять";

что значит слово "щедрость" (бескорыстная помощь другим);

настоящий друг – какой он;

подумайте: может ли кто-то назвать вас настоящим другом?

В заключение учитель подводит итог занятию и просит не забывать совет В.А. Осеевой: читать и думать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по произведения В. Осеевой

Викторина для учащихся 1 класса содержит вопросы по творчеству В. Осеевой....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАССКАЗУ В.ОСЕЕВОЙ «СОБАКА ЯРОСТНО ЛАЯЛА».

.Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Ка...

Применение технологии критического мышления на уроке литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Плохо".

Урок разработан с применением новой современной технологией: «Технология развития критического мышления». Данная технология позволяет сделать уроки литературного чтения эффективными и развивающими. С...

Технологическая карта урока литературного чтения «Художественные рассказы. В. Осеева «Бабка»»(УМК «НШ 21 века», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы над произведением В. Осеевой «Бабка»; совершенствование видов речевой деятельностиЗадачи урокаДидактические:1. ф...

Литературная викторина по рассказам В. Бианки.

Литературная викторина по рассказам В. Бианки для начальной школы. Викторина по творчеству Бианки содержит 10 вопросов. Цель: расширение представлений о живой природе. Содержание направлено на закрепл...