Воспитательная система класса
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

Любовь Николаевна Ковкова

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работы классного руководителя. Ориентирована на всестороннее развитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_klassa.rar104.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»  

о. Муром  Владимирской области.

Составитель: учитель начальных классов

первой   квалификационной   категории,

 член педагогического клуба «1сентября»

Л.Н. Ковкова

  1. Введение.

В играх детей нередко возникает вопрос: кто самый главный? Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: "А кто самый главный человек в школе?" "Однозначно, директор", - ответило бы большинство из нас. Но все ли так однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и другой ответ: "Для меня самый главный человек в школе - это классный руководитель," - скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте. Ведь  в плоскости отношений "ребенок - школа" или "семья - школа" нет более  важной персоны, чем классный руководитель.

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при первой и последующих встречах с тобой скажет: " А вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!" "А у этих замечательных детей, вероятно, и замечательные родители"…  -  моментально рождается в родительском сознании продолжение произнесенной учителем фразы.

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу может рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни!

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет увидеть, понять и принять особенности твоего ребенка, помочь ему стать самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним "я" и с окружающими его людьми!

Однако следует заметить, что классному руководителю сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных общеобразовательных преобразований в Российском государстве   нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. Учителям  очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.

Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

Поэтому, построение воспитательной системы в классе является объективной необходимостью. Необходимостью  уделять   внимание формированию классного коллектива, укреплению межгрупповых связей и отношений, взаимодействию и взаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых. Это и способствует появлению такого феномена, как воспитательная система класса.

Но проблема в том, чтобы  найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в начальных классах. Для решения этой проблемы педагог ставит цель воспитательной системы - поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности:

 - познавательную,

 -  игровую,

 - спортивную,

 - творческую,

 - коммуникативную,

 - досуговую.

Нельзя также и забывать об актуальной для современной школы проблеме взаимодействия семьи и школы. Чтобы повысить уровень воспитанности младших школьников, сформировать положительную мотивацию к учению, необходимо не только хорошо знать наших воспитанников, но и договориться о содержании требований, разделить между семьей и школой "сферы влияния". Очень важно при этом помнить об этике поведения учителя. Эта  работа требует осторожности, деликатности и учета особенностей каждой конкретной семьи.

На каждой ступени обучения учитель проводит исследование личностного развития учащихся.

Целью диагностики является выявление актуального развития той или иной индивидуальной особенности школьника и установления "зоны ближайшего развития", то есть перспективы развития школьника, которую он может достичь при сотрудничестве с учителем и другими взрослыми.

Построение воспитательной системы в начальных классах позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.

В то же время вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся в течении четырех лет мог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогом, учениками и родителями образу выпускника начальной школы.

Понятие и сущность воспитательной системы.

Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит?

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника. [4]

Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы.

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса.

Компоненты восп.

системы

Составные части (элементы компонентов)

I.

 Индивидно-групповой компонент

1.  Классный руководитель.

2.  Учащиеся класса.

3.  Родители учащихся.

4.  Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

II.

 Ценностно-ориентационный компонент

1.  Цели и задачи воспитания.

2.  Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.

3.  Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

III. Функционально-деятельностный компонент

1.   Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.

2.   Основные функции воспитательной системы.

3.   Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

IV. Пространственно-

временной компонент

1.   Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.

2.   Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.

3.  Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

4.   Этапы становления и развития воспитательной системы.

V.

 Диагностико-аналитический компонент

1.   Критерии эффективности воспитательной системы.

2.   Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

3.   Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

II. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЕДУЩИЕ ИДЕИ

Современные ученые-педагоги отмечают, что первооче редной задачей учителя является формирование у учащихся познавательных потребностей, что обеспечивается только ак тивной, эмоционально окрашенной деятельностью. К сожале нию, в процессе школьного обучения и воспитания учащиеся порой лишены самого необходимого - активного участия в об щественной, трудовой, познавательной деятельности, обрече ны на ее пассивное созерцание и зазубривание готовых истин.

Отсутствие умений самоконтроля и самооценки приводит к неразвитости чувства личной независимости, самозащиты, способности к самореализа ции. Это приводит к наличию и проявлению симптомов негативного свойства, преодолевать которые помогает и призвана помогать хорошо организованная, продуманная работа классного руководителя.

О каких симптомах идет речь?

  1. Очень раннее и быстрое физическое развитие ребенка, которое под час опережает его психическое взросление.
  2. Разлад между внутренним состоянием ребенка и общепринятыми нормами поведения.
  3. Отсутствие навыков рефлексивных действий.
  4. Отсутствие эмпатии (чувства сопереживания) не только чужим, но и своим родным, близким людям, инфантильность, неразвитость воле вых качеств.
  5. Пресыщенность информацией параллельно с обнищанием души.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций преобразили жизненные установки и мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде.

Глобальные экологические проблемы, межнациональные конфликты, обострения противоречий на религиозной почве, волна терроризма, захлестнувшая современный мир, - все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности, создает множество прецедентов для деформаций ее духовно-нравственной сферы, затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений.

Семья утратила контроль за свободным временем детей, проигрывает во влиянии на личность другим факторам социализации. Повышенная занятость родителей поиском дополнительного заработка существенно сократила время их общения с детьми. В семьях укоренились нежелательные для продуктивного воспитания жизненные стратегии, связанные с личным успехом, достигнутым любой ценой, в том числе, безнравственными средствами. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей.

         Таким образом, в современном обществе назрела необходимость решения стратегических задач, направленных на повышение социального статуса духовно-нравственного воспитания и оздоровления детей.

Центром воспитательной работы является ребенок и его стремление к реализации.

Предлагаемая воспитательная система создает условия для приобщения детей к ценностям общечеловеческой культуры, для развития их духовного мира, индивидуально-творческого потенциала, стремления к ведению здорового образа жизни, позволит формировать у детей собственные взгляды, позиции, способность к их высказыванию и отстаиванию, способность к саморазвитию и жизнетворчеству, усвоению общечеловеческих ценностей. В процессе данной системы планируется создание условия для оптимального двигательного самовыражения и самореализации детей. Одной из основных форм работы с детьми является игра.

Игра – это специфическая полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. При организации игр с детьми мы принимаем во внимание не только наличные возможности ребенка, но и зону его ближайшего развития. Ролевая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

         Сохранение здоровья   также является важнейшим показателем благополучного развития «Я - концепции». Здоровые дети - главное достижение общества.

Здоровье – это

  1. состояние полного физического, психического и социального благополучия
  2. совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность.

Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, сильной воли, дарований, природных способностей. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только физически, но и духовно.  

 Таким образом, своеобразием данной воспитательной системы является то, что она, выходя за рамки школьного образования, предоставляет уча щимся возможность активного приложения сил во внеурочное время, формируя у них познавательные потребности, укрепляя здоровье, тренируя психические процессы, тем самым  развивая собственное «Я».  

 

III. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

   Проектирование  новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов духовно-нравственного воспитания, позволяющих объединить проводимые в школе социально значимые дела с духовно-нравственным воспитанием учащихся, обеспечивающих физический, психический, социальный и духовный комфорт ребенка, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, формированию у них гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, здорового образа жизни, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Цель: выявить условия и экспериментально апробировать методы воспитательной работы, обеспечивающие физический, психический, социальный и духовный комфорт ребенка, способствующие формированию у них гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, здорового образа жизни и способности к успешной социализации в обществе.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели:

  1. Активизация познавательной и исследовательской дея тельности учащихся через  различные формы работы.
  2. Развитие творческих способностей учащихся.
  3. Формирование у учащихся чувства любви к своей ма лой Родине.
  4. Физическое развитие учащихся.
  5. Формирование у учащихся чувства коллективизма и сплоченности, развитие у них коммуникативных способностей.

 Приемы  и спо собы мотивации учащихся:

  1. Возможность и необходимость применения на практике тех знаний, которые учащиеся получили во время предметных занятий. Разнообразие тематики направлений  вы зывает интерес со стороны детей и позволяет расширять их кру гозор.
  2. Насыщенность   творческими, практически ми и исследовательскими заданиями.
  3. Стиль общения учителя с учениками, который предпо лагает сотрудничество, а не диктат или опеку.

 Задачи 1 года воспитания и обучения:

  1. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
  2. Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению учащимися нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении.
  3. Способствовать формированию основ культуры общения, здорового образа жизни.
  4. Развивать творческую деятельность через КТД.
  5. Способствовать сплочению классного коллектива.

Задачи 2 года воспитания и обучения:

  1. Привитие навыков здорового образа жизни.
  2. Развитие творческих способностей школьников;
  3. Воспитание культуры поведения;
  4. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

Задачи 3 года воспитания и обучения:

1. Комплексное оздоровление детей.

2. Социализация и психолого-педагогическая адаптация детей в условиях коллективной деятельности.

3. Расширение кругозора детей в области развития истории мировой цивилизации.

4. Раскрытие творческой индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях.

5. Вовлечение как можно большего количества детей в организованные формы досуговой деятельности.

Задачи 4 года воспитания и обучения:

  1. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
  2. Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению учащимися нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении.
  3. Способствовать формированию основ культуры общения, здорового образа жизни.
  4. Развивать творческую деятельность через КТД.
  5. Способствовать сплочению классного коллектива.
  6. Создавать условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”.

Принципы, на основе которых разработана воспитательная система класса:

  1. Гуманизма – отношение к каждому ребенку как самоценности;
  2. Духовности – формирование у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к присвоению общечеловеческих ценностей;
  3. Учет динамики состояния здоровья в физическом, психоэмоциональном, социальном аспектах;
  4. Толерантности – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;
  5. Вариативности – многообразие форм работы, различные варианты технологии и содержания воспитания.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

      Основные направления программы:

  1.   «Здоровье». (Личная безопасность, ПДД,ППБ)

Нет большей победы, чем победа человека над собой в совершенствовании своего здоровья!

  1.  «Гражданин России»

Преображая и совершенствуя себя – преображаешь и совершенствуешь весь мир!

  1. « Творчество»

Каждое дело – творчески! А иначе – зачем???

  1.  «Семья»

Доброе дело в семье – дороже богатства

  1. «Природа и мы»

Есть на земле огромный дом под крышей голубой!

1.   «Здоровье»

Первым и самым главным направлением является защита, сохране ние и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье.

Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

                           

2.   «Гражданин России».

На втором месте стоит работа по организации общения и взаимоотношений в системах «учитель-ученик». «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель».

Цель- передача детям опыта (знаний, умений и навыков) социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений. Научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.

3.    «Творчество»

     …  Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для некоторых ребят — это основной мотив прихода в школу, возможность реабилитации после непризнанности в классе из-за отсутствия учебных умений. И педагог должен не пропустить этот мо мент, прочесть его в детских глазах. Ведь для ребенка участие в жизни класса после уроков — это шанс сбросить «лягушечью кожу», своего рода ярлык неумелого, найти свое место в среде сверстников. В работе классного руководителя в этом направлении есть важное звено, которое он не должен потерять: это создание ситуаций для добровольного выбо ра учениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы ис пользовать в классе. Значит, главные качества, которые должен развить у своих воспитанников классный руководитель, это инициатива и само стоятельность, ответственность и открытость, искренность.

                                     

4.   «Семья»

Классный руководитель не сможет успешно осуществлять работу в этом направлении, если школа не будет сотрудничать с семьей. Очень часто процесс воспитания-ребенка в школе идет вне такого сотрудниче ства, и это приводит к печальным результатам.

Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка, когда класс ный руководитель в работе с родителями использует так называемую предваряющую реакцию. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом без предварительной постоянной работы человека с семьей нель зя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднород ны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребёнка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.                             

5.  «Природа и мы»

Помимо изложенного, воспитательная система  представляет собой синтез наук о природе,  родном крае. Поэтому, при составлении воспитательной работы выбор пал на наибо лее интересные и основополагающие разделы: экология, природа и этнография.

Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию глобального смысла человеческого существования; цен ности своего существования в природе; формирование у учащихся понимания и осознания исторического про шлого и будущего малой Родины и своей непосредственной роли.        

         Очень значимым  во всех этих направлениях яв ляется работа по развитию нравственных качеств и интеллектуальных умений учащихся класса. Наличие  у человека нравственности и интеллекта характеризует его поведение. Ядро интеллекта и нравственности  составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними.

Целью работы классного руководителя в этом  может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целе сообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окру жающей среде. Главное — определить круг реальных  возмож ностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвиже ние в нравственном и интеллектуальном развитии.

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Результативность воспитательной работы заключается в том, что мне бы хотелось быть уверенной в том, что мои воспитанники будут:

  1. Порядочными и своими поступками не запятнавшими право называться человеком.
  2. Сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности, какими бы они ни были.
  3. Мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придется потом пожалеть.
  4. Образованными, интеллектуально, культурно развитыми, политически грамотными и активными, внесшими свой вклад в развитие общества.
  5. Гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей.
  6. Чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что “красота спасет мир”.
  7. Добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту.
  8. Здоровыми духовно и физически и все самое лучшее отдающими своим детям, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети – это поколение будущего.

 

  1. Если ребенок живет в критике, он учится осуждать.
  2. Если ребенок живет во враждебности, он учится бороться.
  3. Если ребенок растет в страхе, он учится предчувствовать недоброе.
  4. Если ребенок растет в жалости, он учится жалеть себя.
  1. Если ребенок растет среди насмешек, он учится быть замкнутым.
  2. Если ребенок растет в ревности, он учится завидовать.
  3. Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть виноватым.
  4. Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть надежным.
  5. Если ребенок растет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
  1. Если ребенок растет в похвале, он учится быть признательным.
  2. Если ребенок растет в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.
  3. Если ребенок растет в сочувствии, он учится быть великодушным.
  4. Если ребенок растет в честности и справедливости, он учится различать добро
    и зло.
  5. Если ребенок живет в вере, он учится верить в себя и в окружающих.
  6. Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир - это прекрасное место.

VII. Литература

  1. Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллек тиве. Ярославль, 1991. 
  2. Дереклеева Н. И.  Классный руководитель. Основные направления деятельности.  /М., «Вербум»., 2001.
  3. ДереклеевА Н. И. Родительские собрания в 1-11 классах. / М., «Вербум»., 2001.
  4. Изучение личности школьника учителем / Под. ред. 3. И. Васильевой" и др.М., 1991.
  5. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  6. Критерии   и   инструментарий   оценки (лекции с курсов ПК), Оханск, апрель, 2005 г
  7. Лаврентьева  Л.И.   и  др.   "Нравственное  воспитание   в   начальной школе" // Завуч начальной школы, №№ 3,4,5, 2004 г.
  8. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 1991.
  9. Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,1991.
  10. Педагогическая диагностика в школе / Под. ред. А. И. Кочетова. Мн., 1987.
  11. Разработки мероприятий ж. «Начальная школа» и г. «Начальная школа.
  12. Степанов       Е.Н.       Моделирование       воспитательной       системы образовательного учреждения, Псков, 1998 г.
  13. Степанов Е.Н., Классному руководителю о воспитательной системе класса, Москва, 2001 г.  
  14. Угольникова       Е.Ю.       Качество,       эффективность,       результат воспитательного   процесса.  
  15. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998 г.
  16. Шилова М, И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.
  17. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Л., 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...