Взаимодействие семьи и школы.
статья (1 класс) на тему

Почему становиться трудно наладить взаимоотношения между родителями и учителями?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное взаимодействие семьи и школы.

Смирнова Ольга Владимировна,  Яворская Татьяна Федоровна

учителя начальных классов ГОУ СОШ № 641 с углубленным изучением английского языка, Санкт – Петербург, Россия

      Одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива всегда была и будет работа с родителями. Казалось бы, родители и учителя занимаются одним делом: воспитывают и обучают детей. Естественно каждый занимается этим на своём уровне. Почему же становится так трудно наладить взаимопонимание между родителем и учителем?

          Отрицательные высказывания в адрес учительства развернулись не от хорошей жизни. Уже давно родители не могут справиться со своими детьми. Не хотят дети учиться, делать уроки, трудиться.

Кто же изменился, учителя или ученики? Ещё недавно ученик уважал мнение учителя, прислушивался к нему. Поэтому не возникало желания устраивать конфликты.  Изменился статус школы, и родители смотрят на неё, как на сервис – услугу, а не на храм науки, который учит, развивает и воспитывает. Институт социологии РАН приводит статистические данные опроса родителей школьников в рамках проекта «Социально-экономические и нормативно-правовые требования к разработке и введению государственных стандартов общего образования второго поколения» Федерального агентства по образованию. Родители охарактеризовали школу как дом – 39%, как фабрику и казарму – 30%, и только 12% - как храм знаний.

     Жизнь школьника состоит из двух важных сфер: семья и школа, которые одновременно с ребёнком подвергаются развитию, изменению. При взаимодействии семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребёнка у детей – участников образовательного процесса, родителей – заказчиков этого процесса и учителей – исполнителей образовательного процесса отмечается пропорциональное увеличение напряжённости у всех сторон. Уровень напряжённости у детей выше, поскольку они являются промежуточным звеном в общении между взрослыми. Причины этого процесса возникают из взаимных претензий, которые рассмотрены в приведённой ниже таблице.

                                                                                                       Таблица 1.

Таблица 1. Отношение участников образовательного процесса к школьной деятельности.

Родители

Учителя

Дети

Выполнение домашних заданий

Школа перегружает детей заданиями

Родители слабо контролируют выполнение домашних заданий.

Учителя много задают на дом

Школьная деятельность

Учитель равнодушен к детям

Родители мало времени уделяют школьной деятельности детей

Сложная программа

Взаимоотношения между участниками процесса

Не все просьбы и проблемы от родителей решаются оперативно

Дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые – плохо воспитаны, пассивны

Много уроков в день

Воспитание

Отношения детей в классе не всегда доброжелательны по отношению друг к другу

Проблемы с детьми, так как есть недостатки в семейном воспитании

Иногда обижают одноклассники, а иногда учителя позволяют себе вольные фразы в общении с учениками

     Итак, первый раз в первый класс! Что ж, наш ученик умеет читать, считать и даже немного пишет, значит, за него можно быть спокойным, он вполне готов к школе. Так обычно думают многие родители. Радужные надежды и гордость за подросшего ребёнка. Но проходит совсем немного времени, и появляются первые росточки противостояния родителей и учителей. У родителей вызывает беспокойство, что их детей учат не так, как учили их самих. Ребёнок умеет читать и писать, а учитель беседует с родителями о невнимании ребёнка на уроке. Психологи утверждают – нет, умение читать – это, конечно, хорошо, но это далеко не всё и, мало того, даже не главное. Если ребёнок уже умеет всё то, чему другие только учатся, то ему становится неинтересно, скучно, он отвлекается, становится невнимательным, а главное – не привыкает работать на уроке. В результате класс уходит вперёд, к новым, незнакомым ему темам и заданиям, а ребёнок начинает отставать. К 3 – 4 классу он из отличника может стать троечником и попасть в разряд «трудных». Попробуем разобраться в сложившейся ситуации.

     Подчас претензии родителей сводятся к тому, что приходя домой с работы, они начинают учиться вместе с ребёнком. Утверждают, что вся учёба происходит дома. Большинство родителей убеждены, что при современных нагрузках и огромном количестве домашних заданий учиться нормально и усваивать программу сейчас без репетитора нельзя, будь это простая школа, или с углублением.

      Домашние задания зашкаливают, и родители вынуждены тратить огромное количество времени на их выполнение и учиться вместе с детьми. Это с одной стороны. А с другой – не только программы, но и задания, которые даются детям на дом, устроены так, что ребёнок должен дома научиться работать самостоятельно. Родители указывают, что их ребёнку нужны «знания, помогающие самостоятельно учиться», уловив основной запрос времени к образованию: умение самостоятельно учиться – ключевое умение для жизни в XXI веке. Но в тоже время не пытаются прививать нужную мотивацию обучения детям.

     С какой целью сами родители отдают ребёнка в школу – «так надо» или для того, чтобы «не болтался без дела», и совсем другое дело, когда успехи и неуспехи становятся областью интересов всей семьи. Мотивы самого ребёнка также могут быть разными: общение с приятелями, стремление быть лучше всех, похвала родителей; желание узнавать новое или страх наказания за непосещаемость. Родители стали меньше настраивать детей на работу, ребята приходят в школу с другой мотивацией. Ни за учёбу, ни за поведение сам ученик, а тем более его родитель ответственности не несут. Школа стала относиться к сфере услуг и материально зависеть от заказчиков, то есть от родителей.

     В начальной школе родители ещё повёрнуты лицом к школе. Они ходят, помогают, есть взаимодействие учитель – ученик – родитель. Но необходимо готовить родителей с точки зрения педагогической культуры. Они недостаточно знакомы с педагогическими, дефектологическими и возрастными особенностями детей. Уровень обучаемости и обученности – это не одно и то же. В связи со сложившейся ситуацией – острейшая проблема сегодня – это здоровье детей. Исследования Института социологии РАН показывают, что около 70 процентов детей поступают в первый класс с различными заболеваниями. А 15 – 20процентов – это отклонения в психике. Серьёзный повод задуматься, не правда ли?

     Учителя должны помочь родителям увидеть ребёнка в его природосообразности. Научить наблюдать за развитием, понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе формирования здоровой личности.

     Ещё одна проблема – это увеличение нагрузки детей. У учителей в настоящее время есть страх уже в начальной школе за то, что существуют тесты, диагностики, которые начинаются, чуть ли не с детского сада. Учителя начинают бояться низкого качества знаний. И начинается вот это бесконечное выучивание детей. Не качеством знаний, так количеством заданий добьёмся результатов, спущенных начальством. Такое тоже есть, конечно, чего грешить. Страх аттестации. Актуально на сегодняшний день???

     Противостояние возникает тогда, когда родители не удовлетворены школой. Они отделяются и отдаляются от школы, считая, что школа должна заниматься всем: обучением, воспитанием, подготовкой к экзаменам, к ЕГЭ. Школа должна быть личностно ориентированной, учитывать особенности каждого ребёнка. Родители выбирают «хорошую школу», вкладывая два параметра – высокий уровень знаний и внимательное отношение к детям. Но по мере приближения ребёнка к школьному порогу, родителей всё больше волнует и здоровье. Они считают, что школа его не прибавляет, но… стараются отдать в статусную, перекладывая ответственность на школу и за здоровье, и за нагрузки, не понимая, что это может стать для ребёнка тяжёлым испытанием, основой серьёзных нарушений развития на последующие годы.

     По большому счёту, виноваты только взрослые: с одной стороны, учителя, которые не обладают достаточным умением и желанием вникнуть в суть поведения ребёнка, а с другой, - родители, которые редко пытаются разобраться в истинных источниках проблем. «Самый острый конфликт, - говорит известный физиолог, директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких, - это конфликт непонимания. Учитель не понимает, отчего ребёнок мешает на уроке, крутится, не умеет решать задачи, плохо запоминает. А так как не понимает, не может помочь. Чаще при этом обвиняет родителей. Родитель, в свою очередь, не понимает претензии учителя. И тоже не может помочь ребёнку».

     Среди множества непохожих ситуаций психологи всё же выделяют несколько, которые чаще других становятся причиной конфликтов:

  1. Ребёнок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощённости и доверия, попадает к жёсткому авторитарному педагогу. Такому ребёнку трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. Он привык высказывать своё мнение. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом – угрозу своему авторитету.
  2. Школьник самоутверждается в коллективе путём противостояния учителю. Для некоторых из детей такой способ завоевать уважение одноклассников – самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, который не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выходит из себя.
  3. Учитель много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребёнок ещё не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени «переползают»  и в среднюю.
  4. На уроках ребёнку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребёнка. Такой ребёнок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.

     Семьи часто закрыты от нас, мы не знаем, что происходит в семье, так как современным родителям, как правило, не до воспитания – они в поте лица зарабатывают деньги, строят карьеру, «выбиваются в люди». Поэтому говорить о том, что виноваты в противостоянии только учителя или только родители нельзя. Для решения этого конфликта необходимо создать коллектив единомышленников: ученик – учитель – родитель.

     Сотрудничая с родителями, учителя должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в формировании здоровой личности ребёнка, её ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребёнка, его творческого потенциала. Кроме того, школа должна помочь ребёнку стать уверенной личностью, которая сможет найти своё место в современном обществе, понимать и принимать общечеловеческие ценности. Здоровье и успешность детей – норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов. Для достижения этой цели учителя ставят перед собой следующие задачи:

     - Просветительские – научит родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

     - Консультативные – совместный психолого-педагогический поиск методов воздействия на ребёнка.

     - Коммуникативные – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

     Решать проблемы взаимодействия родителей и учителей необходимо в различных формах: традиционных и нетрадиционных. К традиционным относятся классные собрания, индивидуальные собеседования, родительские комитеты классов, родительские советы школы. Нетрадиционные: семейные клубы, организация диспутов. Родители обычно слушатели на собраниях, но родителям есть чем и поделиться. Важно выслушать их видение проблемы в воспитании ребёнка. Актуальна организация выступления родителей, у которых были проблемы во взаимоотношениях с собственным ребёнком, и которые сумели их преодолеть. Таким родителям необходимо дать возможность открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.

       Литература:

1. Марьяна Безруких. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей издательство Дрофа 2010 г.

2. М. М. Безруких. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. Букинистическое издание 2009 г.

3. Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968 г.

4. Конфликты с учителем: как быть?  Сайт журнала «Домашний очаг»

 он-лайн материал    04.09.2009

5. Н.П. Майорова. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины. СПб.: Знание 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Взаимодействие семьи и школы в развитии нравственного потенциала младших школьников».

Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей не устоят ни село, ни город, ни Земля наша… ( А.И.Солженицын )   В данной статье обобщается опыт работы по воспитанию у детей   духовно-нравстенно...

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы.

Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы....