Всем нужны друзья!
методическая разработка (3 класс) по теме

Чупина Татьяна Ивановна

Внеклассное мероприятие по экологии биосферы для учащихся 3-4 классов (перелётные птицы весной)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Всем нужны друзья!80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Всем нужны друзья!     ( слайд 1,2 )

   

Внеклассное мероприятие по экологии биосферы для учащихся 3-4 классов.

Цели: 1. формирование экологической культуры во внеклассной деятельности;

           2. расширение представлений детей о необходимости охраны птиц;

           3. развитие познавательного интереса к перелетным птицам, через взаимосвязь неживой и живой природы;

           4. воспитание у учащихся доброты, сострадания к птицам.

   

Оборудование:  презентация, выполненная в Power Point, ноутбук, скворечник, проигрыватель, магнитофон, грамзапись « Голоса птиц», печенье « Жаворонки», карточки, костюмы птиц.

                                    Ход мероприятия.

1. Мотивационный.

На доске написан эпиграф.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     (А. Пушкин)     ( слайд 3)

Ведущий.

- Что подразумевал  А. С.Пушкин под словосочетанием « утро года»?

 Действительно, наш праздник посвящен времени года – весне.   ( слайд 4)

2. Выход на тему мероприятия.

 Ведущий.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Он лучистый, серебристый,

Он сверкает и дрожит.

А другой, такой же чистый,

Рядом весело бежит.

( Я. Колос)

Звучит романс С. Рахманинова «Весенние воды».

 На фоне музыки звучит стихотворение и  выходит Весна со свитой (несколько детей в зеленых костюмах — травка). Они обходят всех зрителей. Под музыку в зал вбегают ручейки — несколько детей, одетых в голубые и синие одежды. Извилисто пробегая между зрителями, ручейки поднимаются на сцену. Весна устраивается на троне.

Весна.     ( слайд 5)

Весна с улыбкой шлет привет

Проснувшейся природе.

Всё после зимних бурь и бед

Вздохнуло на свободе.

Бессильно зляся и ворча,

Зима, старуха злая,

Бежит, от жаркого луча

На солнышке сгорая.

(Л.Н. Модзалевский )

Выходят на сцену дети, изображающие травку и ручейки.

Травка.

1.Как только солнышко пригреет,

Везде трава зазеленеет.

2.Приди, весна, и снова

Пусть рощи оживут,

Под шум ручья лесного

Фиалки пусть цветут.       ( слайд 6)

Птицы.

3.Пускай нас с солнцем вместе

Разбудит птичий гам,

Мы станем бегать с песней

По рощам и лугам.

4.Пусть солнце травы сушит,

Сверкает тихий пруд,

Пускай кричит кукушка

И соловьи поют.

(К. Бальмонт )        ( слайд 7)

3. Основная часть мероприятия.

Выходит ученик и читает стихотворение.

Из окна смотрели в сад.

Ну, когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

Ну,когда же звонкой стаей

Защебечут у окна?

Может быть, они не знают,

Что вернулась к нам весна?!

Что скворечник ждет их новый,

Что проснулись луг и сад...

Всех гостей встречать готовы.

Что же гости не летят?

А сегодня поглядели

На ольхе сидит скворец.

Прилетели.

 Прилетели! Прилетели, наконец!   ( слайд 8)

Выходит Скворец.

Скворец.

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями.

Ну а зовут меня... (скворец),  

Звучит песня «Скворцы прилетели» ( М. Матусовского, муз. И. Дунаевского).

     

Ведущий.

Сегодня мы с вами отмечаем праздник, посвященный прилету птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, все равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней — яркое теплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы — за один день пролетают по сто километров — так спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут.

Долетают самые сильные. Расселяются на ветвях деревьев и отдыхают. Давайте, ребята, проследим маршруты, которым следуют перелетные птицы. ( слайд 9 карта )

Ведущий.                                                                                                                                                                    

- Грачи прилетают из Средней Азии.

-  Скворцы из Туркменистана.

-  Ласточки возвращаются из Африки.

Выходят по одному дети и читают загадки про птиц.  

1. Чёрный, проворный,
    Кричит "крак",
    Червякам враг
 (Грач)      ( слайд 10)

 Перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

2.  Щиплет за пятки,

     Беги без оглядки.  (Гусь)    ( слайд11)

Дикие гуси  в среднюю полосу России прилетают в начале апреля и первое время держатся на полыньях и озимых полях, потом перекочевывают на мелкие болотистые озерки.

3. Спереди шильце,
   Сзади вильце,
   Сам мал,
   А за морем бывал
(Ласточка)  ( слайд 12 )

Ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

4. Он прилетает каждый год
   Туда, где домик его ждёт.
   Чужие песни петь умеет,
   А всё же голос свой имеет
(Скворец) ( слайд 13)

Скворец - певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском, иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.

5. Длинноногий, длинношеий,
  Длинноклювый, телом серый,
  А затылок голый, красный.
  Бродит по болотам грязным,
  Ловит в них лягушек,
  Бестолковых попрыгушек.
  А как лето пробежит,
  Он уже на юг спешит
  По путям старинным, длинным
  В стае, выстроенной клином
(Журавль). (слайд 14 )

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое.

6. Мать отца не знаю,
  Но часто называю,
  Детей знать не буду,
  Чужим сбуду
(Кукушка).  (слайд 15)
  Размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Кукушка      откладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше и растут быстрее, потом вытесняют яйца или прогоняют птенцов особи, высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки.

7.В синем небе голосок,
   Будто крохотный звонок (Жаворонок)  ( слайд 16)

Жаворонок — маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых

 Весна.

- Каждый народ по-своему отмечает приход весны. У русского народа есть свой интересный обычай, и я хочу рассказать о нем и пригласить принять участие в маленьком спектакле, который называется «Весну закликать, весну встречать». Что же это за обычай?

( слайд 17)

- В конце марта, 22-го числа, отмечается на Руси русский праздник второй встречи весны. По народным наблюдениям с этого числа начинаются утренники — утренние заморозки, которые продолжаются сорок дней. 22 марта день с ночью равняется. Народная поговорка гласит, что в этот день сорок пичуг на Русь пробираются. Поэтому к празднику исстари пекли из теста жаворонки, чтобы они весну кликали. С раннего утра продавали их на торгах и около церквей, и все выходили кликать весну. Этот обычай пришел к нам от греков. И он не должен умереть, потому что в любом обычае заключается мудрость народная, наблюдения наших предков за особенностями природы.

Женщины пекут из теста жаворонки, а дети украшают их ленточками, выходят на улицу и сажают на самое высокое и сухое место — подоконник, забор, ветви деревьев, затем берутся за руки и поют зазывную песенку. Вам тоже испекли жаворонки, поставим их повыше и споем песенку.

Дети берутся за руки, становятся в хоровод, исполняют песенку:

« Уж вы жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».

Ведущий.

- Как вы думаете, ребята, услышали птички нашу зазывную песенку? Кто из вас уже видел жаворонка?

- Множество примет весны связано с птицами. Давайте познакомимся с народными приметами.                        ( слайд 18)

1. Перелётная птица большими стаями летит – быть весне дружной.

2. Ранний прилёт грачей и жаворонков – к весне тёплой.

3.  Коли грачи прямо на свои гнёзда летят – дружная и скорая весна, талая вода сбежит быстро, тепло установится.
4. Ранний прилёт журавлей – весна ранняя.
5. Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало.

- Скажите, а какие заботы бывают у птиц весной?  На плакате напечатаны занятия птиц весной. Выберите правильные ответы.

высиживают птенцов

строят хатки

строят гнёзда

уничтожают вредных насекомых

сушат грибы и ягоды

готовятся к отлёту

откладывают яйца

роют норки

ложатся в спячку

 

-Проверим ваш выбор.  ( слайд 19 )

Птицы весной.

Ведущий.

- Скажите, пожалуйста, ребята, какую роль играют птицы в природе? (Уничтожают вредителей леса.)

В поисках насекомых большая синица за летний день уничтожает 500–600 гусениц. Зимой она собирает отложенные бабочками яйца – до 1,5 тыс. за день. Скворец за период гнездования уничтожает не менее 8 тыс. майских жуков и их личинок.

Физкультминутка. Проводит Весна.   ( слайд 20 )

Гуси серые летели, (поднимаем руки вверх и вниз)

На  лужайку тихо сели, (приседаем на корточки)

Травку пощипали, (имитируем действия птиц)

Букашек поклевали

И тихонько поднялись, (встаем, руки поднимаем вверх, вниз)

Полетели дружно ввысь.

Закричали все тогда:

- Га- га- га!

- Га- га – га!

Весна.

Из дальних стран домой вернулись птицы:
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложится спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат – себе жилища строят.

Ведущий.

- Как  вы думаете, какие жилища строят птицы?

 Посмотрите инсценировку «Случай».   ( слайд 21 )

Автор: Этот случай был в апреле,
            С юга птицы прилетели.
            Тает снег, а воробья
            Выгоняют из жилья.
Скворец: - Убирайся вон, задира,-
Автор: Просвистел ему скворец.
Воробей: - Ни за что, моя квартира,
             Я не временный жилец!
             Я тут вьюги и мороз
             Терпеливо перенёс.
             А сейчас, под этой кровлей
            Для семьи гнездо готовлю
             И не тронусь, хоть убей!-
Автор:  Прочирикал воробей.
Скворец:- Не упрямься! Мне в наследство
              Этот дом достался с детства.
               Вылетай.
               Мой клюв остёр
               А не то…
Автор:    Но тут во двор
              Со скворечней Миша вышел,
              Быстро с нею влез на крышу,
              Тут же крепко привязал
              И приветливо сказал:
Миша: - Я, друзья, сердечно рад,
              Охраняйте вместе сад.
Автор:   Только Миша слез долой,
              Воробейка удалой
              В новый дом переселился
              И с соседом помирился.

Ведущий.

-А вы приготовили домики для птиц? Как они называются?  

( Дети выносят и показывают, сделанные ими скворечники).

 - Скажите, безопасно ли будет птицам в своих домах? Послушайте стихотворение.

1-й  ученик.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

 «Ты гнезда разорять не смей!

Не трогай птичьих гнезд!»

4.Обобщение и систематизация знаний.

Ведущий.

- Рассмотрите условные знаки и сформулируйте правила охраны птиц.  (слайд 22 )

1. Нельзя подходить близко к гнездам птиц и разорять их.

2. Не брать собак в лес. Она может поймать плохо летающего птенца.

3. Не лови и не уноси домой птенцов птиц.

4. Не включайте громкую музыку в лесу. Шум отпугивает птиц от своих гнезд.

5. Обязательно подкармливай птиц зимой.  (слайд 23 )

6. Весной стройте домики для птиц.

                                                                                   

2-й ученик.

 Мы не будем разорять!  

 Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять ,  

 В саду у нас звенят.   (слайд 24 )

Весна.

Пройдемся по раннему лесу. Светает...  (слайд 25 )

Посветлело небо, исчезли, как бы растаяв, звезды, порозовели серые облака.  

(слайд 26 )

Утро проснулось, хором запели пробудившиеся птицы.   (слайд 27 )

Птичьих голосов становится все больше.

И пусть эти голоса неустанно льются и льются.

5. Итог мероприятия.

  В заключении дети слушают грамзапись « Голоса птиц».

 (слайд 28,29,30)

Весна благодарит детей за активное участие в мероприятии и вручает каждому ребёнку по печенью « Жаворонок».  (слайд 31)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Всем нужны друзья! Внеклассное мероприятие по экологии биосферы для учащихся 3-4 классов.

Тема:  Всем нужны друзья!       Внеклассное мероприятие по экологии биосферы для учащихся 3-4 классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия Проблемно этическая беседа « Нам всем нужны понимание и любовь»

Почему я – воспитатель группы продленного дня решила участвовать в заочном конкурсе, который дает возможность пропагандировать толерантность среди подрастающего поколения? И меня и многих других людей...

Родительское собрание для детей и родителей «Витамины всем нужны и конечно же важны!»

Родительское собрание для детей и родителей «Витамины всем нужны и конечно же важны!» Совместное мероприятие для детей и родителей, целью котрого является привлечение внимания учащихся и родителей к п...

Кроссворд «Жить по правилам всем нужно»

Кроссворд — это головоломка, способная увлечь и взрослых, и детей! Для ребёнка решение кроссвордов превращается в захватывающую игру, которая к тому же способствуют интеллектуальному развитию дошкольн...

Дидактический материал «Витамины всем нужны и полезны и важны»

laquo;Витамины всем нужны и полезны и важны»...

Классный час "Витамины всем нужны, витамины всем важны" 2 класс

Классный час "Витамины всем нужны, витамины всем важны" 2 класс...