Главные вкладки

    Воспитание нравственных ценностей
    статья по теме

    Чеботарёва Наталья Александровна

    Воспитание нравственных ценностей Добрая школа – это хорошо Умная школа – это великолепно Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни. Д.Дьюи Внеклассная работа в начальной школе имеет принципиальное значение для развития младшего школьника и предоставляет простор для педагогического мастерства учителя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Vospitanie_nravstvennyh_cennostey.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание нравственных ценностей

                                                            Добрая школа – это хорошо

                                                            Умная школа – это великолепно

                                                            Но ребенок должен быть еще

                                                            и подготовлен к жизни.

                                                                            Д.Дьюи

            Внеклассная работа в начальной школе имеет принципиальное значение для развития младшего школьника и предоставляет простор для педагогического мастерства учителя. Вне урока педагог легче идет на предоставление ученику свободы действий, права выбора, не ограничивает полет условия для общения и деятельности, повышенное внимание со стороны педагогов и одноклассников. Учет возрастных особенностей и целенаправленность использования внеклассного времени (проведение циклов классных часов) помогут младшему школьнику легче преодолевать трудности школьной и внешкольной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам в общении и учении.

            Внеклассная работа учителя, проводимая в форме классных часов, способствует формированию у ребенка младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля.

            Наибольший интерес для педагогов представляет диагностика уровня нравственности младших школьников. Именно в начальной школе закладываются основы нравственности не только в нормах и правилах, но и в конкретном поведении, поступках детей в школьном (классном) коллективе. Считается, что нравственность – это «личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, трудолюбие, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека» (В.А.Сластенин). Очевидно, что во все времена общество рассматривало поведение человека в соответствии с требованиями морали. В зависимости от того, в какой мере человек соотносит убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности.

            Наблюдение за состоянием нравственной воспитанности младших школьников показывает, что существенным показателем динамики в нравственном развитии является уменьшение разрыва между знаниями детей о морали и их поведением. Для ликвидации разрыва необходимо:

            - соблюдать такое соотношение между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми знаниями о морали, чтобы он мог применить новое знание в поведении;

    - обучать детей анализировать  поступки и выделять их нравственное содержание, выражать его в словесной форме;

    - побуждать детей ставить перед собой вопросы нравственного характера, помогать находить на них ответы;

    - обучать детей соответствующим формам нравственного поведения;

    - постоянно оценивать поведение детей с точки зрения тех норм, которыми они хотят овладеть.

    Воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку.

    Учитель начальных классов должен задуматься не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии, позволяющей осуществить взаимосвязь моральных знаний и представлений, получаемых на уроках, с повседневной жизнедеятельностью младших школьников, с  формированием опыта нравственного поведения. Поэтому необходима система работы по этическому воспитанию, предполагающая тесную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности учащихся.

    В «Школе вежливости» проходят следующие мероприятия:

    ЭТИКА ОБЩЕНИЯ

    1.Кто опрятен, тот приятен.

    2.Кто я?

    ЭТИКЕТ

    1.Праздник чая.

    2.Рыцарский турнир вежливости.

    ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    1.Любимый уголок родной Отчизны.

    2.Я люблю маму милую мою.

    ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

    1.Разговор о дружбе.

    2.Путешествие в мир мудрых мыслей.

    3.Спешите делать добро! (Итоговое занятие).

        Приведем примерный план мероприятия «Разговор о доброте»

    Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное.

                                                    (Л.Толстой)  

    Дорога добра

    (сл.Ю.Энтина, муз. М.Минкова)

    Спроси у жизни строгой:

    Какой идти дорогой,

    Куда по свету белому

    Отправиться с утра?

    Иди за солнцем следом,

    Хоть этот путь неведом,

    Иди, мой друг, всегда иди

    Дорогою добра!

    Забудь свои заботы,

    Падения и взлеты,

    Не хнычь, когда судьба ведет

    Себя не как сестра.

    Но если с другом худо,

    Не уповай на чудо –

    Спеши к нему, всегда иди

    Дорогою добра!

    Ах, сколько будет разных

    Сомнений и соблазнов!

    Не забывай, что эта жизнь –

    Не детская игра.

    Ты прочь гони соблазны,

    Усвой закон негласный:

    Иди, мой друг, всегда иди

    Дорогою добра!

    Песня о добре

    (сл. Н.Тулуповой, муз. И.Лученка)

    Добрым быть совсем, совсем не просто,

    Не зависит доброта от  роста,

    Не зависит доброта от цвета.

    Доброта – ни пряник, ни конфета.

                    Припев:

                    Только надо, надо добрым быть

                    И в беде друг друга не забыть.

                    И завертится Земля быстрее,

                    Если будем мы с тобой добрее.

    Добрым быть совсем, совсем не просто,

    Не зависит доброта от  роста.

    Доброта приносит людям радость

    И взамен не требует награды.

                    Припев.

    Доброта с годами не стареет,

    Доброта от холода согреет.

    Если доброта живет на свете,

    Радуются взрослые и дети.

    Припев.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

    Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  в...

    СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...

    Воспитание у младших школьников нравственных ценностей во внеурочной деятельности

    В этой работе представлены теоретический основы воспитания нравственных ценностей у младших школьников...

    Роль семьи в воспитании нравственных ценностей

          Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравствен...

    Обобщение опыта: "Воспитание нравственных ценностей как условие эмоционально-волевого развития личности младших школьников"

    Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...

    Доклад на тему: «Кадетский корпус как субъект воспитания нравственных ценностей у детей»

    Самая большая ценность у каждого из нас – это жизнь, и мы все хотим её прожить интересно, полезно, счастливо....