Воспитание нравственных ценностей
статья по теме

Чеботарёва Наталья Александровна

Воспитание нравственных ценностей Добрая школа – это хорошо Умная школа – это великолепно Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни. Д.Дьюи Внеклассная работа в начальной школе имеет принципиальное значение для развития младшего школьника и предоставляет простор для педагогического мастерства учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Vospitanie_nravstvennyh_cennostey.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных ценностей

                                                        Добрая школа – это хорошо

                                                        Умная школа – это великолепно

                                                        Но ребенок должен быть еще

                                                        и подготовлен к жизни.

                                                                        Д.Дьюи

        Внеклассная работа в начальной школе имеет принципиальное значение для развития младшего школьника и предоставляет простор для педагогического мастерства учителя. Вне урока педагог легче идет на предоставление ученику свободы действий, права выбора, не ограничивает полет условия для общения и деятельности, повышенное внимание со стороны педагогов и одноклассников. Учет возрастных особенностей и целенаправленность использования внеклассного времени (проведение циклов классных часов) помогут младшему школьнику легче преодолевать трудности школьной и внешкольной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам в общении и учении.

        Внеклассная работа учителя, проводимая в форме классных часов, способствует формированию у ребенка младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля.

        Наибольший интерес для педагогов представляет диагностика уровня нравственности младших школьников. Именно в начальной школе закладываются основы нравственности не только в нормах и правилах, но и в конкретном поведении, поступках детей в школьном (классном) коллективе. Считается, что нравственность – это «личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, трудолюбие, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека» (В.А.Сластенин). Очевидно, что во все времена общество рассматривало поведение человека в соответствии с требованиями морали. В зависимости от того, в какой мере человек соотносит убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности.

        Наблюдение за состоянием нравственной воспитанности младших школьников показывает, что существенным показателем динамики в нравственном развитии является уменьшение разрыва между знаниями детей о морали и их поведением. Для ликвидации разрыва необходимо:

        - соблюдать такое соотношение между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми знаниями о морали, чтобы он мог применить новое знание в поведении;

- обучать детей анализировать  поступки и выделять их нравственное содержание, выражать его в словесной форме;

- побуждать детей ставить перед собой вопросы нравственного характера, помогать находить на них ответы;

- обучать детей соответствующим формам нравственного поведения;

- постоянно оценивать поведение детей с точки зрения тех норм, которыми они хотят овладеть.

Воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку.

Учитель начальных классов должен задуматься не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии, позволяющей осуществить взаимосвязь моральных знаний и представлений, получаемых на уроках, с повседневной жизнедеятельностью младших школьников, с  формированием опыта нравственного поведения. Поэтому необходима система работы по этическому воспитанию, предполагающая тесную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности учащихся.

В «Школе вежливости» проходят следующие мероприятия:

ЭТИКА ОБЩЕНИЯ

1.Кто опрятен, тот приятен.

2.Кто я?

ЭТИКЕТ

1.Праздник чая.

2.Рыцарский турнир вежливости.

ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

1.Любимый уголок родной Отчизны.

2.Я люблю маму милую мою.

ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

1.Разговор о дружбе.

2.Путешествие в мир мудрых мыслей.

3.Спешите делать добро! (Итоговое занятие).

    Приведем примерный план мероприятия «Разговор о доброте»

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное.

                                                (Л.Толстой)  

Дорога добра

(сл.Ю.Энтина, муз. М.Минкова)

Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Забудь свои заботы,

Падения и взлеты,

Не хнычь, когда судьба ведет

Себя не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо –

Спеши к нему, всегда иди

Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что эта жизнь –

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Песня о добре

(сл. Н.Тулуповой, муз. И.Лученка)

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от  роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – ни пряник, ни конфета.

                Припев:

                Только надо, надо добрым быть

                И в беде друг друга не забыть.

                И завертится Земля быстрее,

                Если будем мы с тобой добрее.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от  роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

                Припев.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта живет на свете,

Радуются взрослые и дети.

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  в...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей

      Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравствен...

Обобщение опыта: "Воспитание нравственных ценностей как условие эмоционально-волевого развития личности младших школьников"

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...

Доклад на тему: «Кадетский корпус как субъект воспитания нравственных ценностей у детей»

Самая большая ценность у каждого из нас – это жизнь, и мы все хотим её прожить интересно, полезно, счастливо....

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования  их нравственных ценностей...

Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека.

Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека....