Главные вкладки

    Классный час "Будьте добрыми и человечными"
    классный час (4 класс) по теме

    Шкробор Маргарита Юрьевна

    Классный час с использованием интерактивной доски.  Тема доброты и человечности всегда актуальна. Дети в 4 классе  могут уже достаточно уверенно вести разговор на эту тему.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Budte_dobrymi_i_chelovechnymi_ID.doc880 КБ

    Предварительный просмотр:

    Будьте добрыми и человечными

    Цель: Формирование представлений ребенка об общечеловече ских качествах - доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.

    Задачи:

    1. Создание условий для эмоционального восприятия значимо сти доброты, милосердия в числе качеств характера человека.

            2. Формирование способности давать собственную оценку фак там, событиям и  ситуациям жизни.

     З. Создание условий для ситуаций нравственного выбора как ос новы дальнейшего формирования нравственности.

    Форма про ведения: Классный час-размышление.

    Этап подготовки:

    1. Подбор стихотворного и фактического материала для создания «эмоционального фона» общения с детьми.

            2. Написание короткого домашнего сочинения на тему «Что зна чит быть добрым».        З. Формирование банка практических ситуаций для использова ния их в ходе реализации сценария.

    4. Оформление встречи: в центре интерактивной доски, на фоне большого кру га слово «Доброта». Вокруг центрального круга размещены «лепест ки» (в начале встречи они просто белые, потом на них появятся сло ва), их число - от 5 и более в зависимости от того, как складывается сценарий.

    Ход мероприятия.

    учитель. Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, по лезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, ка кими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

    Прикоснись ко мне добротой,

    И болезни смоет волной,

    И печаль обойдет стороной,

    Озарится душа красотой...

    Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (Ответы детей.)

            Ученик: В «Толковом словаре» В.И. Даля дается такое оп ределение милосердия (доброты) - «сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость».

    учитель.  В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро - все положительное, хорошее, полезное. Ребята, как вы думае те, где живет доброта? (Ответы детей.)

    В доме добрыми делами занята,

    Тихо ходит по квартире доброта.

    Утро доброе у нас,

    Добрый день и добрый час.

    Добрый вечер, ночь добра,

    Было доброе вчера.

    И откуда, спросишь ты,

    В доме столько доброты?

    Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

                Добрые сердца - это сады.

    Добрые слова - корни.

    Добрые мысли - цветы.

    Добрые дела - плоды.

            Недавно мне в руки попался свежий номер газеты «Моя семья». В ней есть две замечательных рубрики. «Поможем» и «В хорошие руки».

    В первую рубрику за помощью обращаются неимущие люди, которые попали в очень  трудную ситуацию, например, у них сгорел дом, или они стали инвалидами, или остались одинокими, брошенны ми всеми родными. И вот совершенно незнакомые люди со всех кон цов страны шлют им деньги, посылки, письма с добрыми словами поддержки.

    Во второй рубрике одна организация, которая заботится о без домных животных, помещает фотографии кошечек и симпатичных (и не очень) собак, которые по каким-то причинам остались без хозяев. И всех их разбирают новые хозяева, которые прочли эту газету. Часто эти животные больны, их лечат и откармливают. Скажите, почему незнакомые люди так поступают?

            (Ответы детей)

            А вы бы смогли поступить так? (Суждения ребят)

    Презентация «Я жду маму».

    Случаи из моей жизни:

    1. Сгорел дом у воспитательницы, когда я работала в д/саду. Помощь оказывали все-коллеги, родители детей, просто случайные люди.
    2. Мама моей бывшей ученицы Тарбеевой Дарьи уже много лет на добровольных началах помогает в ветеринарной лечебнице. Она, не имеет образования, но очень любит животных,  научилась всем премудростям. Теперь сама может оказывать медицинскую помощь животным.

    учитель: Спасибо всем за высказывания, и давайте все вме сте поработаем над нашей схемой. Мы только что с вами поняли, что доброта - это, прежде всего, отзывчивость к обиженным, больным, бедным. Поэтому я предлагаю потереть ластиком лепесток с синей каймой, на котором написано … «Отзывчивость».

            А сейчас я хочу вам задать, казалось бы, не очень подходящий ситуации вопрос: «Для чего человеку нужны руки?»

            Ответы ребят: «Как для чего?  Работать», «Есть», «Делать что -нибудь», «Писать».

            у ч и т е л ь: А еще? (Ребята в растерянности молчат). Ну, а можно с помощью рук общаться? Какими бывают наши руки?

    Ответы детей: Добрыми!

    у ч и т е л ь: А злыми?

    Ответ детей: Тоже.

    у ч и т е л ь: Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

            Ответы детей: Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.

            у ч и т е л ь: Можно ли обидеть человека, если у него такие теп лые, добрые руки?

    Ответ детей: Нет! Нет!

    у ч и т е л ь: А какие руки бывают, когда они злые?

    Ответы детей: Холодный вредные, колючие, плохие.

            у ч и т е л ь: Могут ли руки помочь подружиться? А если хо чется обидеть кого-нибудь из товарищей: стукнуть, толкнуть, о каких руках нужно вспомнить?

    Ответ детей: О добрых.

            у ч и т е л ь: Молодцы. А сейчас прочтут вам короткий отрывок из стихотворения В. Бокова, а вы подумаете, о чем мы с вами будем говорить дальше.

    Друзья мои!

    Внушайте людям веру!

    И чаще говорите «Добрый день».

    И следуйте хорошему примеру:

    Продляйте добрым словом

             Жизнь людей.

            Дети предполагают, что дальше речь пойдет о приветливом, вежливом отношении к людям, как составляющей доброты.

    у ч и т е л ь: Недаром говорят: «Слово лечит». Словом можно и убить. Поэтому быть добрым - значит приветливо относиться к лю дям, стараться согреть их ласковым словом. Потрем следующий белый лепесток ластиком и появится слово… «Приветливость».

    Я прошу вас сейчас сказать друг другу хотя бы по одному при ветливому слову, вот увидите, как потеплеет у вас на душе. (Дети с удовольствием выполняют просьбу учителя). А сейчас мои помощники (из числа учеников) проверят ваше знание волшебных вежливых слов. Они говорят начало фразы, а вы помогаете им продолжить.

    у ч е н и к: 1.

    Растает даже ледяная глыба

            От слова теплого (спасибо)

    2. Зазеленеет старый пень,

            Когда услышит (добрый день).

    3. Если больше есть не в силах,

            Скажем маме мы (спасибо).

    4. Мальчик вежливый и развитый

            Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

    5. Когда нас бранят за шалости,

            Говорим (прости, пожалуйста).

    6. И во Франции, и в Дании

            На прощанье говорят (до свидания).

      у ч и т е л ь: Главное в добрых поступках - это желание их утаить, так считал известный физик Б. Паскаль. Если поступок по- настоящему добрый, то он не нуждается в рекламе, он совершается бескорыстно. Приведите, пожалуйста, примеры таких поступков, ко торые когда-либо совершали вы или кто-то по отношению к вам. А пока вы подумаете, я расскажу вам случай из своей жизни. Однажды моя знакомая попала в больницу, ей было плохо, и потребовалась срочное пе реливание крови. Обычно кровь бывает в запасе, но на этот раз ее не оказалось: у неё редкая группа. Тогда врачи пошли по палатам и предложили уже почти выздоровевшим больным откликнуться. И, представьте себе, такой человек нашелся и помог ей! Через два-три дня, когда ей стало лучше, она захотела сказать ему «спасибо». Но он  уже выписался, а когда она ему позвонила, то он сказал, что для него главная благодарность - это то, что она жива-здорова, и больше ему ничего не надо. Она очень радовалась, что есть такие люди. А  я решила, что обязательно расскажу вам о нем.        

    (Дети рассказывают о бескорыстных добрых поступках).

    у ч и т е л ь: Завершить этот этап я хочу замечательными стихо творными строками. Подумайте над ними на досуге.

            Свершая доброе деянье

       Не жди добра в ответ.

    Сведет такое ожиданье

    Добро твое на нет.

            у ч и т е л ь: Потрем ластиком еще один белый  лепесток - «Бескоры стие»

    И я перехожу к следующей части нашего общения – послушайте стихотворение и попробуйте мне ответить, какое отношение к те ме нашей встречи оно имеет.

    Я предал пса, что был ко мне привязан,

    Как добрый человек и друг большой.

    Я подарил его, как дарят вазу,

    Забыв, что он с понятьем и душой.

    Своей судьбе он покорился молча,

    Но глянул мне в глаза с такой тоской!

    А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,

    Бросая вызов совести людской.

    Он звал меня. И я его услышал,

    Я тоже был с разлукою знаком.

    И вот он у меня под боком дышит,

    И руку лижет липким языком.

    Содержание стихотворения обсуждается. Дети обычно отвеча ют, что добрый человек - это человек, заботливо относящийся к жи вотным, близким людям, друзьям, престарелым родственникам. Ребя та приводят примеры.

    Учитель: Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуж дения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляй те участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

    И если кому-то поможет

    Твоя доброта, улыбка твоя,

    То день не напрасно был прожит,

    Значит, живешь ты не зря.

          Ученик читает стихотворение М. Садовского «Доброе сердце".

    Я как-то в дом принес щенка,

    Бездомного бродягу,

    Чтоб подкормить его слегка,

    Голодного беднягу.

    - Ну, что ж, - сказала мама, - пусть

    он поживет немножко,

    в глазах его такая грусть!

    Найдется супа ложка...

    Я во дворе нашел потом

    Котенка чуть живого,

    Его принес я тоже в дом,

    Сказала мама снова:

    - Ну, что ж, - она сказала, - пусть

    он поживет немножко,

    в глазах его такая грусть!

    Найдется каши ложка...

    Я под гнездом нашел птенца,

    Над ним вороны вились,

    Я спрятал в шапку сорванца,

    Мы с ним домой явились.

    - Ну, что ж, - сказала мама, - пусть

    он поживет немножко,

    в глазах его такая грусть!

    Найдется хлеба крошка...

    Однажды я принес ежа,

    Ужа и черепаху,

    И заяц в нашу дверь вбежал,

    Наверное, со страху.

    Сказала мама: - Пусть живут  

    в квартире так чудесно,

    а если потесниться, тут

    и нам найдется место!

    у ч и т е л ь: Да, по-настоящему добрый человек не оставит без помощи свою бабушку и всегда в меру сил поможет ей в чем-нибудь, не пройдет мимо раненого птенчика, покормит бездомную собаку. Иногда ему за это не скажут «спасибо», но это неважно, важно то, что человек сам себя одобряет за этот поступок и по-другому поступить просто не может. Меня по-настоящему тронули ваши сочинения о до бре, милосердии, которые вы написали дома. Я не буду называть фа милий, а лишь процитирую некоторые фразы:

    «Мне кажется, что добро - это помощь людям». «Если человек отдает последнее, он добрый». «Мой друг очень добрый. Однажды он отдал мне конструктор, хотя ему он тоже нравился». «Моя бабушка очень добрая. Она всегда всех жалеет». «Самая добрая - это моя мама. Она меня прощает, даже если я очень виноват».

            Итак, мы стираем  еще один белый  лепесток «Забота об окру жающих».

    у ч и т е л ь: Ребята, а как человек может показать доброе рас положение к другому человеку? (Дети отвечают: «Словами, добрыми жестами, улыбкой»).

    Проведем эксперимент: я прошу выйти сюда двух ребят. Мы по садим их на стулья спиной друг к другу и попросим в таком положе нии рассказать друг другу что-то интересное (содержание книги, но вого мультфильма, спортивного матча), не меняя положения. (Дети исполняют задание, но разговор обычно не получается. Когда учитель пытается выяснить причину этого, они признаются: «Как-то неудобно, трудно было говорить, а поэтому и неинтересно». - «А почему?»  «Глаза не помогают». - «А если повернуться лицом друг к другу?» Тогда, оказывается, рассказывать гораздо легче).

    у ч и т е л ь: Итак, если мы хотим быть внимательными и уча стливыми к людям, надо общаться сосредоточенно, поддерживая зрительный контакт с собеседником, одобряя его жестом, прикосно вением.

    Если друг пришел поделиться с тобой своей бедой, неприятно стями, ждет твоего совета, будь к нему. Ученик подходит к схеме и стирает следующий лепесток -  предупредительным. И еще, чтобы помочь человеку, надо обязательно его выслушать, учитесь этому.

    Вредные советы

    учитель. Ребята, я хочу проверить вашу смекалку. Я приготовила вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажи те, что в них неправильного, вредного и как по-настояще му нужно поступить в данных ситуациях.

    Советы:

    Бей друзей без передышки

    Каждый день по полчаса,

    И твоя мускулатура

    Станет крепче кирпича.

    Д могучими руками,

    Ты, когда придут враги,

    Сможешь в трудную минуту

    Защитить своих друзей.

    Если друг твой самый лучший

    Поскользнулся и упал,

    Покажи на друга пальцем

    И хватайся за живот.

    Пусть он видит, лежа в луже,  

    Ты ничуть не огорчен.

    Настоящий друг не любит

            Огорчать своих друзей.

    Если что-нибудь случилось,

    И никто не виноват,

    Не ходи туда, иначе

    виноватым будешь ты.

    Спрячься где-нибудь в сторонке.

    А потом иди домой.

    и про то, что видел это,

    Никому не говори.

    Девчонок надо никогда

    Нигде не замечать.

    И не давать прохода им

    Нигде и никогда.

    Им надо ножки подставлять,

    Пугать из-за угла,

    Чтоб сразу поняли они:

    До них вам дела нет.

    Девчонку встретил - быстро ей

    Показывай язык.

    Пускай не думает она,

    Что ты в нее влюблен.

    учитель. Молодцы! Вы успешно справились с ловуш ками. Скажите, у какого человека больше друзей - у доб рого или злого? (Ответы детей: у доброго.) А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте вычеркнем плохие поступки и оставим только хорошие дела для себя.

                           

    Учитель. В народе всегда относились к доброте по  - особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке при ятно". На доске записаны  начала пословиц, а вам нужно  соединить их с окончанием.

                   

    Предложения с пословицами:

    1. На добрый привет... (добрый ответ).

    2. Про доброе дело... (говори смело).

    З. Жизнь дана на... (добрые дела).

    4. Учись доброму... (дурное на ум не пойдет).

       5. Спасибо - великое... (дело).

           А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

    Тест:

    Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

    Вопросы:

    1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

    2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими про блемами или неприятностями. Если тема тебе не инте ресна, дашь ли ты это понять собеседнику?

    3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

            4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

    5. Часто ли ты используешь злые шутки?

    6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

    7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

            8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

            9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты про играешь?

            10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выс лушивать аргументы другого человека?

    11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе роди телей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

            12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы раз веселить своих друзей?

    Подведем итоги:

    Подсчет очков.         

    Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11

    - и за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

    Результаты:

    Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупот реблять твоей добротой.

    От 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

    Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой

    Ученик читает стихотворение Н. Тулуповой «Доброта»

    Добрым быть совсем, совсем не просто.

    Не зависит доброта от роста,

    Не зависит доброта от цвета,

    Доброта - не пряник, не конфета.

    Только надо, надо добрым быть

    И в беде друг друга не забыть.

    И завертится земля быстрей,

    Если будем мы с тобой добрей.

    Добрым быть совсем не просто.

    Не зависит доброта от роста,

    Доброта приносит людям радость

    И взамен не требует награды.

    Доброта с годами не стареет,

    Доброта от холода согреет.

    Если доброта, как солнце, светит,

    Радуются взрослые и дети.

    у ч и т е л ь: Завершая наш разговор, хочу вам всем пожелать быть добрыми не на словах, а на деле, быть всегда кому-то нужными, полезными. Тогда наш мир станет еще прекраснее:

    Быть добрым надо по привычке,

    Не по расчету. Пригодись

    Хотя бы маленькой синичке -

     Пусти ее из клетки ввысь!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    классный час "Будем добрыми и человечными"

    методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию о дружбе и толерантности...

    Классный час : «Будьте добрыми и человечными».

    Человеческая доброта, милосердие. Умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья....

    Классный час. « Будем добрыми и человечными»

    Раскрывает понятие детей о нравственных качествах личности, о доброте, учит анализировать  собственные поступки  и поступки окружающих людей.  Воспитывает у учащихся взаимоуважение, веж...

    Классный час "Будем добрыми и человечными"

    На протяжении всего классного часа дети знакомятся с понятием "толерантность", учатся быть добрыми, человечными, внимательными к друг другу. На этом занятии проводится конкурс "Портрет ...

    «Будьте добрыми и человечными".

    Способствовать формированию духовно-нравственных качеств: доброты человечности, отзывчивости, милосердия....

    презентация "Будьте добрыми и человечными"

    Презентация для уроков этики...