Главные вкладки

    Программа для учащихся начальной школы "Разговор о правильном питании"
    рабочая программа по теме

    Белимова Светлана Михайловна

    Данная программа для учащихся начальной школы. Для 1-3 класса даны темы для занятий кружка, для 4 класса - темы по спецкурсу (1 час в неделю), занятий кружка (2 часа в неделю).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Programma.doc174 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Республики Бурятия

    Средняя общеобразовательная школа № 49

    Программа специального курса

    Успешная коммуникация

                                                                   

                                                                    Автор: Алагуева О.Л.,

                                                                       учитель МАОУ «СОШ № 49»

                                                                     

                                                     

    Улан-Удэ

    2008


    Пояснительная записка                                             

       Программа специального курса «Успешная коммуникация» по русскому языку рассчитана на учащихся 7- 9  классов МАОУ «СОШ №49» и разработана в качестве сопровождения примерной программы Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.  и Шанского Н.М. (Москва, Просвещение, 2007), государственного стандарта (от 5.03.2004 № 1089) и федерального базисного учебного плана (от 9.03.2004 № 1312). (Приложение №1 «Базовая программа»)

       Силе слов в нашем обществе часто не придается должного значения. Наша способность к самовыражению часто воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Считается, что если у человека более или менее богатый словарный запас и есть понятие о грамматике, то он автоматически сможет произнести хорошую речь. Как это ни парадоксально, на фоне бурно развивающейся общественной жизни, собраний, митингов, мы мало уделяли внимания культуре публичной речи. Мы и хотели бы говорить ярко и свободно, да фактически не можем: ведь этому надо специально учиться... А где и как учиться? Важнейшим отличием письменной речи от устной является то, что при ней человек принужден думать о своем языке, выбирать слова и выражения, т.е. действовать стилистически, - ведь «все мы, в известном смысле, беспомощны перед чистым листом бумаги. К этому можно добавить, что все мы в той же степени беспомощны перед микрофоном или на трибуне многолюдного собрания. Поэтому устной публичной речи надо учить, как учат письменной форме различных стилей».

        Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил -культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Хорошие навыки общения - это фундамент всех взаимоотношений и ключ к успеху в учебе и бизнесе. То, как мы передаем наши мысли и чувства другим и как мы ощущаем разницу между собой и другими, может определить характер наших взаимоотношений дома и на работе. Все войны, все конфликты- не только в классе и в школе, но и в мире – происходят, потому что люди не знают способов выхода из создавшегося положения. Дети часто видят проблему, но не знают реальных способов ее решения. Им, как и всем людям, нужно научиться апеллировать к сложному набору межличностных навыков для того, чтобы достичь своих целей и помочь в этом другим, выстраивать отношения в различных ситуациях.

       Программа разработана для учащихся 7-9 классов. Курс предполагает преемственность, так необходимую для содержания спецкурсов.

    Функции курса:

    . создание основы для внутрипрофильной специализации обучения,

    . обеспечение профессионального самоопределения учащихся,

    . ознакомление с основами профессиональной деятельности;

    . направленность на удовлетворение познавательных интересов в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного ими профиля;

       Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского  языка и приоритетные направления в его преподавании.

       Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции. Ключевые компетентности рассматриваются как конкретизированные цели образования.

       Цель данной программы – формирование у учащихся языковой, лингвистической, коммуникативной культуроведческой компетенции, а именно

    1. Создание ориентационную и мотивационную базу для осознанного выбора профиля обучения,
    2. Усиление мотивации учащихся к изучению речевого этикета, основ риторики;
    3. Воспитание у учащихся культуры речевого общения.

    Задачи программы:

    1.Воспитательные:

    • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

       2.Познавательные:

    1. развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
    2. расширение знаний о русском языке, его устройстве и
    3. функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, понятия о функциях и значимости общения в повседневной, учебной и деловой сферах деятельности человека, этикетных единицах и особенностях их употребления,
    4. обогащение словарного запаса и расширение круга используемых
    5. грамматических средств;

    3.Развивающие:

    1. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
    2. языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, выбирать формулы речевого этикета, наиболее уместные в конкретной ситуации общения и употреблять их в ходе речевого акта;
    3. усвоение основных норм и правил ведения беседы, переговоров, спора;
    4. разрешения конфликтных ситуаций общения.
    5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

    4.Валеологические:

    1. Соответствие условий проведения уроков требованиям СанПИНа (Приложение №2 «Требования СанПИНа»)
    2. Создание комфортной психологической обстановки для учащихся
    3. Обеспечение учащихся информацией о здоровом образе жизни
    4. Организация двигательной активности учащихся во время занятий, релаксирующих упражнений
    5. Чередование видов деятельности во время занятий.

       Основной задачей данного курса является приобретение учащимися практических навыков общения.

       Содержание курса. 

       В разделах курса подробно освещены такие актуальные вопросы общения, как формы и виды коммуникаций, комплименты, критика и споры, проблемы общения в конфликтной ситуации, стратегии разрешения конфликта, рассмотрены понятия деловых переговоров. Учащиеся знакомятся с разновидностями диалога - дискуссией, полемикой, дебатами как жанрами риторики, что предполагает развитие аналитических способностей учащихся, развитие логического мышления, расширение кругозора, стимулирование интереса к общению, повышение мотивации учения, развитие внимания.

       Отсюда ведущие принципы

       К дидактическим относят те основные положения, которые являются общими для всех предметов. (Приложение №3 «Дидактические принципы»)

       К частнометодическим принципам относят принципы, которые свойственны конкретному учебному предмету.

       Лингводидактические принципы:

    1. Текстоцентричность
    2. Принцип обучения русскому языку как полифункциональному явлению
    3. Принцип межпредметных связей

    Прогнозируемые умения: 

    1. Владеть основными видами публичных выступлений (монологическое высказывание, дискуссия, дебаты, полемика).
    2. Свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
    3. Быть способными извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров,
    4. Выявлять основную, второстепенную информацию; адекватно, подробно, сжато.
    5. Выборочно передавать содержание текста.
    6. Решать задачи учебно-исследовательской деятельности при выполнении проектов, в тренингах, диспутах, дискуссиях, дебатах, конкурсах и т.д.
    7. Давать определения, доказывать и аргументировать свои суждения.
    8. Опознавать и классифицировать виды и ситуации общения; использовать правила речевого поведения, приемы и способы эффективного общения в собственной практике.

    Учебные умения, навыки и способы деятельности

       Коммуникативные умения - владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.

       Интеллектуальные умения - сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация.

       Информационные умения - умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом.

       Организационные умения - умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

    Некоторые методические рекомендации по организации образовательного процесса

       Деятельность учителя и ученика на занятиях спецкурса предполагает использование методов и средств традиционных (Приложение №4 «Матрица современных методов обучения в образовательном процессе»), так и нестандартных.

       Предлагаемые интеллектуальные, эвристические игры используют концепцию мозговой атаки. Они проводятся  в ситуациях, когда необходимо генерирование новых идей. Происходит накопление и фиксация этих идей, после чего они подвергаются критическому анализу. Поэтому основными являются принципы отсроченной оценки и перехода количества в качество. На этапе выдвижения идей запрещена их критика, поощряются количество, а не качество, использование свободных ассоциаций и фантазирование, комбинирование уже высказанных идей.   Мозговая атака может проводиться в группах по 5 - 12 человек как устно, так и письменно. В последнем случае каждый из шести участников группы в течение 5 минут излагает три идеи, передавая для их улучшения или преобразования список по кругу. Группа экспертов даёт им оценку.

       Речеведческий анализ публичных выступлений в процессе игры- строение текста, стиль речи, тип речи, связь предложений, тема и основная мысль автора, изобразительно-выразительные средства и синтаксические фигуры и т.д. - предполагает развитие интеллектуальных способностей учеников, их интуиции, а в конечном счете, приобретение лингвистической зоркости и заинтересованность учеников. Кроме того, эта работа поможет сформировать у учащихся; устойчивые навыки самостоятельного составления текста, стилистического чутья, познакомит их с определенными текстовыми «клише», используемые в типичных, ситуациях речевого общения.

       Формы текущего и итогового контроля как традиционные (Приложение №5 «Проверочные и контрольные работы по курсу «Успешная коммуникация»), так и нестандартные:

       Курс «Успешная коммуникация» рассчитан на 3 года, он поддерживает программу русского языка в профильных классах, но может быть использован и в общеобразовательных классах.

        Программа рассчитана на 102 часа (из расчёта 1 час в  неделю) введения дополнительного часа, в рамках действующей образовательной программы.

       Содержание программы курса распределено по классам согласно следующей модели:

    Модель языковой личности в аспекте коммуникативной культуры

    Коммуникативная культура Личности в виде совокупности свойств, проявляющихся        в таких ее составляющих, как...

    Языковая личность

    как субъект, обладающий способностями и        свойствами, обеспечивающими ему        создание и восприятие текстов с такими параметрами, как...        

                                                                                             

                                                            

                                    

                                                            

                                    

                                    

    Целенаправленность,

    адресная ycтaновка

    Культура чувств, взаимоотношений        

                                                            

                                                                                    

                                                                    

                                    

                            

                                                                            

    Логико-композиционное строение        

    Культура речи        

                                            

    Структурно- языковой состав функциональных элементов                                        

                    функционирующих элементов

    Культура мышления

    Содержательная основа распределяется по классам так:

    7 класс- Общение- путь к согласию

    8 класс- Культура речи - одно из условий культуры общения

    9 класс- Деловое общение


    Учебно- тематический план курса «Общение- путь к согласию»

    (7 класс)

    Содержание

    Формы работы

    часы

    Раздел 1. Общение (16 ч.)

    1.1.

    Волшебница Речь

    Вводная лекция

    1

    1.2.

    Секреты Волшебницы Речи.  

    Презентация.Практикум

    3

    1.3.

    Говорить и слушать.

    Деловая игра

    1

    1.4.

    Говори и показывай. Слушай и смотри.

    Экскурсия. Практикум

    2

    1.5.

    Знакомые незнакомцы

    Сообщения учащихся

    2

    1.6.

    Магия личности

    Практикум

    2

    1.7.

    Самопрезентация

    Сообщения учащихся

    2

    1.8.

    Говори один, говори со мной

    Деловая игра

    1

    1.9.

    Ты и твой собеседник

    Практикум

    2

    Раздел 2. Истина в споре (10 ч.)

    2.1.

    Могу поспорить

    Беседа

    2

    2.2.

    Поиск истины. Хитрости дискуссии

    Лекция учителя

    2

    2.3.

    Четырнадцать правил убеждения

    Практикум. Диспут

    2

    2.4.

    Искусство в споре побеждать.

    Практикум. Дискуссия

    2

    2.5.

    Вопрос, конечно, интересный…?

    Развивающие упражнения

    1

    2.6.

    Дебаты

    Практикум

    1

    Раздел 3. Конфликт (8 ч.)

    3.1.

    Общение в конфликте

    Теоретический семинар

    1

    3.2.

    Критикуем

    Практикум

    1

    3.3.

    «Давайте говорить друг другу комплименты…»

    Практикум

    2

    3.4.

    Искусство мириться…

    Эвристическая игра

    1

    3.5.

    Переговоры.

    Ролевая игра

    2

    Комплексная контрольная работа (1 ч.)

    Содержание

    Общение (16 ч.)

       Слово как основа общения. Качества речи. Критерии эффективной речи. Устное и письменное общение. Вербальная и невербальная коммуникация. Культура речи как средство произведения впечатления или самопрезентации. Речевое развитие и общение. Речь как средство коммуникации. Влияние личностных качеств на общение. Поведение в диалоге. Основные принципы построения монологической речи.

    Истина в споре (10 ч.)

       Функции «Я». Сила и слабость «Я». Проблема социальной зрелости личности. От  «Я»   к «МЫ»- правила межличностных коммуникаций. Жизненно важные привычки. Законы и правила общения и отношений. Дискутирование как определенный этап в налаживании отношений. Искусство требования. Соотношение порицания и поощрения в межличностном общении. Проблемы самоопределения личностного роста. Суть переговорного процесса.

    Конфликт  (8 ч.)

       Природа конфликта. Эскалация соперничества. Общение в конфликтной ситуации. Преодоление конфликта посредством общения. Способы разрешения конфликта. Совместное решение проблемы. Препятствия для решения проблемы. Выгоды сотрудничества. Обсуждение, критика. Суть комплимента, составляющие комплимента. Неагрессивное речевое поведение. Психологический аспект в решении конфликтной ситуации.


    Учебно- тематический план курса «Культура речи- одно из условий культуры общения»

    (8 класс)

    Содержание

    Формы работы

    часы

    Раздел 1. Культура общения в жизни общества (6 ч.)

    1.1.

    Что значит быть культурным человеком?

    Дискуссия

    2

    1.2.

    Наблюдаем за культурой общения

    Ролевая игра

    2

    1.3.

    Какая речь может быть названа хорошей?

    Обсуждение спектакля

    2

    Раздел 2. Информативность речи (6 ч.)

    2.1.

    Много ли ты знаешь?

    Тестирование

    1

    2.2.

    Различение разных видов информации.

    Сбор материала

    2

    2.3.

    Информативные источники.

    Работа с газетами

    1

    2.4.

    Роль СМИ в создании особого информативного поля.  

    Пресс-конференция

    2

    Раздел 3. Построение речевого высказывания (5 ч.)

    3.1.

    Докажи

    Семинарское занятие

    2

    3.2.

    Ссылка на …

    Ролевая игра

    2

    3.4.

    Точные и неточные объяснения

    Практикум

    1

    Раздел 4. Правильность речи (9 ч.)

    4.1.

    Учись произносить правильно

    Практикум

    2

    4.2.

    Такие разные слова…

    Семинар

    2

    4.3.

    Создатели новых слов

    Практикум

    1

    4.4.

    Части, но речи ли …?

    Создание справочник

    2

    4.5.

    Фундамент речи

    Практикум

    2

    Раздел 3. Богатство и образность речи (6 ч.)

    5.1.

    Общее представление тропов.

    Лекция учителя

    2

    5.2.

    Стилистические фигуры.

    Лекция учителя

    2

    5.3.

    Многообразие использования языковых средств.  

    Практикум

    2

    Конференция «Эмоциональность и выразительность речи» (2 ч.)

    Содержание

    Культура общения в жизни общества (6 ч.)

       Значение культуры речи в жизни общества. Культура речи и культура общения. Критерии хорошей речи: информационная насыщенность, логичность, точность, ясность, простота, правильность, образность.

    Информация (6 ч.)

       Роль информации в жизни человека. Различение разных видов информации. Информативные источники. Роль СМИ в создании особого информативного поля.  

    Построение речевого высказывания (5 ч.)

       Типы речи. Логичность как основной компонент рассуждения. Прозрачность речевого высказывания. Аргументация.  Простота и витиеватость высказывания.

    Правильность речи (9 ч.)

          Богатство языковых средств как основа хорошей речи. Основные ошибки и недочеты при использовании языковых средств языка. Трудности произношения. Орфоэпия и акцентология. Лексические средства языка. Многообразие значений слова. Смысловые ряды русского языка. Использование в речи социально ограниченной лексики. Речевые ошибки.      Разнообразие способов словообразования. Ошибки в словообразовании, способы их устранения. Морфологические средства языка. Правильное употребление частей речи. Многообразие синтаксических конструкций. Речевые и грамматические ошибки, их различение.

     Образность  речи (6 ч.)

        Общее представление тропов. Стилистические фигуры. Многообразие возможностей использования языковых средств.  


    Учебно- тематический план курса«Деловой этикет»

    (9 класс)

    Содержание

    Формы работы

    часы

    Раздел 1. Из истории делового этикета (10 ч.)

    1.1.

    Что такое этикет?

    Ролевая игра

    1

    1.2.

    Каким бывает этикет?

    Лекция

    1

    1.3.

    Из истории этикета

    Сообщения

    1

    1.4.

    Придворный этикет

    Подготовка презентации

    2

    1.5.

    Дипломатический этикет

    Подготовка презентации

    2

    1.6.

    Воинский этикет

    Подготовка презентации

    1

    1.7.

    Деловой повседневный этикет.

    Встречи

    2

    Раздел 2. Правила общения (8 ч.)

    2.1.

    Умейте сказать «здравствуйте»

    Ролевая игра

    2

    2.2.

    Извините, девушка, пожалуйста

    Исследование речевых ситуаций

    2

    2.3.

    Позвони мне, позвони…

    Разбор речевых ситуаций

    2

    2.4.

    Волшебные слова

    Практикум

    2

    Раздел 3. Деловой этикет (14 ч.)

    3.1.

    Канцелярия. Вы секретарь- референт.

    Семинар

    Практикум

    5

    3.2.

    Как вести переговоры.

    Лекция. Ролевая игра

    3

    3.3.

    Вы руководитель

    Практикум

    2

    3.4.

    Речи длинные, пустые?

    Практикум

    2

    3.5.

    Мой друг- компьютер

    Семинар

    1

    3.6.

    Юмор в деловом общении

    Практикум

    1

    Семинар «Деловой этикет» (2 ч.)

    Содержание

    Из истории делового этикета (10 ч.)

       Понятие этикета. Основные направления этикета. Исторические корни делового общения. Дипломатический, придворный, воинский, деловой повседневный этикеты.

    Правила общения (8 ч.)

       Приветствие. Основные требования к приветствию. Обращение. Формы высказываний.  Современные изменения в этикете обращения. Толерантность в обращении. Принесение извинения в деловом общении. Разговор по телефону. Основные тенденции в изменении курса современного делового общения. Беседа.

    Деловой этикет (14 ч.)

       Деловые бумаги. Основные требования. Стандарты и творческий подход. Использование канцеляризмов, деловых штампов. Использование ИКТ в деловом письме.

       Этика и психология деловых переговоров и бесед. Деловое партнерство. Истоки сотрудничества. Основные критерии переговорного процесса. Ведение деловой беседы в непосредственном общении и в Интернете. Формы ведения бесед и переговоров.

       Деловое совещание. Подготовка и проведение. Основные требования к ведущему совещание. Обстановка, атмосфера. Строгость стиля. Требования к ведению. Регламент. Протокол.

       Этикет в компьютерных сетях. ИКТ на службе. Деловое использование технических средств.

       Юмор в деловом общении. Образность речи.


    Тема: Волшебница Речь.

    Цель: представление слова как основы общения

    Ход занятия:

    1. Вводная беседа с просмотром компьютерной презентации

    - Наш курс называется «Успешная коммуникация».

    Как вы понимаете его название?

    Чем мы будем заниматься?

    - Мы будем говорить о технике речи, качествах речи, критериях эффективной речи и многом другом. Мы будем отрабатывать умение убеждать, спорить, правильно произносить слова и т.д.

    - «Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают»,- В.О. Ключевский

    Как вы понимаете смысл сказанного?

    - Чтобы понять это, нужно выяснить значение слов говорить и разговаривать.

    Как вы понимаете их значение?

    1. Групповая исследовательская работа

    Задание:

    1. Заполните таблицу
    2. Выяснить разницу между этими словами

    Говорить

    Разговаривать

    1. владеть устной речью
    2. выражать в устной речи мысли, сообщать факты; произносить что-либо
    3. вести беседу, разговаривать
    4. свидетельствовать о чем-либо, указывать, быть доводом в пользу чего-либо
    1. вести разговор, беседовать
    2. разг. поддерживать отношения, общаться

    1. Лингвистический эксперимент «Что такое искусство говорения?»

    Задание:

    1. Проанализируйте характеристику владения речью Евгением Онегиным в отрывке «Онегин был по мненью многих…»
    2. Обратите внимание на выделенные слова
    3. Ответьте на вопрос: Как они характеризуют героя?

    1. Выполнение теста

          1)Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли ее ожидание из колеи?

           2)Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет невмоготу?

           3)Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом,

    сообщением, информацией на каком-либо  собрании или тому подобном мероприятии?

    4) Вам предлагают поехать в поездку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы     максимум    усилий, чтобы избежать этой поездки?

    Любите ли вы делиться переживаниями с кем-либо?

    Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к

    вам с просьбой (показать   дорогу, назвать время ответить еще на какой-то вопрос)?

    7) Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей»,         что людям разных поколений    трудно понимать     друг друга?

    8) Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл         вам вернуть 10 рублей, которые     занял месяц назад?

    9) В столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо – промолчите ли   вы, лишь    рассерженно отодвинув тарелку?        

    10) Оказавшись один на один с незнакомым человеком, всту пите вы с ним в беседу?

    11) Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине,

    библиотеке, кассе кинотеатра)? Предпочте те ли вы скорее отказаться от своего

    намерения что-либо приоб рести, нежели стать в хвост и томиться в ожидании?

    12) Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

    13) У вас собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений

    литературы, искусства, и никаких «чу жих» мнений на этот счет вы не приемлете?

    14) Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно оши бочной точки зрения по

    хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

    15) Вызывает ли  у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в той или иной учебной теме?

    16) Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде,

    чем в устной форме?

    О ц е н к а  о т в е т о в:

    за каждое

    да - 2 очка,

    иногда - 1 очко,

    нет- 0        

    Суммируйте свои очки.

    1. Обобщение

    Узелки на память

    1. !!! На доброе слово не надо скупиться,
    2. Сказать это слово-
    3. Что дать напиться.
    4. Со словом обидным нельзя торопиться,
    5. Чтоб завтра себя самого не стыдиться. (Н. Рыленков)
    6. !!! Мудрость, а еще более- красноречие, основывают города, гасят войны, заключают длительные союзы и завязывают священную дружбу между народами. (Цицерон)
    7. !!! Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. (В. Сухомлинский)


    Интегрированный урок 

    Представлен на Региональном конкурсе учителей истории и литературы «Урок по теме история политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

    Удостоен Диплома I степени

    Тема: «Доколь нести нам этот крест» (по рассказу В. Тендрякова «Хлеб для собаки»)

    Цели:

    1. Сопоставление картины трагедии крестьянства через анализ рассказа Тендрякова как художественного свидетельства эпохи;
    2. Развитие навыков сопоставления разных точек зрения на эпоху коллективизации;
    3. Воспитание личностного подхода к поднятой проблеме;

    Форма урока: Практикум по защите проектов

    Методы:

    1. Проблемное изложение материала
    2. Исследование

    Технология: Метод проектов

    Этап ориентирования

    1. Фаза коллективного обсуждения (выбор темы исследования: коллективизация, т.к. эта тема изучается на уроках истории)
    2. Фаза создания групп общения (разделение по интересующим темам: теоретический исторический материал, использование ИКТ, литературный материал)
    3. Фаза личного опыта

    Этап реализации проекта

    1. Обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации
    2. Самостоятельная работа учащихся над задачами
    3. Промежуточное обсуждение достигнутых результатов 

    Этап презентации результатов проекта

    1. Подготовка публичной защиты
    2. Публичная защита

    Место урока в системе уроков

       В День Памяти жертв политических репрессий был проведен классный час о политических репрессиях в нашей стране. Тема заинтересовала учащихся, и они предложили продолжить исследование.

       Мы посетили памятники, находящиеся на территории нашего города, посмотрели диск «Память о бесправии», посмотрели и обсудили кинофильм «Верный Руслан»

       Выбор темы урока обусловлен интересом учащихся к эпохе коллективизации, изучаемой ими на уроках истории.

       Выбор произведения поначалу вызвал затруднение, но соответствие возрасту, интерес к произведению, необычность повествования- определили наш выбор.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по учебному курсу Разговор о правильном питании 2 класс

    Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации....

    ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

    В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...

    Программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»

    Программа «Разговор о правильном питании» составлена на основе учебно – методического комплекта программы «Разговор о правильном питании», авторы  М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева, Москв...

    Программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"

    Программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"...

    Дополнительная программа для учащихся начальных классов "Азбука здорового питания"

    За последние годы жизнь очень изменилась. А дети по-прежнему мечтают о радостной школе, а мы мечтаем, чтобы дети были, прежде всего, здоровы.Одной из главных задач воспитания мы считаем  сохранен...