духовно-нравственное развитие
статья (2 класс) по теме

  Воспитание духовно – нравственных качеств начинается с воспитания любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, родным традициям, родной речи. Но как воспитать эти чувства: любовь, нравственность, гражданственность, духовность, человечность? Воспитать так, чтобы человек, живя в мире, помнил о мире как огромном единстве, ощущая свое место в этом мире. Поэтому сейчас предназначение школы, учителя, семьи состоит в том, чтобы воспитать ребенка, способного понять боль другого, способного оказать помощь в беде, чтобы он был здоровым и душой и телом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_duh-nrav_razvitiya.docx607.82 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ  ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Воспитание играет огромную роль в жизни любого общества. Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность.   Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность людей серьезным испытаниям на прочность. Социально – экономические преобразования последних десятилетий, экологические потрясения, духовно – нравственная пустота общества, отчуждение народа от своих национальных традиций, расширение средств массовой коммуникации, телевизионные каналы, переполненные агрессивной рекламой, боевиками породили ряд социальных конфликтов, которые являются сейчас болью нашего общества – разгул преступности, алкоголизм, рост наркомании. Молодежь обвиняют сейчас в бездуховности, безнравственности, безверии, озлобленности. Все это существенно подрывает статус молодежи как социального, интеллектуального и духовного ресурса развития страны в 21 веке и вынуждает обратиться к гуманистическим возможностям традиционной культуры.

   Именно поэтому сегодня наиболее важной задачей общества является необходимость поиска эффективных способов решения проблем духовно – нравственного воспитания молодежи, возрождения нравственных идеалов и духовности. Актуальность проблем духовно – нравственного воспитания молодежи побуждают к пересмотру многих идейно – нравственных ценностей и освоения новых духовных ориентиров. Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно лишь знаний, даваемых обычным образованием. Нравственные импульсы нельзя правильно усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. И если сейчас не обращать внимания на состояние души, на духовно – нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы не сможем получить никакого положительного результата в воспитании детей.

   По результатам проведенных опросов у школьников младших классов на первый план выходят «продовольственно – вещевые» ценности, вытесняя при этом основные духовные  человеческие ценности на последнее место. Ценностное отношение к родному краю, Родине выражают всего 3% детей, причем, имелись и негативные суждения о своей стране («Хочу жить в Америке, Германии и пр.»)

   Воспитание духовно – нравственных качеств начинается с воспитания любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, родным традициям, родной речи. Но как воспитать эти чувства: любовь, нравственность, гражданственность, духовность, человечность? Воспитать так, чтобы человек, живя в мире, помнил о мире как огромном единстве, ощущая свое место в этом мире. Поэтому сейчас предназначение школы, учителя, семьи состоит в том, чтобы воспитать ребенка, способного понять боль другого, способного оказать помощь в беде, чтобы он был здоровым и душой и телом.

   В нашей школе духовно – нравственное воспитание осуществляется в урочной, внеурочной, внешкольной деятельности. Особая роль отводится учебным предметам, при изучении которых приобретается система знаний, формируется мировоззрение ребенка, вырабатываются навыки культуры, речи, норм поведения.   Проводятся  беседы на этические темы, обсуждение положительных и отрицательных поступков на примере конкретных людей. Огромную воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых. Иногда  жизнь дает нам не только положительные, но и отрицательные примеры, на которые тоже стоит обращать внимание. Необходимо анализировать последствия таких неправильных поступков, извлекать правильные выводы. Впору и к месту приведенный нехороший пример помогает удержать ребенка от неверного поступка, сформировать понятие о безнравственном. Внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. В результате совместной деятельности детей происходит формирование гуманных взаимоотношений детей друг с другом, ребенок усваивает социально – исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о собственных возможностях и способностях, формируется его сознание, чувства, убеждения.

   Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому необходимо слаженное внешнее воздействие всей образовательной среды, преподавателей, родителей, священнослужителей.

    Говоря о духовно – нравственном воспитании сегодня, мы с теплотой воспринимаем возможность открыто, не таясь, говорить о роли религии в духовном становлении каждого человека.

   В соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» (ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст.9 «Образовательные программы») разработана «Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников». В рамках этой «Концепции» в нашей школе прошел семинар по проблемам духовно – нравственного воспитания молодежи. Организатором этого семинара выступил о.Сергий, настоятель храма в с. Левинка. Он сам имеет ребенка и поэтому прекрасно понимает проблемы духовно – нравственного воспитания нынешнего поколения.

   В ходе семинара было сказано, что « Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живет историческая память, где находятся те корни, которые дают нам, ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в сердцевину обычной жизни ощущение ее цельности и полноты, миропонимания и особого «лада» внутреннего мира людей старшего поколения.» о.Сергий предложил организовать экскурсию в храм для учеников младших классов.

   27 мая учащиеся 2 «А»  и 3 «Б» класса посетили храм с. Левинка. На ступеньках храма ребят встретил о.Сергий, который сначала рассказал, как нужно вести себя в храме, зачем люди ходят в церковь, потом пригласил всех пройти в храм. Шумевшие до этого школьники притихли, столпились вокруг батюшки, с интересом разглядывали иконы, слушали его рассказ, отвечали на вопросы и задавали их сами. Священнослужитель рассказал ребятам о некоторых свойствах Божиих – его невидимости и духовности, везде присутствия и всеведения, что хотя мы и не видим его своими глазами, но он всегда близ нас, всегда с нами, слышит наши слова и принимает наши молитвы, что Бог любит добро и наказывает зло, в доступной для понимания детей форме поведал о десяти заповедях Божиих ( не лениться, делать добро другим; любить и почитать родителей, старших по возрасту; не вредить здоровью и жизни ближних (не драться); не быть бесстыдным, не сквернословить, не оскорблять ближних ни словом, ни делом; не присваивать чужого; не говорить неправды, не осуждать других; не завидовать чужому счастью и успеху, быть довольным тем, что имеешь и стремиться к лучшему; не придумывать себе кумиров, а стремиться самому достичь успеха в жизни). Рассказал, что у каждого человека свое предназначение в жизни. Каждый человек рожден для добрых дел. А добро требует усилий. И если эти дела приносят душевное удовлетворение, благодарность от людей, значит, то, что мы делаем – мы делаем не зря.

   Беседа была очень содержательной и долгой, ребятами было задано много вопросов (о сотворении мира, о жизни Адама и Евы в Раю, об ангелах – хранителях, о душе человека, что происходит с ней, когда умирает тело, о значении молитвы и др.).

   В заключении беседы о.Сергий порекомендовал записывать все возникающие у ребят и интересующие их вопросы в области религии . На основании этих вопросов и будет строится дальнейшее сотрудничество светского и религиозного воспитания в плане духовно – нравственного развития школьников.

   

Но одно дети усвоили четко: каким бы видом деятельности ты не занимался, главное – приносить людям радость и пользу, не вредить другим. А когда слышишь такие слова из уст ребенка – надежда на будущее не умирает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации  Программы «Воспитательной компоненты»...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...

Программа внеурочной деятельности "Академия добра". Духовно - нравственное направление развития личности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширить и обогатить содержание предметной области  «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного комп...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ. СТАТЬЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ....