Воспитательная работа в школе
статья по теме

Скрылёва Ирина Александровна

«Отделять учение или науку от воспитания – пагубный предрассудок, в который ныне впадают многие, особенно люди, мечтающие приготовить посредством школы гражданина и совершить это посредством науки. Само учение – какими бы ни были программы – не достигает своей цели, если в нем умственное образование не сливается с нравственным» (Победоносцев К.Н.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

Введение.

  1. Воспитательная работа в школе.
  1. Цели воспитательной работы в школе.
  2. Гуманистический смысл воспитания

1.2.1. Общечеловеческие ценности и деидеологизация  процесса воспитания.

1.2.2. Воспитание любви к Родине.

  1. Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе.
  2. Проблемы воспитания.
  1. Народная культура и традиции художественного воспитания в духовном становлении личности.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, если оно осознает свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в  трудный период самоопределения. В конкуренции с жизнью школа всегда проигрывает. Снимать глобальные противоречия социального характера не её задача. Ей предназначено подготовить (по возможности) человека к выживанию в нестабильном нашем обществе, выработать  защитные механизмы, научить самостоятельно решать противоречия жизни  в своих интересах. Именно для этого школа призвана выступать альтернативой «плохой жизни», злу, распространенному в обществе. Она несет вечное доброе, идеальное растущему человеку – как материал для личного выбора, но сама за этот выбор не ответственна. Она ответственна за знание, понимание, переживание детьми гуманного в человеческих отношениях и гражданского в более широком общественном поведении, а также за разъяснение возможных последствий, которые ждут человека при иных выборах.

В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Эти идеалы были сформулированы в  так называемом «Моральном кодексе строителя коммунизма». Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского общества в последние годы вызвали определенные затруднения в  идейной и ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили свою привлекательность, новые ориентации не сложились. Изменения социальных условий в конце 80-х начале 90-х годов, привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организации). В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. Программа воспитания (Петербургская концепция) предложила иной взгляд на воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл данных мероприятий. Воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии. Воспитательная работа как совокупность усилий педагога, осознанно предпринимаемых для решения конкретных задач созидания Человека.

«Отделять учение или науку от воспитания – пагубный предрассудок, в который ныне впадают многие, особенно люди, мечтающие приготовить посредством школы гражданина и совершить это посредством науки. Само учение – какими бы ни были программы – не достигает своей цели, если в нем умственное образование не сливается с нравственным»[1]1

  1. Воспитательная работа в школе.

В современной педагогике существует ряд идей, которыми можно руководствоваться в  организации воспитательной работы:

  • воспитание – это органическая часть целого, т. е. «образования личности», оно осуществляется и под влиянием внешних факторов социализации, и внутренних процессов саморазвития личности (индивидуализации);
  • процесс воспитания – это взаимодействие (сотрудничество взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса;
  • «реализм  целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности; базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания;
  • идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающей для гуманистической ориентации педагога;
  • участие детей во внеурочной воспитательной работе школы должно быть добровольным делом каждого и быть органическим звеном целостного  образовательного процесса;
  • коллективная творческая деятельность («коммунарская идея») – это совокупность задач, методов, технологий, обеспечивающих создание развивающей гуманистической  самоуправляющейся общности детей и взрослых.

Означенные идеи сыграли определенную роль в формировании демократического сознания  педагогических коллективов, частично вошли в  Закон РФ  «Об образовании» в виде таких постулатов: воспитание как часть образования, самоопределение личности как цель образования, добровольность участия детей во внеурочной деятельности и свобода выбора занятий.

Движение школ по пути реформы  со всей очевидностью обнаружило реалистичность, возможность осуществления воспитательного идеала, который можно обозначит так: «Свобода и саморазвитие личности!»[2]1

1.1. Цели воспитательной работы в школе.

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает  определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения  этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которое провозглашает то или иное сообщество.

В мировой  педагогической теории и практике давно уже сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание подрастающего поколения – это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на  постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания  должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.[3]2

1.2. Гуманистический смысл воспитания.

Педагогами предложены следующие шаги в освоении гуманистического смысла воспитания:

1) Формирование теоретико-методологической и технологической готовности педагогов к работе в системе гуманистических отношений, постепенный отказ от стереотипов профессиональной деятельности.  

2) Развитие и анализ педагогических целей учебно-воспитательных учреждений, их «очеловечивание», гуманизация, переориентация на совершенствование личностных качеств и межличностных отношений.

3) Выработка каждым учреждением своей концепции воспитания с учетом потребностей, интересов, пожеланий, учеников, и их родителей. Экспертная оценка замыслов и хода проводимой опытно - экспериментальной работы с позиции  воспитательных целей.

4)  Творческое освоение современных направлений, форм, технологий воспитания, обращение к опыту прошлых лет, сохранившему интересные, продуктивные варианты организации воспитательной работы.

Термин «гуманизм» очень многозначен, поскольку на протяжении истории его содержание менялось. Гуманизм (от лат. Humanus – человечный, человеческий - прежде всего означает человечность человека; любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и её достоинству. В конечном счете понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе всего вышеизложенного можно дать такую обобщающую характеристику гуманизма: гуманизм – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

При такой трактовке гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок получает значение общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель  общественного развития, в процессе  которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. При этом в современной трактовке гуманизма акцент делается на  целостное, универсальное становление личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие её интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире.. Следовательно, мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия  всех заложенных в ней природных задатков, её способности к  свободе, ответственности и творчеству.

1.2.1. Общечеловеческие ценности и деидеологизация процесса воспитания

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. В понятие «общечеловеческие ценности» в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности — это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), а как то, что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому подход к воспитательному процессу с позиций общечеловеческих ценностей означает его деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно-нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного богатства, накопленного в истории человечества.

Во-вторых, общечеловеческие ценности — это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности. Выражаясь философским языком, можно сказать, что это трансцендентные (запредельные) ценности, то есть ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воплощения Добра, Истины, Справедливости, Красоты и [ т. д. Для неверующих людей, секулярного сознания за общечеловеческими ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и устремлений. Они являются плодом «общественного договора», всеобщего согласия и т. д.

При разных подходах к источнику и гаранту общечеловеческих ценностей верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности не являются выдумкой каких-то конкретных людей, отражением и выражением социальных интересов каких-либо социальных общностей. Они носят постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому общечеловеческие ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей. Выражая опыт всего человечества эти ценности сформулированы в различных религиозно-нравственных системах в виде заповедей: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не сотвори себе кумира» и т. д. Воспитание молодежи в духе этих ценностных ориентации во все века и у всех народов считалось непременным условием ее социализации. На эти нравственные установки ориентировались не только верующие, но и неверующие люди. Упомянутый выше «Моральный кодекс строителя коммунизма» представлял собой ни что иное, как переложение на язык современного советского, человека тех же самых гуманистических ценностей, к которым, однако, добавлялись еще определенными идеологическими установками типа «любовь к социалистической Родине», «борьба за победу коммунизма» и т. д.

1.2.2. Воспитание любви к Родине.

Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не следует трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти ценности выражены особым образом. Это выражение зависит от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа  цивилизации. Поэтому общечеловеческое всегда реализуется через конкретно-человеческое. А каждый конкретный человек является гражданином конкретного государства, принадлежит к определенной народности, нации. И общечеловеческое начало реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны. Но гуманизм отвергает национализм как идеологию, выдвигающую приоритет частных ценностей и противостоящую общечеловеческому началу.

И еще одна важная установка содержания воспитательного процесса, вытекающая из принципов гуманизма. Гуманизм, как следует из вышесказанного, рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности. Но в таком случае закономерно встает вопрос: не означает ли гуманизм поощрение индивидуализма. По всей видимости, нет. Напротив, гуманизм в силу того, что отдает приоритет общечеловеческому началу, противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним, служение им. Не случайно под термином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего народа это нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. Не случайно в русской философии идея соборности является одной из ведущих идей русского национального самосознания. Таким образом содержание воспитательного процесса должно, ориентируясь на общечеловеческие ценности, не отбрасывать все то лучшее, что имеется в опыте каждой страны, каждого народа, а напротив всемерно актуализировать и развивать этот опыт.

 В этих условиях путь к новой модели воспитания, к перестройке позиции педагога лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функций и  роли учителя воспитателя. Современная наука предлагает педагогу комплексный взгляд на человека, его роль в масштабе социума и вселенной в целом.

Философские идеи о безграничности личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в общественный контекст значительно расширяют и углубляют педагогическое понимание природы ребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в деятельности учителя, смысл которого все яснее видится как Созидание Человека.

В воспитательной сфере составление программ, алгоритмов имеет специфический оттенок, поскольку жесткая регламентированность, управленческий подход противоречат индивидуальному, " шуточному " характеру воспитательной работы, труда воспитания, направленного на развитие уникальности, неповторимости каждого ребенка.

1.3. Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе.

Каждый человек - есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.

Человек это: 1) индивид, 2) личность, 3) субъект, 4) индивидуальность, 5) уникум.

 Учитель и педагог Сухомлинский В. А. посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым, уникальным миром.

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности.

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Из этой цели возникают следующие задачи:

1) Выявление сущности личности.

2) Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности.

  1. Познать законы формирования личности.
  2. Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека  «внутрь себя», к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы : кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?  Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.

В статье «Всех начал начало», народный учитель Галина Данилова пишет: «В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать  человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд».

К. Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. «Мы уверены, - писал он, - что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил ; физических, умственных и нравственных.

 Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развития человека.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человек вечный познаватель нового. В старшем возрасте этот процесс скорее самопознание мира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковом возрасте. Подростковый период - это один из сложнейших этапов жизни человека.

 В наше время играет большую роль такая наука как валеология.

валео – здравствовать, логос - учение.

Эта наука тесно связана с педагогикой, психологией, медициной. Валеологи устанавливают перед собой множество педагогических проблем и методы их устранения.

Большое внимание можно уделить проблеме экологии. Внедрение в воспитание этого раздела  убеждает воспитанника в нужности этой проблемы.

Наряду с этим, много внимания уделяют педагоги  развитию гуманных, нравственных и эстетических чувств человека.

Л. С. Володский говорил:

«... Акт искусства есть творческий акт и не может быть воссоздан путем чисто сознательных операций, но если самое важное в искусстве сводится к бессознательному и к творческому -  значит ли  это, что всякие сознательные моменты и силы вовсе из него устранены?»

Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и появлению.

В соответствии с современными представлениями об эстетическом воспитании как обеспечивающем в  конечном счете участие человека в социально-культурных процессах искусства, воздействие на все компоненты личности, особым образом связывая его с миром.

В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду очень быстрых научно - технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежь самостоятельно  действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей. Такая постановка вопроса предлагает относиться к молодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как к субъекту социального действия, что, в свою очередь, требует разработки принципиально иного типа социальной молодежной политики. В педагогике это будет, вероятно, курс на сотрудничество, в психологии - требование понимания. Соответственно в ходе создания концепций, обязательно нужно учитывать субъективные " свойства " молодых людей.

1.4. Проблемы воспитания.

Большой проблемой сегодняшнего дня является недостаточность воспитания нового поколения именно в эстетически - нравственном направлении. Несмотря на то, что обучению в наше время уделено много внимания появляются специализированные школы, детские сады, гимназии, колледжи и прочее.

Многие педагоги забыли, что целью является   воспитание не физика, а человека. Обучение не есть ценность, а есть средство.

Огромную проблему представляет вопрос о здоровье будущего поколения, о перегруженности ученика, начиная с начальной школы. Очень часто школьная программа не предусматривает физиологические особенности человека.

Например, в целях пятидневной рабочей недели прибавляются часы уроков; ребенок, переходящий из 3-го в 5-ый класс получает большую нагрузку. Физическому состоянию будущего поколения  тоже уделяется не много внимания, хотя во многих дошкольных учреждениях эта система не нарушена, а вот в подростковом периоде процент заболеваемости увеличивается. Обучение предусматривает воспитать человека как труженика не только физического, но и умственного труда.

Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат.

 2. Народная культура и традиционное художественное воспитание в духовном становлении личности.

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.

Выделение в качестве первоочередной задачи восстановления механизмов преемственности в воспитании культуры заметно повышает роль традиций народного художественного творчества и как методологической основы, и как содержательной базы реализации разрабатываемых программ художественного воспитания подрастающего поколения. При этом важно подчеркнуть, что традиции местных национальных, этнических культур являются определяющими.

Специфика осуществления связи поколений в плане преемственности народной культуры заключается в воспитании культурной средой, через глубокое «погружение» в культурные отношения, наработанные и закрепленные многовековой историей общественного развития. Атмосфера многообразных культурных традиций всегда окружала человека с первых дней жизни и завершала весь его жизненный цикл. При этом народная культура выступала как синкретичная, соединяющая в единое целое всю совокупность материально-духовных связей человека с окружающим миром и неразрывно слитая со всеми сторонами его духовной и предметно-практической деятельности. В этих условиях воздействие на различные сферы сознания формирующейся личности происходило естественным путем, без диктата и навязывания, осуществлялось самой жизнью.

По мере развития эмоционально-чувственного восприятия мира ребенок познавал все более широкие грани народного искусства, приобретал необходимые знания, умения и навыки творческого самовыражения. Ко времени осознанного отношения к действительности его память была заполнена разнообразными художественными впечатлениями, образами, представлениями. Подобное воспитание давало не только разностороннюю комплексную ориентацию  в культурной сфере, но и открывало простор для проявления индивидуальных интересов, склонностей, способностей. Так постепенно в сознании человека складывался культурный иммунитет, основанный на традициях определенной культуры (этнической, национальной, классовой) и органично соответствующий определенной фазе исторического и социально-экономического развития общества.

Не менее важен и содержательный пласт народной культуры, опирающийся на многовековые традиции практического преобразования окружающей действительности, развития духовной культуры и языка конкретного народа с его национальной и этнической спецификой и самобытностью. Понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей – наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.

Синкретизм народной культуры также предполагает взаимодействие всего спектра чувств и эмоций человека в неразрывной связи с его конкретной предметно-практической и духовной деятельностью. Наблюдение обрядов и праздничных действий в народной культуре позволяет достаточно объективно проследить эту взаимосвязь. Ни один из жанров народного художественного творчества, включая декоративно-прикладное, не выступает в качестве самостоятельного, изолированного и завершенного, а составляет органичную часть единого целостного явления, действа, обряда. При этом в качестве направленных факторов эмоционально-чувственного воздействия на человека выступают не только духовные элементы художественного творчества, но и весь составляющий его комплекс, включающий среди прочего, и предметно-материальные атрибуты культуры (оформление, одежду, утварь, национальную кухню и т.д.). Комплексная организация народной культуры предусматривает свободное вхождение и самовыражение любого участника какого-либо обряда или действия, раскрепощение его творческого потенциала согласно личным интересам и способностям.

Одним из реальных путей осуществления массового художественного воcпитания детей является возрождение механизмов преемственности народной культуры. На ранних этапах развития ребенка, связанных с эмоционально-чувственным познанием мира, главное место необходимо отвести традициям художественного синкретизма. Неоценимую помощь в его внедрении могли бы оказать местные фольклорные коллективы: базой же его действия могут стать детские сады и младшие классы общеобразовательных школ. Культурно-эстетическое развитие и художественное воспитание дошкольников и младших школьников по возможности должны включать всю полноту психологических связей с окружающим миром, мобилизующих все органы чувств ребенка. На более поздних этапах жизни система детского художественного воспитания может базироваться на интегративных связях искусств, направленных на создание качественно нового уровня духовной культуры, не сводимой к простой сумме отдельных его видов. Объединяющим же началом в художественном воспитании различных возрастных групп подрастающего поколения должна стать, как и в народной культуре, художественно-творческая деятельность, реализующая интересы и способности каждого её участника.

Поэтому  деятельностные  формы постижения основ народной культуры следует внедрять не только в работе школ. Важно, чтобы с их помощью был образован фундаментальный пласт содержания обучения в специализированных школах – музыкальных, художественных, школах искусств. Здесь необходимо отказаться от односторонней ориентации на унифицированное изучение только академического искусства – активизировать поиск путей приобщения учащихся к народной художественной культуре с учетом, разумеется её местных, национально-этнических особенностей.[4]1

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи – весь комплекс духовных ценностей.

4.3. Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического  и патриотического воспитания школьников

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Занятия по  декоративно-прикладному искусству преследуют следующие конкретные цели и задачи:

Изучить:

  • все виды резьбы по дереву (геометрическая, контурная, плоскорельефная, прорезная, накладная и карнизная);
  • основы плетения из ивового прута, камыша, соломки, бересты;
  • технику прорезной бересты;
  • изготовление предметов быта из бересты;
  • традиционное лоскутное шитье;
  • плетение и ручное ткачество поясов и опоясков;
  • особенности народной вышивки;
  • символику и обереговое значение вышивки.

Освоить:

  • приемы и технику выполнения русских узоров;
  • технику плетения бисером ;
  • технику изготовления игрушек из соломки.

Приобрести :

  • навыки и мастерство в изготовлении народной игрушки (дымковской, филимоновской, тульской);
  • умения росписи по дереву (городецкая, полков-майданская, гжель);

Общими задачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются:

  • приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;
  • развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение её духовного мира;
  • формирование представлений о красоте и гармонии;
  • воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению;
  • воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;
  • формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества;
  • сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа;
  • воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций.

Можно выделить этапы эстетического познания  учащимися народного искусства. С методической точки зрения важно, чтобы все эти этапы нашли свое отражение в учебно-воспитательной работе на уроке.

Первый этап.  Эмоциональное восприятие учащимися произведения народного искусства.

Второй этап. Познание учащимися художественных качеств предметов народного творчества.

Третий этап Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и научной ценности произведения народного творчества.

Четвертый этап. Углубление представлений учащихся о художественном образе.

Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного искусства.

Первый и второй этапы эстетического освоения учащимися народного искусства протекают в момент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайде. Эстетический эффект воздействия художественной вещи можно усилить, привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователи народного творчества неоднократно указывали на общность художественных образов в песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа. Так  В.М. Василенко пишет: «Общий приподнятый и несколько  торжественный характер крестьянского изобразительного искусства, говорящий о потребности в украшении, о некоторой своеобразной идеализации отдельных событий, предметов, может быть сопоставлен с такой же возвышенной трактовкой многих образов в фольклоре – в сказках, былинах, легендах, где герои их зовутся царями, царевичами, королевичами, со свадебными песнями, где выступают «бояре», «боярышни», «купцы», а жених с невестой величаются «князем» и «княгиней»» [5]1

Эмоциональным восприятием учащимися  произведения народного искусства не должен ограничиваться процесс эстетического познания школьниками художественных свойств предмета. Иногда учителю приходится преодолевать элементы субъективности в оценках. В этом плане серьезную помощь может оказать искусствоведческая литература, посвященная анализу художественного образа в декоративно-прикладном и народном искусстве. Это труды известных искусствоведов А.Б. Салтыкова, В.С. Воронова, А.К. Чеклова, В.М. Василенко, А.И. Некрасова и др. Практика работы с учителями по изучению народного творчества на уроках позволяет вычленять важные моменты для определения художественности произведения народного искусства: 1) связь между формой предмета и его назначением; 2) взаимосвязь между формой и материалом, из которого выполнена вещь; 3) связь между формой предмета и его крашением.

Третий и четвертый этапы эстетического усвоения народного творчества связаны с процессом углубления представлений учащихся о художественном образе. Учитель должен подготовить материалы, объясняющие учащимся происхождение той или иной художественной вещи. Он должен помочь детям представить художественную вещь в среде. Большинство вещей создается для  того, чтобы человек не только мог любоваться красотой её формы, росписи, но и применять её в быту. Пропорции, цвет, форма художественной вещи связаны с общей обстановкой, с ансамблем того предметного мира, в котором мы живем. Если на уроке учащиеся знакомятся  с художественными вещами XVIII  или XIX веков, то соответственно необходимо показать  ту среду, в которой жили эти вещи. На помощь учителю могут прийти многочисленные таблицы, связанные с курсом истории в средних классах.

Завершается процесс эстетического освоения учащимися народного творчества  непосредственным участием детей в создании эскиза художественной вещи. В единстве эстетического познания учащихся и художественной их практике на материале народного творчества мы видим один из действенных принципов развивающего обучения на уроках изобразительного искусства.

Виды учебно-воспитательной работы, знакомящие школьников с народной художественной культурой.

Для формирования у детей способности глубоко и полно воспринимать произведения декоративно-прикладного и народного искусства можно использовать разнообразные виды учебно-воспитательной работы: сочинения (устные и письменные), анкеты, тематические и музыкальные утренники, экскурсии.

Небольшие сочинения, в которых учащиеся излагают свои знания, выражают отношение к произведениям народного творчества, могут быть заданы на разные темы. Например, в Ш классе учителя успешно проводят сочинения на тему: «Что я знаю о Хохломе» Такой вид письменной работы помогает учителю проконтролировать знания учащихся об одном из ведущих художественных народных промыслов. Сочинение может быть посвящено одному художественному предмету. Важно, чтобы ученик высказал свои отношение к форме, цвету, рассказал. Что и как он видит в произведении.

В отличие от сочинения, анкеты нацеливают учащихся на краткий ответ. В анкете, предназначенной младшему школьнику, помещен один вопрос. Характер вопросов может быть разным, важно, чтобы учитель искал эффективные и разнообразные пути познания учащимися произведений декоративно-прикладного и народного искусства.

Доступными для учащихся могут быть вопросы, в которых просят что-то перечислить, назвать, чему-то дать определение. Например, «Перечисли предметы, которые могут быть украшены узором. Назови город, село, которые прославились своими художественными промыслами. Дай определение, что такое орнамент или ритм» и т. д.

Содержание вопроса или ответа можно выразить с помощью рисунка, фотоматериалов. С этой целью можно дать, например, ученику иллюстрацию, в которой он находит среди различных деревянных матрешек семеновскую.

В зависимости от цели, анкетирование можно проводить и фронтально, и выборочно.

Анкеты, как и сочинение, - виды учебно-воспитательной работы, проводимой в классе. Внеклассные формы работы по эстетическому воспитанию детей связаны с оформлением детских праздников. Утренники или сборы, посвященные русским народным сказкам и загадкам или русским народным песням и танцам, могут стать подлинными художественными событиями в жизни ребят. В песенном  и устном народном творчестве, в орнаментальных композициях, украшающих предметы быта, находит яркое отражение  отношение русского человека к прекрасному в природе, складывавшееся в нелегкой борьбе и труде. Прекрасный знаток русской песенной культуры, композитор Б.В. Асафьев отмечал особую силу и жизненность, удаль в мире звуковых образов народной песни. «Всегда, когда слышишь, как русский голос бодро и волево «выносит», словно плетения корней, орнаментику мелодий, сердце говорит, что не итальянские это фиоритуры… а также отражение действительности, но иной, и ход иной поступью… И полюбил русский человек свою непокорную природу. Борясь с ней и одолевая её, вот за её упругость и непокорность. И запел, познав упорный труд»[6]1

Учитель для представления сказки, песни может использовать в оформлении костюма народный орнамент. Элементы народной росписи могут украсить бумажные ленты на фартуках или на рубахах, декоративные цветы на кокошниках и т. д.

Организация экскурсий открывает перед учителем широки простор для привлечения местного художественного материала, чтобы показать связь произведений декоративно-прикладного и народного искусства с жизнью. Объекты разнообразны: отдельные памятники народного зодчества, артели народных художественных промыслов, краеведческие музеи, фабрики по производству декоративных тканей, мебели, посуды, игрушки

5. Заключение.

Итак, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей – наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.

Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи – весь комплекс духовных ценностей.

В курсовой работе указаны принципы эстетического воспитания школьников которые опираются на принципы педагогики в целом.

Список литературы.

  1. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей. // Педагогика. – 1997. - №4. – с.45-56.
  2. Победоносцев К.П. Воспитание характера в школе. // Педагогика. – 1999. - №8. – с. 80-84.
  3. Радугина А.А.  Психология и педагогика. – М.: Центр, 1997. – 254с.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск: «Университетское», 2002. – 560с.
  5. Художественное воспитание подрастающего поколения. Проблемы и перспективы. – Новосибирск, 1989. – с.169.
  6. Шнекендорф З.К.  Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека. // Педагогика. – 1997. - №2. – с.43-50.

[1]1 Победоносцев К.Н. Воспитание характера в школе. // Педагогика. – 1999. - №8. – с.80

[2]1 Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей. // Педагогика. – 1997. - №4. – с.

[3]2 Радугина А.А. Психология и педагогика. – М.:Центр, 1997. – с.193.

[4]1 Каленов В. Народная культура и традиционное художественное воспитание в духовном становлении личности. – В кн. Художественное воспитание подрастающего поколения. Проблемы и перспективы. – Новосибирск, 1989. – с.169.

[5]1 Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII – XX вв. – М.:Изд-во МГУ, 1960, с. 93

[6]1 Асафьев Б.В. Избранные статьи о русской музыке, вып. 2. – М., 1952, с. 46-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы начальной школы

Анализ воспитательной работы школы за 2010-2011 учебный год...

Анализ учебно-воспитательной работы начальной школы

Перед вами анализ работы начальной школы за год....

Применение методов театральной педагогики в учебно-воспитательной работе начальной школы

Метод театральной педагогики таит в себе большие возможности для  решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным ра...

Система воспитательной работы в школе

Система воспитательной работы в школе...

Презентация "Воспитательная работа в школе"

Материалы в форме презентации об организации воспитательной работы в МБОУ "Алешковичская СОШ"...