классный час
классный час по теме

материалы классного часа по теме " Человек и космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_.chelovek_i_kosmos..docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический классный час «Человек и Космос» 12.04.2011

Цель: - расширить знания детей о космосе, космонавтах и конструкторах: познакомить с историей создания ракетной техники, развитие любознательности, мышления, памяти, речи детей; воспитывать гордость за сою страну, развивать творческие способности класс.

Оборудование: - оформление класса: звёздное небо (звёзды на ниточках под потолком), солнечная система (планеты и Солнце на одной из стен класса), карта звёздного неба, стенд «Космос и космическая техника», портреты Циолковского, Королёва, Гагарина,плакат «Человек в космосе»;

-наглядные материалы: фотографии скафандра, ракеты; кроссворд, газета, альбомные листы, клей, шаблоны для изготовления ракеты и скафандра, модель спутника,

-ТС: компьютер – запись первого полёта в космос, первый выход человека в открытый космос, диск DVD – мультфильм «Контакт», музыкальное сопровождение: «Трава у дома» «Я-Земля!», кассета «Шедевры уходящего века»

-костюмы для сценки: две светлые туники и крылья

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Всем добрый день! Я приветствую вас на нашем классом часе. Рассаживайтесь поудобнее, мы начинаем (звучит музыкальное сопровождение, классный руководитель читает отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

«Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга…..Маленький принц прилетел с планеты, которая называется астероид Б-612. Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким астрономом….Каждый день я узнавал что-то новое о его планете, о том, как он её покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову…»

2.Сообщение темы и цели классного мероприятия.

Вы услышали отрывок из сказки «Маленький принц» и наверное сразу поняли, что сегодня мы говорим о космосе и человеке в космосе. «Человек и Космос» - это тема нашего классного часа. Вы помогали мне его готовить и знаете, что вас ждёт очень много интересного.

3.Основная часть.

А) С давних времён загадочный мир планет и звёзд притягивает к себе внимание людей, манит их своей красотой и таинственностью. А теперь давайте заглянем в далёкое прошлое. Мы расскажем вам легенду о Дедале и Икаре (сценка «Первый полёт человека»)

Икар: -Отец мой! Мы живём на острове, который принадлежит жестокому царю. Уйти отсюда нельзя ни по суше, ни по морю. А так хочется посмотреть, что там за горизонтом.

Дедал:- Я придумал! Мы соберём перья птиц, обмажем их воском и улетим, как птицы.

Икар: - За работу!

Дедал: - Вот и крылья! Но помни, мой сын, воск ненадёжен и если подлететь близко к солнцу, то можно погибнуть! (надевают крылья и делают несколько кругов по классу)

Икар: -Как красиво! Я лечу!

Дедал: - Куда ты?

Икар: - К солнцу!!!

Дедал: - Остановись! Оно погубит тебя!

Икар: -Я лечу!!! (падает на пол)

Дедал: (стоя на коленях) - О, бедный мой сын Икар. О, несчастный я отец!

Такая вот грустная история о первом полёте человека. С тех пор прошло несколько тысяч лет, на земле выросло много поколений добрых и умных людей. Многие хотели повторить подвиг Икара и взмыть в небо, но никто не хотел заканчивать свою жизнь также трагично как Икар. Люди стали придумывать более надёжные средства для полёта.

Следующим шагом в освоении воздушного пространства стал воздушный шар, наполненный горячим воздухом или газом. Но он летел в ту сторону, в которую дул ветер. Это было неудобно.

Через многие годы люди придумали самолёты, и стали летать в воздушной оболочке земли, но и этого было мало, человек хотел подняться ещё выше, его манил к себе Космос.

А, что нужно, чтобы полететь в космос? А кто же придумал первую ракету?

Этими людьми стали: Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королёв (показ портретов)

Б) Доклад ученика: «Гениальный конструктор космических кораблей»

«Чтобы расчеты и формулы воплотились в космические аппараты, чтобы человек смог действительно оторваться от Земли и выйти в космическое пространство, должен был прийти гениальный конструктор космических кораблей, человек необычайной энергии, творческого и организаторского таланта, координирующий работу крупнейших коллективов, создающих ракетно-космические системы. Таким конструктором был Сергей Павлович Королёв. Он родился в 1906 году. Работал, чтобы кормить семью. Занимался в Киевском политехническом институте. Затем продолжил учёбу в Москве в Высшем техническом училище им.Баумана и в 1920 году закончил факультет аэромеханики. Знаменитый конструктор А.Н.Туполев высоко оценил дипломную работу Королёва, посвящённую легкомоторным самолётам. Но мечты уносили Сергея Павловича дальше, за пределы атмосферы, куда путь самолётам закрыт. В 1934 году вышла книга Королёва «Ракетный полёт к стратосфере» Эту книгу отметил Циолковский. В начале 30-х годов Королёв возглавил группу инженеров-специалистов в области ракетного движения. Первые ракеты зарождались в конструкторских бюро на экспериментальных заводах, проходили испытания на полигонах. С именем Королёва связаны все наши достижения в завоевании космоса: первый искусственный спутник, ракета, автоматическая станция, пилотируемый космический корабль. За 60 лет жизни замечательный учёный много успел сделать не только для нашей Родины, но и для всего человечества. Обладая необыкновенным умом, смелостью, он горячо верил в беспредельные возможности человека, в то, что освоение космоса принесёт людям благо и счастье. Гениальный конструктор Королёв умел создавать творческую обстановку, работающие с ним заражались его энергией  и все силы отдавали общему делу. Он умел и любил рисковать, но никогда не забывал о ценности человеческой жизни, вернее, о её бесценности, так как дороже человека ничего нет» ( детская энциклопедия «Всё о космосе»)

В) Мы скажем спасибо за такое хорошее сообщение и продолжим.

Первыми ракетами стали ракеты-спутники. 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли (показ модели спутника). 3 ноября 1957 года был запущен второй спутник уже с пассажиром на борту – это была собака Лайка. После Лайки в космос отправились Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка, белые мыши, крысы и обезьяна (фото)

Учёные доказали, что живые существа могут жить в космосе. Животные возвращались из космоса, но ответить на вопрос, как они себя там чувствуют не могли. Это мог сделать только человек.

Я продолжу свой рассказ немного позднее, а сейчас мы разделимся на две команды и будем строить ракету (из геометрических фигур по образцу)

Г) Чтобы изучать Землю из космоса нужен человек. А с кем же дружит наша планета? Об этом мы сейчас и услышим:

-Эй, Земля, а с кем ты дружишь?

Иль одна вкруг Солнца кружишь?

-Я в компании приличной-

Братьев семь, одна сестрица.

Мы горды своей почтенной

Нашей Солнечной системой!

А интересно, если бы планеты умели говорить, как люди, что бы они нам рассказали о себе и о своих близких. Включаем фантазию и встречаем планету Земля (рассказ девочки от имени планеты Земля)

«Отвечу вам, хоть и некогда мне разговаривать: кручусь, верчусь без остановки день и ночь. Мой родной район – Солнечная система. Своё имя она получила в честь щедрого светила Солнца, которое сияет в самом её центре и одаривает теплом и светом всех, кто живёт в этом районе. У Солнца 9 планет. Ближе всех к нему, на Первой кольцевой улице живёт Меркурий, на второй – Венера, на третьей я-Земля, на четвёртой Марс. За Марсом располагаются планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а маленький Плутон живёт на самой последней девятой улице – поэтому и тепла ему достаётся меньше всех.

Мы все безостановочно вращаемся вокруг Солнца, каждый по своей дороге – орбите, много тысячелетий подряд. И чем дальше находятся планеты от Солнца, тем длиннее их дорога. Самая короткая у Меркурия, полный круг он делает за 88 суток, самый длинный у Плутона – 250 лет. Ну, а я свою дорогу прохожу за год.

Ведущий: Земля, а не скучно ли вам путешествовать в одиночестве по таким длинным космическим дорогам?

Земля: - Мы вовсе не одиноки, почти у каждой планеты есть спутник. У меня – Луна, у Марса – 2 спутника-малыша, а у планет-гигантов – целые семейства: по 10 и более спутников. У Сатурна например целых 23 спутника. Так, что в нашем районе много жителей. Ну вот и всё мне пора, а то я совсем тут с вами разболталась» (звучит музыка «Я – Земля!»

Д) Кто же первым должен был лететь в космос: врач, моряк, инженер, лётчик? Ближе всех к этой мечте оказались лётчики-испытатели. Они летают на большой высоте, в скафандрах, знают, что такое перегрузки, невесомость, умеют прыгать с парашютом. А может быть вы знаете имя первого космонавта? Да, после длительной и трудной подготовки первым в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин, а произошло это 12 апреля 1961 года. Замечательный корабль с названием «Восток» стартовал с космодрома Байканур. 12 апреля Земля узнала человека, проложившего дорогу к звёздам. Давайте посмотрим, как это было. (просмотр записи 1мин15 сек)

Е) Теперь я предлагаю командам сделать скафандр космонавта ( из геометрических фигур по образцу)

Скафандр – это индивидуальное снаряжение для человека, который работает в условиях, отличных от нормальных. В комплект снаряжения входят оболочка, шлем, перчатки, ботинки.

Первоначально так называли одежду водолазов, которые опускались на большую глубину. Позднее скафандром стали называть и одежду космонавта. Как и в кабине космического корабля, в скафандре для человека создаются условия – трубки с дыхательной смесью обеспечивают нормальное дыхание, специальные системы создают нормальную для тела человека температуру. Костюм космонавта имеет резиновые камеры, наполняющиеся при перегрузке сжатым воздухом. Скафандр защищает от давления, от солнечного излучения. Скафандр снабжён микрофоном и датчиками. Пребывание в скафандре, а тем более работа в условиях открытого космического пространства – не из лёгких. Она требует специальной подготовки, тренировки. Порез или прокол скафандра чреват опасными последствиями. Чтобы не произошло каких-либо осложнений, экипаж должен ни на секунду не забывать о возможных «сюрпризах» космоса.

Ё) Вы знаете, ребята, был не только первый человек, который полетел в космос, но и первый кто вышел в открытый космос. Этого космонавта зовут Алексей Архипович Леонов. А кА это было я вам предлагаю посмотреть ( просмотр записи 46 сек)

Ж) А теперь юные космонавты вы должны ответить на несколько вопросов о космосе и летательных аппаратах. Готовы! Поехали?!

1.Летательный аппарат, на котором летала Баба-Яга (ступа)

2.Что видно только ночью? (звёзды)

3.Самая большая планета (Юпитер)

4.Самая большая звезда, ближайшая к нам и, которую можно видеть днём? (Солнце)

5.Кличка собаки, которая первой отправилась в космическое пространство (Лайка)

6.На каком корабле Ю.А.Гагарин впервые полетел в космос? (Восток)

7.Спутник Земли (Луна)
8.Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне (Тарелка)

Люди много лет летают в космос, но до сих пор точно не знают есть ли жизнь на других планетах. Мы надеемся, что есть и фантазируем на эту тему. Снято много фильмов о том как люди встречаются с инопланетянами, написано много книг и статей о жителях других планет и конечно же есть на эту тему мультфильмы. Один из таких мультфильмов я предлагаю вам посмотреть сейчас. Он называется «Контакт» (просмотр мультфильма)

-Понравился мультфильм?

Почему человек испугался инопланетянина ?

Почему пришелец так настойчиво преследовал человека?

З) Наш классный час подходит к концу. А в завершении ещё одно космическое задание. У вас на столах лежат газетные листы, вам нужно одну руку положить за спину, а другой собрать лист бумаги к себе в кулак так, чтобы получился комок.

-Готовы? Начинаем!

-А теперь представьте, что у вас в руках куски метеоритов и эти куски нужно отправить обратно в космос как можно выше. Кидаем и стараемся поймать.

-Поехали!

4.Итог занятия.

-Мы с вами сегодня много узнали о космосе и о человеке в космосе. Всем вам большое спасибо за сегодняшний классный час, за ваши выступления и помощь. Всего вам доброго, до свидания!

(звучит музыка «Трава у дома»)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...