Научно-исследовательская деятельность
творческая работа учащегося (4 класс) на тему

Представляю Вашему вниманию работу ученицы 4 класса, которая была представлена на научно-практической конференции "Шажок в науку".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Компьютером теперь никого не удивишь. Сегодня компьютерные классы есть в школах, в детских садах. С помощь компьютерных программ осуществляется обучение и развитие детей. «Продвинутые» родители, еще не сняв с ребенка памперсы, сажают малыша к монитору. «Несовременные» же родители считают, что сидеть за компьютером очень вредно даже для старшеклассника, и запрещают детям подходить к компьютерам. И те и другие мечтают видеть своих детей счастливыми, здоровыми, успешными.

Компьютер в нашей жизни является добрым, умным, неутомимым помощником. Он помогает получить огромное количество информации, способствует общению друзей разных стран и континентов. Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного и забавного. И, наконец, ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Однако, очень часто  из телевизионных передач, разговоров взрослых я слышала, что компьютер может причинить большой вред здоровью человека.

Заинтересовавшись этим вопросом, я решила подробнее изучить данную проблему в надежде подтвердить свою гипотезу о том, что только от самого человека зависит, кем будет ему компьютер – другом или врагом.

Целью работы являлось выяснить, чем компьютер может быть полезен в нашей жизни, и как избежать его вредного воздействия.

Для решения поставленной цели ставились следующие задачи:

  1. ознакомиться со сферами применения компьютера в жизнедеятельности человека;
  2. изучить, насколько часто пользуются компьютером учащиеся нашей гимназии, соблюдают ли они основные гигиенические рекомендации и как это отражается на их здоровье;
  3. выяснить, насколько компьютер может повредить здоровью человека и как избежать отрицательного воздействия.

Основная часть.

Для решения первой задачи мне было необходимо встретиться с человеком, который каждый день связан с компьютерами, и поподробнее расспросить его, насколько распространено применение этого важного механизма в деятельности человека. При беседе с учителем ИВТ Подольской Еленой Николаевной я узнала, что, оказывается, компьютеры встречаются практически во всех сферах нашей жизни. Ежедневно служащие транспортных агентств при помощи компьютера получают информацию о рейсах самолетов в разные точки земного шара; в универсаме устройство, считывающее с товара штриховой код, посылает информацию в кассовый аппарат, который мгновенно узнает, что за продукцию вот купили и по какой цене; специальные телевизионные эффекты создаются с помощью компьютерной графики; официанты вводят информацию в портативные переносные компьютеры, которые затем передают заказы на кухню, справочные автоматы с компьютерными программами, работающими в режиме диалога, помогают ориентироваться в музеях, парках развлечений и универмагах.

Однако при несоблюдении определенных правил пользования компьютер из доброго друга может превратиться в злейшего врага. Дети меньше проводят времени на улице, меньше играют в подвижные игры,  компьютер "привязывает" человека к себе - источнику множества заболеваний, связанных с позвоночником, органами дыхания, зрения и так далее.

На следующем этапе исследования я решила выяснить, каким образом учащиеся нашей школы строят свои отношения с компьютером. Проводилось анкетирование учащихся начальной школы  (3,4 классы), среднего звена (6,8,9 классы) и старшего звена (10,11 классы). В числе прочих анализировались следующие вопросы:

  • Сколько часов в день ты проводишь за компьютером?
  • Чему ты отдаешь предпочтение, сидя за компьютером?
  • Что для тебя важнее, чем компьютерная игра?
  • Планируешь ли ты в будущем использовать компьютер?

В анкетировании приняли участие:

начальная школа – 87 человек

среднее звено – 60 человек

старшее звено – 32 человека

Обнаружилось, что больше всего времени за компьютером проводят ученики среднего звена – до 2-3 часов в день при норме для этого возраста – до 1,5 часов. Общее количество учащихся среднего звена, находящихся за компьютером более 2-3 часов составило 53,3%. При этом 16% опрошенных  утверждали, что сидят за монитором более 6 часов в день! Большинство же учащихся начальной школы и старшего звена стараются соблюдать рекомендуемые нормативы.

При анализе ответов на вопрос «Чему ты отдаешь предпочтение, сидя за компьютером?» оказалось, что учащиеся среднего звена - активные пользователи Интернета, чем, вероятнее всего, и объясняется большее количество времени, потраченное на это занятие. Компьютерные игры больше всего интересуют учащихся начальной школы, а 10-11 классы, наиболее старшие и серьезные люди, используют компьютер как помощь в обучении.

Порадовало то, что, несмотря на активное использование компьютера, абсолютное большинство наших учащихся считают, что общение с друзьями важнее, чем компьютерная игра. На второе место по значимости в 3-4 классах учащиеся поставили чтение книги, а в среднем и старшем звене – занятия спортом. И лишь на третьем месте во всех классах стоял просмотр телепередач.

Так же на диаграмме видно, что практически все наши ребята понимают значимость и важность компьютера в будущей взрослой жизни и планируют его использовать и для учебы, и для работы, и для развлечения.

Так какие же опасности таит в себе слишком длительное и неправильное общение с компьютером? Этот вопрос я задала медицинскому работнику нашей школы Масловой Марине Владимировне. Она рассказала мне, что слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения. Если ребенок ежедневно проводит за компьютером более 2 часов в день, его зрение заметно ухудшается уже в течение одного года. Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий:

  • в 7-10 лет – ребенок может находиться у компьютера до 40 минут,
  • в 11-15 лет – до 1,5 часов,
  • в 15-18 – не более 2 часов.

 Также длительное нахождение перед компьютером проводит к психологической зависимости от виртуального мира.

Один из подростков на приеме у врача поведал свою историю. Мальчик увлекся компьютерными играми, как и почти все его друзья. «Это очень весело. Я мог совершать в игре все, что угодно, почти всегда оставаясь победителем. А однажды, выйдя из компьютерного салона, вдруг понял, что мне не хватает оружия, которым меня наделяла игра. Я почувствовал себя беззащитным и быстрее пошел домой, чтобы уже дома продолжить игру» - поделился подросток.

В помещении с работающим компьютером изменяются физические характеристики воздуха: повышается температура, снижается относительная влажность, а содержание углекислого газа увеличивается.

В воздухе под действием компьютера образуется большое количество ионов, которые, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути. У детей может появляться першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых. Специально созданные приборы – люстры Чижевского, нейтрализуют в воздухе помещений положительные ионы, восстанавливая природные электрические заряды.

А как ответили ребята нашей школы на вопрос:  «Влияет ли работа за компьютером на твое здоровье?»

Из 87 учащихся начальной школы  60 человека ответили – не влияет.

Из 60 опрошенных в среднем звене 33 (а это 55% учащихся) отметили, что у них возникли проблемы со здоровьем (стали быстрее устать, ухудшилось зрение, изменилась осанка). Если вернуться чуть выше и вспомнить, что учащиеся именно этой возрастной категории проводят за компьютером 2-3 часа и более, то можно предположить, что длительное нахождение за компьютером негативно отражается на состоянии здоровья учащихся.

Из 32 учащихся старшего звена 19 человек (59,4%) также отметили негативные изменения состояния своего здоровья.

Чтобы избежать вредного воздействия компьютера необходимо соблюдать правила безопасности:

  1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене
  2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка.
  3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
  4. Считается, что наши зеленые друзья - кактусы - помогают уменьшить негативное влияние компьютера.
  5. Не забывайте чаще проветривать комнату, поставьте в нее аквариум или другие емкости с водой, которые увеличивают влажность воздуха.
  6. Каждые 20 минут работы за компьютером необходимо прерываться и проводить комплекс упражнений для глаз

Заключение.

Таким образом, моя гипотеза о том, что только от самого человека зависит, кем будет ему компьютер – другом или врагом, подтвердилась.

Из проведенной работы можно сделать вывод: вредное воздействие компьютера можно предупредить, если ограничить длительность работы за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы.

Приложения.

Анкета.

Вопросы

Варианты ответов

1. Есть ли у тебя возможность пользоваться компьютером?

Компьютер есть дома

У друзей или в Интернет-кафе

На работе родителей

Нет возможности

Нет желания работать за компьютером

2. Сколько часов в день ты проводишь за компьютером?

Менее 1 часа

1-2 часа

2-3 часа

3-6 часов

Более 6 часов

3. Чему ты отдаешь предпочтение сидя за компьютером?

Компьютерные игры

Использую как помощь в обучении

Поиск информации в Интернет

Использую все перечисленное

Делаю что-то другое (указать что)

4. Как часто ты прерываешь работу за компьютером?

Каждые 20 минут

Каждый час

В связи с приемом пищи

Когда захочу размять мышцы

Работаю непрерывно

5. Что для тебя важнее, чем компьютерная игра?

Общение с другом

Чтение книги

Просмотр любимой телепередачи

Занятия спортом

Другое (указать что)

6. Влияет ли работа за компьютером на твое здоровье?

Нет

Да – стал быстрее уставать

Да – ухудшилось зрение

Да – изменилась осанка

Да – стал чаще болеть

7. Совмещаешь ли ты работу за компьютером с другими делами?

Нет

Да – с приемом пищи

Да – с просмотром телепередач

Да – с разговором по телефону

Да с другими делами (указать какими)

8. Планируешь ли ты в дальнейшем использовать компьютер?

Нет

Да – для учебы

Да – для будущей работы

Да – для развлечений

Да – компьютер нужен везде.

Диаграмма № 1

Есть ли у тебя возможность пользоваться компьютером?

Диаграмма № 2

Сколько часов в день ты проводишь за компьютером?

Диаграмма № 3

Чему ты отдаешь предпочтение сидя за компьютером?

Диаграмма № 4

Как часто ты прерываешь работу за компьютером?

Диаграмма № 5

Что для тебя важнее, чем компьютерная игра

Диаграмма № 6

Влияет ли работа за компьютером на твое здоровье?

Диаграмма № 7

Совмещаешь ли ты работу за компьютером с другими делами?

Диаграмма № 8

Планируешь ли ты в дальнейшем использовать компьютер?

Профилактика зрительного и общего утомления

Упражнения для улучшения кровообращения в глазных яблоках.

Упражнение может выполняться на рабочем месте, сидя на стуле.

  1. Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук массировать глазные яблоки - 10 сек.
  2. Взгляд прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз - 10 сек.
  3. Усиленно зажмуривать и открывать глаза -10 сек.
  4. Поворачивать глаза в стороны 2-3 раза, затем закрывать на 10 сек.

     Упражнения проводить ежедневно по 2-3 раза за смену.

Упражнения, предупреждающие возникновение остеохондроза позвоночника.

 Комплекс состоит из следующих упражнений:

  1. Исходное положение - стоя, руки опущены. Полукруговые движения головой к правому и левому плечу.
  2. И.п. - то же. Повороты головой вправо и влево.
  3. И.п. - стоя, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.
  4. И.п. - то же. Круговые движения головой.
  5. И.п. - стоя, руки на голове. Надавливание. То же другой рукой.
  6. И.п. - стоя, правая рука на правой щеке. Надавливание. То же другой рукой.
  7. И.п. - стоя, руки опущены. Поднимание и опускание плеч.
  8. И.п. - стоя, руки к плечам. Круговые движения вперед и нaзaд.
  9. И.п. - стоя, руки соединены сзади в "замок". Отведение рук назад. Спина прямая.
  10. И.п. - стоя, руки в стороны. Круговые движения руками вперед и назад.
  11. И.п. - стоя, руки на поясе. Наклоны вперед, прогнувшись.
  12. И.п. - стоя, руки на поясе. Повороты вправо и влево.
  13. И.п. - то же. Наклоны вправо, влево, вперед, назад.
  14. И.п. - стоя, руки опущены. Круговые движения тазом.

      Упражнения просты и не требуют специальной подготовки, поэтому, если пользователь дисплея будет выполнять ежедневно хотя бы часть этих упражнений, он тем самым поможет себе избавиться от неприятных последствий гиподинамии.

Список использованной литературы.

  1. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2.542-96. Госкомсанэпиднадзор России, М., 1996, 55 с.
  2. Ковальская О.И. «Компьютер и здоровье школьника» - Биология, №6, 2007, с. 2-5.
  3. Василькина Ю.  «Игры с разумом»  -  Здоровье  школьника, №9, 2006, с. 10-15.
  4. www.cybermama.ru
  5. www.comp-doctor.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Научно-исследовательская деятельность младших школьников

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»В.А.СухомлинскийОсновной целью моей педагогической деятельност...

2.3. Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по английскому языку

Муниципальный конкурс творческих проектов на иностранном языке «Моя любимая книга», 2019 г....

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Статья "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ АСПЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Мы живем в мире, где, вытесняя привычное, постоянно рождается новое – новые виды техники и технологии, новые способы коммуникаций и обработки информации и многое другое. Современный человек не п...

Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я-исследователь". Планы работы по организации научно-исследовательской деятельности.

Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я - исследователь". Планы работы по организации ...