"Войны священные страницы..."
методическая разработка (4 класс) по теме

Петрукович Елена Юрьевна

Литературно-музыкальная композиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voyny_svyashchennye_stranicy_naveki_v_pamyati_lyudskoy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Войны священные страницы …»

Литературно-музыкальная композиция.

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению; прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время.

Оборудование: грамзапись военных мелодий и песен; сценический реквизит для театрализованных инсценировок.

Предварительная подготовка: разучивание с детьми стихов; изготовление костюмов; оформление декораций.

Разыгрывается инсценировка «Выпускники 1941 года».

Учащиеся выходят на сцену. Девочки в красивых платьях для выпускного бала с цветами в руках и празднично одетые мальчики.

Чтец 1:

От этих минут никуда нам не деться,

И каждый из нас с этим чувством знаком,

И значит, не только лишь школьное детство

Уходит от нас вместе с этим звонком.

Чтец 2:

Как ёлочный праздник кончаются сказки,

Как лента в кино обрываются сны…

Уже не надеясь на чьи-то подсказки,

Мы сами решать все задачи должны.

Чтец 3:

Не каждая тропка окажется гладкой,

Не все испытания будут легки,

И жизнь перед нами лежит как тетрадка,

В которой, пока,  ещё нет и строки.

Чтец 4:

Звени над прошедшим и над настоящим,

Над тем, что сберёг я, и что не сберёг.

Звени же над детством моим уходящим,

Печальный, прощальный, последний звонок.

Пары под музыку танцуют вальс. Музыка становится тише. Ребята обсуждают, кто кем хочет стать, кто, чем будет заниматься (импровизация).

Чтец 5:

Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Голос уверенно-строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

Все стоящие на сцене прекращают обсуждения и поворачиваются к чтецу.

Звучит песня «Священная война» (сл.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова).

Девочки роняют цветы, мальчики, опустив головы, уходят. Девочки машут им рукой.

Чтец 6:

Так случилось – мужчины ушли,

Побросали посевы до срока.

Вот их больше не видно из окон,

Растворились в дорожной пыли,

Так случилось – мужчины ушли.

Девочки уходят со сцены, не убирая цветы.

Чтец 7:

Зловещим заревом объятий,

Грохочет длинный небосвод.

Мои товарищи – солдаты

Идут вперёд за взводом взвод.

И от ромашек – тонконожек

Мы оторвать не в силах глаз.

Для нас,

Для нас они, быть может,

Цветут сейчас в последний раз.

В это время на сцену, как на поляну выходят « бойцы». Кто-то садится на землю, кто-то решил прилечь.

Чтец 8:

У пыльной военной дороги

Мы сделали краткий привал.

Горели усталые ноги,

В лощине ручей ворковал.

Один из бойцов пишет письмо.

Чтец 9:

Дорогая моя,

На переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья,

Тишина на крутом берегу.

Дорогая моя,

Поцелуй ты крепче сынишку.

Знай, что вас от беды

Я всегда сберегу.

Звучит фрагмент песни «Письмо отца» (А.Дементьев – Е.Мартынов)

Во время второго  припева «бойцы» поднимаются, приводят себя в порядок и уходят.

Учащийся выходит на сцену.

Чтец 10:

Им в праздники никто цветов не дарит

И не приходит под родимый кров.

Годами одиночество их старит –

Простых душою, незаметных вдов.

На стенах в рамках строгие портреты

Сынов, мужей, знакомых и родных;

В углу иконы в рушники одеты,

И «похоронки» спрятаны за них.

После слов на сцену выносят необходимые для инсценировки атрибуты: стол, накрытый скатертью, стулья. Выходит учащаяся в косынке, фартучке, со щёткой для уборки и имитирует уборку дома (мама).

Подходит к сцене ученик со словами:

Чтец 11:

В далёкий дом в то утро весть пришла.

Сказала так: «Потеря тяжела.

Над снежною рекой, в огне, в бою

Ваш муж отчизне отдал жизнь свою.

Жена замолкла. Слов не подобрать.

Услышав весть, мама  роняет щётку, медленно опускаясь на стул. Закрывает лицо руками. Поднимает голову

Мама:

Как сыну, мальчику об этом рассказать?

Ему учиться будет тяжело.

Нет, не скажу…

Чтец 11 (продолжает):

А за окном мело,

А за окном буран орал,

А за окном – заводы, снег, Урал.

Действие переносится в школу. Выходят учащиеся с книгами в руках, что-то бурно обсуждая.

Чтец 12:

И в школу тоже весть в тот день пришла.

Сказала: «Школьники, потеря тяжела.

Отец Володи вашего в бою

Отчизне отдал жизнь прекрасную свою.

И сын об этом от товарищей узнал.

Сидел среди друзей, весь вечер промолчал.

Потом пошёл домой и думал он….

Учащиеся уходят со сцены, остаётся мальчик, играющий роль Володи. Он медленно направляется «домой» со словами:

Володя:

Как быть?

Я матери не буду говорить.

Ведь нынче в ночь ей на завод идти.

Об этом скажешь – не найдёт пути.

Подходит к стоящему на сцене столу и стульям, садится около стола.

К столу подходит учащаяся:

Чтец 13:

С тех пор о нём и вечером, и днём

Они друг другу говорят как о живом.

Вот только ночью мать слезу смахнёт,

В подушку сын украдкою всплакнёт.

А утром надо жить, учиться, побеждать.

Как силу их сердец мне передать?

Все участники литературной композиции выходят на сцену, выстраиваясь в ряд.

Чтец 14:

Совсем неприметную с виду,

В деревне, на тропке лесной

Увидишь порой пирамиду

С горячею красной звездой.

Чтец 15:

Раскаты «Ура!» отгремели,

От взрывов земля не дрожит,

И нежно припав к пирамиде,

Букетик неброский лежит.

Чтец 16:

На мирных просторах России

Сыны её верные спят,

И мы никогда не забудем

Погибших героев-солдат!

Заключительное слово

Чтец 17:

Каждый день Великой Отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, - это подвиг мужества и стойкости советских людей, верных Родине.

Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

Прошу всех встать.

Данная литературно-музыкальная композиция позволяет задействовать всех обучающихся класса (17 обучающихся читают стихи, остальные имеют возможность участвовать в сценах композиции). Каждый ребёнок вносит посильный вклад в общее дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Войны священные страницы навеки в памяти людской»

Цель мероприятия - воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста. Дети знакомятся с историей своей Родины в тяжелые годы войны. Самостоятельно ищут ответы на вопросы: «Почему спустя...

Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти людской"

Цель классного часа: нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения....

Методическая разработка устного журнала "Войны священные страницы"

Данная методическая разработка содержит готовые страницы журнала:1. "Жди меня, и я вернусь"2."ДЕТИ ВОЕННОЙ ПОРЫ"3. "В память о сьрашных и героических днях"4. "Никто не забыт, ничто не забыто"Разработк...

Маленькие герои большой войны (по страницам рассказов о войне)

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ» В 3 КЛАССЕ...

ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ НАВЕКИ В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ.

сценарий праздника "День победы"...

Классный час "ВОЙНА - СВЯЩЕННОЕ ДЕЛО"

Комплекс материалов для проведения классного часа-беседы, посвященного блокадному Ленинграду. Материал включает историю-воспоминание  протоиерея Бориса Глебова, комплект фото Сергея Ларенков...

Поэзия войны священной

Формирование патриотического сознания обучающихся на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования; показать особенности военной лирики; актуализировать и углуби...