Родительское собрание "Кто, если не мы"
материал (2 класс) по теме

Габитова Эльвира Вакиловна

Помочь родителям осознать, что любовь, бережное отношение к чувствам ребёнка, ласка и добро-залог успешности воспитания и счастья ребёнка. Изучить наиболее распространённые ошибки в воспитании, которые совершают большинство родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_kto_esli_ne_my....doc65.5 КБ
Файл kto_esli_ne_my.pptx1.51 МБ
Microsoft Office document icon buklet_idealnyy_roditel.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Кто, если не мы…

Цель:  помочь родителям осознать, что любовь, бережное отношение к чувствам ребёнка, ласка и добро-залог успешности воспитания и счастья ребёнка.

Задачи:

  1. Выявить типичные ошибки  родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.
  2. Получить опыт разрешения конфликтных ситуаций, при общении с ребёнком.
  3. Познакомить с приёмами, помогающие выразить любовь по отношению к своему ребёнку.

1.Вступление.

 Добрый день, уважаемые родители. Рада видеть вас на собрании, тема которого «Кто, если не мы…» Эпиграфом к нашему разговору пусть станут слова Н. Игрунова: «Лишь птице никто не способен помочь набрать высоту».  Трудно не согласиться с этим утверждением. У человека, действительно, есть огромное преимущество: рядом с детьми всегда находятся родители, способные научить жить и готовые помочь. Проблема состоит лишь в том, как правильно это сделать.

Позвольте для начала рассказать вам маленькую историю.

О ветре и Цветке.

(притча)

Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему большой любовью, выраженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, тот одарит меня чем-то ещё большим». И он дохнул на Цветок нежным дыханием своей любви.

Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:

- Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!

Но Цветок ничего не ответил. Он умер.

Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.

2.Вопросы для дискуссии.

Какие же средства нужно использовать в воспитании детей? Как любить ребёнка, чтобы эта любовь окрыляла его, давала силы для жизни, а не губила? Какие ошибки мы совершаем в этом нелёгком деле? Такие вопросы мне бы хотелось обсудить с вами сегодня.

3. «Детские обиды».

В преддверии проведения собрания я провела опрос среди учащихся класса, задав каждому ребёнку вопросы: «Почему ты иногда не слушаешься родителей?», «Что тебя огорчает в поведении родителей?» Дети ответили письменно: кто одним словом, а кто целым предложением. Обработав полученные результаты, передо мною возник образ ребёнка в обличии цветка кактуса, с острыми шипами, символизирующие детские обиды.  На его острых колючках, символизирующих детские обиды и ответную агрессию, - высказанные ими причины непослушания (снимаю с колючки листки и поочерёдно озвучиваю написанное на них): «кричат», «запирают в комнате», «обзывают», «не пускают гулять», «сначала разрешают, а потом наказывают», «ругают», «бьют», «сравнивают с другими детьми». Как видим, ваш портрет в интерпретации детей не слишком привлекателен. Конечно, дети небеспристрастны, но ведь и «дыма без огня» не бывает: значит, допускаем ошибки, а потом пожинаем горькие плоды.

4.Тест «А правильно ли я поступаю со своим ребенком?».

Часто ли мы задаём себе вопрос: «А правильно ли я поступаю со своим ребенком?».

Я предлагаю вам тест, который  дополнит Ваше представление о себе как о родителе, поможет сделать определенные выводы относительно того, насколько успешно Вы справляетесь с такой сложной и ответственной задачей, как воспитание ребенка и формирование его личности.

          Постарайтесь ответить на предложенные вопросы откровенно. Ответ "да" оценивается в 3 балла, ответ "иногда" в 2 балла, ответ "нет" в 1 балл.

Можете ли Вы…

1. В любой момент остановить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употреблений слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать то, что желает, и вести себя так, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого человека?

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

 Результат:

От 30 до 39 баллов

Ребенок для Вас - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

От 16 до 30 баллов

Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно.

Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 баллов

У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого.

5.Ошибки в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, у каждой мамы бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит её в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. Большинство  родителей время от времени совершают ошибки. Я предлагаю разобрать их, Ведь лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.

  1. Ошибка первая - обещание больше не любить.

"Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить". Обещание больше не любить своего малыша - одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка - малыш будет воспринимать вас как людей лживых. Намного лучше сказать так: "Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю".

  1. Ошибка вторая - безразличие

"Делай что хочешь, мне все равно". Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно "настоящее". И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: "Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета".

  1. Ошибка третья - слишком много строгости.

"Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная". Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и "плевать" на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем".

  1. Ошибка четвертая - детей надо баловать.

"Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам". Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. "Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

  1. Ошибка пятая - слишком мало времени для воспитания ребенка.

"К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя". Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

  1. Ошибка шестая - наполеоновские планы

"Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс". К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем... желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему, немного времени и для личных дел.

Таковы наиболее распространённые ошибки, которые совершают многие родители.

А теперь я хочу вам предложить послушать монолог ребёнка, отстаивающего свои права, это своеобразное обращение к вам, к родителям.

6.Ситуационная игра.

Предлагаю вам, уважаемые родители, включится в ситуационную игру (формируются группы). Каждая группа получает текст одной из ситуаций.  По истечении 3 минут постарайтесь дать оценку того, что было неправильным в поведении родителей в описанной ситуации, а также предложите свой вариант взаимодействия с ребёнком при заданных условиях.

Ситуация 1. Семилетний Серёжа разбросал детали конструктора по комнате, это выводит маму из себя: «Ах ты, неряха, разгром какой устроил! Сейчас же собери всё, сделай это немедленно, я сказала!» - И шлёпнула его. Но чем больше мама ругала Серёжу, тем меньше он проявлял желание убирать конструктор. Он смотрел исподлобья на мать и упрямо шептал: «Не буду убирать!».

Комментарий учителя (даётся после озвучивания вариантов родителей). Если к детям относится с тактом, их самолюбие станет союзником в воспитании, и исчезнут конфликты. Здесь несколько ошибок: раздражённый тон, ультимативность требований, оскорбительные эпитеты.

Ситуация 2. Утром, собираясь в школу, Алёна замешкалась. Мама раздражается, так как спешит. Она подходит к Алёне и резкими движениями надевает на неё верхнюю одежду. Алёна протестует: «Я сама! Я немаленькая!». «Мне надоело твоё упрямство!» - заявляет мама. Капризы продолжались в школе, где Алёна осознано, медлила и вредничала. Настроение обоих было испорчено.

Комментарий учителя Конечно, мама не права. Невозможно требовать от 7-8 летнего ребёнка скорости одевания как у взрослого. Это следует учитывать и иметь резерв времени в пределах 10-15 минут на возможные проблемы с одеванием. Поэтому выход один: придётся вставать на 20 минут раньше и спокойно, без нервов собираться. Любое требование должно излагаться спокойным тоном, доброжелательно. Дайте ребёнку понять, что вы верите в то, что он ответственен и исполнителен, и он обязательно станет таким.

Ситуация 3. Папа привёл дочку в школу и забыл прихватить выполненную её поделку для уроков труда, несмотря на то, что вечером договаривались . Девочка плачет, не хочет переступать порог школы, опасаясь претензий со стороны учителя. Папа спешит, и, преодолевая упрямство дочери, шлёпает её и настаивает на своём. Папа, конечно, «победил», и девочка, понурив голову, пошла в класс.

Комментарий учителя  Шлёпать ребёнка – грубая ошибка. Частое применение таких «мер» принижает достоинство ребёнка и может вызвать неприязнь детей к родителям. Даже если этот способ может сделать детей покорными, то это оставляет душевную травму. Дети становятся плаксивыми, пассивными, привыкают выполнять требования родителей, только в их присутствии, из страха, а не по внутреннему побуждению. И вообще, в данной ситуации виноват отец: ведь он забыл поделку, можно было зайти к учителю и объяснить ситуацию, приняв вину на себя. Но он предпочёл, чтобы за его оплошность отвечала дочь.

Спасибо, уважаемые собеседники, за ценные советы и замечания, которые вы дали всем присутствующим.

6.В каких проявлениях любви нуждаются наши дети.

Мы рассмотрели ошибки семейного воспитания, а теперь давайте поговорим о  наших достоинствах, которых, я убеждена, намного больше. Я предлагаю вам обратиться к своим детским воспоминаниям. Вам 7, 8 или больше лет, вы совсем юные, беззаботные, бесконечно счастливые. Рядом с вами взрослые, проявляющие заботу о вас. Вспомните, какие проявления родительской любви делали вас особенно счастливыми.

          Как выразить любовь к ребенку:

  1. Поглаживание по голове.
  2. Прикосновение.
  3. Доброжелательный жест.
  4. Улыбка.
  5. Одобряющий взгляд.
  6. Участие в совместной игре.
  7. Совместные прогулки, чтение.
  8. Пристальное внимание.

Обобщая варианты, предлагаю объединить их по сходным признакам в 4 группы:

  1. зрительный контакт с ребенком;
  2. лас ковые, ободряющие прикосновения;
  3. доброжелательное внимание;
  4. со вместные увлекательные занятия.

Зрительный контакт. Ребенок использует его для эмоциональ ной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выра зить свою любовь, тем более он пропитан этой любовью. Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелательность, ребенок научится так же смотреть на людей. Если мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребенок приучается к такой же реакции.

Ласковые, ободряющие прикосновения - замечательная возмож ность для общения. Для этого необязательно целоваться, достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться. Не бойтесь, что заласканному ребёнку будет в жизни трудно. Тёплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребёнку и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: «Для того, чтобы просто существовать, ребёнку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития – 12».

Доброжелательное внимание. Как его обеспечить? Побыть наедине с ребенком. Тщательно спланировать организацию общения (один ребенок у бабушки, уделяем внимание второму). Внимательно относиться к ребенку в присутствии других, чтобы он не чувствовал себя обиженным, «брошенным». Реагировать на возникающие у ребенка проблемы (расстроен, заплакан, испуган, чрезмерно активен).

Совместные увлекательные занятия. Практически, все, что де лают взрослые дома (или во дворе) может происходить с участием детей. Как гордятся они тем, что им доверяют, что-то поручают, одоб ряют. Старайтесь при этом не акцентировать внимание на том, что гвоздь прибит криво, или овощи помыты кое-как: ведь и вы не сразу этому научились. Замечательно, если вы вместе читаете, играете, хо дите в кино. Поверьте, это время потом вы будете вспоминать как са мое счастливое.

7.Заключительная часть.

Во время подготовки к собранию, с ребятами я провела игру. Дети мысленно воспроизвели в памяти обиды, причиненные в семье взрослыми из-за раздражения, недопонимания, извечной торопливости, и сдали их в «Музей обидных воспоминаний». Когда сегодня вы  придёте домой, обнимите своих детей волшебными родительскими руками и скажите им: «Вы самые лучшие!» И всё начнётся с чистого листа, а недопонимания и обиды останутся в прошлом.

 Дети подобны чащам. Когда эти чаши полны любви, тогда они сами готовы отдать свою любовь, тогда они будут любящими детьми. Но когда их чаши пусты, ин нечего отдать. Я желаю, чтобы ваши дети были наполнены вашей любовью. Любите и будьте любимы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

6. Никогда не ругайте ребенка при чужих, будь то ваши друзья или незнакомые люди. Разговаривайте с ним спокойно, на равных. Обида за ругань может привести к плачевным последствиям.

7. Ни в коем случае не называйте его тупым и бездарным, т.к. он может в этом поверить! Не цепляйтесь к мелочам. Обращайте больше внимания на результаты его работы, а не на промахи во время работы, иначе можно отбить любое желание учиться и стараться.

8. Хвалите своих детей. Когда они достигают успехов, обязательно выражайте им свою гордость и радость за них. Так они будут знать, что не зря старались, и почувствуют себя важными.

9. Если хотите, чтоб ребенок соблюдал порядок, делайте это сами. Подайте ему пример. Завтракайте и ужинайте все вместе в одно и то же время каждый день, дети будут стараться соблюдать эту традицию.

10. Уважайте право ребенка на самостоятельное принятие решений по поводу его будущего. Помните, что ребенок не обязан реализовывать то, что не удалось сделать вам самим. У него свои мечты, позвольте ему пройти свой путь.

 

Не существует идеальных родителей, так же, как и идеального ребенка. В каждой семье свои устои и принципы, у каждого члена семьи свои ожидания и требования. Тем не менее, есть простые и незамысловатые способы стать ближе, наладить отношения, выйти из конфликтов. Для этого вам нужно стараться следовать следующим советам:

 

1. Занимайтесь вместе с ребенком чем-то интересным для вас обоих. Играйте в игры, решайте задачи, делайте зарядку. Им необходимо ваше внимание. Совместное творчество поможет вам сблизиться, понять друг друга, найти общий язык и завоевать доверие.

2. Не требуйте от ребенка беспрекословного повиновения. Если хотите быть в курсе его дел – доверяйте ему. Если вам не нравится, что он поздно возвращается, объясните ему, что вы нервничаете, боитесь за него, попросите звонить, и предупреждать, если он задерживается.

3. Обеспечьте ребенка местом в доме, где он мог бы побыть один. Любому человеку необходимо жизненное пространство для его личных вещей, дневников, и просто мыслей. Не пытайтесь навести там свой порядок. Не копайтесь в его вещах, ребенок должен знать, что его уважают, и доверяют ему.

     

4. Не перебивайте ребенка и не говорите ему, что у вас нет времени на его проблемы. Иначе в скором будущем он скажет вам то же самое. Если он хочет чем-то с вами поделиться, выслушайте его внимательно и не делайте вид, что это ерунда. То, что важно для него, должно быть важным и для вас. Обязательно дайте ему совет или хотя бы выскажите свое мнение, ведь он нуждается в вашем одобрении.

5. Не бойтесь показать ребенку, что любите его. Не только деньгами, но и словами, разговорами, поддержкой в трудную минуту. Говорите ему, что он важен для вас, обнимайте его, ведь это ваш родной ребенок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К родительскому собранию: "Что делать ,если у вас конфликтный ребёнок"

Полезная информация для родителей дошкольников и первоклассников  агрессивных детей , а также застенчивых ,беспокойных ,замкнутых......

Родительское собрание "Если ребёнок не любит читать..."

Материал содержит методическую разработку родительского собрания. Идет обсуждение проблемы: почему дети не любят читать? Предлагаются пути и методы решения этой проблемы....

Родительский лекторий: " Если дети плохо едят".

Материал в котором даются подсказки для родителей ,чьи дети плохо едят....

Родительский лекторий «Если ребенок говорит неправду»

Цель данного лектория: помочь родителям в тесном контакте с учителем найти ответ на вопрос"Почему ребёнок говорит неправду?"....

Родительское собрание"Если в школу через год..."

создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе....

Родительское собрание "Если ваш ребенок особенный"

Родительское собрание нацелено на повышение родительской компетентности по вопросам инклюзивного образования "особых" детей, способствует формированию толерантных установок к детям с ОВЗ....

Родительское собрание «Если ваш ребенок особый»

Родительское собрание «Если ваш ребенок особый»...