гиперактивный ребёнок
статья по теме

выступление на МО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebyonok.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с гиперактивными детьми

Что такое  гиперактивность?

Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социали зации гиперактивного ребенка?

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокой ную физическую и умственную активность у детей, когда возбуж дение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гипе рактивность является следствием очень незначительного пораже ния мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустой чивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуще ствляется переход к ведущей - учебной - деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требует ся умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенно го результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные по следствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной под вижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, та кой ребенок корчится, извивается.
  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него тре буют.
  1. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  2. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различ ных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  3. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
  4. При выполнении предложенных заданий испытывает слож ности (не связанные с негативным поведением или недостаточно стью понимания).
  5. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  6. Часто переходит от одного незавершенного действия к дру гому.
  7. Не может играть тихо, спокойно.
  1. Болтливый.
  2. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).  
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  4. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
  5. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о по следствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: у маль чиков или у девочек?

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5 %;

среди мальчиков - 22 %, среди девочек - около 10 %.

Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем дево чек?

Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии бере менности и родов, при которых страдает развивающийся мозг.

Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функцио нальной асимметрии у девочек создает больший резерв для ком пенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального по ведения, с детства внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда как мальчик в аналогич ной ситуации скорее станет «бегать по потолку».

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, и связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуаль ны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, ко торому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выпол няли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Так, еще не сколько лет назад гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20-30 % учащих ся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих про блемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ре бенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать про грамму общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперак тивных детей в школе, является для них психотравмирующей и при водящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.

Проблемы  обучения  гиперактивных детей:

1.        Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противо речит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии си деть за партой спокойно.

  1. Следующей проблемой является противоречие между им пульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка ус тановившейся схеме: вопрос учителя - ответ ученика. Гиперактив ный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему от вечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.
  2. Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспо собность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при насту плении состояния утомления.

4.        Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллек туальным способностям. Письменные работы выполняются неряш  -
ливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.

Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нару шении внимания. Трудности формирования навыков письма и чте ния нередко возникают из-за недостаточного развития координа ции движений, зрительного восприятия, речевого развития.

5.        И еще одна особенность школьной среды не позволяет гипер активным детям чувствовать себя в школе комфортно - это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей оно
необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие ста тичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков  социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответству ют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и од ним человеком. Это комплексная проблема, и она требует внима ния как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так переплетаются, что невозможно провести разграничительную чер ту между ними.

Первоначальная постановка врачом-невропатологом или вра чом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняются психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данно го синдрома.  

КОРРЕКЦИЯ В СЕМЬЕ

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактив ного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повы шенной двигательной активности - значит, изменить взаимоотно шения его с близкими взрослыми, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие,  направленные на углубление контактов, их эмоциональное обога щение.

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избе гать двух крайностей:

  1. с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседо зволенности;
  2. с другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуально стью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ВОСПИТАНИЮ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

  1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффек ты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребен ка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конст руктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт. Старайтесь реже говорить «нет», «нель зя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание ребёнка.
  3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голо сом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недо вольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
  4. На столе и в ближайшем окру жении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперак тивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  5. Организация всей жизни должна действовать на ребенка ус покаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
  6.         Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
  7. Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростко вому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, об щая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявлен ные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были наруше ны. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза от рицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему: все в ваших руках.



 

Комментарии

Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?