Гиперактивный ребёнок.
статья (1 класс) по теме

Бубенцова Татьяна Викторовна

Что же такое гиперактивность и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebyonok.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

        В переводе с латинского языка «активный» - значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развитию ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. По данным психолого-педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: «подвижный», «импульсивный», «шустрик», «живчик». По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя.

        Что же такое гиперактивность и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

        Как проявляется гиперактивность?

        Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные  последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контакта с психологом.

        Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
  2. Ребенок не может спокойно сидеть на месте, когда от него этого требуют.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Много болтает.
  11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры  других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  13. Часто теряет вещи, необходимые в школе, дома, на улице.
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим м:

  1. чрезмерная двигательная активность;
  2. импульсивность;
  3. отвлекаемость-невнимательность.

Диагноз считается правомерным, если наличествует по меньшей мере восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности. Гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и, будущей или настоящей учебной деятельности.

У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или девочек?

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%: среди мальчиков – 22%, среди девочек – около 10%.

Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?

Свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для  компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше давлеют нормы социального поведения, с детства внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто поплакать, тогда, как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».

Гиперактивные дети

и проблемы их обучения

Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают.

Ещё несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному - два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20-30% учащихся. И этот процент постоянно растет.

Гиперактивные дети испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места. Таким детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов.

Коррекция в семье

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:

  1. с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
  2. с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.

Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.

Рекомендации родителям

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание ребенка, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения. В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов.

Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если его результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра.

Не опускайте рук! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности.

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребенок – помогите ему: все в ваших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивный ребёнок.

Беседы с психологом Гиперактивный ребенок Портрет гиперактивного ребенка Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с...

гиперактивный ребёнок

выступление на МО учителей начальных классов...

Как вести себя с гиперактивным ребёнком

Первый и самый главный совет родителям гипердинамичных детей: не пытайтесь держать в себе все свои чувства....

Статья : Гиперактивный ребёнок в школе

Статья : Гиперактивный ребёнок в школе...

Гиперактивный ребёнок

Презентация является приложением к   лекторию для родителей по теме "Гиперактивный ребёнок"....

Советы родителям "Как помочь гиперактивному ребёнку"

Советы родителям: Критерии гиперактивности. Правила работы с гиперактивными детьми....