"Братья наши меньшие"
классный час (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час во 2 классе. МОУ Александроневская СОШ Убинского района Новосибирской области
Учитель начальных классов Швидкая Ирина Александровна
В разработке использован материал учителя начальных классов Жебит И.Я.
Тема: Братья наши меньшие.
Цели: Привить любовь к животным, раскрывая их особенности, повадки; воспитывать ответственное отношение за судьбу четвероногого друга, нравственные качества. Воспитывать чувство ответственности за братьев наших меньших. Ознакомить детей с правилами безопасного обращения с животными.
Оборудование: игрушки, рисунки, мультфильм, песни о собаках.
Ход занятия:
Учитель. Сегодня наш классный час посвящён животным. Угадайте, о ком пойдёт речь.
С хозяином дружит. Дом сторожит,
Живёт под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могут сказать: «Эта Земля моя».
Сегодня мы поговорим только о тех животных, которые находятся совсем рядом, в одной квартире или во дворе рядом с человеком – это собаки живут.
Ребята, сегодня мы поговорим о наших домашних питомцах. Наверное, почти у каждого из вас есть дома собаки.
1 ученик. Четвероногие друзья! Их не любить никак нельзя.
Они помощники в труде – надёжные, примерные.
Они и выручат в беде и в дружбе очень верные.
Учитель. А вы знаете, что предок домашней собаки – волк. Волк был первым животным, которого человек принял в свой дом.
Это произошло 20000 лет назад. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху.
Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, помогать на охоте.
Учитель. А что мы знаем о собаках?
Какие вы знаете породы собак?
Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формата и окраса. Первые одомашненные собаки, скорее всего, были и сторожами, и помощниками на охоте. Затем исторически сложилось деление собак на группы в зависимости от их хозяйственного назначения. Первыми появились охотничьи и сторожевые собаки, позднее – декоративные, от которых не требовали никакой службы. Такая классификация является условной. С развитием человеческого общества область применения некоторых пород собак сильно изменилась. В наибольшей степени это относится к охотничьи собакам, которые в настоящее время либо находятся на грани исчезновения, либо переходят в разряд домашних любимцев. Многие из них нашли применение на службе в полиции, с социальной сфере (собаки-проводники слепых и т.п.) До сих пор не существует единой классификации известных пород собак. Мы с вами рассмотрим такую: охотничья, сторожевая, спасательная, рабочая, военная, овчарка, беговая, бойцовая, домашняя, проводник.
Презентация о собаках.
На Руси с древнейших времён собаки помогали охотникам. У Петра 1 была собака-связной. Она разносила письма и распоряжения. А вот, например, в Чехии собака-почтальон доставляет письма и телеграммы в дома отдыха, в труднодоступные места.
Собаки – это не только верные друзья, но и ещё они всегда в трудную минуту приходят на помощь, например, собаки-таможенники научились находить взрывчатку, оружие, которыми могут воспользоваться бандиты. Много пользы приносят собаки людям: охраняют дома, служат в милиции, ищут наркотики и взрывчатку, выступают в роли поводырей для незрячих. А во время войны собаки выносили раненых с поля боя. Собаки спасают утопающих, находят людей при землетрясениях, например Л.Н.Толстой писал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей. Собака по кличке Тарри спасла в Альпийских горах 40 человек.
Учитель. Давайте послушаем стихотворение о собаке, вернее о щенке.
Стихотворение С.Михалкова «Мой щенок».
Учитель. Но не только стихи и рассказы есть про собак, также много песен.
Учитель. Ребята, вспомните, какие мультфильмы или фильмы вы смотрели, где герои – наши четвероногие друзья?
Учитель. Ну, вот теперь мы поближе познакомились с вашими питомцами.
Учитель. Чем вам интересны эти мультфильмы?
Слушание песни «Пропала собака»
Учитель. Да, правильно, умницы. Собаки – братья наши меньшие о них надо заботиться всегда, а не только тогда, когда нам с ними интересно. С нами рядом находятся младшие друзья, они нужны нам, Мы нужны им, мы всегда в ответе за них, за тех, кого приручили. Я думаю, что после этого занятия ребята будут ещё внимательнее и заботливее к своим домашним любимцам.
О бродячих собаках.
К сожалению, в последнее время в городах появилось очень много бродячих собак. Как узнать, бродячая собака или нет? (ответы детей).
Бездомный пёс, в глазах один вопрос: Полкан иль Бим, он хочет быть твоим
«Зачем же я не нужен никому?» Не ради миски или конуры.
Погладишь пса и отведёшь глаза… Ничейный пёс меж туфель и колёс
А что ещё ответствовать ему? Бредёт куда-то в изморось и ночь.
Ничейный пёс удержится от слёз - Опять ни с чем. Он не поймёт, зачем
Он понимает правила игры. Зовут, ласкают и уходят прочь.
(Дмитрий Орлов.)
Чтение стихотворения «Бежал щенок по лужам».
Бежал щенок по лужам, Он всё бежал по лужам
По лужам, по лужам И думал: «Почему же,
И думал: «Почему же Скажите, почему же
Я никому не нужен, Мне кто-то очень нужен,
Не нужен никому? Кто это может быть?
Вот я бегу по лужам, И встретились у речки
Потом настанет стужа, Щенок и человечек.
Мне будет ещё хуже, Шёл дождик в этот вечер,
Что делать – не пойму». Но было им тепло:
А в этот самый вечер «Пусть хлещет дождь,
Бежал ему навстречу Пусть в окна бьётся вьюга,
Печальный человечек Но мы нашли друг друга,
В сапожках голубых. Нашли с тобой друг друга,
Он всё бежал по лужам, Нам очень повезло».
(Анна Горбунова.)
Как вы думаете, они опасны? По данным статистики, укусы домашних собак более частое явление, нежели укусы бродячих, но это не значит, что можно спокойно играть с любой собакой на улице. Лучше старайтесь держаться от бродячих собак подальше.
Правилами безопасности при обращении с собаками, которые вы должны знать и соблюдать.
Чтобы бродячая собака не напала на вас, надо запомнить, что она почти никогда не нападает первой, и, значит, виноват, бывает сам человек, потому что не знает, как правильно себя вести. Во-первых, если нарушает охраняемую собакой границу - например, входит во двор, который пёс считает своим.
Если животное считает, что ему некуда деться, например, когда человек идёт ему навстречу в подъезде, в узком проходе,- оно может напасть, так сказать, на всякий случай.
Обычно в ответ на лай бродячей собаки достаточно нагнуться к земле (якобы за камнем) или взять в руки палку, чтобы собака отскочила. Правда собака, скорее всего, будет идти на расстоянии и лаять. Если вы побежите, то она расценит это как вашу слабость и захочет за вами поохотиться. Но это на улице. Если собака защищает двор, она, скорее всего будет нападать. Так что лучше выйти со двора или позвать тех, кого собака считает хозяевами — сторожей автостоянки, работников магазина.
Если вам очень хочется погладить чужую собаку, нужно спросить разрешение у хозяина. А гладить надо осторожно и ласково, чтобы собака на подумала, что вы хотите её ударить.
Учитель. Ребята, кто знает, откуда берутся бродячие собаки?
Дети исполняют песню «Не дразните собак»
Учитель. А вы знаете пословицу «Собака друг человека»? Почему так говорят?
Наверное, поэтому дети любят играть с игрушками – собаками. Посмотрите, какие красивые игрушки.
Пословицы и поговорки о собаках.
- Где петух, там и деревня, где собака – там и дом
- Живут как кошка с собакой
- Злой как собака
- И собака помнит, кто её кормит
- Устал как собака
- Каков хозяин, таков и пес
- Собака – друг человека
- Собака лает – хозяину весть подает
- Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да
хвостом виляет
- Не всякая собака кусает, которая лает
Выставка игрушек.
Учитель. Спасибо всем вам. Мне очень приятно, что вы приняли активное участие в подготовке классного часа. Вы мне очень помогли в организации коллективного разговора о собаках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - обобщение по теме "О братьях наших меньших"
Урок - обобщение по теме "О братьях наших меньших" Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. Обоб...
урок по теме: "О братьях наших меньших"
урок чтения в 1 классе по теме: "О братьях наших меньших"...
Интеллектуальная игра "О братьях наших меньших"
Цель игры: развивать интеллектуальные способности учащихся.Задачи:1.Способствовать формированию желания читать и знать больше о собаках.2.Воспитывать чувство сопереживания и бережного отношения не тол...
Внеклассное чтение "О братьях наших меньших"
Представлен ход урока внеклассного чтения "О братьях наших меньших" по произведениям В. Чаплиной, Б. Житкова и Е. Чарушина....
"Зима. Как готовятся к зиме братья наши меньшие"
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему:...
Конспект урока по чтению на тему "О братьях наших меньших"
Данный урок посвещен тому, чтобы расширить читательский кругозор учащихся, прививать любовь и интерес к чтению и животным, а также ознакомить учеников с основными чертами толерантной личности, д...
Классный час "Братья наши меньшие", 1 класс
Классный час направлен на воспитание у учащихся чуткости, внимания, уважительного и бережного отношения к миру животных....