программа Неболейка
рабочая программа на тему

Программа внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neboleyka.doc350 КБ

Предварительный просмотр:

Введение-----------------------------------------------------------------------------

Цель и задачи-----------------------------------------------------------------------

Основные направления-----------------------------------------------------------

Тематический план 1 класс------------------------------------------------------

Тематический план 2 класс------------------------------------------------------

Тематический план 3 класс------------------------------------------------------

Тематический план 4 класс------------------------------------------------------

Приложения-------------------------------------------------------------------------

Сбор-игра «К нам приехал Мойдодыр» (1 класс)---------------------------

Зимний день здоровья------------------------------------------------------------

День здоровья----------------------------------------------------------------------

Употребление табака, табакизм------------------------------------------------

Формирование здоровых привычек средствами художественной литературы--------------------------------------------------------------------------

Наркопрофилактика (игры и упражнения)-----------------------------------

Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка. Родительское собрание.-----------------------------------

Что делать для того, чтобы Ваш ребенок не был агрессивен. Памятка для родителей.----------------------------------------------------------------------

Советы родителям по режиму дня---------------------------------------------

Советы родителям «Не навреди»-----------------------------------------------

Родительское собрание «Закаливание»---------------------------------------

Памятка для родителей. Если ваш ребенок участвует  в создании проекта...-----------------------------------------------------------------------------

Урок-путешествие по сказочной стране дорожных знаков---------------

Работа над проектом «  Здоровым быть – долго жить!»-------------------

Игра «В стране дорожных знаков»----------------------------------------------

Литература----------------------------------------------------------------------------

2

3

4

5

5

6

7

9

9

14

16

18

20

25

29

36

37

38

41

47

49

53

54

64

Введение

Самое драгоценное, что есть у человека, это здоровье. С этим трудно не согласиться. Факторов, разрушающих здоровье школьников, несравненно много. Основными являются  возрастание учебной нагрузки, уменьшение двигательной активности детей. Улучшение здоровья младших школьников –  одна из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Сегодняшняя ситуации в школе требует создания такой здоровьесберегающей среды, которая продуктивно «работала» бы на физическое, психическое и социальное здоровье ребенка.

Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия.

Осознать важность сохранения здоровья  позволяет правильная организация образовательного процесса, которая  дает возможность предотвратить перегрузки и утомляемость у школьников. Здоровьесберегающее образование в нашем образовательном учреждении осуществляется через  урочные, внеурочные и внеклассные формы деятельности.

  Определенный объем знаний о различных аспектах здоровья, способах его сохранения ученики получают на уроках через предметы входящие в стандарт образования. Теоретические знания должны подкрепляться практически. Данная программа дает возможность сформировать ценностное отношение к здоровью, способное стать стимулом оздоровительной деятельности.  Она  предусматривает возможность пробудить в ребенке потребность  в здоровом образе жизни,   сохранить  здоровье, проявить заботу не только о себе, но и о своих близких, друзьях.  

Приоритетные принципы:

  1. «Не навреди»;
  2. «Ребенок, ты – ценность»

Условия реализации:

  1. Взаимодействие всех участников педагогического процесса: педагогического коллектива - коллектива учеников и их родителей.
  2. Общешкольная деятельность.
  3. Работа классного руководителя с детским коллективом.
  4. Индивидуальная работа с обучающимися и их родителями.
  5. Кружковая работа.
  6. Сотрудничество с социумом.

Цель и  задачи  программы

Цель:

 формирование культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. создать условия для формирования здоровой личности;
  2. создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся    в воспитательно-образовательном процессе;
  3. воспитывать у школьников ответственность по отношению к собственному здоровью;
  4. формировать представления об активном отдыхе и его влиянии на самочувствие и здоровье человека;
  5. развить интерес к различным формам целесообразного времяпрепровождения;
  6. формировать мотивацию  к здоровому образу жизни.

Программа рассчитана на 4 года

Ожидаемые результаты:

  1. мотивация обучающихся на ЗОЖ;
  2. сформированность навыков ЗОЖ;
  3. умение владеть своим телом;
  4. сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;
  5. общая успешность обучения учащихся - не ниже 65%.

Основные направления:

Воспитание здоровой личности, охрана здоровья – ценность знания, здорового образа жизни. Основная цель этой работы – воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, сформировать представления об активном отдыхе и его влиянии на самочувствие и здоровье человека.

Формы работы: дни «Здоровья», праздники, беседы, встречи с медработниками, с инспекторами ГИБДД, спортивные игры и соревнования

Экологическое и трудовое воспитание – ценность природы, родной земли, труда на земле. Жизнь в гармонии с природой, понимание себя как части природы.

Формы работы: школьники участвуют в озеленении школы, двора, изготовление кормушек. Проводятся наблюдения, экскурсии, конкурсы знатоков природы, викторины, творческие выставки поделок из природного материала и т.д.

Нравственное и семейное воспитание – ценность семьи, традиционных семейных отношений, ценностное отношение к матери.

Формы работы: педагогические гостиные для родителей, совместные уроки, классные часы, экскурсии, мероприятия.

1 класс

Обучение простейшим гигиеническим процедурам, формирование ценностного отношения к здоровью, способного стать стимулом оздоровительной деятельности.

Беседа «Надо, надо умываться».

Беседа « Режимные моменты моей жизни».

Урок здоровья « Моя красивая осанка».

Экскурсия к реке, любование лугом.

Презентация « Я, вредная бактерия»

Встреча со школьным врачом: привычки грызть ногти, сосать палец и т.д.

Урок здоровья « Здоровые зубы – здоровью любы».

Конкурс рисунков «Что полезно для здоровья?».

Вечер знакомства «Моя семья».

Веселые семейные старты.

Урок здоровья « Глаза – окна в мир»

Сбор – игра «К нам приехал Мойдодыр!»

Конкурс загадок о здоровье «Угадай-ка!

Беседа «Минутка – не шутка»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!

Урок здоровья «Табак и пассивное курение»

Родительское собрание «Режим дня школьника»

Родительское собрание «Учите детей беречь здоровье»

Родительское собрание «Закаливание»

Дни здоровья (2 раза за сезон)

2 класс

Деятельность направлена на формирование    и  воспитание мотивационных оснований здорового образа жизни.

Беседа «Что такое здоровье?»

Создание проекта совместно с родителями «Здоровым быть –  долго жить»

Урок здоровья «Вред пассивного курения»

Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья»

Конкурс «А, ну-ка,  мальчики!»

Урок здоровья «Полезная пища»

Беседа «Минута час бережет»

Создание проекта «Природные изменения и здоровье»

Родительское собрание «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Родительское собрание «Физическое воспитание в семье»

Беседы: «Одеваюсь по погоде», «Нужна ли сменная обувь?»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Беседа «Мой режим дня»

Занятие по ПДД «Мой друг светофор»

Игра-путешествие «Красный, желтый, зеленый»

Встреча со школьным врачом: «Как уберечься от простуды»

Конкурс стихов «Здоровому - все здорово»

Клуб  «Почемучка»  («Почему нельзя пить сырую воду?», « Почему нельзя ходить в дождь без зонта?»)

Разработка проектов по темам: «Наша безопасность». «Имена спортсменов».

Дни здоровья.

Игры на школьной площадке.

Рис. 2  «Игры на школьной площадке»

3 класс

Формирование представления об активном отдыхе и его влиянии на самочувствие и здоровье человека.

Конкурс плакатов «Еще раз о здоровье»

Выпуск  стенгазеты «Наш отдых»

Учебно-деловая игра совместно с родителями « Активный отдых и здоровье»

Урок здоровья «За» и «Против» курения.

Выступления агитбригады « Дорожная сказка»

Игра-соревнование «Если хочешь быть здоров».

Игры на спортивной площадке.

Спортивный праздник «На старте папа, мама, я – спортивная семья»

Клуб «Почемучка»

Урок здоровья «Красивые зубы – красивая улыбка»

Беседа «Посеешь привычку – пожнешь характер»

Беседа «Делу время – потехе час»

Советы доктора Айболита.

Практикум. Как поступить в данной ситуации «Тебе предложили сигарету» Родительское собрание «Эмоции положительные и отрицательные»

Родительское собрание «Не допустите беды» (профилактика наркозависимости)

Беседа «Зачем человеку сон?»

День здоровья « В лес за здоровьем»

Разработка проектов по темам: «Школа здоровья в будущем», «Наш школьный двор».

Польза закаливания (беседа врача)

4 класс.

Воспитывать у школьников ответственность по отношению к собственному здоровью, развивать культуру здоровья.

Конкурс полезных советов «Здоровье – главное богатство»

Конкурс плакатов  «Безопасное колесо»

Занятие  по профилактике «Алкоголь»

Конкурс рисунков «Что нужно для здоровья?»

Веселые старты.

Занятие по профилактике «Наркотики»

Игры на спортивной площадке.

Спортивный праздник « На старте вся семья - папа, мама, я».

Практикум. Первая помощь при несчастных случаях.

Занятие по профилактике «Токсические вещества»

Урок-конференция « О вреде курения»

Выступления  агитбригады по ПДД.

Беседа «Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотики»

Учебно-деловая игра «Здоровый человек»

Диспут «Правда и ложь об алкоголизме»

Игра «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся»

Беседа «Что нужно знать о лекарствах»

Конкурс сочинений «В здоровом теле – здоровый дух!»

Практикум. Как поступить в данной ситуации «Ты оказался в дурной компании»

Беседа «Я – мальчик. Я – девочка»

Родительское собрание «Разговор на трудную тему» (профилактика вредных привычек).

Разработка проектов по темам: «Мусор нашего города», «Сценарий спортивного праздника».

 

Приложение 1

Сбор – игра «К нам приехал Мойдодыр» (1 класс)

Цель: обучение простейшим гигиеническим процедурам; формирование ценностного отношения к ЗОЖ.

I. Вступительная часть.

II. Основная часть.

Мойдодыр:

Все Чуковского читали

И меня давно узнали.

Я – Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок командир.

Со мной мои хорошие

Надежные помощники:

Старый друг проверенный –

Полезная бактерия.

Она и просто и легко

Превращает молоко

В простоквашу и кефир.

(Полезная Бактерия дает Мойдодыру стакан кефира. Он выпивает.)

Полезная Бактерия:

Поправляйся Мойдодыр!

Мойдодыр:

Познакомьтесь – витамины:

А – вот этот, С И В.

Ведущий:

Нынче к доброй медицине

Мы покажем путь тебе.

А: Чтобы были вы красивы.

В: Чтобы были не плаксивы.
С:
Чтоб в руках любое дело

Дружно спорилось, горело!

Полезная Бактерия:

Чтобы громче пелись песни,

Жить чтоб было интересней!

Ведущий:

Нужно сильным стать, здоровым.

Мойдодыр:

Эти истины не новы.

Только вы ответьте мне:

Путь к загадочной стране,

Где живет здоровье ваше,

Все ли знают? Дружно скажем...

Дети: (хором) Да!

Полезная Бактерия:

Но дорога не проста!

Может недруг появиться –

Вам придется с ним сразиться.

Потому перед дорогой

Разомнитесь-ка немного!

Физкультминутка.

Мойдодыр:

Здесь, ребята, я живу

Уж который год.

Откровенно всем скажу:

Славный вы народ!

Знаю: никогда ребята

Не едят немытых ягод,

Чистят зубы, моют уши...

Грязнуля:

Лучше ты меня послушай.

Я живу и бед не знаю –

Мыло в глаз не попадает,

Щетка десны не дерет,
Губка мокрая не трет.

Огурцы, морковь не мою...

Хочешь, друг, пойдем со мною (тянет детей с собой).

А: Не ходи ты с ней, не пробуй!

Загрызут тебя микробы,

Разорвут тебя на части!

Не видать грязнулям счастья!

Мы поможем ей, друзья?

Ведь в беде бросать нельзя.

Нам тебя, Грязнуля, жалко.

Дарим мыло и мочалку.

Конкурс «Умывание»

Несколько желающих детей показывают, как умываются утром, привлекают к умыванию Грязнулю. Рассказывают, как правильно умываться, чистить зубы. (Звучит музыка из мультфильма «Мойдодыр»)

Грязнуля:

Я себя давно забыла,

А теперь лицо умыла,

Да и стала вспоминать....

Платье, что ли, постирать?

Конкурс «Стирка»

Дети стирают носовые платочки.

В: Со здоровьем дружен спорт.

Стадион, бассейны, корт,

Зал, каток – везде вам рады.

За старание в награду

Будут кубки и рекорды,

Станут мышцы ваши тверды.

Только помните – спортсмены

Каждый день свой непременно

Начинают с физзарядки.

Дети под музыкальное сопровождение выполняют упражнения из комплекса утренней гимнастики. Мойдодыр поощряет детей за активное участие, дарит им зубные щетки, мыло, носовые платки.

Мойдодыр (рисует на доске)

Точка, точка, запятая,

Минус, рожица кривая,

Палка, палка, огуречик –

Вот и вышел человечек.

Как зовут его, друзья?

Очень знать хотел бы я!

Приучал себя к порядку:

Рано утром он вставал,

Бодро делал он зарядку,

Душ холодный принимал.

Человечек за обедом

Что давали, то и ел,

Вовсе не был привередой,

Не худел и не толстел.

Спать ложился в 8-30,

Очень быстро засыпал.

С интересом шел учиться

И пятерки получал.

Каждый день он бегал, прыгал,

много плавал, в мяч играл,

Набирал для жизни силы

И не ныл и не хворал.

Ведущий:

Кто же он?

Дети: Здоровый человек. Ученик. Друг Мойдодыра.

Ведущий:

Как вы думаете, ребята, можем ли мы считать себя друзьями Мойдодыра?

Приложение 2

Зимний день здоровья.

Праздник здоровья проходит под девизом «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

Тема праздника:  зимние забавы –   в здоровье прибавка.

Место проведения: пришкольный участок.

Инвентарь: разноцветные конусы ориентиры, эстафетные палочки, санки по количеству эстафетных команд, санки-ледянки по числу участников.

Сценарий праздника

  1. Приветствие команд.
  2. Конкурс «Сильный папа» (Катание детей на санях паровозиком. Чей паровоз длиннее).
  3. Эстафета  на санях.
  4. Конкурс « Команда Затейники».
  5. Пантомима « Зимний вид спорта».
  6. Игра-соревнование  снежками «Попади в цель».
  7. Подвижная игра (Царь горы).
  8. Катание с горы (Кто дальше?)
  9. Подведение итогов, награждение.
  10.  Чаепитие.

Территория проведения дня здоровья накануне праздника очищается от лишних предметов, по возможности украшается.  В празднике участвуют ребята из параллельных или смежных классов. В судействе принимают участие ребята старшеклассники, родители.

В составе каждой команды папа, мама и команда  имеет свое название и символику (эмблемы или одинакового цвета шарфы, помпоны на шапки одинакового цвета изготавливают на уроках труда и т.д.),  которые в той или иной степени отражаются в приветствии команды. Классные руководители и организаторы праздника следят за  формой одежды (дети одеты в теплую легкую одежду, для удобства движения).  

Протокол соревнований каждому члену жюри

команда

Два Мороза

 Снежинки

Льдинки

Вьюга

итого

На протяжении всего праздника звучит веселая задорная музыка. Праздник завершает чаепитие в столовой.

 

Приложение 3.

День здоровья

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Действительно, наиболее существенно на здоровье человека из экологических факторов влияют именно эти три. Чистый воздух в березовой роще!

Место проведения: здоровья березовая роща.

Время проведения: сентябрьский солнечный день.

Инвентарь: мячи.

На место проведения дня здоровья отправляемся пешком. Дети при себе имеют рюкзаки с продовольствием, запас воды. Организаторы этого дня возлагают ответственность за жизнь и здоровье детей на классного руководителя, медицинского работника,  руководителя БЖ. Поход совместно с родителями.

Сценарий проведения праздника.

  1. Расположение бивака.
  2. Конкурс знатоков природы.
  3. Конкурс на лучший походный стол.
  4. Футбольный матч.
  5. Конкурс походной песни у костра.
  6. Конкурс на лучшую экибану.
  7. Игры и развлечения.

 

Протокол соревнований

Команда

Ягодки

Белки

Зайцы

Листопад

итого

Приложение 4.

Коррекционное  занятие

«Употребление  табака, табакизм»

Цель: формирование  осознанного  негативного  отношения  к  курению.

Задачи:

  1. Выявить  причины  употребления  табака, определить, что  может  и  чего  не  может  дать  человеку  курение.
  2. Выявить  этапы  приобщения  к  курению  и  его  последствия.
  3. Обсудить  права  некурящих  людей.

Выявление  знаний  участников

   В  форме  дискуссии  выяснить, что  известно  о  соотношении  курящих  и  некурящих  людей  в  обществе, о  немедленных  и  отдаленных  последствиях  курения, о  том, как  становятся  курильщиками. На  доске  выписать  в  2  колонки  причины, по  которым  одни  люди  курят, а  другие  не  курят.

Ознакомление  с  новой  информацией

     Рассказать  о  появившейся  в  мире  тенденции  к  сокращению  числа  курящих.

    Ознакомить  с  последствиями  курения: сердечно – сосудистые  заболевания, болезни  дыхательных  путей, рак.

   Показать, как  проявляются  последствия  курения: проявляются  сразу  (сердцебиение, неровное  дыхание)  и  каковы  отдаленные  последствия  курения  (трудность  запоминания), в  чем  непривлекательность  внешности  курильщика.

    Рассказать  об  этапах  привыкания  к  курению. Обратить  внимание  детей  на  опасность  пассивного  курения  (вдыхание  дыма  окружающими).

Отработка  навыков

    Класс  делится  на  2  половины, в  форме  дискуссионных  качелей  обсуждается  «Почему  не  курить – хорошо»  и  «Почему  курить – плохо».

 Игры:

  1. Кто  назовет  больше  марок  сигарет. Побеждает  и  получает  приз  тот, кто  назовет  меньшее  число  марок  сигарет  (для  подсчета  нужны  помощники);
  2. Подсчитать, что  можно  купить  на  деньги, расходуемые  курильщиком  на  сигареты.

    Упражнения:

  1. «Первая  сигарета»: один  участник  «предлагает»  сигарету, другой   отказывается, находя  убедительные  доводы.
  2. «Младший»  просит  у  «старшего»  закурить; «старший» должен  найти  удачный  ответ  (убедить  не  курить  и  в  то  же  время  не  обидеть).

Домашнее  задание

    Расспросить  кого-либо  из  некурящих  взрослых  о  том, какие  преимущества  дает  этому  человеку  то, что  он  не  курит. Записать  это  и  представить  к  следующему  занятию.

    Написать  список  вредных  веществ, содержащихся  в  табаке.

Приложение 5

Формирование здоровых привычек

средствами художественной литературы

Пояснения к тексту

В пищевой рацион должны ежедневно входить белки (мясо, творог, яйца, рыба, бобовые), а также овощи и фрукты.

Переедание ведет к сложной переработке пищевых веществ и последующему их отложению в жировых тканях организма, лишнему весу. Это затрудняет работу сердечно-сосудистой системы, ведет к дисгармонии физического развития.

Школьники должны знать, что каждый человек обязан заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих. Созданный В. Маяковским «Санплакат» преследует цель привлечь внимание читателей к вопросам здоровья. Для обсуждения можно выделить 19 пунктов, каждый  из  которых  может  стать        отдельной  темой        для разговора.

В.В. Маяковский «Санплакат»

1

Убирайте комнату,

                                чтоб она блестела.

В чистой комнате –

                                чистое тело.

2

Воды –

                не бойся,

                            ежедневно мойся.

3

Зубы

                чистить дважды,

каждое утро

                        и вечер каждый.

4

Курить –

                     бросить.

Яд в папиросе.

5

То, что брали

чужие рты,

в свой рот

не бери и ты.

6

Ежедневно

                       обувь и платье

чисть и очищай

                           от грязи и пятен.

7

Культурная привычка,

                                   приобрети ее –

ходи ежедневно в баню

                                    и меняй белье.

10

Не пейте

                спиртных напитков.

Пьющим – яд,

                        Окружающим – пытка.

11

Затхлым воздухом –

                                жизнь режем.

Товарищи,

                      отдыхайте

                                на воздухе свежем.

12

Товарищи люди,

на  пол не плюйте.

14

Запомните –

надо спать

в проветренной комнате.

17

Мойте окна,

                       запомните это,

окно – источник

                           жизни и света.

18

Товарищи,

                      мылом и водой

мойте руки

                       перед едой.

19

Запомните вы,

                        запомни ты –

пищу приняв,

                        полощите рты.

20

Грязь

                 в желудок

                            идет с едой,

мойте

                посуду

                        горячей водой.

21

Фрукты

                  и овощи

                              перед

                                     едой

мойте

                горячей

                           водой.

22

Нельзя человека

                            закупорить в ящик,

жилище проветривай

                                лучше и чаще.

23

Вытрите ноги!!!

                           забыли разве, -

несете с улицы

                          разную грязь вы.

29

Держите чище

Свое жилище.

Вопросы и задания.

  1. Какие мысли вызывает у вас прочитанный текст?
  2. О каких правилах личной гигиены напоминает поэт? (Отвечая на вопросы, находите в тексте соответствующие строки.)
  3. Назовите правила ухода за жилищем.
  4. Назовите правила ухода за одеждой.
  5. Что поэт пишет о вредных привычках?
  6. Какие полезные для здоровья привычки описаны в стихотворении?

Приложение 6.

Наркопрофилактика

Игры  и  упражнения.

  1. «Беседа  через  стекло». Участникам  предлагается  передать  друг  другу  важную, неотложную  новость  мимикой, жестами, представив, что  они  отделены  друг  от  друга  звуконепроницаемым  стеклом.
  2. «Варианты  выражения  мыслей». Участники  садятся  в  круг. У  одного  есть  мяч. Задается  несложная  фраза, которая  затем  последовательно  дополняется  логичными  по  содержанию  предложениями. С  каждой  переброской  мяча  новое  предложение. Мяч  перебрасывается  не  по  кругу, а  случайно, при  этом  указывается  имя  партнера. В  какой-то  момент, получивший  мяч  попадает  в  трудную  ситуацию, игра  начинается  с  другой  фразы. Пример: «Я  боюсь  темноты  и  не  выхожу  вечером  гулять, а  если  выхожу, то  с  собакой. А  мне, наоборот, больше  нравятся  вечера, особенно  летом  на  даче…»
  3. «Вежливый  отказ». Группа  разбивается  на  две  части. В  каждой  подгруппе  один  участник  отказывает  другим  в  дружбе, при  этом  на  прощание  говорит  о  них  толь хорошее.
  4. «Времена  года». Ребята  выстраиваются  в  линию  по  месяцам  рождения, при  этом,  не  говоря  и  не  подавая  друг  другу  каких-либо  знаков.
  5. «Воздушный  шар». Все  участники  садятся  в  круг. Тренер  описывает  ситуацию: вы  все  летите  домой  после  
  6. успешной  научной  экспедиции, сделана  видеосъемка  для  телевидения. Но  случилось  непредвиденное: в  оболочке  шара  образовалось  отверстие, шар  стал  медленно  падать. Пришлось  выбросить  из  корзины  все  мешки  с  песком. Падение  замедлилось, но  затем  возобновилось  с  большей  скоростью. Появилась  крайняя  необходимость  выбрасывать  другие  предметы  и  вещи. Дается  перечень  вещей  с  указанием  их  веса: аптечка – 5  кг, компас  гидравлический – 5  кг, консервы – 25  кг, подзорная  труба – 1  кг, охотничье  ружье  с  запасом  патронов – 25  кг, конфеты – 20  кг, спальные  мешки – 30  кг, ракетница  с  запасом  ракет – 10  кг, брезентовая  палатка – 20  кг, баллон  с  кислородом – 50  кг, комплект  географических  карт – 25  кг, баллон  с  питьевой  водой – 20  кг, надувная  резиновая  лодка – 25  кг,  видеокассеты – 3  кг, видеокамера – 3  кг, магнитофон – 3  кг. Ваша  задача  решить, что  и  в  какой  последовательности  выбросить. Сначала  каждый  подумает  сам, затем  всем  вместе  нужно  найти  единое  решение  и  записать  его. Время, когда  упадет  шар  неизвестно, но  падает  он  все  быстрее  и  быстрее. Участникам  необходимо  напомнить  условия: высказаться  должен  каждый, решение  принимается, когда  за  него  проголосуют  все  члены  экипажа  без  исключения, воздержавшихся  нет. Если  один  возражает, предложение  отменяется, и  участники  ищут  другой  выход. Решения  должны  быть  приняты  по  всему  перечню  предметов  и  вещей. С  каждым  выброшенным  предметом  падение  замедляется. Если  вы  не  сможете  договориться, то  разобьетесь  и  погибнете. помните  об  этом.
  7. «Дом  доброты». На  листе  бумаги  учащиеся  рисуют  многоэтажный  дом. Чем  выше  этаж, тем  больше  там  живет  умных  и  сильных  людей  (что, по  возможности, отражается  рисунками  в  окнах). После  завершения  рисунка, дается  задание  дорисовать  себя  со  своим  другом  (друзьями). На  каком  этаже  и  с  кем  ты  поселил  себя?
  8. «Драка». С  самого  начала  учащиеся  предупреждаются  не  только  о  невозможности, но  и  о  недопустимости  болевых  ощущений. При  проведении  игры  прямой  телесный  контакт  отсутствует. Игра  проводится  в  парах, друг  другу  наносятся  и  отражаются  удары, все  движения  в  замедленном  темпе  (замедленная  съемка  в  кинофильме).
  9. «Дума – 1». Все  учащиеся – депутаты. Аудитории  задается  произвольная  тема  выступлений, например, о  количестве  или  продолжительности  уроков. Каждый  высказывает  свое  мнение, при  этом  неизбежны  другие  высказывания  с  мест. После  игры  задаются  вопросы: что  «почувствовали», что  мешало  каждому  высказаться – чувство, что  тебя  не  слушают? Что  нужно, чтобы  тебя  услышали? Когда  говорит  один, остальные  не  только  молчат, но  и  слушают.
  10. «Дума – 2». Впереди  у  депутатов  отпуск, который  можно  провести  по-разному, если  всем  вместе: а) поплыть  на  теплоходе  в  туре  по  Средиземному  морю; б) полететь  в  Южную  Америку  на  экскурсию  в  пустыню  Наска  и  на  остров  Пасхи; в) полететь  в  Египет  на  отдых  и  совершить  экскурсию   к  пирамидам;

г) остаться  в  городе  и  подработать  в  Макдональде, чтобы  в  другой  раз  совершить  сразу  два  путешествия;  д) сидеть  дома  и  ничего  не  делать. Каждый  депутат  высказывает  свое  мнение. После  чего  всем  необходимо  принять  всех  устраивающее  решение.

  1. «Дыхательное  упражнение». На  счет  один, два, три, четыре  с  интервалом  не  менее  4  секунд, делается  глубокий  вдох. На  тот  же  счет  дыхание  задерживается, выдох  делается  также  постепенно  в  том  же  ритме, но  до  счета  три, в  интервале  3 – 4  длится  не  более  1  секунды, т.е.  делается  сильный  выдох  остаточного  воздуха, при  этом  туловище  чуть  наклоняется, руки  забрасываются, как  бы  обнимая  себя.
  2. «Интервью». Дается    представление  о  том, что  такое  интервью, кто, у  кого  и  зачем  его  берет. Участники  разбиваются  на  пары: один  журналист, который  задает  вопросы, партнер  отвечает  (затем  меняются). Интервью  будет  опубликовано  в  газете. Количество  вопросов  не  менее  5.
  3. «Исправленный  телефон». Все  усаживаются  в  круг. Доброволец  располагается  посередине. Ведущий  говорит  «на  ухо»  слово, которое  передается  по  кругу  с  обязательным  условием  не  искажать  его. Когда  стоящий  посередине, услышит  передаваемое  слово, то  меняется  с  тем, от  кого  оно  было  услышано.
  4. «Поменяться  местами». Пусть  поменяются  местами  те, на  ком  кроссовки, спортивный  костюм  и  т.д.  и  т.п.
  5. «Слепой – поводырь». Игра  в  парах, со  сменой  ролей. Один – слепой, другой – поводырь. Задача  поводыря  познакомить  слепого  с  окружающим  его  пространством  (миром), возможными  опасностями, необходимо  учитывать  характер  «слепого», его  интересы. Обсуждение  игры  подробное.
  6. «Трясина». Один  доброволец  встает  в  середину  круга  образованного  учащимися. Необходимое  условие: учащиеся  могут  перемещаться  по  кругу, по  площади  образованного  круга, нельзя  отбегать  в  сторону. Находящийся  в  центре  должен  поймать  кого-нибудь, поймав, они  уже  ловят  вдвоем. Поймав  третьего, начинают  ловить  четвертого  и  так  далее, пока  все  не  окажутся  в  центре  круга.
  7. «Узнать  друг  друга». Участники  образуют  два  круга – один  (поменьше)  внутри  другого. Ребята  ходят  по  кругу  (во  внешнем – по  часовой, во  внутреннем – против  часовой  стрелки)  с  закрытыми  глазами. По  команде  останавливаются  и  стараются  друг  друга  узнать  по  прикосновениям. 

Приложение 7

Родительское собрание.

Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребёнка.

Часто ли вам приходилось слышать от своих родителей: «Горюшко ты моё», «Глаза бы мои на тебя не глядели», «За что мне такое наказание…», «Ты не рассуждай, а делай, что тебе говорят», «Когда же ты, наконец, поумнеешь?», «Пора бы уж стать самостоятельным, что ты ведёшь себя, как маленький». Или: «Ты у меня слабенький», «Да что ты бьёшься, у тебя всё равно ничего не получится, дай-ка я…», «Тебе чего, больше всех надо?»

А часто ли вы используете те же слова, разговаривая со своими детьми? Думаем, что не реже, чем вы слышали их в своём собственном детстве.

Это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причём истинные причины своей вины ребёнок (а часто и взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя «хорошим».

Первая и самая жёсткая директива – «не живи». В бытовой речи она выражается в «приговариваниях», адресованных ребёнку: «глаза бы мои на тебя не глядели», «Чтоб ты сквозь землю провалился», «Мне не нужен такой плохой мальчик», и т. п.

Расширенным вариантом такой директивы являются «воспитательные» беседы с ребёнком на тему: «Сколько тревог и лишений ты мне принёс, появившись на свет» (например: «Как я волновалась, когда ты в детстве заболел скарлатиной» или: «Поскольку я все силы отдавала тебе, то так и не смогла выйти замуж» или вариант – «защитить диссертацию»).

Воспринимаю подобную директиву, ребёнок может бессознательно принять решение типа: «Я – источник помех в жизни матери, я – её вечный должник».

Можно спросить: а что плохого в привитии ребёнку уважения к родителю даже через чувство вины? Здесь есть несколько сторон.

Первая состоит в том, что такого рода воспитание содержит в себе возможный психологический обман и манипуляцию: взрослый как бы перекладывает на ребёнка (существо заведомо более слабое и зависимое) ответственность за нерешённость своих собственных жизненных задач и заставляет в это верить.

Вторая сторона состоит в том, что ребёнок может умозаключить, что было бы лучше, если бы его не было.

Третья сторона: такое отношение к себе не даёт ребёнку возможности реализовать свои способности в различных сферах жизни. Ведь если ребёнок будет часто получать физические травмы, болеть или просто окажется неприспособленным к реальности, то родители получат дополнительные поводы для беспокойства и тревог за него, а он – дополнительные возможности для взращивания в себе чувства вины. И круг замыкается.

Вторая директива – «не будь ребёнком». В быту проявляется в высказываниях типа: «Что ты ведёшь себя как маленький», «Пора стать самостоятельнее», «Ты уже не ребёнок, чтобы…», и т. п. иными словами она проявляется в высказываниях, неявно описывающих состояние «детскости» как плохое, а состояние «взрослости» как хорошее.

Такая директива чаще достаётся старшим или единственным детям в семье.

Став взрослыми, такие дети имеют специфические трудности: с одной стороны – они научились брать на себя ответственность за других, а, с другой – имеют непонятный для них самих внутренний барьер при общении с детьми.

Третья директива противоположна по смыслу. Она звучит так: «не расти». Чаще всего она достаётся младшим и опять же единственным детям в семье.

В буты эта фраза выражается во фразах типа: «Мама тебя никогда не бросит», что бессознательно ребёнок может расшифровать как: «Я не имею права стать настолько самостоятельным, чтобы жить без материнской поддержки». А также в высказываниях типа: «Ты ещё мала, чтобы краситься», «Не торопись взрослеть», «Детство – самое счастливое время жизни».

Четвёртая директива – «не думай». В быту выражается в требованиях «не рассуждать, а делать, что приказано», «не умничать», «не уходить в абстракции».

Люди, получившие такую директиву, часто испытывают мучительное чувство «пустоты в голове», когда им нужно самостоятельно решить какую-то проблему.

Они испытывают глубинное недоверие к результатам своего умственного труда, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие у них чувство недоумения («как я мог такое совершить?»).

Пятая директива – «не чувствуй». Она может выражаться в двух вариантах: или относиться к собственным чувствам или же к физическим ощущениям.

В первом случае она выражается в таких высказываниях: «Как тебе не стыдно бить собаку, она же не кусается» или «Как ты смеешь злиться на учительницу, ведь она тебе в матери годится». Чаще всего под этим запретом оказываются эмоции страха и гнева, но от этого они не исчезают, а распространяются на огромное количество «незапрещённых» объектов.

Например, мальчик, которому запретили бояться собак, начнёт смело проходить мимо овчарки, но станет тревожным по характеру, теряющимся в любых новых ситуациях. А его сверстник, которому запретили дома проявлять агрессию к учительнице, начнёт «разряжаться» на младших или более слабых детях.

Если запрет касается физических ощущений, то человек может утратить контакт с собственным телом и перестанет воспринимать его сигналы для самозащиты и ориентации в реальности. Например, мама с ребёнком стоят под дождём. Ребёнок хнычет: «Мне холодно». Мама раздражённо отвечает: «Не сахарный – не растаешь», «Ты же мужчина». Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

Шестая директива – «не достигай успеха». Она передаётся родителями в ходе «воспитательных» рассказов типа: «Мы сами не могли получить высшее образование, но отказываем себе во всём только ради того, чтобы ты закончил институт». Или в прямых заявлениях типа: «У тебя всё равно ничего не получится». В основе такой директивы лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка.

Взрослые, получившие в детстве такую директиву, как правило, очень трудолюбивы и старательны, но их по жизни как бы преследует злой рок: в самый последний момент дело, в которое было вложено много сил, «лопается» по не зависящим от них причинам.

Седьмая директива – «не будь лидером». Смысл этой директивы понятен и так, без объяснений. В быту она передаётся фразами типа «не высовывайся», «не выделяйся», «будь как все».

Взрослые, получившие такую директиву, пожизненно ходят в подчинённых – и на работе и дома.

Восьмая директива – «не принадлежи». Её передают родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребёнке «единственного друга». Смысл её может быть расшифрован так: «Не принадлежи никому, кроме меня».

С возрастом самооценка ребёнка становится, как правило, адекватной. Он не чувствует себя ни выше, ни ниже других, но в любой компании чувствует себя как бы «отдельно». Ему незнакомо чувство «слияния с группой». Причём причины такого ощущения человек сам понять не может, ведь он делает в компании то же, что и другие, и старается быть, как все.

Девятая директива – «не будь близким» или;  то же самое – «не доверяй». Эта директива похожа по смыслу на предыдущую, но если та проявляется в группе, то данная – в отношениях с близким человеком.

Родители, передающие эту директиву, внушают ребёнку, что никому, кроме них, доверять нельзя. Общий смысл этой директивы «любая близость опасна, если это не близость со мной».

Взрослые, получившие в детстве такую директиву, нередко имеют трудности в сексуальных отношениях. В других случаях они имеют серьёзные проблемы в эмоциональных контактах. Во взаимоотношениях с противоположным полом они постоянно оказываются в роли жертвы, которую все обманывают и бросают. Но надо сказать, что, несмотря на их подозрительность, ситуация предательства и обмана преследует их не только в сфере личных отношений, но и в деловых ситуациях.

Десятая директива – «не делай». Её смысл расшифровывается так: «Не делай сам – это опасно, за тебя буду делать я».

Взрослые, несущие в себе влияние этой директивы, испытывают мучительные трудности в начале каждого нового дела, даже хорошо знакомого – будь то сочинение романа, вязание свитера или стирка белья. В противоположность носителям директивы «не достигай успеха», испытывающим трудности при завершении дела.

Они постоянно откладывают начало своих действий.

Одиннадцатая директива – «не будь самим собой». Она выступает в двух основных вариантах. Первый состоит в недовольстве родителей полом ребёнка (например, ждали мальчика, а родилась девочка). Второй вариант выражается в высказываниях типа: «Будь похожим на …», «Стремись к идеалу», «Почему твой друг это может, а ты – нет?»

Взрослый человек, несущий в себе подобную директиву, постоянно неудовлетворён собой и почитает это чуть ли не за моральную добродетель. Про таких говорят: «Критичен к себе более, чем к другим».

Двенадцатая директива – «не чувствуй себя хорошо». Передаётся родителями, говорящими в присутствии ребёнка: «Несмотря на то, что у него была высокая температура, он написал контрольную на 5» или «Хоть он у меня и слабенький, но сам вскопал целую грудку».

Человек, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой  к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.

Всем известны сотрудники, которые на работе постоянно жалуются на головную боль, а когда им предлагают идти домой, упрямо остаются на работе и даже засиживаются допоздна. Смысл этого поведения такой – «вам должно быть стыдно – ведь даже при плохом самочувствии я делаю больше, чем вы».

Последствия такого поведения могут быть печальными, ведь эти люди не симулируют болезнь, а используют реальное заболевание для получения психологической выгоды. В результате, их состояние, естественно, ухудшается. Постепенно история жизни таких людей трансформируется в историю болезни.

Может быть, вы увидели в описании директивы кое-что «про себя», и первым вашим внутренним побуждением было оправдать своих родителей (например – «они растили меня в трудное время»). Это желание совершенно нормально, поскольку каждый из нас несёт в себе внутреннего ребёнка всю жизнь.

Все мы, воспитывая детей, остаёмся детьми собственных родителей и продолжаем решать задачу своего взросления именно в ходе воспитания детей. И другого пути у нас нет.

Взрослые многое могут, но они не могут одного – решить за ребёнка задачу его взросления и освобождения от их собственных бессознательных влияний. Каких? Пусть каждый решит это сам.

И как ребёнок своих родителей, и как родитель своих детей.  

   

Приложение 8

Памятки для родителей

Что делать для того, чтобы Ваш ребенок не был агрессивен

  1. Определите все семейные проблемы. Нормализуйте семейные отношения.
  2. Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок видит все и подражает вам.
  3. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть и любите со всеми его недостатками.
  4. Что-то, требуя от ребенка, учитывайте его возможности, а не то, как вам хотелось бы это видеть.
  5. Попытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
  6. Дайте понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.
  1. Научите его общению со сверстниками.
  2. Старайтесь предотвращать агрессивные реакции.
  3. Никогда не внушайте ребенку, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует его низкую самооценку и затрудняет общение с внешним миром.
  4. Никогда не используйте агрессивные меры воспитания (дикий ор, шлепки, угрозы, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.
  5. Не позволяйте ребенку даже нарочно стрелять игрушечным пистолетом.
  6. Старайтесь оградить ребенка от сцен насилия не только в жизни, но и на телеэкране.
  7. Никогда не подчеркивайте и не напоминайте, что кто-то лучше его.
  8. Не культивируйте вражду между ним и сверстниками.
  9. Не оскорбляйте достоинства ребенка грубыми словами.

                           

 Приложение 9

Советы родителям  по режиму дня

  1. Режим дня школьника должен быть построен с учетом его возраста и функциональных возможностей.
  2. Режим дня необходимо соблюдать точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определенного ритма в деятельности всех систем организма ребенка.
  3. Большая учебная нагрузка должна совпадать по времени с подъемом умственной активности ребенка: в первой половине дня с 9 до 12 часов, после полдня — с 15 до 16 часов.
  4. Выполнение  уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий.
  5. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.
  6. Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию. Более продолжительному и глубокому ночному отдыху ребенка.
  7. Пребывание на продленном дне в школе не рекомендуется детям,  имеющим слабую нервную систему и часто болеющим.
  8.  Режим дня ребенка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим., с обязательными дневным сном  (1,5 часа) и дополнительным отдыхом на свежем воздухе (не менее З\5часа)
  9. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного ритма в деятельности организма ребенка и его неблагоприятным реакциям.
  10. Не забывайте чаще хвалить ребенка за малейший успех и поддерживать в нем уверенность в своих силах 

Примерный режим дня младшего школьника.

Подъем, гимнастика, туалет, уборка кровати  -----------------------

Завтрак -----------------------------------------------------------------------

Сборы в школу --------------------------------------------------------------

Дорога в школу--------------------------------------------------------------

Занятия в школе-------------------------------------------------------------

Второй завтрак--------------------------------------------------------------

Дорога из школы------------------------------------------------------------

Обед----------------------------------------------------------------------------

Послеобеденный отдых (сон, прогулка, спорт)-----------------------

Полдник-----------------------------------------------------------------------

Выполнение домашнего задания----------------------------------------

Прогулка----------------------------------------------------------------------

Ужин и свободное время--------------------------------------------------

Приготовление ко сну------------------------------------------------------

Сон-----------------------------------------------------------------------------

7.00

7. 30

7.50

8.10

8.30

10.15

12.30

13.00

14.30

15.50

16.00

17.30

19.00

20.15

20.30

                 

Приложение 10

Советы родителям

«Не навреди»

 1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае, не высказывайте свое пренебрежение к физическому развитию.
Семья, в которой растет ребенок, во многом определяет его поведение и установки, в том числе к отношению к занятиям физической культурой. Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребенок. Часто ребенок живет под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. Запреты держат в тисках всю семью, явно или исподволь диктуя ребенку, что надо думать, почувствовать и как поступать. Ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься», все это пустой звук для ребенка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребенка и как можно полнее учитывать их. Если этого не происходит, семейные разногласия вам обеспечены. Разногласия и система запретов в семье порождают низкую самооценку и защитное агрессивное поведение вашего ребенка.

 2. Высокая самооценка — один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своем ребенке высокую самооценку поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите еще большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей,  не должно быть противоположных распоряжений (мама «хватит бегать», папа «побегай еще»). Если это происходит, ни о каком положительном отношении ребенка к физкультуре речи быть просто не может.

З. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребенок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной может быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребенок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. В этом родителям может помочь только одно глубокое знание особенностей своего ребенка, его доверие, чувство защищенности и значимости собственной личности. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить ее и только после этого продолжить занятие. Если этого не делать, возникнет стойкое неприятие любых занятий физическими упражнениями, в том числе и уроков физической культуры в школе.

5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи. Ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.

6. Важно определить индивидуальные приоритеты вашего ребенка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребенок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребенок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

 7. Не меняйте слишком часто набор упражнений. Если комплекс нравится вашему ребенку, пусть выполняет его как можно дольше – в этом случае он не будет «хватать верхушек», а прочно усвоит тот или иной навык, движение.

Приложение 11

Родительское собрание «Закаливание»

Задача. Показать значение закаливания для сохранения здоровья.

Литература. В.А.Иванченко. Тайны русского закала. – М.: Молодая гвардия, 1986.

В.Д.Сонькин, И.А.Анохина. Как правильно закаливать ребенка. – Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2003.

Зачем закаливаться? Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» писал о русских: «Они были быстрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоду, они удивляли своей быстротой, с чрезвычайной легкостью всходили они на крутизну, спускались в расселины, смело бросались на опасные болота и глубокие реки». Северных поморов принимали на корабли лишь тогда, когда человек мог по часу без обуви стоять на льду. Детей начинали парить в бане и купать в холодной воде сразу после рождения, даже при каждом нездоровье и каждом крике. Все это не о нас, а о наших предках.

Сегодня эту ситуацию можно сравнить с тем, как если бы 60-80 % вашего тела находилось в огне, а вы об этом ничего не знали и не подозревали. Каков же выход? Выход один – закаливание. В толковом словаре В.Даля записано: «Закаливать человека – значит приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости». Принципы закаливания: постепенность, регулярность, соизмерение нагрузки и собственных возможностей. И в наше время есть долгожители, которые занимаются закаливанием. Порфирий Корнеевич Иванов в 85 лет мог часами гулять без обуви и одежды на сильном морозе. Все свои болезни он лечил, окунаясь в прорубь или обливаясь холодной водой из колодца.

Закаливание солнцем

Ученые установили, что солнце усиливает иммунитет, укрепляет нервную систему, стимулирует обмен веществ и кроветворение. Солнце сверх меры вызывает перенапряжение надпочечников, снижает иммунитет. Следовательно загорать нужно с умом. Детям рекомендуется загорать от 3-5 минут в день. При этом полезно сочетать солнечные ванны с подвижной игрой. Нельзя загорать после бани или умывания с мылом (резко усиливается вероятность ожога).

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом спасает от сквозняков. При данном закаливании на человека действуют: атмосферное электричество, движения воздуха, температура. Начинают закаливание с воздушных полуванн, затем принимают полные воздушные ванны при комнатной температуре до 10 минут. Ежедневно прибавляя по 5 минут, доводят до 40 минут в день. Затем переходят на открытый воздух. По мнению специалистов, человек должен быть обнажен не менее 2 часов в день.

Закаливание водой

В действии холодной воды можно отметить три фазы:

  1. Кожа бледнеет (резкое сужение кровеносных сосудов).
  2. Через некоторое время сосуды расширяются, появляется ощущение тепла, порозовение кожи.
  3. Если холодная вода продолжает действовать – застой кожи, кожа синеет.

Для закаливания используют две фазы. Кратковременные (2-3 мин) прохладные водные процедуры повышают возбудимость. Так же действуют кратковременные (1-2 мин) очень горячие процедуры. Теплая вода понижает мышечное напряжение, вызывает сон. В порядке возрастающей интенсивности водные процедуры делятся на умывания, обтирания, души, ванны, купания. Высшая степень – обливание ледяной водой и моржевание. О том, как стать «моржом» рассказано в книге А.Н.Колгушкина «Путь к зимнему плаванию». (М.: Физкультура и спорт, 1993)

Закаливание паром

Еще Л.Н.Толстой говорил: «Без бани нам, как телу без души». Главный секрет бани – ее закаливающий эффект. Великий полководец А.В.Суворов считал баню лучшим  способом закаливания. Современники вспоминали: «В бане Суворов выдерживал ужасный жар, после чего на него выливали ведер десять холодной воды и всегда два ведра вдруг». На Руси победителям в соревнованиях дарили веники. Березовый – при болях в мышцах, для заживления ран, для курильщиков. Дубовый – для успокоения и людей с жирной кожей. Липовый – лучший при простуде. Ольховый – при ломоте в мышцах. Пихтовый при радикулитах. Крапивный при болях в мышцах. Что же дает веник?

  1. Массаж, усиливающий кровообращение, усиление обмена веществ.
  2. Фитоциды веника убивают микробы.
  3. Эфирные масла препятствуют старению. Не зря в народе говорят: «Который день паришься, тот день не старишься».

Закаливающий массаж

В одной легенде приводится любопытнейший факт. Как-то, обрабатывая поле, крестьянин случайно ударил себя по ноге. Неожиданно головную боль, от которой он страдал постоянно, как рукой сняло. С тех пор жители окрестных деревень, почуяв головную боль, специально ударяли себя камнем, палкой, кулаком. Давно замечено, что, воздействуя на кожу, можно снять усталость, улучшить самочувствие. Еще в Древнем Египте рабы делали массаж фараонам. В Древней Греции существовали специальные массажисты, которые натирали спортсменов до и после соревнований. В древнем Риме массаж применяли в медицине, спорте, повседневной жизни, Древние славяне  растирали уставшие руки и шею квашеной капустой, кислым тестом. На кожу действуют пальцами, палочками, катушками, скребницами. Русский богатырь И.М.Поддубный делал массажер из веревки. Он брал несколько веревок, завязывал из них 5-6 узлов. Этот массажер давал прекрасную зарядку, хорошо восстанавливал силы. При проведении массажа учитывают, что наши внутренние органы связаны с определенными участками кожи на теле, со слизистой оболочкой рта, ушной раковиной, ладонями подошвой, лицом. Широко известен точечный массаж. Говорят: «Найди точку – и ты будешь властелином всего организма». Их насчитывается несколько сотен. Их знают специалисты, именно они должны заниматься иглоукалыванием. Дело в том, что воздействие на точку может быть разным: коротким или длительным; днем или ночью; в разное время года. И эффект во всех случаях будет разным.

Закаливание запахом

Попробуйте женщину заставить употреблять духи, которые ей не нравятся. Сделать это невозможно. Почему? Обонятельный анализатор действует на весь организм. Родиной парфюмерии, по-видимому, является Египет; благовония, мази, курительницы использовались в храмах. С начала прошлого века запахи используются для лечения (ароматерапия). По данным А.М.Гродзинского, вдыхание эфирных масел мяты, лаванды, аниса улучшает мозговое кровообращение, повышает иммунитет. Все запахи можно разделить на 3 группы:

  1. Стимулирующие – гвоздика, лавровый лист, черный перец, кофе, смородина, рябина.
  2. Успокаивающие – апельсин, мандарин, валериана, герань душистая, лимон, роза.
  3. Нормализующие состояние мозга – мята.

Француз Жанн Валмэ рекомендует для повышения интеллекта ароматы гвоздики, лука, розмарина. Так что очень тщательно выбирайте для себя духи и одеколон.

Десять советов родителям

  1. Никогда не заставляйте ребенка делать то, что вызывает у него сильные отрицательные эмоции.
  2. Никогда не заставляйте ребенка делать то, что вы сами ни за что не согласились бы выполнять.
  3. Не забывайте, что закаливание – это физиологическая адаптация, а стало быть, зависит не только от вашего желания, но и от детского организма. Адаптация не может произойти мгновенно, каждая стадия должна пройти от начала до конца, только в этом случае можно рассчитывать на стабильные результаты.
  4. Не перескакивайте через этапы в процессе закаливания: это не только ведет к психоэмоциональному напряжению, но и способно вызвать у ребенка стойкое отвращение к предлагаемым ему упражнениям и процедурам.
  5. Любая адаптация, в том числе и закаливание, требует повышенных ресурсов. Особенно в такой период организм нуждается в витаминах. Летом и осенью проблем с этим нет – много ягод (особенно полезна смородина, богатая оскарбинкой) и фруктов, а зимой постарайтесь, чтобы у ребенка всегда были в достатке апельсины, бананы, яблоки, а чай после душа лучше пить с лимоном.
  6. Если ребенок, несмотря на закаливание, заболел, это всего лишь означает, что его иммунитет еще не полностью созрел. Начните все сначала после его полного выздоровления.
  7. Начинайте закаливание ребенка с самого простого и  приятного – обтирания мягким влажным полотенцем в жаркий летний день. Это доставит ребенку удовольствие, и у него установится положительная связь между процедурой закаливания и его собственными ощущениями.
  8. Помните, что на ребенка большое впечатление производит ваш собственный пример. Если вы кутаетесь в десять одежек при малейшем сквозняке, как огня боитесь холодной воды и никогда не ходите в баню, предпочитая собственную теплую ванну, то все ваши усилия закаливать ребенка окажутся тщетными. Попробуйте пройти все процедуры вместе с ним – вам обоим это доставит удовольствие.
  9. Одевайте ребенка так, чтобы ему было легко, удобно, и сухо. Если зимой мороз ниже 10С, то шерстяная одежда предпочтительнее меховой. Летом, весной и осенью главное – чтобы не намокли ноги: проверяйте, сухие ли носки у ребенка, когда он вернулся с прогулки. Прочная обувь не роскошь, а средство сохранения здоровья.
  10.  Занявшись закаливанием ребенка, не устраивайте соревнований с родными, соседями и знакомыми и не позволяйте другим членам семьи втянуть вас в подобную конкуренцию. Никого рекорда вам поставить не удастся, а вот испортить хорошее дело ненужным ажиотажем можно очень легко. Не переживайте, если другим детям что-то лучше удается, чем вашему, помните поговорку: «Цыплят по осени считают». Если вы вместе с вашим ребенком обошлись без простуд в течение полугода – это уже успех, и его надо не спеша закреплять и развивать. К тому же все дети разные, каждый – индивидуальность, и темп развития у каждого свой. И вообще: «Тише едешь – дальше будешь».

Приложение 12

Памятка для родителей

Если ваш ребенок участвует в создании проекта, то какова ваша роль?

Помните: вы играете роль источника информации наравне с такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!

Метод проектов – совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по своей сути. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств.

Этапы выполнения проекта:

  1. выдвижение первоначальных идей;
  2. выбор темы и задачи проекта;
  3. выбор лучшей идеи;
  4. планирование проектной деятельности;
  5. непосредственная реализация проекта;
  6. оценка и самооценка проекта;
  7. презентация проекта.

Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?

Выдвижение первоначальных идей –  помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;

записывать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. Чем больше идей, тем больше выбор.

Выбор темы и задачи проекта – помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор. Может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

Планирование проектной деятельности – помочь спланировать работу с учетом занятости ребенка; помочь скорректировать план проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

Непосредственная реализация проекта – потребуется совет родителей по подобранному списку литературы (дополнительно или снять какие-то источники, которые не соответствуют выбранной теме).

Оценка и самооценка проекта – дайте ребенку советы, помогающие ему скорректировать свою деятельность при выполнении следующего проекта. Обсудите с ним то, что он мог сделать без помощи родителей.

Презентация проекта – детям может потребоваться помощь в редакционной правке, прорепетировать выступление, снять волнение перед выступлением. Целесообразно присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить с удачным выступлением.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по проекту - ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь» проекта.

Приложение 13

Урок-путешествие по сказочной стране дорожных знаков.

Тема: Мы – пешеходы.

Цель: знакомство с правилами перехода на опасных участках дороги.

Задачи: выработать практические умения и навыки при переходе перекрёстков;

переход на разрешающий сигнал светофора и регулировщика;

проверить знание детьми дорожных знаков.

Оборудование: дорожная разметка, светофоры, дорожные знаки, плакаты, макеты автомобилей.

Ребята, сегодня на уроке мы отправимся на улицы города, где повторим все изученные правила дорожного движения, и подумаем, зачем они нужны.

Появляется Баба-Яга, смеётся, кривляется.

 Ха-ха-ха, вот и гости пожаловали! А вот и не сможете вы перейти через заколдованную Страну Дорожных Знаков.

Убегает, роняет бумажку.

Учитель поднимает и читает:

«Брат мой, Кощеюшка!

Сообщаю тебе о новой своей гадости. Я сегодня заколдую все светофоры и от этого во всей стране дорожных знаков будут случаться несчастья! Вот смеху то будет, когда станет много аварий.

Одно плохо. Всё колдовство может рухнуть, если кто-нибудь сможет правильно назвать все дорожные знаки, да ещё и выполнить одно моё хитрое задание. Выполнить они его не смогут, т. к. подсказка у Незнайки, а он всегда всё забывает, теряет, но всё же если кто-нибудь всё задания выполнит, то колдовство рухнет.

Б. Яга

А поможет в этом нам «Азбука города»

Город, в котором

С тобой мы живём

Можно по праву

Сравнить с букварём.

Да, ребята, прогулка нам предстоит трудная. Будем выручать страну дорожных знаков.

Азбукой улиц,

Проспектов, дорог,

Город даёт нам

Всё время урок.

Вот она, азбука, -

Над головой:

Знаки развешаны

Вдоль мостовой.

Азбуку города

Помни всегда,

Чтоб не случилась

С тобою беда.

Знание дорожных знаков и правил нам сегодня поможет. Главное – нужно соблюдать все правила, назвать дорожные знаки и выполнить задание Бабы-Яги. Но где же нам найти Незнайку?

Появляется Незнайка. Бежит по мостовой, чуть не попадает под машину, роняет плакат.

Незнайка, что же ты так по дороге ходишь, разве не знаешь, как правильно переходить улицу нужно?

Нет!

Оставайся с нами, мы тебя научим! Ребята, нужно подобрать плакат, который Незнайка уронил, ведь там подсказка. Нужно перейти проезжую часть. Как правильно это сделать?

Светофор.

Но смотрите – светофор сломался.

Посмотреть налево, дойти до середины дороги – посмотреть направо.

Появляется Баба-Яга.

Бегом, бегом нужно перебежать через дорогу!

Выбегает на проезжую часть и попадает под машину. Баба-Яга плачет, дети уводят её в медпункт.

Как им вернуться назад с плакатом?

Посмотрите: постовой

Встал на нашей мостовой.

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали?

Вы видали?

Все машины сразу встали

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ,

Через улицу идёт.

И стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

Приходят дети с плакатом, на котором зашифрована надпись: «Уважайте светофор!»

Где же нам искать эти светофоры? И почему их нужно уважать?

Отправляемся по «улицам», переходим по «пешеходным переходам», ходим по «пешеходным дорожкам», называя знаки: «Дети», «Стоянка автомобилей», «Проход пешеходов запрещён», «Место отдыха».

Пришли в парк, который обозначен знаком «Место отдыха», где нашли свёрток.

Что это?

Какой-то плакат.

Что на нём?

План какого-то города. Зачем он?

Вспомните подсказку, которая была у Незнайки.

Нужно пройти по дорогам от дома до школы.

Пройти можно только по зелёным сигналам светофора.

Дети на плакате чертят безопасный путь от дома до школы. Как только они это сделали, сразу начинают работать светофоры, а дети несут плакат Бабе-Яге.

Мы справились с твоим заданием.

Б-Я.: Так нечестно! Вы всё умеете, всё знаете, вы разрушили моё колдовство, а у меня ничего не осталось кроме костяной ноги! А я даже правил дорожного движения не знаю. Как я буду ходить по улицам?

Мы тебя научим!

Дети рассказывают Баба-Яге все правила, которые они выучили и прощаются.

Приложение 14

Работа над проектом «  Здоровым быть – долго жить!»

Методом «мозгового штурма» определяем, кто и  как предполагает решить поставленную задачу. Дети сразу отметили необходимость встреч с медицинскими работниками, родителями, с долгожителями поселка, с целью поиска интересных фактов, закономерностей, полезных советов, народных рецептов, что связано с работой в библиотеке, в архиве. Выбрали круг вопросов, которые помогут раскрыть тему. На вопрос: «Зачем нам это надо?» - ответ такой: «Хотим быть здоровыми и уберечь родных, друзей от болезней, жить долго и больше узнавать нового. Нам это в жизни пригодится, и с пользой проведем свободное от уроков время».

Для реализации проекта была собрана группа детей. При этом были поставлены следующие цели:

  1. научиться бережно относиться к своему здоровью;
  2. пополнять знания о здоровьесбережении;
  3. сохранить историческую память о долгожителях;
  4. подготовить материалы для санбюллетеня.

В процессе реализации проекта обсуждаем, каким должен быть здоровый человек, какие он имеет жизненные ориентиры, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, как удалось сохранить здоровье долгожителям. Чтобы найти ответы на поставленные вопросы,  нужно обратиться к медицинским работникам, организовать встречу со стоматологом,  окулистом и т.д., в библиотеку, где имеются подшивки газет, встреча со старожилами поселка.

Результатом поиска может быть альбом с фотографиями и биографией долгожителей, выпущен санбюллетень о здоровом образе жизни, проведен спортивный праздник, написаны  полезные советы по здоровому образу жизни и т.д.

Приложение 15

Игра «В стране дорожных знаков»

(родители мо гут быть болельщиками или участниками игровой про граммы)

Цель:   закрепление теоретических знаний учащихся, полученных  в  процессе  обучения  по  курсу правил дорожного движения.                                                

 Ведущий:

Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Согласны? А отправимся мы в Страну дорожных знаков. Ну что, поехали?

Но на чем же мы туда поедем? А вот на чем.

Красный вагон по рельсам бежит, Всех, куда надо, он быстро домчит. Заливистый звон его нравится детям, Так на чем же мы с вами поедем?

(Трамвай)

А где же мы его возьмем? Да вот где! Мы сдела ем его сами.

Главное в трамвае — звоночек. Чтобы все знали, что это мы едем, и уступали нам дорогу. А звенит он так: динь - динь - динь! Ну-ка, попробуем.

(Дети повторяют движение учителя).

Еще трамваю нужны двери, для того чтобы входить и выходить на остановках. Делать мы их будем так. Двери закрываются - наклоняемся влево. Двери открываются - наклоняемся вправо и помогаем себе голосом - ш-ш-ш.

Попробуем. Двери закрываются...

     (Дети наклоняются влево со звуком : ш- ш- ш...).

Двери открываются...

     (Дети наклоняются вправо).

В трамвае нельзя допускать безбилетного про езда. Давайте пробьем талончики компостером.

         (Хло пок в ладоши)

А про колеса забыли? Да уж без них да же сказочные трамваи не ходят. А стучать колеса будут так.

         (Топают ногами)

Быстрее, еще быстрее. Стоп!
Такое ощущение, что вы трамвайчиками и родились.

Но мы не можем ехать, не вспомнив правил поведения.

Итак, когда мы едем в трамвае, мы - кто? ...

        (Пассажиры.)

А как нужно пассажирам вести себя в транс порте?

Когда мы идем по улице, мы – кто?

        (Пешеходы.)

Если трамвай остановился на остановке, а нам нужно перейти на другую сторону улицы, то, как мы это сделаем?

       (Обойдем трамвай спереди, а лучше все го - подождать, пока трамвай отъедет.)

Молодцы!

Выходя на улицу,

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное - внимание!

В путь! Двери закрываются! Динь - динь - динь! Поехали!

Стоп! Двери открываются.

Остановка первая «Загадкино»

 Отгадайте загадки:

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги и бегут два колеса.

У загадки есть ответ, это мой...

(Велосипед)

(Автобус)

Что за чудо этот дом! Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

(Автобус)

Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

 Ходят красные дома.

(Трамваи)

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес,

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

 И тогда, поднявши пыль,

Побежит...

(Автомобиль)

 Какие марки автомобилей вы знаете?

(Конкурс между двумя командами. Побеждает та команда, которая последней даст правильный от вет.)

Едем дальше. Двери закрываются!
Динь-динь-динь!    Билеты   пробили,   поехали!    Стоп!
Двери открываются!

Остановка вторая «Светофорная».

Ведущий:

Я не буду вас спрашивать, что такое светофор и зачем он нужен, потому что уверен (а), что все вы это знаете. А вот как вы усвоили сигналы светофора, мы
сейчас проверим.

Подберите нужную рифму к стихотворению.

  1. Заучи закон простой,
    Красный свет зажегся:... (стой!)
  2. Желтый скажет пешеходу:

Приготовься к ... (переходу!)

3.        А зеленый впереди,
Говорит он всем  ... (иди!)

        Молодцы!

Ходить по улице опасно,

Когда у вас вниманья нет,

Но есть, друзья, зеленый, красный

И очень нужный желтый свет.

        Сейчас я буду читать стихотворение из книги
«Азбука безопасности» Олега Бедарева, а вы на своих
светофорчиках зажигайте нужный свет.

(Макеты светофорчиков дети изготовили на уро ке.)

 Внимание!

Есть сигналы светофора,

Подчиняйтесь им без спора!

Бурлит в движеньи мостовая.

Бегут авто, спешат трамваи.

 Скажите правильный ответ:

Какой для пешеходов свет?

(Дети  открывают  окошечко  с  красным кружком)

Правильно!

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт.

Особый свет –  предупрежденье!

Сигнала ждите для движенья

Скажите правильный ответ:

Какой горит при этом свет?

(Дети открывают окошечко с желтым кружком)

Правильно!

Желтый свет –  предупрежденье,

Жди сигнала для движенья.

Иди вперед,

  Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ:

Какой для пешеходов свет?

(Дети открывают окошечко с зеленым кружком) 

Правильно!

Зеленый свет открыл дорогу,

Переходить ребята могут.

Молодцы!

Для тебя горят они

Светофорные огни.

Красный – стой!

Желтый – дожди!  

А зеленый свет – иди!

Вы очень хорошо знаете сигналы светофора, пришло время потанцевать.

Если горит зеленый свет – вы весело танцуете, загорелся желтый – нужно      остановиться, ну а если за жегся красный – вы стоите на месте и грозите друг другу пальцем. Нельзя ходить на красный свет свето фора.

(Под музыку дети играют. Учитель меняет сиг налы светофора)

Молодцы! Едем дальше! Двери закрываются.
Динь-динь-динь! Пробиваем талончики компостером, поехали! Стоп! Двери открываются.

Но что такое? Что случилось? Беда! Дальше мы ехать не можем, потому что впереди сломан мост. Надо его починить. А чтобы мост починить, нам нуж ны плотники. Плотник - это тот, кто плотно позавтра кал. Все позавтракали? Тогда за дело!

(Ведущий  делит  всех присутствующих  на  три группы)

Ведущий:

Первая группа! Вы будете работать молотками, и де лать это будете так:

Стук - стук - стук - раз!

(Дети, изображая движения молотка, хором го ворят слова)

Ведущий:

Вторая группа! Вы будете рубить топориками, а де лать это будете так:

Тюк - тюк - тюк - два!

(Дети имитируют работу топором и хором гово рят слова)

 Ведущий:

Третья группа! Вы будете пилить так:
Вжик - вжик - вжик - три!

(Дети имитируют работу пилой и хором гово рят слова)

Ведущий:

А теперь все вместе говорим волшебные слова: «Все готово. Посмотри!»

Вот под такую чинильную считалку мы будем, работать. Попробуем?

Стук- стук- стук, раз!
Тюк - тюк- тюк, два!
Вжик - вжик -  вжик, три!
Все готово. Посмотри!        

Что-то медленно работаем.

Давайте еще раз и быстрее!

(Несколько раз, ускоряя темп, ведущий вместе с детьми повторяет считалку, а участники игры «чи нят» мост.)

Молодцы! Мост мы починили, теперь необхо димо восстановить движение. Для этого нужно поста вить светофор.

Конкурс команд «Кто быстрее соберет свето фор».

(Из кусочков мозаики собрать целую картинку светофора. Игру можно провести в виде эстафеты.)

Ведущий:

 Чтобы ехать дальше, давайте повторим прави ла движения.

 Игра «Разрешается, запрещается».

(Если дети согласны с утверждением учителя, - они хором говорят: «Разрешается», если не согласны, то говорят: «Запрещается»)

Ведущий:

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения

Нужно помнить,

Нужно знать Правила движения.

Итак:

  1. Играть на мостовой... (запрещается)
  2. Переходить улицу при зеленом свете светофора...
  3. Перебегать улицу перед близко идущим транспортом...
  4. Переходить улицу по подземному переходу...
  5. Переходить улицу при красном свете светофора...
  6. Помогать старикам и старушкам переходить улицу...
  7. Переходить улицу при желтом свете светофора...
  8. Цепляться за проезжающие машины...
  9. Играть на проезжей части...
  10. Дергать девочек за косички...

Это хоть и не правила движения, но правила ува жения.

  1. Переждать  поток  машин  на островке  безопасности .
  2. Болтать на уроках...

•        Уважать правила движения...
Ведущий:

Молодцы! Поехали дальше.

Двери закрывают ся! Динь-динь-динь! Талончики пробили, поехали!

Стоп! Двери открываются! Следующая остановка «Игровая».

 

Остановка «Игровая»

(Учитель проводит командные соревнования в ви де эстафеты.)  

Литература

  1. Агаджанян, Н.А., Катков, А.Ю. Резервы нашего организма. – М., 1991.
  2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. –  М., 1987.
  3. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М., Параничева, Т.М. Режим дня школьника. – М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2003.
  4. Буянов, М.И. Размышления о наркомании: Кн. для учителя. –  М., 1990.
  5. Гавалов, С.М., Демченко А.Е. Не кури, мама. –  Новосибирск, 1989.
  6. Жариков, Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. – М., 1991.
  7. Иванченко, В.А. Тайны русского закала. – М.: Молодая гвардия, 1996.
  8. Казьмин, В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М., 1989.
  9. Колесов, Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М., 1982.
  10. Колесов, Д.В. Беседы о половом воспитании. – М., 1986.
  11. Колесов, Д.В. Не допустить беды: О сущности и профилактике наркомании и токсикомании. – М., 1988.
  12. Колесов, Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании: Кн. для учителя. – М., 1989.
  13. Копылов, Ю.А., Малыхина, М.В., Полянская, Н.В. Физическое воспитание младшего школьника в семье. – М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2003.
  14. Коростелев, Н.Е. От А до Я. – М., 1987.
  15. Лисицын, Ю.Н., Радбиль, О.С., Комаров Ю.М.. Когда привычка приводит к болезни. – М., 1986.
  16. Сонькин, В.Д., Анохина, И.А. Как правильно закаливать ребенка. – М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2003.
  17. Умецкий, О.С. Совсем не личное дело. – Мурманск, 1986.
  18. Шевердин, С.Н. У опасной черты: Как уберечь детей от алкоголизма. – М., 1987.
  19. Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. –  М., 1986.