Работа с одарёнными детьми.
материал по теме

Абдрахманова Айгуль Маратовна

 

Данная работа поможет учителям составить карту одарённости учащихся и составить план работы с мотивированными детьми..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта одаренности детей

(для родителей)

Уважаемые родители! Данная карта поможет вам определить, какой тип одаренности - ин теллектуальный, академический, творческий (креативный) или социальный, - возможно, присущ вашему ребенку. Отметьте качества, характерные для вашего ребенка. Область, в которой окажется наибольшее количество отмеченных качеств, определит тип его одаренности.

1. Интеллектуальный тип одаренности (высокий уровень общих умственных способностей, умственных способностей в одной области знаний):

  1. склонность к философскому осмыслению материала;
  2. нестандартность мышления;
  3. эрудированность в одной или нескольких областях науки, искусства;
  4. индивидуальный стиль деятельности;
  5. неровная успеваемость;
  6. несоответствие общему темпу работы;
  7. странное, непонятное поведение;
  8. неумение общаться, конфликтность;
  9. неспособность понять очевидное (тугодумие);
  10. неподчинение большинству или руководству.

2.        Академический тип одаренности (широкая способность к обучению; повышенная способность к обучению, проявляющаяся в какой-либо одной области знаний):

  1. высокая успеваемость;
  2. устойчивость внимания;
  3. хорошая память;
  4. высокая скорость мышления;
  5. безошибочное воспроизведение материала;
  6. активность;
  7. усидчивость;
  8. целеустремленность;
  9. дисциплинированность;
  10. организованность;
  11. эрудированность;
  12. умение поддержать общее дело;
  13. легкость в общении;
  14. владение богатым словарным запасом;
  15. свобода в выражении мыслей.

3.        Творческая одаренность (креативность):

  1. нестандартность мышления;
  2. индивидуальный стиль деятельности;
  3. развитость воображения;
  4. любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;
  5. изобретательность, находчивость;
  6. гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;
  7. оригинальность мышления, склонность к необычным решениям;
  8. самостоятельность и независимость в суждениях;
  9. стремление к самостоятельной работе над заданиями, связанными с собственными интересами;
  10. широта и глубина интересов;
  11. устойчивость увлечений и интересов.

4.        Социальная одаренность:

  1. общительность (популярность в классе);
  2. хорошо развитая интуиция;
  3. способность к сопереживанию;
  4. ярко выраженное чувство юмора;
  5. умственное развитие выше среднего;
  6. занятость в различных общественных мероприятиях;
  7. умение принимать решения;
  8. способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;
  9. терпимость и терпение в работе с людьми;
  10. инициативность;
  11. ответственность;
  12. организаторские способности.

Таблица результатов типа одарённости учащихся.

ФИ

Результат

1

Тест-опросник для родителей "Способности вашего ребенка"

Уважаемые родители! Данный тест поможет вам на основе собственных наблюдений опреде лить, в чем талантлив ваш ребенок, к какой области творческой деятельности он склоняется. Ответьте "да" или "нет"на предлагаемые вопросы. За каждый положительный ответ поставь те 1 балл, за каждый отрицательный - 0 баллов.

1. Находит ли порой ваш ребенок необычное применение каким-либо предметам?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7.  Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

8. Делал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существовало?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать по-своему?

10.  Боится ли ребенок темноты?

11. Изобретал ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13.  Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14.  Был ли этот его замысел удачен?

15.  Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли собственный вкус в выборе одежды?

18. Есть ли у ребенка свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретаете ли собственные игры и развлечения?

23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Результаты

От 20 до 23 баллов: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом. Обладает всеми задатками творческой личности.

От 15 до 19 баллов: ребенок не всегда обнаруживает свои способности; находчив и сообра зителен лишь тогда, когда заинтересован чем-либо. Помогайте ему добиваться успеха в интере сующей его области.

От 8 до 14 баллов: ребенок сообразителен. Как правило, этого достаточно для многих обла стей знаний, где собственный взгляд на вещи необязателен, но мало для занятий творчеством.

Менее 8 баллов: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хо роший исполнитель даже в сложных профессиях.

Таблица результатов способностей учащихся.

ФИ

Результат

1

Тест для учителей "Определение креативности обучающихся"*

Заполнение опросника занимает 10-20 мин. Для оценки креативности по представленному опроснику эксперт наблюдает за социальным взаимодействием интересующего лица в той или иной ситуации (во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т. п.).

Опросник

Оцените по пятибалльной шкале степень проявления каждым учеником приведенных харак теристик. Каждое утверждение оценивается следующим образом: никогда - 1; редко -2; иногда -3; часто - 4; постоянно - 5. По итогам исследования следует заполнить лист ответов.

1. Ребенок ощущает тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

2. Выдвигает и выражает большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

3. Предлагает разные виды, типы, категории идей (гибкость).

4. Предлагает дополнительные идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
5. Проявляет воображение, чувство юмора и развивает гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).

6. Находит неожиданное решение какой-либо проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

7. Воздерживается сразу занимать первую пришедшую в голову общепринятую позицию, вы  двигает различные идеи и выбирает лучшую из них (независимость, нестандартность).

8. Проявляет уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения; берет на
себя ответственность за нестандартную позицию, отстаивает собственное мнение, содействующее решению проблемы (уверенное поведение с опорой на самого себя, самодостаточность).

Результаты

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оцен ка - 8, максимальная - 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов тому или иному уровню креативности.

От 40 до 34 баллов: очень высокий уровень креативности.

От 33 до 27: высокий уровень.

От 26 до 20: нормальный, средний уровень.

От 19 до 15: низкий уровень.

От 14 до 8: очень низкий уровень.

Таблица результатов креативности  учащихся.

ФИ

Результат

1

2

3

4

5

6

7

8

1


Экспертная оценка одаренности*

Данная методика содержит четыре опросника:

  1. "Способность ребенка к обучению";
  2. "Мотивационно-личностные характеристики ребенка";
  3. "Творческие характеристики ребенка";
  4. "Лидерские характеристики ребенка".

Перед работой с опросниками в свободной форме дается вводная инструкция. Экспертное оценивание можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Оценку могут проводить как один, так и несколько экспертов одновременно. Аналогично можно оценивать как одного ребенка, так и целую группу детей. Время заполнения опросников не ограничено. Можно заполнить либо все четыре опросника, либо один. Каждый пункт следует оценивать безотноси тельно других. Экспертами могут быть педагоги и воспитатели, хорошо знающие детей. Сумма баллов, набранных обучающимся, соответственно свидетельствует об уровне развития у него тех или иных способностей или характеристик, т. е. одаренности.

Оценочные баллы: постоянно - 4; часто - 3; иногда - 2; редко - 1.

                                                   Опросник 1

"Способность ребенка к обучению"

Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.

1. Имеет обширный словарный запас для своего возраста; осмысленно использует термины;
речь - беглая, выразительная, разработанная.

2. Владеет большим запасом информации в различных областях (интересы выходят за рамки
обычных интересов сверстников).

3. Умеет быстро понимать, запоминать и воспроизводить фактическую информацию.

4. Способен глубоко понимать причинно-следственные связи; пытается выяснить, почему про исходит что-либо; задает много вопросов, ответы на которые помогают раскрыть истинный глубинный смысл вещей (в отличие от информационных и фактических вопросов); хочет знать, что является движущей силой, лежит в основе поступков и мыслей людей.

5. Легко усваивает основные принципы, быстро делает обоснованные заключения и обобщения по поводу тех или иных людей, событий, предметов; ищет сходство и различие между событиями и предметами.

6. Тонкий и проницательный наблюдатель; в рассказах, фильмах и прочем "видит больше", чем остальные.

7. Любит читать (или слушать, когда ему читают), обычно предпочитает книги для детей более старшего возраста; не избегает трудного материала; любит рассматривать и изучать детские энц иклопедии, атласы.

8. Пытается понять сложный материал, анализируя и разделяя его на составные части;
делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения.

Таблица результатов способности к обучению учащихся.

ФИ

Результат

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Опросник 2

"Мотивационно-личностные характеристики ребенка"

Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.

1. Глубоко погружается в интересующие его темы и проблемы, настойчив в поиске путей реше ния проблемы (иногда бывает трудно переключить его внимание на другую тему).

2. Ему быстро надоедает обычная, знакомая, выполняемая строго по инструкции работа.

3. Выполняя изначально вдохновившую его работу, практически не нуждается во внешней мо тивации и стимуляции.

4. Стремится к наилучшему результату, самокритичен; редко удовлетворен темпом и результатом своей работы.

5. Предпочитает работать самостоятельно, от взрослых требуются лишь первоначальные инструкции.

6. Многими "взрослыми" проблемами интересуется больше своих сверстников.

7. Часто отстаивает свое мнение (иногда даже излишне активно), проявляет упорство в убеждениях.

8. Любит организовывать и структурировать вещи, людей, ситуации.

9. Его всегда интересуют правда и ложь, добро и зло; часто судит о людях, событиях и предметах, оценивает их.

Таблица результатов мотивационно – личностной характеристики  учащихся.

ФИ

Результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Опросник 3

"Творческие характеристики ребенка"

Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.

1. Проявляет чрезвычайную любознательность в самых разных областях; постоянно задает вопросы.

2. Выдвигает большое количество различных идей или решений той или иной проблемы; часто дает необычные, нестандартные и оригинальные ответы.

3. Настойчив, свободен и независим в выражении своего мнения, в споре бывает эмоциональным и горячим.

4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.

5. Предпочитает задания на развитие мышления; фантазирует, обладает развитым воображением (интересуется, что произойдет, если...); любит применять, улучшать и изменять идеи и объекты.

6. Обладает тонким чувством юмора, и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смеш ными другим.

7. Более эмоционален и импульсивен по сравнению с другими детьми; для мальчиков - более
свободно проявляет "типично женские качества", например чувствительность; для девочек - более независима, активна и настойчива, чем ее сверстницы.

8. Обладает чувством прекрасного - уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.

9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть непохожим на других,
индивидуалист (в частности, умеет и любит работать в одиночестве), не интересуется деталями,
спокойно относится к творческому беспорядку.

10. Не склонен полагаться на авторитетное мнение взрослых без его критической оценки.

Таблица результатов творческой характеристики  учащихся.

ФИ

Результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

       Опросник 4

"Лидерские характеристики ребенка"

Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.

1. Несет ответственность за свои поступки. На него можно положиться - он сделает то, что
обещал, и, скорее всего, сделает это хорошо.

2. В общении с взрослыми чувствует себя так же уверенно, как со сверстниками.

3. Не ощущает беспокойства и дискомфорта, когда его просят показать свою работу всей группе.

4. Пользуется расположением сверстников.

5. Сотрудничает как со взрослыми, так и со сверстниками; стремится предотвращать конфлик ты и, как правило, ему это удается.

6. Вполне способен к самовыражению. За счет хорошо развитой речи его легко понять.

7. Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях; не выглядит обескураженным, когда меняется привычный уклад.

8. Воодушевлен, когда находится среди людей; любит общаться, не любит одиночество.

9. Стремится быть первым, превосходить окружающих; как правило, руководит деятельностью, в которой принимает участие.

10. Принимает активное участие в различных мероприятиях. Всегда готов участвовать в под
готовке к праздникам, соревнованиям и пр.

11.Выделяется в различных видах спорта, обладает хорошей координацией и увлекается
спортивными играми.  

Таблица результатов лидерской характеристики учащихся.

ФИ

Результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1




Предварительный просмотр:

Примерный план индивидуальной работы с мотивированными учащимися

 

Содержание работы

Сроки

Участники

Результаты

Ответственный

1

Изучение нормативных документов по работе с мотивированными учащимися

Сентябрь

Изучение и реализация

Классный руководитель

2

Составление списков мотивированных учащихся

Сентябрь

Списки

Классный руководитель

3

Планирование работы

Сентябрь

План работы

Классный руководитель

4

Составление карты одарённости детей:

  1. тип одарённости;
  2. способности ребёнка;
  3. определение креативности учащегося;
  4. экспертная оценка одарённости

Октябрь - ноябрь

Карта одарённости

Классный руководитель

5

Организация работы предметной школы по математике

В течение года

Учитель начальных классов

6

Организация работы предметной школы по русскому языку

В течение года

Учитель начальных классов

7

 Школьный конкурс на лучшего читателя военно – патриотической литературы в номинации «Эту книгу невозможно забыть»

Сентябрь

Школьный библиотекарь

8

 Городская лёгкоатлетическая эстафета в зачёт  IV Спартакиады учащихся начальной школы «Дети Ямала за здоровый образ жизни»

Сентябрь

Начальник Управления физической культуры, спорта и

туризма

9

Школьный конкурс сочинений «Мои любимые бабушка и дедушка»

Октябрь

Учитель начальных классов

10

Городской конкурс детских творческих работ ко Дню пожилого человека «Мой любимый дедушка. Моя любимая бабушка» в номинации «Изобразительное искусство»

Октябрь

Начальник Управления образования

11

Городской конкурс детских творческих работ ко Дню пожилого человека «Мой любимый дедушка. Моя любимая бабушка» в номинации «Декоративно – прикладное искусство»

Октябрь

Начальник Управления образования

12

Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок – 2011»

Ноябрь

13

Всероссийское математическое тестирование «Кенгуру – выпускникам»

Январь

Институт продуктивного обучения российской академии образования,

центр технологии тестирования «Кенгуру плюс»

14

Международный игровой конкурс по МХК «Золотое руно»

Февраль

15

Школьная олимпиада по краеведению «Я – Уренгоец! Я – житель ЯНАО»

Февраль

Учитель начальных классов

16

Всероссийская эвристическая олимпиада младших школьников «Совёнок – 2011»

Март

Горев П. М.,

Утёмов В. В.,

центр инновационных технологий в образовании

ООО «Клевер»

17

Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру – для всех»

Март

18

Школьная олимпиада по математике

Март

Учитель начальных классов

19

Школьная олимпиада по русскому языку

Март

Учитель начальных классов

20

Школьная научно – исследовательская конференция учащихся «Первые шаги – 2011»

Март

Руководитель НОУ «Росток»

21

Городской конкурс исследовательских работ «Я – исследователь»

Март

Директор МОУ НИМЦ

22

Конкурсная программа для девочек «Супер – Золушка 2011»

Март

Директор МОУ ДОД дома детского творчества

23

Открытая конференция исследовательских работ и творческих проектов эколого – биологической направленности «Шаг а науку»

Апрель

Генеральный директор ОАО «Сибнефтегаз»,

Директор МОУ ДОД «ДЭС»

24

Всероссийский конкурс «ЧИП»

Апрель

25

Школьная олимпиада по математике, с целью набора обучающихся в 5 класс Малой физико – математической школы

Апрель