Как учились дети в старину
план-конспект урока (2 класс) по теме

Дамирова Эльвира Дявлятовна

Занятие по проектной деятельности из цикла "Мы живем в Мордовии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_proektnoy_deyatelnosti.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

"Как учились дети в старину"

Цели:

  1. Знакомство учащихся с историей своего Отечества.
  2. Формирование мотивации к учению.
  3. Воспитание любви к родному краю.

Ход мероприятия

      Чтение предложения учащимися вслух “С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь”.

Учитель:

       Объясните смысл данной пословицы.

( Грамотному все дороги открыты, а неграмотному очень тяжело жить)

       Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников?

       Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели узнать?

Ответы учащихся:

Когда появилась первая школа?

– Как учились наши сверстники?

- Какие были у них учебники?

– Какие предметы преподавались?

– Как долго продолжались уроки?

– Кто был учителем?

Учитель:

  Итак, определите тему нашего занятия.

Учащиеся:

    Как учились школьники в старину

Учитель:

    Ребята, чтобы получить ответы на ваши вопросы, я приглашаю вас и наших гостей  совершить путешествие в далекое прошлое,

    Мы с вами перенеслись на несколько веков назад и очутились в старинном мордовском селе.

Ученица (Плотникова Настя)

Мордовский край! Родимая Отчизна!

Мне близок сердцу каждый уголок!

И пенье птиц, и щебет соловьиный,

Краса полей и широта лесов!

Учитель:

  В древности мордовский народ занимался, в основном, земледелием. С ранней весны до поздней осени работали крестьяне в поле, чтобы прокормить свою семью.

   Но сейчас зима. Убран урожай. Пусто в поле и на улице. Тишина кругом… Хотя, – нет! Слышите: песня! Это девушки собрались на посиделки, работают, напевая любимый мотив.

   И ребятишек не видно на улице…

   Ах, да! Ведь они учатся!  В старину по древнему обычаю детей отдавали на учение  в день святого пророка Наума, называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так: “Пророк Наум наставит на ум”.

     В этот день родители благословляли своих детей на ученье. Да и сами ученики просили у святого Наума “Батюшка Наум благослови на ум”!

Ученик:

А кто такой Наум? И почему его называют Грамотником?

Ученик:

    Наум – это один из ветхозаветных пророков, он жил в 7 веке до Рождества Христова. Подробности его жизни неизвестны, но сохранилась «Книга пророка Наума».

   Издревле русский народ почитал Святого Наума помощником во всякого рода умственных занятий. Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать (показывает портрет Наума).

Учитель:

- Ребята, а как вы думаете, почему именно Наума  народ выбрал покровителем грамотеев?

- Правильно, из-за созвучия слов – ум и Наум. Но есть и ещё одна причина. Именно с дня Наума (с 14 декабря ) начинали учить детей грамоте. Отсюда и название – Грамотник.

Ученик :

    Вот здорово! На целых три месяца учебный год позже начинался! Вот бы нам так! А почему так поздно дети в школу шли?

Ученица:

    Как ты не понимаешь?! Ребятишки-то крестьянские шли грамоте учиться. Осенью крестьяне урожай собирали, а дети помогали и в поле, и в доме. А зимой работы было поменьше, а времени для освоения грамоты – больше.

Ученик :

   А какой была школа в прошлом?

Учитель:

   Для семьи день начала учёбы был особым праздником, к нему готовились заранее, договаривались с учителем – приходским дьячком, то есть помощником сельского священника.

Ученик :

Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали:

Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.

Учитель:

   Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока. Отроками называли мальчишек 10-12 лет, подростков.

Ученица :

А почему только мальчишек благословляли? А девочек как же?

Ученица:

А вот девочки вообще грамоте не учились. Считалось, что женщинам грамота не нужна, ее основная работа растить детей и заниматься хозяйством. Вот и учили девочек шить, вязать, вышивать.

Ученица :

Какая несправедливость! Ну, а дальше что делали?

Ученица  :

После службы в церкви дома у ученика встречали с почётом учителя, сажали его на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму, а за леность угощать побоями.

А мать должна была плакать, иначе худая молва пойдёт. Сын отвешивал три земных поклона учителю, а учитель трижды ударял ученика по спине плёткой…

Ученик :

Как это? Учитель – и бил плёткой? А за что?

Ученица :

Пока ни за что. Заранее, чтобы отрок не озорничал, а учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы.

Ученица:

    На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. А перед уроком дети читали молитву: «Святой пророче, Божий Науме, вразуми мя»

Учитель:

   Урок уже начался. Давайте потихоньку, чтобы не мешать маленьким школьникам, заглянем в класс.

    Это обыкновенная деревенская изба. Посредине стол. На лавке сидят ученики. Во главе стола – учитель. А рядом с ним связка прутьев – розги. За неаккуратность, за другие школьные шалости учеников строго наказывали.

Ученик:

        Раньше в мордовских селах обучали детей на дому по несколько человек.    Школы появились позднее.

     Писали детишки на бересте или церах – дощечках с пчелиным воском.

   Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником   отдельно.

   Ученики учили по букварю славянскую азбуку: аз, буки, веди, глаголь, добро.

Ученик:

    Это он сейчас что сказал? Какой глаголь, что значит веди?

Ученица:

    Так раньше буквы назывались. Буквы русского алфавита а, бэ, вэ, гэ, дэ, а раньше были аз, буки, веди, глаголь, добро… Поэтому каждую букву учили целую неделю, а то и две. Тогда-то и сложилась пословица: «Азбука - наука, а ребятам мука».

Учитель:

   Давайте попросим учеников что-нибудь прочитать из их азбуки и попробуем перевести на современный язык.

Ученик:

мыслете аз мыслете аз  (мама)

добро он мыслете  (дом)

ша коко он люди аз  (школа)

Учитель:

   Часто ученикам приходилось читать, кроме азбуки, и рукописные книги, в которых  писали без гласных и без пробелов. Кнглчшйпдрк  (Книга лучший друг)

Ученик:

А провинившегося  ученика на перемену не пустят? Или к директору отведут?

Ученик:

       В древней школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали. Правила были строгие: попить можно было за весь день только три раза, а по нужде выйти всего два раза.

       Особо учили бережно обращаться с книгами, их нельзя было класть на лавку, а только на стол.

       У них не было отдельных уроков, как у нас. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один только делает первые шаги, зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий уже вслух читает слова… Шум стоит невообразимый!)

Ученица:

     Недаром сложилась пословица: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

Ученица:

     А как же дьячок-учитель им оценки ставил?

Учитель:

     А никак не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой. А не выучил – вот плётка, вот розги.

      За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.

       Я перевела для вас на наш современный язык: “Если тебя высекут – сразу захочешь учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать домашнее задание”.

Ученик:

      Да вы шутите! Разве можно учеников плёткой или розгой?

Дьячок-учитель:

     Можно и не розгой. Кто учителя не слушается – поставят того на горох в угол на колени. Или без обеда оставят.

«Если кто урока не учит, таковой из школы свободного отпуска не получит…»

Учитель:

   Саша, ты ещё завидуешь отрокам, что они не с первого сентября в школу шли, а позже?

Ученик:

     Нет, я уж лучше сейчас учиться буду.

Учитель: Ребята, наше путешествие пошло к концу. Нам пора прощаться с маленькими школьниками из прошлого. Получили ли вы ответы на свои вопросы? Что же запомнилось вам больше всего? (Ответы детей)

Ученик:

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:

Ученица :

А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для науки
По субботам их порол.

Ученик:

Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.

Ученица :

Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На старинном  языке.

Учитель:

       Ребята, вы убедились, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. Учиться стало интереснее, обучение стало доступным для всех.

        Вы – ученики. И учеба сегодня – ваш основной труд. Можно сказать,  это ваша профессия.

        Чтобы овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость.

         Ваша школьная отметка – это результат вашего труда. Если вы что-то не уяснили, что-то у вас не получается, следует проявить усилия и достичь поставленной цели. А мы,  ваши учителя и родители,  поможем вам в этом.