Главные вкладки

    Фитодизайн
    методическая разработка (1,2 класс) по теме

    Это программа дополнительного образования. В сфере перехода на ФГОС мы имеем дополнительные часы, на которых даём детям дополнительное образование. Занятия по данной программе позволят решить несколько важных задач в воспитании детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fitodizayn.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Фитодизайн предполагает работу с растениями. Это уход за растениями и выполнение разнообразных поделок из растений .

    Цель данной программы: развивать эстетический вкус ребенка, формируя понимание значимости трудовой деятельности.  

    Занятия с детьми фитодизайном способствует развитию у них воображения, эмпатии и раскрытию творческого потенциала. Являясь мощным терапевтическим средством, они в то же время приводят к нормализации психических процессов у детей: частично или полностью избавляют их от различных психологических комплексов. Так, работа с цветами развивает у ребенка воображение, которое способствует раскрытию его индивидуальности, а положительные эмоции, получаемые от соприкосновения с миром прекрасного, миром цветов, становятся фактором лечения детской психики. В целом занятия фитодизайном помогают ребенку справиться с различными жизненными трудностями, адаптироваться в социальной среде.

    Человеческая психика имеет четыре постоянно развивающихся составляющих: память, мышление, восприятие, воображение. Они соответствуют видам психической деятельности, сопровождающим человека на протяжении всей его жизни. Индивидуальность определяется природными задатками, которые проявляются уже в детском возрасте. Чем своеобразнее индивид, тем самобытнее его личность. Отсюда проистекает важность раннего выявления задатков.

       В   выявлении задатков психики ребенка большую роль играет его обучение. Обучение фитодизайну предполагает передачу знаний и умений от педагога к ученикам по предмету «Растениезнание». Эта передача происходит через объяснение, показ растений, требование и помощь, причем каждый из способов выполняет свою роль в процессе общения и обучения.

    С помощью комнатных растений мы пытаемся восполнить недостаток общения с природой. Зрительный анализатор глаз, пытается «зацепиться» за что-то, что помогло бы организму отдохнуть. Воздействие цвета происходит как на физиологическом, так и психологическом уровнях.

    Занятия с комнатными растениями успокаивают человека. Оформление комнатными цветами помещений способствует снятию психологического напряжения у детей. Озеленение помещений, где проводят групповые занятия с детьми 7-10 лет, способствует их санированию. Улучшает микроклимат: снижает запыленность, шум, а также создается благоприятная психологическая обстановка.

    Занятия по фитодизайну предполагают развитие у ребенка речевого общения. Он учится наблюдать за живой природой, понимать ее. Занятия создают атмосферу безопасности и спокойствия, что немаловажно для детей с подвижной нервной системой.

    Успешное общение на занятиях способствует формированию у ребенка уверенности в себе в компании сверстников, успешности в школе, а в дальнейшем и во взрослой жизни.

    На занятиях по фитодизайну открываются большие возможности для трудовой деятельности. Доступность «материала», комнатных цветов, позволяет широко использовать их в повседневной жизни, вместе с тем развивая эстетический вкус ребенка, формируя у него понимание значимости трудовой деятельности. Эта работа дает ребенку радость от процесса труда и его результатов, развивает в нем понимание гармонии и чувство меры. Занятия помогают осознать себя частью большого мира.

    В процессе занятий фитодизайном решаются следующие задачи:

    Профилактика нарушений здоровья, ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии детей младшего школьного возраста;

    Развитие познавательной сферы;

    Обучение трудовым навыкам и умениям по уходу за комнатными растениями с учетом психического и физического развития личности;

    Привитие коммуникативных навыков детям при работе в детском коллективе;

    Создание условий для гармоничного развития личности ребенка, для формирования эмоциональной устойчивости, нравственно-волевых качеств, уважения к природе, гордости за результаты своего труда;

    Преодоление детских упрямства, эгоизма, лени;

    Формирование устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с живой природой;

    Пробуждение у детей стремления развивать свои умения и навыки.

    «Фитодизайн» представляет собой интеграционный и коррекционно-развивающий курс эстетического и трудового воспитания детей от 7 до 10 лет. Содержание программы распределяется по видам деятельности. Обучение отдельному виду деятельности составляет 2-3 месяца. В каждом тематическом курсе предусмотрено усложнение заданий.

    Данная программа модифицированная, в основу положена программа кандидата педагогических наук С.Макаренко.

      Программа реализуется в течение 2 лет по 2 часа  в неделю. При ведение данного курса используются наглядные, словесные, практические методы во взаимосвязи.

    Учебно-тематический план 

    1 года обучения (68 часов)

     № раздела

    Название

    Раздела

    Количество часов

    Всего

    Теоретич.

    Практич.

    1.

    Вводное занятие.

    Уход за

    комнатными

    растениями

    1

    17

    6

    11

    Составление

    композиционных

    букетов из цветов

    и сухоцветов

    16

    3

    13

    Рисование растений

    10

    2

    8

    Изготовление цветов

    из пластилина

    10

    2

    8

    Оформление

    Помещений

    5

    1

    4

    Создание картин

    из сухоцветов

    9

    2

    7

    Содержание программы 

    1 года обучения

    Раздел 1.Уход за комнатными растениями.

    Знакомство с комнатными цветами.

    Цветы в доме. Правила ухода за растениями.

    Защита растений. Размножение растений. Пересадка растений.

    Практич.работа: уход за растениями. Поливаем, рыхлим землю, убираем сухие листья, опрыскиваем растения. Пересадка растений. Озеленение помещений.

    Экскурсия на природу.

        Раздел 2. Составление композиционных букетов из цветов и сухоцветов.

    Искусство икебаны.

    Выставка букетов. Экскурсия на природу.

    Практич.работа: сбор материалов (цветов, трав, веток). Составление букетов из полевых цветов. Правила засушивания природного материала. Составление букетов из сухоцветов.

    Раздел 3. Рисование растений.

    Цветы в доме. Рисунки по интерьерному озеленению.

    Растения и ткани. Роспись по ткани. Восприятие цвета через растения. Восприятие формы через растения. Отображение растений в рисунке.

    Раздел 4. Изготовление цветов из пластилина.

    Отображение растений в пластилине. Восприятие формы через растения.

    Раздел 5. Оформление помещений.

    Стили интерьера. Приемы озеленения. Представители различных семейств в интерьере. Интерьерные растения и аксессуары.

    Раздел 6. Создание картин из сухоцветов.

    Отображение природы в литературных произведениях. Подготовка выставочной экспозиции.

    Выставка рисунков, поделок.

    Знания, умения, навыки к концу 1 года обучения:

    -знать названия(родовые)и отличительные(морфологические) признаки 3-4 комнатных растений;

    - уметь правильно ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю, удалять пыль, убирать сухие листья, пересаживать.

    - выполнять правила поведения в природе;

    - знать способы размножения растений;

    - собирать природный материал и правильно его сушить;

    - составлять букеты из цветов, композиции.

    Учебно-тематический план 

    2 года обучения (68 часов)

    № раздела

    Название

    Раздела

    Количество

    часов

    Всего

    Теорет.

    Практич.

    1.

    Уход за

    комнатными

    растениями.

    16

    5

    11

    2.

    Составление

    композиционных

    букетов из цветов и сухоцветов.

    18

    3

    15

    3.

    Рисование растений.

    14

    2

    12

    4.

    Изготовление цветов из пластилина.

    6

    2

    4

    5.

    Оформление помещений.

    6

    1

    5

    6.

    Создание картин из сухоцветов.

    8

    1

    7

    Содержание программы 

    2 года обучения

    Раздел 1. Уход за комнатными растениями.

    Знакомство с комнатными растениями. Цветы в доме. Правила ухода за растениями. Защита растений. Размножение растений. Пересадка растений.

    Практич.работа. Опыты и наблюдения: изменение внешнего вида растений. Определение условий для роста растений: влага, тепло, свет. Свето- и тенелюбивые растения и условия их жизни, особенности ухода.

    Заготовка и посадка черенков комнатных растений: традесканция, бегония, герань и др. Уход за посаженными черенками. Пересадка в цветочные горшки.

    Раздел 2. Составление композиционных букетов из цветов и сухоцветов.

    Искусство икебаны. Экскурсия на природу. Сбор природных материалов: листья, цветы, ветки. Правила засушивания цветов и их хранения. Составление букетов из цветов и сухоцветов.

    Выставка букетов.

    Раздел 3. Рисование растений.

    Цветы в природе, в доме. Восприятие цвета через растения. Восприятие формы через растения. Отображение растений в рисунке.

    Раздел 4. Изготовление цветов из пластилина.

    Восприятие формы через растения.

    Отображение растений в пластилине.

    Раздел 5. Оформление помещений.

    Стили интерьера. Приемы озеленения. Интерьерные растения и аксессуары. Озеленяем свой класс, свой дом.

    Раздел 6. Создание картин из сухоцветов.

    Экскурсия на природу.

    Отображение природы в литературных произведениях. Сбор материалов. Создание картин из сухоцветов. Подготовка выставочной экспозиции. Выставка рисунков, поделок.

    Знания, умения и навыки к концу 2 года обучения:

    - знать растения дикорастущие и культурные;

    - знать 7-8 комнатных растений, уметь их различать;

    - знать способы размножения комнатных растений;

    - выполнять правила поведения в природе;

    - уметь правильно ухаживать за растениями: поливка, рыхление, пересадка, удаление пыли, сухих листьев, подкормка;

    - знать свето- и тенелюбивые растения и условия их жизни, особенности ухода;

    - правильно собирать и хранить природный материал;

    - Составлять букеты из цветов и сухоцветов;

    - уметь оформлять помещения с помощью цветов.

    Литература:

    1. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания- М.,1984.
    2. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М-1998.
    3. Макаренко С. Фитодизайн ж-л Воспитание школьников, №2, 2006.
    4. Эстетическое воспитание школьной молодежи. Под ред. Б.Лихачева, Г.Зальмона.- М.1981.
    5. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М,1964.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фитодизайн

    Данный материал представляет разработку кружка, который можно проводить во внеурочной деятельности...

    Мастер - класс для детей по фитодизайну в интерьере

    Гундарева Людмила Ивановна, учитель биологии, предлагает данный мастер-класс по фитодизайну в интерьере. Данный мастер - класс необходимо проводить уже на более высоком уровне освоения этого курса. Мо...

    Рабочая программа по фитодизайну

    программа, по которой усуществляется деятельность кружка....

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

    Фитодизайн

    Презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс....

    Проект на тему:"Экология и фитодизайн школьного кабинета"

    laquo; Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно цветы сопровождают нас всю жизнь. И дома, и на работе, весной и...