Методические разработки (внекассная работа)
методическая разработка (3 класс) по теме

Карпунцова Светлана Николаевна

 

В гостях у самовара.

 

5611
samovar1.jpg

 

Класс празднично украшен. 5 столов накрытых скатертями, на них самовары, чашки, чайники с заваркой и сборами. Каждый сидит за своим столом.

 

Х о з я й к а.У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, что любят все: и взрослые, и дети. Один из таких обычаев- чаепитие. Чаепитие распространено во многих странах, в Англии и Японии- это целый культ, созданный веками. Не отстает в этом плане и Россия. Кто не прочь выпить чашечку свежего ароматного чая …

     Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идет веселая беседа, а посередине стола…

                    Стоит толстяк, подбоченивши бочок,

                    Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)

      Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому другу Самовару.

 

В е д у щ и й 1.Только на Руси пили чай из самовара. Родиной самовара считают город Тулу, где было много мастеров-самоварников. И каждый мастер хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Самовары делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

 

В е д у щ и й 2.Думаю, что каждый из вас видел самовар.А вот кто-нибудь был в музее самоваров? Да, существуют такие музеи. Первый музей самоваров был создан далеко от его исторической родины – в городе Минске, столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. И у каждого из них своя история, ведь многим из них более 200 лет. Не так давно был открыт музей самоваров в Туле.

 

В е д у щ и й 1.Ребята, а вы знаете, как устроен самовар? (Ответы детей.) Современные самовары работают от электричества, а вот в старину самовар растапливали углем. Внутри самовара находилась труба, в которую засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Их поджигали лучиной и раздували огонь сапогом. Вода в самоваре закипала. А в специальное приспособление наверху устанавливался заварной чайник.

 

В е д у щ и й 2.Прошло много лет В наши дни самовар заменил электрочайник, но традиция собираться всей семьей за чаепитием осталась.

 

Х о з я й к а.А теперь давайте вспомним как можно больше о чаепитии. У каждой группы было свое задание. Посмотрим, как они подготовились.

 

В е д у щ и й 2.Итак, свой рассказ начинает 1 стол.

 

С т о л  1.Много лет тому назад китайские пастухи заметили, что любые долгие переходы и подъемы в горы овцы переносили намного легче после того, как лакомились листочками вечнозеленого растения. Кто-то из них придумал заварить эти сухие листочки. И получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называет чаем.

 

С т о л 2.В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.

 

С т о л 3.Почти триста лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана.Это были пакетики с непонятной надписью «бах-ча», что переводилось как «чай для заварки».

 

С т о л  4.Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию.

 

С т о л 5.Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение «чайком побаловаться».

 

Х о з я й к а.Мы подготовили задание для вас: назвать популярные у нас сорта чая. Каждый правильно ответивший получит приз. (Липтон, Ахмад, Бодрость, Лисма, Эдвин, Дилма, Майский чай.)

 

              У ч е н и к 1. Я хочу открыть секрет

                                    И полезный дать совет:

                                    Если хворь с кем приключится,

                                    Чаем можете лечиться.

 

              У ч е н и к 2.Чай всех снадобий полезней,

                                    Помогает от болезнй,

                                    Чай в жару нас освежает,

                                    А в морозы согревает.

 

              У ч е н и к 3. И сонливость переборет,

                                    И с усталостью поспорит,

                                    Сокрушит любой недуг.

                                    Чай здоровью- лучший дорог!

 

Х о з я й к а .А кто сможет вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь? (Ромашка, зверобой, мать и мачеха, земляника, смородина, черника, малина, шиповник, калина, боярышник, мята, валерьяна… Если задание вызовет затруднения, то можно предложить ученикам отгадать загадки).

 

               Х о з я й к а.   1. Скатерть была,

                                         Как снег, бела,

                                         Зубцы вокруг,

                                         Шита без рук;

                                         А на скатерти той-

                                         Каравай золотой. (Ромашка.)

                                     

  1. Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый,

И, может, два века

Он ждет человека

В чащобе лесной

Под кедровой сосной. (Женьшень.)

 

  1. И в лесу, и в квасу,

И в конфетке, и в таблетке. (Мята.)

                     

  1. Хороша трава-

Красная голова:

И медку подарит,

И чайку заварит. (Иван-чай.)

                                     

  1. Весной растет,

Лнтом цвете,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок- на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа.)

 

  1. В лесу и на болоте

     Травку вы найдете.

     А на ней синеет гроздь-

     Кисло-сладких ягод горсть. (Черника.)

 

  1. Есть и украшение,

Есть и устрашение;

Гляди да любуйся,

А руками не суйся! (Шиповник.)

 

В е д у щ и й 1.

                          Всех гостей мы угощаем

                        Ароматным крепким чаем.

                         Тех, кто чай с охотой пьет,

                         Стол накрытый давно ждет.

 

В е д у щ и й 2.

                         Для всех вас, взрослые и детишки:

                         Калачи, ватрушки, пышки.

                         Наливайте, не стесняйтесь,

                         Сладким чаем забавляетесь!

 

Х о з я й к а.Всех гостей приглашенных в нашу чайную угощаем!

 

Каждый стол рекламирует свой чай. Рассказывает о пользе сбора. Угощает всех своим чаем.

 

1  с т о л– с ромашкой

2  с т о л– с мятой

3  с т о л– с Иван-чаем

4  с т о л– с липой

5  с т о л– с шиповником.

 

Х о з я й к а .Ох, побаловались чайком. Возьмите на заметку:             

                               «Сокрушит любой недуг,

                                 Чай здоровью- лучший друг!»

Будьте здоровы!

      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»

Данная научно-методическая работа  раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...

Методическая разработка «Экспериментальная работа по нравственному воспитанию». «Культура общения»

Культура общения– это обязательный элемент общей культуры человека.Культурный, образованный человек – это человек не только много знающий иумеющий, но, прежде всего, творческий.Культура – это система ...

Методическая разработка проверочных работ по окружающему миру для 2 класса

Разработаны проверочные работы для 2 класса на каждую четверть....

Методическая разработка "Коррекционная работа на уроках математики"

Данный материал поможет учителю узнать причины и трудности в усвоении  предмета математики.  Рассскажет о способах и формах организации деятельности детей с низким уровнем готовности..Познак...

Методическая разработка :"Система работы с одаренными детьми."

В методической разработке освещены основные моменты в работе с одаренными детьми. Важность во время заметить таких детей.Сложности , пути их решения. Необходимая поддержка, которая позволит в полном о...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....


 

Комментарии

Ваганова Наталья Александровна

Очень интересное мероприятие!Спасибо!Я проводила подобное,но и у Вас на будущее возьму многое на заметку.