Раз словечко, два словечко
методическая разработка (1 класс) по теме
Внеклассное занятие по выразительному чтению для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по выразительному чтению в 1 классе
Разработала: Козлитина Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода.
Тема: Раз словечко, два словечко.
Цель: создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации в процессе обучения выразительному чтению.
Предметные УУД: познакомить с понятием «опорные слова».
Коммуникативные УУД: учить вместе с одноклассниками обсуждать предложенную проблему.
Познавательные УУД: общеучебные - учить детей находить опорные слова в тексте, выразительно читать текст, пересказывать, опираясь на опорные слова; логические – соотносить слова и текст.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.
Личностные УУД: высказывать свое мнение.
Оборудование: иллюстрации русских народных сказок «Курочка ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; кепка, борода, платок, карточки с текстами, смайлики.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Проверка готовности к занятию.
2. Сообщение темы и целей занятия.
- Ребята, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Какой теме посвятим наше занятие?
- Тема занятия: «Раз словечко, два словечко». Сегодня мы познакомимся с понятием «опорные слова», будем учиться находить опорные слова в тексте, выразительно читать и пересказывать текст, опираясь на опорные слова.
3. Реализация целей занятия.
- Подготовительный этап
- Работа над выразительным чтением стихотворения, отработка правильного произношения звуков:
Стаканы
- Остатки еды стёр?
- Стёр!
- Крошки со стола смёл?
- Смёл!
- Скатерть со столика снял?
- Снял!
- Салфетки грязные смял?
- Смял!
- Кастрюлю на кухню отнёс?
- Отнёс!
- Солонку и миску унёс?
- Унёс!
- Самовар соседке занёс?
- Занёс!
- А где же стаканы? Принёс?
- Не принёс!
Поставил я их на поднос,
Мимо котёнка понёс,
Котёнок своим хвостом
Стаканы с подноса снёс!
Хотел пронести – не пронёс!
Стаканы, прости, не донёс…
- Основной этап
- Отправляемся с вами в путешествие в гости к Сказке.
- Прочитайте слова и скажите, какую сказку они вам напомнили: дед, баба, курочка, золотое яичко, мышка.
- Сколько дано слов? (6)
- Всего 6 слов, а вы сразу догадались, о какой сказке идет речь. Вот такие главные слова, по которым можно определить тему текста, мы будем называть опорными словами.
- Какие опорные слова помогли вам понять, что речь идет именно о сказке «Курочка-ряба»? (Слова курочка, яичко.)
- Почему именно эти слова? (Есть несколько русских народных сказок, где героями являются дед, баба и мышка. Только в сказке «Курочка ряба» есть еще курочка и яичко. Именно эти слова и помогли нам узнать сказку «Курочка ряба».)
- Давайте поиграем. Представьте, что вы артисты театра и показываете мамам и папам спектакль «Курочка ряба». Посмотрите на опорные слова и скажите, кто нам нужен и что нам нужно, чтобы сыграть эту сказку. Деду мы дадим бороду и кепку, бабушке – платочек.
- А кто нам еще нужен, чтобы разыграть сказку? (Верно, автор, сказочник.)
Разыгрывается в лицах сказка «Курочка ряба». Отрабатывается выразительность в чтении наизусть.
- Вот какую замечательную сказку мы разыграли. А помогли нам в этом опорные слова сказки.
- Поиграем в «Угадайку». Я назову опорные слова, а вы постарайтесь угадать из какой они сказки.
- Коза, козлята, волк, кузнец. («Волк и семеро козлят».)
- Старик, старуха, колобок, заяц, волк, медведь, лиса. («Колобок»,)
- Лиса, заяц, избушка ледяная, избушка лубяная, собака, медведь, петух. («Лиса и заяц».)
- Обратите внимание, сейчас вы угадали сказки, где опорными словами были те, которые называли основных героев сказки. Часто опорными словами бывают те слова, которые говорят о каком-либо очень важном событии, повлиявшем на поступки героев, на их судьбу.
- Вспомните сказку «Волк и семеро козлят». Что сделал волк, когда обманул козлят, и те впустили его в дом? (Съел козлят.)
- Значит, это слово очень важное, и мы должны включить его в ряд уже знакомых нам опорных слов. Получается такая цепочка слов: коза, козлята, волк, кузнец, съел.
- Какое новое слово можно включить в ряд опорных слов в сказке «Колобок»? Вспомните, что сделала лиса, когда колобок пропел ей свою хвастливую песенку, сидя у нее на языке. (Съела.)
4. Физминутка.
Всех я с места поднимаю,
К переменке приглашаю.
Раз-другой присядь на месте,
Повернись с друзьями вместе,
Влево-вправо наклонись,
На носочках потянись.
А потом и вниз спускайся,
За работу принимайся.
- Мы с вами узнали, что такое опорные слова, для чего они нужны. Теперь будем учиться находить опорные слова в тексте.
- Прочитайте рассказ Е.Чарушина «Курочка» и скажите, зачем в этом тексте подчеркнуты некоторые слова. (У каждого учащегося свой текст.)
Курочка
Ходила курочка с цыплятами по двору.
Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» - это значит: прячьтесь скорей.
И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки.
Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает?
- Давайте хором прочитаем выделенные слова. Можно ли их назвать опорными?
- О ком идет речь в рассказе?
- Как изменилась погода?
- Что сделала курочка?
- Как она звала цыплят?
- Как вели себя цыплята?
- Чему удивлялись два непослушных цыпленка?
- Значит, подчеркнутые слова предают самое главное, основное в рассказе: называют действующих лиц и описывают их поступки. Поэтому эти слова являются опорными.
- Теперь я заберу у вас тексты. Вы должны попробовать пересказать текст по опорным словам: курочка с цыплятами, дождик, присела, прячьтесь скорей, залезли, не послушались, удивляются, капает.
- Помогли вам эти слова при пересказе?
3) Заключительный этап
- На следующем занятии мы продолжим работу по нахождению опорных слов в тексте. А сейчас ответьте на мои вопросы:
- Что же это за опорные слова?
- Зачем они нужны?
5. Рефлексия.
- Если вам понравилось занятие, было все понятно и не требуется помощь учителя, – покажите улыбающийся смайлик. Если не все на занятии сегодня у вас получалось, вы не поняли, как находить опорные слова или вы затрудняетесь в пересказе текста, – покажите грустный смайлик.
- Спасибо за работу. Занятие окончено.
Литература:
- Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с., ил.
- Речевые секреты: Кн. для учителя нач. классов /Т.А. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина и др.; Под редакцией Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1992. – 144 с.
- Чистякова О.В. Изучаем математику. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010. – 160 с.: ил. – (Серия «Подготовительный класс»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-152034-1359837004.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Раз-словечко, два-словечко" (1-4 класс с УУД)
Программа внеурочной деятельности "Раз-словечко, два-словечко" , направленна на углубленное изучение курса русского языка в начальных классах. Содержит теоретические знания, практические упражнения, з...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649200-1436962822.jpg)
Авторская программа внеурочной деятельности "Раз словечко, два словечко..."
Программа по развитию речи будет решать проблемы устной и письменной речи и ей будет заложен фундамент для продолжения работы по развитию речи в средней и старшей школе....
Авторская программа "Раз словечко, два словечко..."
Программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов....
Отчет о проведенной неделе по развитию речи "Раз словечко, два словечко"
С 14 ноября по 19 ноября 2016 года в начальной школе была проведена предметная неделя по развитию речи «Раз словечко, два словечко», целью которой являлось развитие познавательных интересо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/04/picture-187226-1612440188.jpg)
Презентация. Обучающая программа актива детского общественного объединения «Парус» «Раз словечко, два словечко…»
Цель программы: обеспечение мотивации и создание условий для формирования коммуникативной, творческой, свободно мыслящей личности, владеющей современными информационно-медийными компетенциями и практи...