Главные вкладки

    Классный час (4 класс) на тему:
    Классный час "Тепло родного очага"

    Анисимова Ирина Васильевна

    Этот материал может быть использован как первый классный час в учебном году, так и мероприятие, посвященное семье.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка
    к развернутому тематическому планированию
    по предмету «Литературное чтение»

            Преподавание курса литературного чтения 3 класса осуществляется в соответствии с

    1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
    2. Программой начального общего образования по литературному чтению.
    3. Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).


    Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.)

    Тематический план ориентирован на использование учебника:

    Чуракова, Н. А. Литературное чтение : учебник для 3 класса : в 2 ч. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.

    Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

    Ц е л и  обучения литературному чтению:

    – развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

    – овладение осознаннным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

    – воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

           Учебный план МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» отводит на изучение литературного чтения в 3 классе по 3 урока в неделю, что составляет 140 часов (34 недели) в учебный год.

          Срок реализации программы - 1год. Она рассчитана на обучающихся 3 «А» класса МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов». Уровень подготовки учащихся  позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.

            В данном классе ведущими  методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.

           Для развития интереса используются электронные образовательные  ресурсы.

            Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплины.

    Требования к уровню подготовки учащихся к концу
    3-го года обучения

    Обучающиеся должны

    иметь общее представление:

    – об особенностях устного народного творчества;

    – об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;

    – об особенностях былинного повествования;

    – об особенностях жанра басни.

    з н а т ь :

    - наизусть 10 – 12  стихотворений разных авторов ;

    - имена 4 – 5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4 – 5 современных писателей (поэтов) ; названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;

    уметь:

    – находить и различать средства художественной выразительности;

    – различать сказку, басню, былину;

    – характеризовать героев произведения;

    – выявлять авторское отношение к героям;

    – рассказывать о любимом литературном герое;

    – устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного;

    – добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме

    -  читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70 – 80 слов в минуту.



    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка
    к тематическому планированию
    по ТЕХНОЛОГИи

                    Преподавание курса по технологии для 3 класса осуществляется в соответствии с

    1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
    2. Программой начального общего образования по технологии.
    3. Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

            Предмет «Технология» нужен для формирования у школьников основы творческой деятельности, элементов технологического конструкторского мышления, воспитывает экологически разумного отношения к техническому процессу, расширить жизненно - практический опыт в области профессиональной деятельности людей.

    Развернутое тематическое планирование разработано на основе примерной программы по технологии, на основе программы Н. А. Цирулик, рекомендованной Министерством образования российской Федерации (Система общего развития Л.В. Занкова) и с учётом стандарта начального общего образования по технологии.

    Контрольные работы не предусмотрены. Домашние задания по технологии не задаются.

    Тематический план ориентирован на использование:

    Проснякова, Т. Н. Уроки мастерства : учебник для 3 класса / Т. Н. Проснякова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

    Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л. В. Занкова, решаются следующие задачи:

    – развитие художественно-творческих способностей;

    – наличие представления об отличительных признаках и художественных особенностях изделий ведущих центров художественных промыслов;

    – формирование знаний о видах и свойствах современных материалов, подходящих для использования в прикладном творчестве;

    – овладение различными способами соединения деталей из бумаги и картона;

    – ознакомление с новыми приемами обработки известных материалов.

    Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: 

     CD «Детский энциклопедический словарь»;

     CD «Дымковская игрушка» и др.

    Срок реализации данной программы 1 год. Она рассчитана на обучающихся 3 «А» класса МОУ «СОШ №34 с углубленным изучением художественно – эстетических предметов». Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне, дополняя элементами повышенного уровня.

     В данном классе ведущими методами обучения по предмету являются : объяснительно – иллюстративный, репродуктивный и частично – поисковый. Применяются на уроках как коллективные, так и индивидуальные формы работы, организовываются выставки, показы и ярмарки изделий. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу уроки дополняются разного рода информационным содержанием, такими как : сбор вместе с детьми сведений о народных промыслах и видах прикладного искусства, расширение представлений об изображаемых объектах, анализ целевого назначения поделки.

    Учебный план МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» отводит на изучение технологии в 3 «А» классе по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в учебный год.

    Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.

    Требования к уровню подготовки учащихся
    к концу 3-го года обучения

    Обучающиеся должны

    и м е т ь  общее представление:

     об истории возникновения различных ремесел, материалов и инструментов;

     об изготовлении глиняных и деревянных игрушек;

     о видах и свойствах современных материалов.

    з н а т ь:

     правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

     название и назначение инструментов для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

     приемы разметки;

     способы соединения деталей из бумаги и картона;

    у м е т ь:

     понимать рисунки, схемы, эскизы;

     определять названия деталей и материал для их изготовления;

     определять порядок действий, планировать этапы своей работы;

     комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи;

     выполнять новые приемы моделирования и обработки материалов, предложенные программой, повторяя представленный образец.



    Предварительный просмотр:

               Технология

                                                                                                Тематическое планирование

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Содержание тем учебного курса

                         Требования к уровню подготовки учащихся

    Учебно-методическое обеспечение

    Календарные сроки

    1

    2

    3

    4

    5

    6

         1–2

    Техника безопасности и приемы работы. Бумага и картон. Из истории бумаги

    Знакомство с приемом переноса выкройки на «просвет». Дать понятие о современных видах бумаги и их свойствах.

    Знать:

    – термины, обозначающие технику изготовления объектов, и их значение;

    – историю изобретения бумаги. Р, К, ЛС

    Владеть разными приемами разметки деталей из бумаги и ткани.

    Нагибина, М. И. Хитрости бумаги: справочное пособие

    3–4

    Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. Схемы оригами. Условные обозначения

    Знакомство с понятием модуль.

    Обучение  работе с различными модулями. Выполнение объемной работы с использованием модулей

    Уметь складывать бумагу.

    Знать условные обозначения. Р, К, ЛС

    Уметь читать разные виды разметки. Р, К, ЛС

    Проснякова, Т. Н.

    Уроки мастерства: учебник-тетрадь

    5–6

    Конструируем из модулей. Бумажный конструктор. Журавлик.

    Уметь самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при работе с бумажным конструктором. Р, К, ЛС

    Уметь соединять модули различными способами, получать объемные фигуры.

    Р, К, ЛС

    7–8

    Складываем из прямоугольника. Стрелочка

    Развитие умения работать с таблицами и схемами, изготовление объемной закладки

    Уметь работать по схеме и алгоритму. Р, К, ЛС

    Научить получать двухцветный модуль. Р, К, ЛС

    9–10

    Складываем, а затем вырезаем. Золотая рыбка

    Выполнение объемной работы в технике оригами

    Научить путем складывания получать объемные фигуры. Р, К, ЛС 

    Усовершенствовать навыки работы при вырезании и складывании.

    Р, К, ЛС

    Презентация


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    11–12

    Складываем модули для украшения поверхностей

    Закрепление понятия « модуль»; выполнение коллективной работы с использованием модулей

    Научить изготовлять панно. Р, К, ЛС

    Пробовать учиться изготовлять рельефные узорчатые картины

    из разных модулей. Р, К, ЛС

    Энциклопедия «Панно»

    13–14

    Старинное японское изделие. Сундучок санбо

    Знакомство с японской техникой; изготовление изделий путем складывания. Проектная деятельность

    Уметь изготовлять изделие путем складывания. Р, К, ЛС

    Знать об особенностях японской техники при изготовлении изделий.

    Р, К, ЛС

    Энциклопедия «Японская культура»

    15–16

    Вырезание и аппликация. Из истории ножниц. Выпуклая аппликация из бумажных полосок

    Знакомство с историей создания ножниц, понятием «симметрия». Знакомство с новой технологией выполнения работ из бумаги.

    Знать историю создания ножниц, их применение, различные виды.

    Уметь выполнять аппликацию из вырезанных деталей. Р, К, ЛС

    Уметь соединять детали из полосок разными способами. Р, К, ЛС

    Проснякова, Т. Н.

    Уроки мастерства: учебник-тетрадь

    Презентация

    17–18

    Симметричное вырезание. Знакомые насекомые

    Работа  с наглядными пособиями и дополнительной литературой. Выполнение аппликации

    Уметь использовать свойства симметрии при вырезании деталей из бумаги. Р, К, ЛС

    Знать особенности

    работы с ножницами

    при вырезании. Р, К, ЛС

    Энциклопедия «Насекомые»

    19–20

    Наряд для баночки

    Закрепление умения работать

    с наглядными пособиями

    Уметь превращать одну форму в другую, более усовершенствованную. Р, К, ЛС

    Проснякова, Т. Н.

    Уроки мастерства: учебник-тетрадь

    21–22

    Выпуклая прорезная аппликация. Работа с канцелярским ножом

    Знакомство с новыми видами аппликации - прорезная

    Уметь делать прорези и сгибы. Р, К, ЛС

    Знать особенности работы с канцелярским ножом; технику изготовления выпуклых аппликаций. Р, К, ЛС

    2                  23–24

    Прорези с переворотами

    и по криволинейному контуру. Панда

    Закрепление умения работать с канцелярским ножом

    Уметь выполнять различные изделия, используя приемы прорези. Р, К, ЛС

    Знать особенности работы с криволинейным контуром. Р, К, ЛС

    Проснякова, Т. Н.

    Уроки мастерства: учебник-тетрадь

    2                  25–26

    Соединяем в цепочку без клея. Гирлянда «Елочка»

    Урок-практикум

    Уметь вырезать детали для изготовления цепочной гирлянды. Р, К, ЛС

    Знать особенности работы с бумагой без клея. Р, К, ЛС

    2                     27–28

    Соединение деталей с помощью проволоки

    Знакомство с новым видом соединения – подвижное соединение при помощи проволоки

    Уметь соединять детали при помощи проволоки. Р, К, ЛС

    Знать особенности работы с медной проволокой. Р, К, ЛС

    2                       29–30

    Аппликация из цельных нитей

    Знакомство с новым видом аппликации – из цельных нитей.

    Работа

    с шаблонами

    Уметь выполнять аппликации из ниток. Р, К, ЛС 

    Уметь создавать свои аппликации с использованием различных узоров. Р, К, ЛС

    Нагибина, М. И. Чудеса для детей

    из ниток: справочное пособие

    3                        31–32

    Аппликация из скрученных ниток

    Уметь выполнять раз-личные аппликации, используя скрученные нити. Р, К, ЛС

    3                      33–34

    Аппликация из резаных нитей. Одуванчик

    Уметь изготовлять заготовки круглой

    и прямоугольной формы.

    Р, К, ЛС

    3                       35–36

    Жилища разных народов

    Мини-исследование

    Изготовление аппликации из резаных нитей

    Проектная деятельность

    Знать особенности жилищ разных народов.

    Р, К, ЛС

    Уметь применять полученные знания

    на практике. Р, К, ЛС

    Презентация

    3                  37–38

    Аппликация из сжатой ткани

    Урок-практикум

    Уметь работать по алгоритму

    Овладеть приемом изготовления сжатой поверхности. Р, К, ЛС 

    Создать аппликацию, используя данную технологию. Р, К, ЛС

    Проснякова, Т. Н.

    Уроки мастерства: учебник-тетрадь


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

                     5

                  6

               39–40

    Нитяная графика. Натяжения нитей на поверхности

    и через сквозное отверстие

    Проблемное задание

    Уметь выполнять графический рисунок из нитей. Р, К, ЛС

               41–42

    Макраме и другие виды плетения. Из истории узлов. Вязание узлов. Узел «Конструктор»

    Урок-практикум, беседа.

    Знакомство с узлами различных видов, с историей узлов и различными видами плетения

    Уметь вязать различные виды узлов. Р, К, ЛС

    Знать историю использования различных узлов.

    Р, К, ЛС

    Справочник «Виды узлов»

                  43–44

    Макраме. Одинарный плоский узел. Брелок

                  45–46

    Двойной плоский узел. Наряд для карандаша

                47–48

    Обработка тканей. Виды тканей

    Исследование .

    Умение работать

    со справочной литературой ,знакомство с различными видами тканей

    Знать основные виды тканей и формы их обработки. Р, К, ЛС

    Уметь подбирать ткань

    с необходимыми качествами в зависимости от назначения изделия.

    Р, К, ЛС

    Презентация

             49–50

    Салфетки для праздничного стола

    Урок-практикум .Проектная деятельность

    Учить работать по алгоритму

    Уметь выполнять раз-личные способы раскладывания тканевых и бумажных салфеток. Р, К, ЛС

    Уметь создать свои виды раскладывания бумажных и тканевых салфеток.

    Р, К, ЛС

    Энциклопедия «Этикет»

             51–52

    Виды швов. Шов «ручная строчка», «стебельчатый шов»

    Упражнение в выполнении различных видов швов

    Знать назначение различных швов и способы их выполнения. Р, К, ЛС

    Уметь создать рисунок с данными швами. Р, К, ЛС

    Проснякова, Т. Н.

    Уроки мастерства: учебник-тетрадь

               53–54

    Тамбурные швы

               55–56

    Пришивание пуговиц

    с ушком

    Урок-практикум

    Уметь пришивать пуговицы с ушком. Р, К, ЛС

    Уметь создать аппликацию из пуговиц. Р, К, ЛС


    Окончание табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    57–58

    Пластилин. Из истории глиняной игрушки

    Знакомство с историей глиняной игрушки.  Проектная деятельность.Изготовление дымковской игрушки из пластилина

    Знать свойства пластилина и его особенности. Р, К, ЛС 

    Знать о способах изготовления глиняных игрушек. Р, К, ЛС

    Уметь работать

    со справочной литературой

    Презентация

    59–60

    Расписной пластилин, полученный раскатыванием. Фактурная поверхность пластилина

    Урок-практикум

    Выполнение поделки из «расписного» пластилина способом резания. Знакомство с понятием «фактурная поверхность»

    Знать приемы раскатки при выполнении узоров.

    Уметь получать разные оттенки одного цвета путем смешивания. Р, К, ЛС

    Уметь подобрать узоры одежды в стиле народной игрушки. Р, К, ЛС

    Уметь извлекать информацию из различных источников

    61–63

    Комбинированные работы из различных материалов. Из истории матрешки

    Практикум

    Уметь работать

    со справочной литературой

    Знать историю возникновения матрешки, виды матрешек. Р, К, ЛС

    Уметь создать свою матрешку. Р, К, ЛС

    Уметь работать

    со справочной литературой

    64–65

    Уборка дорожки школьного двора

    Практикум

    Уметь проявлять дизайнерские, оригинальные оформительские способности в украшении школьной территории. Р, К, ЛС

    66–68

    Уборка территории школы

    Практикум

    Литературное чтение

    Тематическое планирование

    №                    №п/п

    Наименование разделов и тем

    Содержание тем учебного курса

    Требования к уровню подготовки

    Учебно-методическое обеспечение

                  Календарные

                        сроки (план/факт)

                        1

    2

    3

    4

    5

                           6

                       1

    Без чего человек
    не может прожить как Человек?

    Знакомство с учебником

    Беседа, работа с книгой

    Миф. Нравственные качества человека, патриотические чувства гражданина России

    Знать:

    – законы сказки;

    – понятие герой литературного произведения

    С. 3–6, «Кот ученый», иллюстрация

    Т. Мавриной

    Использование СD «Шедевры русской живописи»

                        2–8

    Глава 1. «Корни есть не только у дерева».

    Малые жанры

    фольклора и их связь

    с мифом. Античный гимн «Природе». Отрывок из античного гимна «Пану».

    Русская народная

    сказка «Крошечка-Хаврошечка».

    Загадки.

    Русская народная

    сказка «Сивка-бурка».

    Поговорки.

    Легенды и мифы Древней Греции.

    Персей

    Мифы, гимны, религия. Сравнительный анализ сюжетных линий, героев мифов и сказаний

    Проблемные задания

    Знать:

    – малые фольклорные жанры;

    – законы сказки;

    – виды сказок.

    Иметь представление о тотемных произведениях русского фольклора.

    Уметь определять связь малых жанров фольклора с мифом

    1) с. 8–11, «Гимн природе»;

    2) с. 12–13, гимн «Пану», иллюстрации: «Пан», «Адам дает имена животным»;

    3) с. 14–17, «Крошечка-Хаврошечка»

    (РНС);

    4) с. 18–19, древние загадки;

    5) с. 20–29, «Сивка-бурка» (РНС);

    6–7) с. 31–38,

    «Персей»

    Использование энциклопедического материала, CD «Шедевры русской живописи»; картинная галерея


    1

    2

    3

    4

    5

    6

    9–12

    Глава 2. «В жизни всегда есть место подвигу». Как отли-

    чить мифологического героя от эпического героя?

    Легенды и мифы
    Древней Греции.
    Прометей. Былина
    «Илья Муромец
    и Святогор»

    Самостоятельное проведение исследования

    Знать литературные приемы в былинах и мифах (гипербола и литота).

    Уметь:

    – наблюдать за эпическим и мифологическим героями;

    – связно излагать свои мысли;

    – слушать друг друга

    – различать понятия миф

    и эпос (былина);

    – пополнять свой словарный запас

    1–2) с. 41–49, «Прометей»; 3–4) с. 49–57, «Илья Муромец и Святогор»

    СD «Шедевры русской живописи»; картинная галерея

    13–19

    Глава 3. «Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками». Знакомство с басней как с литературным жанром. Эзоп.

    Басни Эзопа «Ворон

    и лисица», «Лисица

    и лев», «Волк и ягненок», «Муравей и голубь», «Лев и мышь».

    И. А. Крылов. Басни

    «Ворона и Лисица»,

    «Волк и Ягненок»,

    «Лев и Лисица»,

    «Лисица и виноград»

    Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам.

    Знать понятие мораль басни.

    Уметь:

    – сравнивать басни и сказки о животных;

    – различать разные литературные жанры;

    – определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);

    – выразительно читать басни

    – делать выводы;

    – видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни;

    – выражать свои мысли посредством выразительного чтения;

    – различать автора и героев басни

    1) с. 61–62, Эзоп «Ворон и лисица».

    2) с. 62, 64,
    Эзоп «Лисица и Лев», «Лисица и виноград».

    3) с. 63, 64,
    Эзоп
    «Лев
    и мышь»,
    «Волк и ягненок».

    4) с. 66–67,

    И. А. Крылов «Ворона и Лисица».

    5) с. 68–69,

    И. А. Крылов «Волк и Ягненок».

    6) с. 67,

    И. А. Крылов «Лев и Лисица».

    7) с. 62,

    Эзоп «Лисица и виноград»


    1

    2

    3

    4

    5

    6

    20–22

    Сказка. Выявление мотивов народных сказок в авторской сказке.

    В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

    Яичко (русская народная сказка)

    Отличие народной сказки от авторской. Главные герои сказок.

    Знать о дальнейшем развитии народной и авторской сказок. Виды сказок.

    Уметь:

    – воспринимать на слух информацию;

    – прогнозировать содержание текста;

    – связно излагать свои мысли;

    – находить, придумывать вариант или продолжение любимой сказки;

    – композицию сказки

    1–2) с. 70–77,

    В. Гаршин
    «Лягушка-путешественница».

    3) с. 78–79,
    (РНС) «Яичко»

    23

    Баллада. Мотивы народных сказок
    в произведениях других жанров.

    А. А. Милн «Баллада о королевском бутерброде».

    С. Маршак «Шалтай-Болтай» (английская народная песенка)

    Различение жанра литературного произведения и сказки

    Знать, что авторская поэзия

    использует особенности композиции фольклорных жанров, прием кумулятивной цепочки; о значимости вопросительных и восклицательных знаков в стихотворении.

    Уметь находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе

    Уметь определять тональность и характер произведения

    С. 80–84,
    А. Милн «Баллада
    о королевском бутерброде»;
    С. Маршак «Шалтай-Болтай»

    СD «Шедевры русской живописи»


    1

    2

    3

    4

    5

    6

    24–26

    Глава 4. «Такой незнакомый знакомый мир». Показ особенностей поэтического взгляда на мир.

    Д. Албузова «Подражание хокку». Басё. Хокку.

    С. Есенин «С добрым утром».

    К. Бальмонт «Гномы»

    Работа с книгой. Понимание содержания литературного произведения.

    Уметь:

    – видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;

    – выучить стихотворения наизусть

    Уметь узнавать простейшие виды тропов

    1) с. 86–87,

    Д. Албузова

    «Подражание хокку». Басё. Хокку.

    2) с. 87,
    С. Есенин

    «С добрым утром».

    3) с. 88,
    К. Бальмонт «Гномы» Использование энциклопедических сведений

    27–32

    Проза, поэзия, научно-популярная литература. Показ разного смысла изображений окружающего мира в поэзии, прозе и научно-популярной литературе.

    Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

    Ю. Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы».

    А. Фет «Весенний дождь»

    Проведение исследования. Жанры произведений. События, составляющие основу произведения

    Уметь:

    – различать художественное и научно-популярное произведения;

    – анализировать прочитанное;

    – связно излагать свои мысли;

    – находить отрывок из текста по вопросам

    Получение начального представления о жанре повести. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности

    С. 89–107,
    Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

    С. 108–109,
    Ю. Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы».

    С. 110,
    А. Фет «Весенний дождь»

    (аудиокассета) Использование энциклопедических сведений

    33–34

    Мир художника
    и поэта «волшебный и хрупкий». Знакомство с поэтическими приемами

    Работа с книгой, беседа

    Знать о приемах передачи поэтического настроения посредством живописи.

    Уметь понимать поэтический образ, который создает автор

    С. 112–114, трехстишия
    (хокку). Басё, Исса. А. Воз-несенский
    (два четверостишия)


    1

    2

    3

    4

    5

    6

    35–37

    Произведения
    Дж. Даррелла. Взгляд писателя-исследователя на окружающий мир

    Проблемные задания

    Уметь оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

    Иметь общее представление о многообразии художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому

    Уметь определять тональность и характер произведения.

    Иметь начальное представление о жанре повести

    Уметь пользоваться энциклопедией

    1–2) с. 115–118,

    Дж. Даррелл
    «Землянично-розовый дом»

    38

    Взгляд писателя-ис-
    следователя на окружающий мир. Знакомство с характером юмористического произведения

    Проблемные задания.

    Участие в диалоге о прочитанном

    Уметь находить слова и выражения, создающие комический эффект

    Уметь определять тональность и характер произведения (юмористический)

    С. 115–118,

    Дж. Даррелл «Землянич-
    но-розовый дом»

    39

    Поэт-художник, открывающий нам окружающий мир – мир «тропинок, ведущих в родные края»

    Тема, идея стихотворения. Выразительное чтение.

    Уметь выразительно читать стихотворение, передавая характер и тональность лирического произведения

    Уметь:

    – узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка, используемые для передачи обостренного патриотические чувства, простейшие виды тропов;

    – находить и определять вид рифмы.

    Знать особенности композиции стихотворения: строфа

    С. 119–120,
    И. Бунин «Бушует

    полая вода».

    Н. Рыленков «К Родине».

    Картинная галерея, экскурсия в музей

    40–44

    Глава 6. Самые настоящие чудеса. Фантазия художника щедра.

    Чем делится с нами поэт-чудо?

    С. Маршак «Ландыш».

    Работа с книгой

    Уметь:

    – выразительно читать стихотворение, передавая характер и тональность произведения;

    Уметь:

    – узнавать простейшие виды тропов, используемые для передачи обостренного восприятия окружающего мира;

    С. 121–122,

    С. Маршак «Ландыш»;

    с. 123,

    Д. Кедрин «Приглашение на дачу»;

    СО «Шедевры русской живописи»


    1

    2

    3

    4

    5

    Д. Кедрин «Приглашение на дачу».

    К. Бальмонт «Трудно фее»

    – прогнозировать содержание на основе анализа иллюстраций;

    – подтверждать свое мнение выдержками из текста

    – выражать свои эмоции
    и впечатления при помощи выразительного чтения

    с. 124,

    К. Бальмонт «Трудно фее»

    45–49

    Нравственная идея волшебной сказки.

    Неизбежная победа

    «своего» мира над «чужим» как восстановление порядка и справедливости

    Проблемные задания

    (тест)

    Знать:

    – виды сказок;

    – понятие природа героя волшебной сказки;

    – волшебные предметы.

    Уметь:

    – выделять «свой» и «чужой» миры в сказке;

    – находить сходства персонажей в мифах и сказке, особенности характера героев народных сказок, волшебных помощников и числа

    Иметь представление о наличии бродячих сюжетов
    в сказках разных народов,

    о следах обрядов и мифологических мотивов в волшебной сказке

    С. 125–146, «Аладдин
    и волшебная лампа»; картинная галерея, лента времени

    Произведения зарубежной детской литературы (по выбору детей)

    50

    Глава 7. «Родная сторона»

    А. Вознесенский «Увижу ли...»;

    А. Рыленков

    «Все в тающей дымке…»;

    Р. Бёрнс

    «В горах мое сердце…»

    Работа с книгой

    по чтению

    Уметь:

    – выразительно читать;

    – заучивать наизусть

    Знать понятия тропы, строфы.

    Развивать нравственные качества личности и эмоциональный тон стихотворения от строфы к строфе

    С. 5–6,
    А. Вознесенский «Увижу ли...»;

    с. 6–8,

    А. Рыленков

    «Все в тающей дымке…»;

    с. 9–10,

    Р. Бёрнс

    «В горах мое сердце…»

    СD «Шедевры русской живописи»


    1

    2

    3

    4

    5

    6

    51–52

    Счастье – оно рядом, надо просто уметь его разглядывать

    Самостоятельное планирование характеристики героя

    Уметь:

    – характеризовать героев произведения;

    – выявлять авторское отношение к герою;

    – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного чтения книги

    Уметь:

    – видеть и чувствовать, чтобы наслаждаться красотой мира;

    – высказывать оценочные суждения о прочитанном

    С. 10–19,
    К. Паустовский «Стальное колечко»

    53-54

    Особенности поэтического взгляда на мир

    Проблемные задания

    Уметь:

    – выразительно читать произведения;

    – заучивать наизусть

    Уметь:

    – с помощью тропов и метафоры видеть реальные
    и фантастические картины родной природы;

    – определять и сравнивать

    понятия в поэтическом восприятии окружающего мира

    С. 20–24,
    А. Фет «Чудная картина»,

    А. Пушкин «Вот север...», «Зимнее утро».

    Крылатые высказывания о Родине.

     СD «Шедевры русской живописи»

    55

    Глава 8. «Мир нуждается в нашей защите». «Этот мир – драгоценный подарок...»

    Проблемные задания

    Уметь выразительно читать стихотворения

    Уметь:

    – различать и видеть тропы;

    – понимать метафоры в поэтических произведениях
    и произведениях художников

    С. 25–28,
    С. Кирсанов «Чудо».

    Кикаку. Хокку

    Картинная галерея

    56-58

    Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла

    Организация совместной учебной деятельности

    Знать виды сказок, структуру сказок.

    Иметь общее представление об особенностях характеров героев в сказке.

    Уметь озаглавливать части произведения

    Уметь выявлять отношения автора к происходящему, его оценки и переживания

    С. 28–40,
    Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    59

    «Разве можно воевать, когда вокруг такая красота?»

    Самостоятельное проведение исследования

    Уметь понимать смысл текста, образный язык поэтической речи

    Уметь выразить свое отношение к проблеме в сочинении

    С. 41.

    Керай. Хокку, картинная галерея Использование детской энциклопедии.

    60

    Красота должна быть

    во всем. Красота является нам драгоценным даром

    Упражнения в выразительном чтении

    Уметь выразительно читать

    Уметь видеть, как меняется эмоциональный тон стихотворения от строфы к строфе

    С. 42, И. Бунин «Густой

    зеленый ельник у дороги…»

    61-62

    Трепетное отношение «большого» героя к беззащитному

    Практикум

    Использование дополнительной литературы

    Уметь:

    – выразительно читать;

    – заучивать наизусть

    Уметь:

    – делить на строфы;

    – распределять темы по строфам;

    – раскрывать внутренний мир автора в стихотворении

    С. 43–44,
    С. Черный
    «Что ты тискаешь утенка?».
    А. С. Пушкин «Няне»

    63

    Взаимосвязь мира природы и внутреннего мира человека

    Упражнения в выразительном чтении

    Уметь:

    – понимать смысл стихотворения;

    – выразительно читать;

    – составлять связное высказывание

    Уметь видеть метафору
    в стихотворении и картине

    С. 45–46,
    А. С. Пушкин «Зимний вечер»

    64-69

    Глава 9. Лаборатория искусств. Тайны творчества. Творчество – это труд или вдохновение?

    К. Бальмонт «Как я пишу стихи».

    Л. Кэрролл «Разговор Алисы и Шалтая-Болтая».

    Л. Петрушевская

    «Пуськи бятые».

    Ёса Бусон. Хокку.

    Работа с книгой, беседа

    Иметь общее представление о функциональных особенностях фольклорных жанров.

    Уметь различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора

    Палиндром как языковая игра. Звукоподражание. Уметь:

    – определить настроение по цветовой гамме;

    – увидеть и почувствовать красоту малой родины в произведениях русских художников.

    Внимательное отношение
    к слову как носителю не только содержания, но и энергии

    С. 47–60,

    учебная книга.

    Детская энциклопедия.


    1

    2

    3

    4

    5

    Ю. Коваль «Соловьи».

    С. Маршак «Разговор лягушек».

    В. Хлебников «Кузнечик».

    Скороговорки, считалки

    звуков. Рифма, ритм, строфа. Тотемный ритм, строфа. Тотемный смысл слова. Сочинения по теме: «Малая родина» (или «Отечество»)

    70-75

    Глава 10. «Как трудно стать человеком». Жанровая специфика сказочной повести

    Проблемные задания

    Уметь:

     характеризовать героев произведения;

    – выявлять авторское отношение к героям

    Уметь:

    – наблюдать за сюжетом, героями;

    – выделять разные сюжетные линии;

    – определять завязку, кульминацию, развязку в объемном литературном произведении, средства художественной выразительности

    С. 61–104,
    С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

    Детская энциклопедия

    76-80

    Когда человек становится взрослым?

    Сочинение – размышление

    Уметь:

    – характеризовать героев произведений;

    – выявлять авторское отношение к герою

    Знать виды стихов, жанровую специфику эпического стихотворения, рассказа, понятия ритм, рифма.

    Уметь определять тональность и характер произведения

    С. 104–106,
    Б. Заходер «Ну и мышонок!»,
    Н. Некрасов «Крестьянские дети».

    С. 106–116,
    Н. Гарин-Михайловский «Тёма
    и Жучка»

    (отрывок из повести «Детство Тёмы»)


    1

    2

    3

    4

    5

    6

    81-82

    Глава 11. Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Почему мир человеческих чувств называют хрупким и прочным?

    Организация учебной деятельности

    Иметь общее представление об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным.

    Уметь выявлять авторское отношение к герою

    Знать законы сказки в рассказе.

    Уметь писать сочинение-отзыв по картине

    С. 118–126,

    Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», дополнительная литература

    83–
    84

    Рождение Поэта –
    это величайшее чудо

    Работа с книгой

    Уметь выразительно читать наизусть

    Уметь:

    – внимательно относиться к слову;

    – определять разнообразные средства художественной выразительности, посредством которых создается яркий образ

    С. 127–130,

    Д. Кедрин «Все мне мерещится...». И. Бунин «Детство». М. Цветаева «Красною кистью...»,дополнительная литература

    85–
    86

    Рождение чувства благоговения.

    И. Тургенев «Воробей». С. Козлов «Лисичка»

    Проблемные задания

    Уметь:

    – понять главного героя;

    – характеризовать героев произведения

    Уметь определять тональность и характер произведения

    С. 130–134

    87–
    88

    Рождение чувства одиночества.

    Ранран. Хокку.
    М. Лермонтов
    «На севере…», «Парус»

    Работа с книгой

    Уметь выразительно читать наизусть

    Уметь видеть выражение чувств в авторской поэзии

    С. 134–136

    89

    Глава 12. «Красота спасет мир». Кто хранитель красоты?

    Проектирование деятельности

    Уметь:

    – воспринимать красоту художественного слова;

    – формулировать основную мысль произведения;

    – применять прочитанное
    к жизни

    Пересказ сюжета как средство понимания метафорического смысла произведения

    С. 138–140,

    С. Козлов «Как ёжик

    с медвежонком протирали звезды» СD «Детский энцик. словарь»


    1

    2

    3

    4

    5

    6

    90–
    94

    «Красота видна отовсюду!».

    Ёса Бусон. Хокку.
    В. Драгунский «Девочка на шаре»

    Проблемные задания

    Уметь выразительно читать хокку.

    Знать, что звукозапись поможет очертить огромное пространство вокруг кленов, развернуть целое пространство вокруг них

    Уметь:

    – находить способы выражения авторской оценки происходящего в рассказе; – писать сочинение-отзыв
    по картине

    С. 140–151

    Детская энциклопедия

    95

    Красота растворена вокруг нас, нужно только уметь ее замечать

    Работа с книгой

    Уметь целостно воспринимать и осмысливать поэтический текст

    Эмоциональное воздействие на читателя силой авторских чувств

    С. 152–155, Исса. Хокку.
    С. Козлов «Разрешите
    с вами посумерничать»

    96-99

    В чем секрет красоты?

    Секрет прост – красиво то, что любишь

    Проблемное изложение материала

    Уметь:

    – выразительно читать наизусть;

    – понимать прослушанный текст;

    – ценить богатство, образность языка художественного произведения

    Уметь:

    – видеть и раскрывать внутренний мир героя;

    – наблюдать за логикой сказочного жанра;

    – обретать новый смысл прочитанного

    С. 156–166,
    Н. Матвеева «Галчонок». Ш. Перро «Рике с хохолком»,

    периодическая литература

    100

    «Что красивее всего?»

    Проблемные задания

    Знать, что каждый может научиться видеть мир поэтически, обнаруживать красоту в окружающем мире, который находится рядом с нами и создан для нас.

    Уметь словесно рисовать картины живописи, используя язык поэтических произведений

    Уметь:

    – использовать приобретенные знания и умения
    в практической деятельности для работы с различными источниками информации;

    – высказывать суждения
    о прочитанном

    С. 167–168,

    Б. Заходер «Что красивее всего?»

    дополнительная литература


    1

    2

    3

    4

    5

    6

    101-103

    Мир животных

    Проблемные задания

    Уметь сравнивать описания животных в произведениях разных авторов

    Уметь:

    – находить разные литературные приемы;

    – словесно рисовать картины;

    – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

    – овладевать нормами речевого этикета

    Серия книг
    о древних животных



    Предварительный просмотр:

                                      КЛАССНЫЙ ЧАС  «Тепло  родного  очага»

    Цель: 1.Показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что нет взаимопонимания – дети не умеют понимать родителей, родители не понимают детей.

                2. Развитие способности взаимопонимания, умения находить выход из конфликтных ситуаций.

                3. Воспитание любви к близким людям, уважения к старшим, стремления помогать им во всём.

    Оборудование: выставка рисунков «Семейные радости», грамзапись «Песенка мамонтёнка», пословицы о семье.

    Ход урока: 1. Организационный момент.

      -  С каким настроением пришли на урок? Почему?

    2. Сообщение темы:

       - Прочитайте тему урока про себя. Какое из трёх слов  темы  малопонятно? Как понимаете слово «очаг»?

    - В толковом Словаре Ожегова  толкование: ОЧАГ - - устройство для разведения и поддержания огня.  ДОМАШНИЙ ОЧАГ – - родной дом, семья.

    Ученик: Очаг, который был для первобытного человека главным ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить дом. Вокруг очага, от  которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение «родной очаг» - стало обозначать семью, дом.

    - Как  думаете , о чём пойдёт речь сегодня на уроке? ( О доме, о семье).

    - Да, мы поговорим о семье, о взаимоотношениях в семье.

    3. – А что такое «семья»? ( Мама, папа, дети)

        - Семья  - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако , семья может быть и маленькая, например, мама и сын.  Но если они любят друг друга , внимательны и заботливы, то это - хорошая, настоящая семья. А сейчас заглянем в гости в одну семью.

    Ученик:               Какой хороший вечер!  Как хорошо  быть вместе!

                                 С газетой папа дремлет.

                                  Готовит мама ужин.

                                  Под крышкой пар в кастрюле насвистывает песню.

                                  Глаза мои закрылись , раскрыть быть их пошире.

                                  Глядеть  бы удивлённо , да открывать мне лень их.

                                  Весь мир исчез. Лишь мама посередине мира

                                  И я, уже уснувший у мамы на коленях.

    - Хотелось бы вам жить в такой семье? Почему?

    - Выберите слова, которые живут в этой семье : УЮТ, СПОКОЙСТВИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ, ДОБРО, ЧИСТОТА, СЧАСТЬЕ, ДРУЖБА, СОГЛАСИЕ, ГРУБОСТЬ, ССОРА, НЕНАВИСТЬ, БОЛЕЗНЬ, ВРАЖДА.

    4. Игра «Распредели обязанности в семье».

        1 – ая группа  -  мамы;        2 – ая группа – папы;         3 – я группа – дети

    Называются обязанности – встаёт та группа детей, к которой относятся  данные обязанности.

    А)  Готовить обед.   (1)                                                       Г) Мыть посуду. (1, 2,3)

    Б) Ремонтировать утюг. (2).                                             Д) Следить за цветами. (1,3)

    В) Собирать портфель. (3).                                               Е) Уборка квартиры. (1,3)

                         Ж) Оберегать тепло родного очага. (1,2,3).

    5. –А  всегда ли хорошо бывает дома?  ( Ответы детей).

        - Какие проблемы бывают в семье? (Ответы детей).

       -  Рассмотрим некоторые ситуации.

                                            Сценка  «Маму не запускать».

    Автор: Мама приходит с работы.  Мама снимает боты.

                  Мама заходит в дом.  Мама глядит  кругом.

    Мама:  Был на квартиру налёт?

    Дети: Нет!

    Мама: К нам приходил бегемот?

    Дети: Нет!

    Мама: Может быть, дом не наш?

    Дети: Наш!

    Мама: Может этаж не наш?

    Дети: Наш! Это приходил Серёжка, поиграли мы немножко!

    Мама: Значит,  это не обвал?

    Дети: Нет!

    Мама: Слон у нас не танцевал?

    Дети: Нет!

    Мама: Значит, просто показалось.

                  Я напрасно волновалась.

                   Вместе в доме уберём

                   И порядок наведём?!

    Дети: Да!

     - Чему учит эта сценка?  ( Мы знаем, как вести себя в школе, в театре, на улице. Давайте выведем правила поведения в семье.)            

                                                 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЕ.

    1) Уважать старших.

    2) Помогать по дому.

    3) Делать работу вместе.

    4) Понимать друг друга.

    5) Заботиться о ближних.

    6) Делать приятное.

    6.Итог.

    - Как  много хороших слов было сказано о семье на уроке.

    - Каким  одним словом  можно заменить? (Тепло)

    - Верно тепло родного очага зависит от уюта в доме. от здоровья родных, от хороших взаимоотношений , от понимания друг друга.

    - Выберите пословицы,   которые подошли  бы к теме урока:

     Где мир  и  лад,  не  нужен  и  клад.

    Лад  и  согласие – первое  счастье.

    Верному  другу  цены  нет.

    -  Споём   песню  мамонтёнка.

    - Какое  у  вас  сейчас  настроение?  Почему?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в 4 классе "Тепло родного очага"

    Родительское собрание "Тепло родного очага" проводилось в 4 классе, как итог проекта "Моя семья". Дети и родители сделали совместно большую работу: написали сочинения на тему проекта, нарисовали рисун...

    Классный час "Тепло родного очага"

    Методическая разработка для учащихся 3-4 классов о ценности семьи, русских традиций и обрядов....

    Классный час "Тепло родного очага"

    Цель:ü показать важность внимательных и заботливых отношений между членами семьи.ü показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что между ними нет взаимопонимания – дети ...

    Классный час для 1-4 классов "Тепло родного очага"

    Классный час можно провести совместно с родителями обучающихся  в День знаний .Цель занятия - показать, что разногласия между родителями и детьми возникают в силу того, что нет взаимопонимания - ...

    « Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»

    « Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы» ( Истоки)...

    Классный час "Тепло родного очага"

    Классный час проводится с целью формирования культуры общения детей и родителей, укрепления толерантности и солидарности в семьях обучающихся.Цели классного часа:·...

    КЛАССНЫЙ ЧАС «ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА»

    Семья  является наиболее естественной средой  жизнедеятельности человека.  Каждый человек   может и должен быть счастлив в семейной жизни. Но как этого добиться. Для этого необходи...