Мастер-класс "Формирование чувства гуманности у младших школьников"
методическая разработка по теме

Бойчук Любовь Михайловна

Цели и задачи:

  • развитие внутригрупповых отношений; умение работать в группах, по заданию:
  • развитие эмоциональных отношений как внутри группы, так и между детьми и взрослыми;
  • учить работать с толковым словарём, расширять словарный запас детей;
  • воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу и всему живому;
  • коррекция межличностных отношений;
  • развитие когнитивных интересов у детей и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_8.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование чувства гуманности у детей школьного возраста»                

Цели и задачи:

  1. развитие внутригрупповых отношений; умение работать в группах, по заданию:
  2. развитие эмоциональных отношений как внутри группы, так и между детьми и взрослыми;
  3. учить работать с толковым словарём, расширять словарный запас детей;
  4. воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу и всему живому;
  5. коррекция межличностных отношений;
  6. развитие когнитивных интересов у детей и творческих способностей.

Необходимые материалы: одно вырезанное из ватмана красное сердце; белое сердце, разрезанное на пять частей; набор карточек с написанными пословицами о добре (по количеству участников); музыкальное сопровождение; набор цветной бумаги, ножницы, кисточки, краски, старые грампластинки, манная крупа, клей, камешки, бисер.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости. Тема нашего занятия «Заколдованное сердце». Сейчас мы с вами окунёмся в мир сказки и выясним, что означает выражение «человек с ледяным сердцем». Вам предстоит растопить «ледяное сердце» пройдя через различные испытания. Для этого надо расшифровать «золотое правило нравственности», познать таинство милосердия, постичь секрет чуткости и доброты.
Итак, все мы с вами читали сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Мы знаем, что Снежная королева заколдовала мальчика и превратила его сердце в ледяное. Как вы думаете, каков человек с ледяным сердцем? Какие черты характера ему присуще?

Ответы детей: Жестокий, равнодушный, злой, ему ничего не интересно; взгляд холодный, отрешённый, лицо без эмоций и т.д.

Ведущий. Правильно. Я, думаю, что у вас у всех присутствующих в нашем классе очень добрые, чуткие и отзывчивые сердца. Вы всегда готовы отозваться на чужую боль. Давайте попробуем растопить наше «ледяное сердце» и расколдовать нашего воспитателя. Ведь в каждой сказке добро всегда побеждает зло.

Заколдованный воспитатель. Нет, не может быть, чтобы добро победило зло! Миром должно править только зло и ничего, кроме зла!

Ведущий. Ребята, давайте все вместе постараемся переубедить СК, что только доброта может дать счастье людям.

Заколдованный воспитатель. Да чего тут спорить! В людях столько злобы, зависти и эгоизма!

Ведущий. Да, к сожалению, и такое бывает. Но человеку присущи и такие качества, как мужество, скромность, честность!

Заколдованный воспитатель. А отрицательных больше! Посмотрим? Я называю плохие качества, а вы хорошие. И у меня нет никаких сомнений, что я выиграю!

Ведущий. Хорошо. Давайте, ребята, постараемся вспомнить как можно больше положительных человеческих качеств.

Заколдованный воспитатель будет называть плохие качества человека, а вы хорошие.

Заколдованный воспитатель достаёт книгу «Энциклопедия зла». Называет по очереди отрицательные качества: трусость, хвастливость, лживость, злобность, жестокость, склочность, невежество, малодушие, безделье, глупость, жадность...

Ребята по-очереди называют положительные качества: ответственность, самостоятельность, настойчивость, любознательность, самокритичность, правдивость, стыдливость, совестливость, честность, дружелюбие, достоинство, храбрость, доброжелательность, тактичность, благородство, надёжность, терпеливость, благодарность, деликатность, прилежность, смелость, товарищество, чуткость, сострадание, сопереживание, доброта...

Итак, ребята, как мы видим положительных качеств человека больше. Вы сумели справиться с первым заданием, посмотрите, сердце немножко оттаяло. (Снимается белый кусочек сердца).

Ведущий. Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

Заколдованный воспитатель. Доброта... (Ищет слова в книге «Энциклопедия зла»).

В моём учебнике таких слов нет. Объясните, что это за слово-то такое – доброта?

Ведущий. Добро – все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека. Доброта издавна ценилась в мире. О ней сложено много пословиц и поговорок. Так, китайская пословица говорит: «Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит». Немало русский народ сложил пословиц о добре. (Показывает книгу с русскими народными пословицами).

Заколдованный воспитатель. Так, где-то у меня были пословицы о доброте?

Достаёт одну, читает: «Добро порицай, а зло поощряй». Вот и я о том же вам твержу, что и народная мудрость.

Ведущий. Ребята, ваш воспитатель в пословицах всё перепутала. Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно.

Ребята в группах правильно складывают слова в предложения, получаются пословицы.

1-я группа: Истинное добро всегда просто. Учись доброму – худое на ум не пойдёт. Сделаешь худо, не жди добра.
2-я группа: Добро желаешь, добро и делай! Добрый человек добру и учит. За добро добром и платят.
3-я группа: Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – и худо снится.
Добро творить – себя веселить. Живи для людей, поживут люди для тебя.
4-я группа: Добро поощряй, а зло порицай. С добрым жить хорошо. Зла за зло не воздавай. Худого худым не исправишь.
5-я группа: Добро наживай, а худо изживай. От добра добро не ищут. Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди.
6-я группа: Доброго держись, а от худого удались. Тому тяжело, кто помнит зло. Делать добро спеши.

Зачитываются пословицы, объясняется смысл одной из них. (Приложение)

Ведущий. Молодцы. Справились с заданием. Давайте подарим воспитателю книгу с пословицами о добре, а её положим в мусорное ведро, (меняются книгами)
Вы сумели справиться со вторым заданием, посмотрите, сердце немножко оттаяло.
(Снимается белый кусочек сердца).
Добро и зло творить всегда во власти всех людей, но зло творится без труда, добро творить трудней. И чтобы творить добро, человек должен быть гуманным и милосердным. Что означают эти слова? Гуманность –
(Ответы детей.) Как вы думаете, что означает слово «милосердие»? (Ответы детей)

Ведущий. Милосердие – поведение, основанное на сочувствии, сострадании, соучастии и готовности делать добро. Адресуется не только людям, но и всему живому.
Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
Уважение достоинства, гуманность, милосердие – вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.
Истории известны примеры, когда люди старались сами поступать гуманно по отношению к страдающим как в мирное время, так и на войне. О таких людях нам расскажут дети.

Сообщения детей о создании Международного Комитета Красного Креста и Красного Полумесяца (МККК и КП). Мать Тереза. (Приложение).

Ведущий. Молодцы. Вы подготовили интересные материалы. Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.
Милосердие – милое сердцу доброе дело. Это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям, ведь у каждого из нас свои проблемы, мечты, стремления. Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства. Итак, какие бы вы могли предложить дела милые сердцу.
(Ответы детей.)

1. Помогать бедным, инвалидам, делать добро.
2. Помогать старым людям.
3. Не осуждать ближнего, а уважать других со всеми их физическими различиями.
4. Проявлять милосердие ко всему живому. Уборка леса.
5. Помогать друг другу, близким, друзьям.
6. Уметь считаться с интересами других, оказывать помощь всем тем, кто нуждается в ней. Например...

Ведущий. Хорошо. Делать добро другим – не обязанность. Это радость, ибо улучшает здоровье и увеличивает счастье. От ваших милых сердцу дел растает даже ледяное сердце. (Снимается еще один белый кусочек сердца)

Ведущий. Чтобы наше сердце продолжало оттаивать, надо расшифровать волшебное заклинание «Золотое правило нравственности» (Приложение)

Дети берут обрывки слов и составляют предложение. Выстраиваются.

«Поступай по отношению к другим так, как желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Ведущий. Молодцы. Для того чтобы так поступать требуется сильный характер. Для этого надо заниматься самовоспитанием, чем мы с вами и будем заниматься на следующих занятиях. И чтобы наше сердце окончательно растаяло, давайте порадуем воспитателя своей творческой работой. Изготовим поделку на пластинке.

Под спокойную музыку дети выполняют поделку на пластинке. Изготавливается коллективная поделка «Букет цветов».
Для гостей предлагается техника «GLASS-ART» (рисование на стекле с двух сторон парами, не разговаривая). Обсуждение при самоаналезе мероприятия.
Дети дарят поделку воспитателю.

Ведущий. Ребята, наше сердце совсем растаяло. Мы с вами расколдовали нашего воспитателя. Смотрите, глаза его светятся радостью, он улыбается. Давайте дадим ему слово.
Слово предоставляется воспитателю.

Ведущий. Итак, ребята, мы с вами сегодня повторили хорошие качества человека, вспомнили русские пословицы о добре, растопили ледяное сердце своим милосердием, творчеством. И закончить наше занятие мне бы хотелось словами Данко:

«Возьми своё сердце,
Отдай его людям,
Чтоб вечно горело»

Приложения

Сообщения детей.

1. Тереза  Гонджа   Бояджиу Калькуттская,  Мать  Тереза

(19101997) – католическая монахиня, известная своей благотворительной  деятельностью.   Причислена Католической Церковью к лику блаженных. В миру – Агнесса Гонджа Бояджиу (Agneze Gonxhe Bojaxhiu). Родилась 27 августа 1910 в македонском городе Скопье.

В восемнадцать лет она уехала в Ирландию, где вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето».

Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 г. она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 г. основала там общину Ордена милосердия, деятельность которого была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 г. деятельность Ордена милосердия переступила границы Индии, в настоящее время он имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Его миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В 1979 г. Терезе Калькуттской была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку». Она умерла в 1997 г. в возрасте 87 лет.

2. Впервые идея оказания беспристрастной помощи людям, пострадавшим в ходе военных действий была реализована швейцарским бизнесменом и гуманистом Анри Дюнаном в 1859 году.

Эта идея нашла отклик во всем мире и в 1863 году Дюнан, найдя сподвижника, создает комитет. Первоначально этот комитет состоит лишь из пяти швейцарских граждан, проживающих в Женеве. Однако, малое число не явилось помехой на пути создания плана, согласно которому во многих странах должны были быть созданы Общества помощи раненым. По мнению членов этого комитета, раненые, военные врачи, медицинские повозки, военно-полевые госпитали не подвергались нападению или обстрелу. В результате для решения этой проблемы найдено лишь одно верное решение: договориться о введении определенного опознавательного знака, общего для всех армий. Эта эмблема будет отличать всех тех, кто, состоя в рядах вооруженных сил, не принимает никакого участия в военных действиях и, следовательно, не может быть подвергнут нападению.

 

3. Отличительным знаком членов этих обществ, демонстрирующих их нейтралитет в боевых действиях, принимается красный крест на белом фоне. Комитет пяти был преобразован в Международный Комитет Красного Креста (МККК), в задачу которого входила координация деятельности благотворительных групп. Дата рождения Красного Креста 29 октября 1863 год. Менее чем за год появилось еще 10 новых обществ помощи раненым.

Международный Комитет Красного Креста был создан, чтобы помогать жертвам вооруженных конфликтов. Основополагающими        принципами        работы        этой гуманитарной организации были:

•      гуманность

•      независимость

•      беспристрастность

•      нейтральность

•      единство

•      добровольность

•      универсальность

Все эти принципы обеспечивают главную цель деятельности МККК – оказать помощь нуждающемуся в ней, облегчить страдания людей, оказавшихся в беде.

4. Международный Комитет Красного Креста на протяжении всего своего существования, с момента создания и до наших дней, осуществляет деятельность по оказанию помощи жертвам различных конфликтов.

Начиная с практической деятельности, то есть непосредственно лечение пострадавших, доставка продуктов и медикаментов и т. п. и заканчивая теоретическими разработками документов, имеющих международное значение, а также принятием мер по ограничению распространения оружия, причиняющего излишние страдания, и бесчеловечных методов ведения войн.

В настоящее время МККК имеет представительства в более чем пятидесяти странах.

5. Международный Комитет Красного Креста, будучи созданным в середине XIX века благодаря переживаниям одного человека продолжает функционировать до сих пор согласно тем принципам, которые были заложены при его создании. Эту деятельность трудно переоценить, так как благодаря ей были спасены миллионы человеческих жизней. Не смотря на трудности с которыми приходится сталкиваться работникам МККК в своей деятельности они самоотверженно приходят туда, где люди ждут помощи. Но помощь пострадавшим – не единственная цель Красного Креста. Оказывая поддержку, он служит не менее важной задаче: отстоять во время войны идею солидарности людей и уважения человеческого достоинства, когда реальные или мнимые нужды войны отодвигают моральные ценности на второй план. За долгие годы работы МККК накопил уникальный опыт работы и стал поистине крупнейшей в мире гуманитарной организацией. Тесное сотрудничество между региональными организациями позволяет быстро и эффективно реагировать на проблемные ситуации, возникающие по всему миру.

Воспитатель:

Цитаты

– Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны; всё равно прощайте им.

– Если вы проявляли доброту, а люди обвиняли вас в тайных личных побуждениях; всё равно проявляйте доброту.

– Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов; всё равно добивайтесь успеха.

– Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас; всё равно будьте честны и откровенны.

– То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье; всё равно стройте.

– Если вы обрели безмятежное счастье, вам будут завидовать; всё равно будьте счастливы.

– Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут назавтра; всё равно творите добро.

– Делитесь с людьми лучшим, что у вас есть, и этого никогда не будет достаточно; всё равно делитесь самым лучшим, что у вас есть. В конце концов, все, что вы делаете, нужно не людям; это нужно только тебе и Богу. Молитесь вместе и пребывайте в единстве.

Мать Тереза говорила: «Для нас не существует различий в национальности, цвете кожи, вероисповедании. Все люди для нас – дети Господа. Человечество – наша семья. Все заслуживают нашей помощи, все созданы для того, чтобы любить и быть любимыми. Милосердие – это огромная сила, связывающая и объединяющая людей. Милосердие сближает сильней кровного родства и дружбы. Только милосердие может искренне восхищаться каждым живым существом только потому, что оно – дело рук Создателя». «С материальной точки зрения у Вас есть всё в этом мире, но Ваше сердце опечалено; пусть Вас не волнует то, чего у Вас нет, – просто идите и служите людям: держите их руки в своих и выражайте любовь; если Вы будете следовать этому совету, Вы будете сиять, как маяк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ

Школа нового поколения – школа здоровья, в которой задачи физического развития и формирования здоровья имеют приоритетное значение. Здоровье ребёнка должно пониматься как единое целое, которое состоит...

Воспитание чувства ответственности у младшего школьника.

Материал содержит рекомендации о воспитании у детей младшего школьного возраста чувства ответсвенности....

Выступление по теме "Формирование чувства патриотизма у младших школьников"

В статье говорится о патриотическом воспитании детей....

Исследовательская работа «Формирование чувства ритма у младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках музыки»

Исследовательская работа «Формирование чувства ритма у младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках музыки»...