Патриотическое воспитание школьников.
методическая разработка на тему

В своём выступлении я делюсь опытом работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

                    Патриотическое воспитание младших школьников.

                                                                                                                      «Без корня и полынь не растёт»

                                                                                                                                          (Народная мудрость)

      Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда была свойственна любовь к родной земле. Величайшей национальной ценностью был патриотизм- любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, культуре, всему укладу жизни.

      В последнее время произошли изменения, которые привели к разрушению вековых устоев традиционной русской семьи. Это откладывает свой отпечаток на мировоззрение людей, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на патриотическое воспитание младшего поколения. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

      Многие качества человека закладываются в школьные годы. Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований. Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины - изучение своей семьи. Изучение истории  семьи не только способствует духовному сближению   взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

      Проведя диагностику семей своего класса, выяснила: полных семей-8, неблагополучных - 1, многодетных - 4, воспитывает одна мама - 4, воспитывают бабушка и дедушка - 2, папа работает на Севере - 9. Отсюда видно, что социальная роль мужчины в итоге сводится к обеспечению материального достатка в семье. Поэтому для работы с этим классом я поставила цель: формирование основ патриотизма через взаимодействие школы и семьи.

Задачи:

              -создать условия для сближения между детьми, родителями и

              старшим поколением в семье;

              -изучать свою семью: семейные реликвии, профессии членов семьи

              увлечения родителей, бабушек, дедушек;

             - построить эффективную схему взаимодействия с семьями

              обучающихся;

            -воспитывать любовь к месту, где родился и живешь, к его

               историческому прошлому и настоящему, развивать чувство

               ответственности за его будущее;

              -развивать творческую активность;

              -разъяснять истоки героизма и самоотверженности людей;

              -воспитывать гордость за подвиги представителей разных поколений  защитников          Отечества и стремление подражать    им.    

             Чтобы узнать ребёнка, надо узнать его семью. Поэтому, набирая своих первоклассников, я сначала посещаю их семью, знакомлюсь с членами семьи, их интересами. До начала  учебного года провожу родительское собрание, на котором выбирается родительский комитет, распределяются обязанности родителей, узнаю, чем родители могут помочь классу и школе, проводим совместное планирование, как пройдёт первый школьный праздник-1СЕНТЯБРЯ.

           Когда дети и родители познакомятся поближе, проводим классный час « Расскажи мне о своей семье», где  дети и родители знакомят со своей семьёй, своими занятиями и увлечениями в занимательной форме, представив свои семейные фотографии, своё хобби. Затем мы ходим в гости к семье, которая нас приглашает.

      Осенью проходит уборка урожая, которая сплачивает каждую семью. О своих огородных достижениях, увлечениях цветами наши семьи рассказывают на общешкольной выставке  « Осенний вернисаж»,  где представляют свои  коллективно-творческие работы: поделки из овощей, букеты цветов, фотографии своих побед на огороде.

     Дети очень любят рисовать и представляют своё творчество в рисунках на темы: « Моя семья», « Работа моей мамы».

       Встречаясь с родителями, мы обсуждаем и анализируем работы детей, обучаем друг друга системе семейных отношений. Изучив историю семьи, мы изучаем историю своего края. «Познание человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины в годы детства - это самые тонкие, сложные вещи в патриотическом воспитании», -  сказал  В.Сухомлинский. Поэтому мы активно занимаемся познанием своей Родины. Большую помощь в этом нам оказывает местный краеведческий музей. Нам помогают узнать больше о своём посёлке, его жителях, предметах быта, улицах и людях, чьи имена они носят.

      Наша Родина богата духовными традициями. Прикоснуться к ним нам помогает комплекс « Старина сибирская». Там мы знакомимся с бытом старинных домов, ремёслами наших предков, учимся вышивать, вязать, пробуем ткачество, учимся изготавливать кукол. Родители не только с удовольствием принимают участие в экскурсиях, но и помогают нам возродить народные промыслы - учат детей вышивать и вязать.

      Каждый год наши родители готовятся к НПК. Это долгий и кропотливый труд. Вместе они собирают и исследуют материал о наших народных традициях, животных нашей родины, людях посёлка. Помощь в этом оказывает картинная галерея, где можно посмотреть выставки талантливых мастеров и даже выставить свои работы.

     Огромным праздником является посещение зоопарка и дендропарка. Представленные там флора  и фауна поражают воображение. Наши семьи участвуют в экологических фестивалях, где представляют свои фотографии, стихи, поделки.

      Очень полюбилась нашим детям и родителям нетрадиционное проведение новогодних праздников во владениях Деда Мороза. Совместное творчество в большей степени родителям помогает раскрыть свои таланты и показать их детям, совместно пережить ситуацию успеха.

      Испокон веков славится русский народ своим гостеприимством и хлебосольством. Проводя «Семейные посиделки», мы познаём традиции чаепития, дети учатся правильно заваривать чай, а родители делятся своими кулинарными рецептами. Тут активно участвуют и наши бабушки.

При помощи и содействии наших родителей, мы изучаем не только свою малую родину, но и прикасаемся к культурному наследию нашей области - посещаем театры и музеи городов Тара и Омск.

      Среди наших родителей есть выпускники нашей школы. Они приводят к нам своих детей, продолжая наши традиции, оказывают помощь в ремонте класса и школы, помогают в изготовлении наглядных пособий. Этим они подают пример своим детям, которые активно участвуют во всех делах с родителями и в последствии стараются бережно относиться к школьному имуществу.

      Мы все помним и чтим заслуги ветеранов войны. Ежегодно силами наших детей и родителей готовим подарки ветеранам, учим стихи и песни, чтобы их порадовать. Трепетное отношение к истории нашей страны и людям, грудью защищавших нашу родину, поможет вырастить поколение настоящих патриотов.

          Каждый гражданин обязан  знать символы своего государства. Мы получаем первоначальные представления о символике России и Омской области, формируются основы политической грамотности, чувства ответственности и любви к  своей родной земле, её истории. Итогом этих занятий становится составление герба своей  семьи.

          Патриотизм начинается и с чувства верной дружбы и товарищества. Это не пустые слова. Каждый человек - личность, и сердечная теплота  и понимание друг друга также помогает любить свою родину. Покой отчего дома, уют школьного кабинета помогают стать настоящими патриотами нашей страны. Мы понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище - своих детей, и наша обязанность - оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, взаимопонимании, к чему мы и стремимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Патриотическое воспитание школьников.

Патриотическое воспитание школьников....

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Задачи и содержание патриотического воспитания школьников

Сложность патриотического воспитания современных школьников обусловлена следующими факторами...

Сборник мероприятий, посвященных военно-патриотическому воспитанию школьников

В сборнике прелставлены классные часы, уроки - мужества, внеклассные мероприятия, исследовательские работы учащихся, посвященные месячнику оборонно - массовой и спортивной работы...

Гражданско-патриотическое воспитание школьника

Представлен опыт работы по данной теме...