Задачи и содержание патриотического воспитания школьников
статья по теме

 

Сложность патриотического воспитания современных школьников обусловлена следующими факторами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи и содержание патриотического воспитания школьников.

Сложность патриотического воспитания современных школьников обусловлена следующими факторами:

 Пропагандой образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажением и фальсификацией истории Отечества, приводящих к дискредитации в глазах учащихся образа Родины;

 Воинствующим нигилизмом, сомнением в прошлых достижениях старших;

 Внушением средствами массовой информации и государственными институтами комплекса неполноценности и обреченности жить в самой плохой стране;

Негативным отношением к армии и милиции и падением престижа службы в армии;

Агрессивной жестокостью, деформацией внутреннего мира личности в сторону бездуховности и безнравственности;

-        Всеобщим цинизмом, отрицательными жизненными ориентирами;

-        Немотивированно высокой оценкой западного человека и недооценкой самобытности русской культуры;

-        Отсутствием уверенности в будущем.

Государственный заказ на образование в постсоветский период определен в Национальной доктрине образования, рассчитанной на период до 2025 года. Стратегические цели образования тесно связываются с проблемами развития российского общества, ориентированного на:

     -        Создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

  Укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

  Кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью;

  Утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

В Концепции и Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 гг.» определена цель развития в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его интересов.

Исходя из цели перед образовательными учреждениями ставятся задачи:

  Утверждение в сознании и чувствах обучающихся социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышения престижа государственной, особенно военной, службы;

  Создание возможностей для активного вовлечения школьников в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

  Воспитания в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

-  Привитие чувства гордости, уважения и почитания символов России -Герба, Флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

  Привлечение традиционных для России конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

  Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Федеральная программа развития образования и концепция модернизации российского образования ориентируют образовательные учреждения на признание воспитания как первостепенного приоритета, органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Особенно подчеркивается зависимость будущего страны от восстановления функционирования системы воспитания, формирующей нравственно-духовные ценности, гражданственность и патриотизм подрастающего поколения. В документах, принятых Министерством образования РФ, утверждается, что общественно-государственная система образования, ориентированная на формирование гражданских чувств, сознания, активной позиции школьников, способна обеспечить консолидацию общества, поддержание общественной и экономической стабильности, упрочить единство народов. Построение правового государства и гражданского общества требует интеграции государственного и социального заказов на формирование личности гражданина-патриота. Решению данной задачи содействует Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, созданный как Координационный совет, обеспечивающий взаимодействие общественных объединений с органами государственной власти. Региональные межведомственные советы и центры по гражданскому и патриотическому воспитанию созданы и функционируют более, чем в 50 регионах страны. Инициативы государства и общества, направленные на патриотическое и нравственное воспитание молодежи неизменно поддерживает Церковь. Они находятся в центре внимания на Международных Рождественских образовательных чтениях, которые ежегодно проводятся в Москве. В год 60-летия Победы и памятной годовщины Куликовской битвы Патриарх Московский и

Всея Руси Алексий II акцентировал внимание на необходимости сохранения в памяти молодежи подвига людей, показавших пример самоотверженного служения Родине, укреплявших ее славу и величие. Большая роль в системе патриотического воспитания отводится семье.

Содержательный компонент образования определяется директивными и нормативными документами Министерства РФ, составленными с учетом возрастных особенностей школьников, и нацеливается на приведение содержания учебной литературы в соответствие с российскими традициями нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Инструктивно-методические документы Министерства образования РФ ориентируют образовательные учреждения на организацию изучения школьниками истории государственных символов, их роли и значения в жизни страны и каждого человека, увековечение памяти защитников Отечества, проведение уроков Конституции РФ, создание военно-патриотических молодежных и детских объединений, кадетских классов как важные направления гражданско-патриотического воспитания.

В инструктивно-методических материалах Министерства образования РФ, составленных с учетом возрастных особенностей школьников, признается важным на первой ступени образования осознание школьником себя как части общества и гражданина своего Отечества. Содержание образования определяется курсом начальной школы «окружающий мир». Усвоение нравственных норм поведения человека, гражданина способствует обучению демократии младшего школьника. Уроки русского языка и литературного чтения, искусства позволяют воспитать основы национального самосознания и достоинства, осознанное патриотическое чувство.

На второй ступени формируется уважение подростка к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Содержание гражданского образования реализуется всеми учебными предметами и в первую очередь дисциплинами гуманитарного и естественнонаучного циклов. Интегрированные курсы граждановеденья и обществознания помогают подросткам приобрести опыт освоения основных социальных ролей. Личностно-эмоциональное осмысление опыта взаимодействия людей формирует толерантность, нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии, шовинизму.

На третьей ступени определяется гражданская позиция старшеклассника, его социально-политическая ориентация. Навыки ведения дискуссий и отстаивание собственной точки зрения формируют активную жизненную позицию школьника. Образование осуществляется на более высоком теоретическом уровне. Кроме интегрированных курсов во многих школах изучаются профильно-ориентированные курсы. Непременным условием гражданского образования признается создание демократического уклада жизни школы. Курс граждановеденья направлен на формирование у школьников достаточной компетентности для активного сознательного участия в избирательных кампаниях и умения отличать лозунговые обещания от реальных политических программ и действий.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2008 годы» ориентировалась на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней. Ее целью являлось создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите. В обеспечении реализации цели и задач патриотического воспитания важная роль придавалась принципам признания высокой социальной значимости патриотизма, и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи. Программой предусматривался комплекс мероприятий военно-патриотической работы, создание музейных экспозиций, организация деятельности патриотических, военно-спортивных клубов и объединений, подготовка к военной службе, проведение Вахты памяти и поисковых экспедиций, военно-спортивных игр и походов.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», которая является логическим продолжением предыдущей программы, отмечено, что система патриотического воспитания в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций, творческих союзов по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. Более конкретной и адресной стала деятельность ветеранских организаций. Многонациональный состав РФ и разнообразие национально-этнических культур, их взаимное проникновение и обогащение рассматривается как фактор, способствующий материальному и духовному развитию общества. Однако патриотизм еще не является в полной мере объединяющей силой общества. «Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей».

Большим потенциалом воспитательного воздействия на формирование личности патриота обладает краеведение, воспитывающее чувство любви и гордости за малую Родину, обычаи, традиции, достижения родного края. Региональный компонент обеспечивает направленность процесса воспитания на индивидуально личностное становление человека как представителя своей общины, города, края. Знание природных и культурно-исторических особенностей родного края способствует развитию общественного и национального самосознания, так как освоение и воспроизводство культуры родного края как необходимые условия социализации детерминируют ответственность личности за судьбу Отечества. Воспитание личности человека немыслимо без пробуждения патриотических и гражданских чувств, которые развиваются на основе знания истории и культуры родного края.

Школьное краеведение - это всестороннее изучение учащимися определенной территории своего края по разным источникам и главное на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя. Его главная цель -воспитание на основе изучения местного материала бережного отношения к природным богатствам, чувства уважения к традициям народа, глубокой любви к Родине,

Выделяют следующие виды краеведения:

-  Природное (экологическое, биологическое, географическое), сущность
которого состоит в комплексном изучении природы, важнейших аспектов ее
развития и динамики в данной местности при помощи доступных для школьников методов. Учащиеся учатся работать с картой и планом местности, ведут календари погоды, изучают и составляют тематические и статистические справочники, проводят оценку экологической обстановки, разрабатывают меры борьбы с загрязнением окружающей среды, составляют малые Красные Книги родного края. Важную роль в этом играет организация экскурсий с целью изучения геологического строения почвы, эрозионных процессов, видового разнообразия растительного и животного мира, проведения анализа почвенного покрова;        

-  Историческое краеведение имеет две существенные черты: локальность исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры, и деятельностный характер - это не только область научного познания, но и активной деятельности с огромным воспитательным зарядом. Поисково-исследовательская деятельность осуществляется на уроках истории, занятиях историко-краеведческого кружка, в походах и экспедициях по родному краю, в военно-патриотических клубах и объединениях. Преобразовательная деятельность связана с участием в установлении мемориальных досок, открытии памятников, организации выставок, историко-краеведческих уголков и музеев, в охране и уходе за памятниками и местами погребения героев;

-  Этнографическое краеведение, тесно связанное с литературным, включает изучение особенностей устного народного творчества, художественно-прикладной культуры, национальных обрядов и обычаев, а также произведений писателей-земляков. Для приобщения к культуре родного края изучаются особенности национальных костюмов, проводятся народные праздники, инсценируются сказки, разучиваются народные песни и танцы, разыгрываются обряды, демонстрируются и изготовляются изделия народных промыслов, организуются спортивные состязания по национальным видам спорта и играм. Этнографическое краеведение вместе с экономическим изучает состояние народного хозяйства края и его поселения, национальный состав населения и его быт.

Одной из важнейших задач развития системы патриотического воспитания является подготовка его организаторов. Ежегодно Министерство образования РФ проводит семинары-совещания, курсы повышения квалификации по различным направлениям патриотического воспитания молодежи: семинары-тренинги с педагогами «Новая цивилизация» (Томск, Самара, Сочи); «Я— гражданин России» (Архангельск, Томск, Калуга); «Вопросы прав человека, толерантности в гражданско-правовом образовании (Челябинск), семинар «Подготовка организаторов патриотической работы среди сельской молодежи» (п. Тужа Кировской обл.) и т. д. По важнейшим проблемам гражданско-патриотического воспитания ежегодно проводятся всероссийские, региональные и областные научно-практические конференции: Всероссийская конференция «Детская библиотека и актуальные задачи патриотического и гражданского воспитания: идеи сотрудничества и толерантности» (С-Петербург); Всероссийская конференция «Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования» (Киров); Всероссийская конференция «Патриотическое и национальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы» (Тверь); Всероссийская конференция «Воспитание гражданственности и патриотизма в системе краеведческой работы в образовательных учреждениях и социуме» (Рязань); межрегиональная конференция по гражданско-патриотическому воспитанию «Вчера, сегодня, завтра» (Свердловск); и др. В Санкт-Петербурге ежегодно проходит собрание общественного педагогического движения «Рождение гражданина», участниками которого являются педагогические коллективы школ города.

Смена приоритета ценностей влияет на изменение содержания понятия «патриотизм». Педагоги единогласно подходят к раскрытию сущности понятия «патриотизм» с общегражданских, общенациональных позиций, исключают узкопартийные, религиозные интересы. Патриотизм трактуется как общечеловеческое качество, присущее любому человеку независимо от социальной принадлежности, чувство, объединяющее людей разного возраста, взглядов, вероисповеданий на решение главной цели всех общественных сил - построение сильного и независимого государства, уважающего права всех своих граждан. В условиях демократических преобразований, предполагающих плюрализм мнений, востребованным качеством человека становится толерантность, требующая от личности умения терпеливо относиться к общечеловеческим ценностям других людей даже в случаях их несовпадения со своими.

Инновации в области гражданско-патриотического воспитания в целевом компоненте связаны с признанием самоценности личности, обусловившей появление его личностно-ориентированного характера; в содержательном - отказом от приоритета классовых интересов и принятием общечеловеческих; в мотивационном - с гармонизацией личных и общественных потребностей; в технологическом - с разработкой социального проектирования, в деятельностном - с принятием субъекта не только как активного носителя, но и создателя демократических ценностей.

Итак, гражданская позиция определяется как доминантная сфера личностной характеристики, детерминирующая смысл жизни, направленность поступков, сопричастность к судьбе Отечества. Мотивационный компонент активизирует все виды деятельности личности, актуализирует механизмы целеполагания, превращает аксиологические приоритеты в субъектно-ценностные. В технологическом компоненте воспитания патриота-гражданина, хотя и допускается сочетание традиционных методов и форм (историко-краеведческие музеи, военно-патриотические, историко-культурные клубы и объединения, Вахты памяти, поисковая работа, военно-спортивные игры, походы и другие) с активными и интерактивными (сюжетно-ролевые игры, медиации в разрешении конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, разработка социальных проектов, коллективное решение творческих задач), все же превалирует идея специально организованной практики, в которой ученик формирует собственное отношение к обществу и государству посредством участия в решении социальных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Патриотическое воспитание школьников.

Патриотическое воспитание школьников....

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Патриотическое воспитание школьников.

В своём выступлении я делюсь опытом работы....

ЗНАЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социа...

Сборник мероприятий, посвященных военно-патриотическому воспитанию школьников

В сборнике прелставлены классные часы, уроки - мужества, внеклассные мероприятия, исследовательские работы учащихся, посвященные месячнику оборонно - массовой и спортивной работы...