Воспитательная система 2 класса А
методическая разработка (2 класс) по теме

Основополагающим документом для осуществления воспитательной работы в классе является воспитательная программа. Здесь представлена попытка переосмыслить ее в качестве воспитательной системы, закладывающей основные параметры деятельности учителя начальной школы на все 4 года обучения. Она включает в себя пояснительную записку и план работы на текущий учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_2_a.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система «Ступени»

2 класс «А» ГБОУ СОШ № 168

Классный руководитель – Захарова Стелла Станиславовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              1.1. Актуальность и принципы

Воспитание – важная составная часть процесса образования, проходящего в современной школе и нацеленного на развитие человеческой личности, создание условий для формирования у ребенка социально-значимых качеств, для его самореализации. Успешное осуществление этих целей возможно лишь при сотрудничестве семьи, школы, общества и государства.

Специфика обучения и воспитания в начальной школе предполагает особые требования к установлению целей воспитательной работы на каждом году обучения, к отбору средств воспитательной деятельности, к проведению педагогом самоанализа воспитательной деятельности по итогам работы за год, на основе которого будет корректироваться предложенная программа в последующем.

   Главная задача начальной школы – помочь обучающемуся постепенно сменить основной вид деятельности с игровой на учебную (познавательную). Поэтому одним из главных средств воспитания будут игры, предметно-практическая и трудовая деятельность, наполненные новым содержанием, несущие в себе информацию об окружающем мире и основных культурных, нравственных ценностях нашей страны.

Программа призвана создать условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это главная ценность на Земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.

Основные направления воспитательной работы на каждом году обучения в начальной школе распределяются следующим образом:

Первый год –  адаптация ребенка к школе, преодоление психологических трудностей, помощь ребенку в определении своего места в классном коллективе, формирование познавательного интереса.

Второй год -  формирование условий для развития классного коллектива на основе формирования нравственных ценностей и понятий («дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие»).

   Третий год воспитания - год становления коллектива, формирование умения подчинять свои интересы общим.    

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, умению формулировать собственную гражданскую позицию и отстаивать ее методами, принятыми в демократическом обществе.

В основе программы заложены принципы:

- ориентация на общечеловеческие ценности;

- признание ценности каждой личности;

- признание деятельности как основы формирования социально-значимых навыков

- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор); 

- открытость;

- доступность.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  1. умение выслушивать до конца;
  2. не принимать за ребенка решения, а побуждать его сделать это самостоя тельно.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности               

             1.2. Цели и задачи программы

Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного и систематического подхода к воспитанию и развитию личности ученика с  учётом возрастных изменений;  создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи программы воспитательной работы в классе:

  1. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей
  3. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков
  4. Создать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  5. Повышение педагогической и психологической культуры родителей.

1.3. Приоритетные направления развития воспитания школьников.

  1. Направление 1. « Здоровье».
  2. Направление 2. «Интеллект».
  3. Направление 3. «Нравственность».
  4. Направление 4. «Патриотизм».
  5. Направление 5. «Профилактика».
  6. Направление 6 «Семья».

1.4.Участники программы

Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной шко лы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, роди тели, педагог – классный руководитель, педагоги-предметники, администрация школы, социальный педагог, психолог.

1.5.Сроки реализации программы

Основные теоретические параметры программы рассчитаны на 4 года обучения в начальной школе. Конкретное содержание программы рассчитано на один (текущий) учебный год, так как опирается на итоги воспитательной работы прошлого года и корректируется в зависимости от достигнутых результатов.

1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

Теоретические занятия:

  1. опросы, анкетирование;
  2.  беседы, рассказы;
  3. индивидуальные встречи и беседы учителя;
  4. обсуждение прочитанной литературы;
  5. обучение основам логики и культуре мышления.

Практические занятия:

  1. игры;
  2. ролевые игры;
  3. импровизированные сценки, спектакли;
  4. дебаты;
  5. мозговой штурм или мозговая атака;
  6. изготовление газеты;
  7. моделирование;
  8. тренинги;

Экскурсии:

  1. посещение библиотек;
  2. посещение музеев (в том числе специализированных программ для начальной школы);
  3. посещение театров;
  4. посещение парка, участие в туристических походах (4 класс), соревнованиях.

1.7. Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является:

  1. усвоение обучающимися норм социального поведения;
  2. снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;
  3. повышение мотивации к обучению;
  4. формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления
  5. выявление и развитие задатков обучающихся в разных сферах деятельности.

1.8 Критерии эффективности:

  1. увеличение числа родителей, постоянное участвующих в жизни класса;
  2. сокращение (или отсутствие)  детей, стоящих на ВШК;
  3. рост воспитанности обучающихся, диагностируемых психолого-педагогической службой СОШ;
  4. улучшение состояния здоровья детей.

ПЛАН   РАБОТЫ  КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЗАХАРОВОЙ С.С.

2 Класс

Направление

Форма и содержание работы

Сроки

Интеллект

Участие в окружной  олимпиаде по русскому языку

Конкурс чтецов «Дела давно минувших дней»

Участие в международной игре-конкурсе  «Русский медвежонок – Языкознание для всех»

Участие в Гранте префекта ЦАО в номинации «Мал, да удал», «Энергия жизни».

Конкурс рисунков и сказок «Бережем планету вместе».

Посещение музеев: Планетарий, Музей леса, Музей космонавтики, Зоологический музей МГУ, ГИМ

Ведение учета успеваемости.

Еженедельная проверка дневников

Тематические классные часы:

«Нужно ли человеку учиться», «Я иду в школу», «Значение режима дня в жизни школьника», «Занимательно о …»

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Профилактика

Наблюдение, ведение личных дел, учащихся  группы «риска».

Изучение личности учащихся (собеседование, анкетирование и т.д.).

Консультации психолога.

Беседы с учащимися

«Правила поведения в школе»

«Внешний вид учащегося»

«Права и обязанности малолетних»

Индивидуальная работа с «трудными», слабо успевающими учащимися

Встречи с инспектором по делам несовершеннолетних

Выявление интересов учащихся, организация досуга (кружки, секции)

Занятость учащихся в каникулярное время (сбор информации), помощь в организации каникулярного отдыха детей группы «риска», категорий малообеспеченных

В течение года

В течение года

В течение года

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Декабрь

Март

май

Патриотизм

Участие в акции «День памяти жертв Беслана»

Организация экскурсий:

Бородинская панорама, Провиантские склады – Музей истории Москвы (выставки), Музей героев, Новодевичий монастырь, Красная площадь, мемориальный комплекс на Поклонной горе

Проект – макет «Бородинская битва»

Участие в акциях «Поздравления ветеранам»

Проведение классных часов:

«Гордись – ты Москвич»

«День народного единства. История»

«И врагу никогда не добиться….»

 «День Победы. Как он был от нас далек»

Встречи с ветеранами

3 сентября

В течение года

В течение года

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Май

В течение года

Нравственность

Участие в «Празднике первого звонка»

Классные часы, посвященный Дню пожилых людей

Дню учителя

Участие в неделе толерантности (День добра)

Участие в конкурсе сочинений  «Моя мама» (ко Дню Матери)

Участие в концерте, посвященном Дню Матери

Классные часы: «Правила вежливости», посвященные 23 февраля и  Международному женскому дню

Участие в концерте, посвященном 8 марта

Праздник хлеба («Хлеб - всему голова»)

Участие в Днях памятников и культурных мест, международном Дне музеев

Участие в конкурсе рисунков и фотогазет «Моя семья»

Посещение театров: на Малой Бронной, Натальи Сац, Рубена Симонова, В. Маяковского, ТЮЗ, имени А.С. Пушкина

Масленица

Участие в общешкольных мероприятиях

Сентябрь

Октябрь

ноябрь

Декабрь

В течение года

март

апрель, май

В течение года

В течение года

Здоровье 

Организация питания

Работа по профилактике заболеваемости

Проведение ежедневной гимнастики

Участие в спортивных мероприятиях школы, округа

Участие в Дне здоровья,

«Туристенок»

Рождественские игры на свежем воздухе

Беседы по ПДД, противопожарной безопасности

Встреча с инспектором ГИБДД

Классные часы

«Режим дня»

«Правильное питание»

Сентябрь

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Семья

Родительские собрания

Заседания родительского комитета

Индивидуальные беседы с родителями, консультации

 

Посещение семей учащихся на дому

Изучение семьи (анкетирование, тестирование и т. Д.)

Дни открытых дверей

Родительский день

Оказание помощи неблагополучным семьям

Совместные мероприятия с родителями: Новый год, «Все профессии важны», День матери, 8 марта, Окончание учебного года.

4 в течение года

В течение года

В течение года

По мере необходимости

В течение года

2 раза в год

1 раз в год

По мере необходимости

Мониторинг результатов осуществляется по направлениям в конце учебного года, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету  по направлениям программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...