Воспитательная система 2 класса А
методическая разработка (2 класс) по теме
Основополагающим документом для осуществления воспитательной работы в классе является воспитательная программа. Здесь представлена попытка переосмыслить ее в качестве воспитательной системы, закладывающей основные параметры деятельности учителя начальной школы на все 4 года обучения. Она включает в себя пояснительную записку и план работы на текущий учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_2_a.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система «Ступени»
2 класс «А» ГБОУ СОШ № 168
Классный руководитель – Захарова Стелла Станиславовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность и принципы
Воспитание – важная составная часть процесса образования, проходящего в современной школе и нацеленного на развитие человеческой личности, создание условий для формирования у ребенка социально-значимых качеств, для его самореализации. Успешное осуществление этих целей возможно лишь при сотрудничестве семьи, школы, общества и государства.
Специфика обучения и воспитания в начальной школе предполагает особые требования к установлению целей воспитательной работы на каждом году обучения, к отбору средств воспитательной деятельности, к проведению педагогом самоанализа воспитательной деятельности по итогам работы за год, на основе которого будет корректироваться предложенная программа в последующем.
Главная задача начальной школы – помочь обучающемуся постепенно сменить основной вид деятельности с игровой на учебную (познавательную). Поэтому одним из главных средств воспитания будут игры, предметно-практическая и трудовая деятельность, наполненные новым содержанием, несущие в себе информацию об окружающем мире и основных культурных, нравственных ценностях нашей страны.
Программа призвана создать условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это главная ценность на Земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Основные направления воспитательной работы на каждом году обучения в начальной школе распределяются следующим образом:
Первый год – адаптация ребенка к школе, преодоление психологических трудностей, помощь ребенку в определении своего места в классном коллективе, формирование познавательного интереса.
Второй год - формирование условий для развития классного коллектива на основе формирования нравственных ценностей и понятий («дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие»).
Третий год воспитания - год становления коллектива, формирование умения подчинять свои интересы общим.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, умению формулировать собственную гражданскую позицию и отстаивать ее методами, принятыми в демократическом обществе.
В основе программы заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности;
- признание ценности каждой личности;
- признание деятельности как основы формирования социально-значимых навыков
- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор);
- открытость;
- доступность.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
- умение выслушивать до конца;
- не принимать за ребенка решения, а побуждать его сделать это самостоя тельно.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности
1.2. Цели и задачи программы
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного и систематического подхода к воспитанию и развитию личности ученика с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи программы воспитательной работы в классе:
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков
- Создать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Повышение педагогической и психологической культуры родителей.
1.3. Приоритетные направления развития воспитания школьников.
- Направление 1. « Здоровье».
- Направление 2. «Интеллект».
- Направление 3. «Нравственность».
- Направление 4. «Патриотизм».
- Направление 5. «Профилактика».
- Направление 6 «Семья».
1.4.Участники программы
Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной шко лы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, роди тели, педагог – классный руководитель, педагоги-предметники, администрация школы, социальный педагог, психолог.
1.5.Сроки реализации программы
Основные теоретические параметры программы рассчитаны на 4 года обучения в начальной школе. Конкретное содержание программы рассчитано на один (текущий) учебный год, так как опирается на итоги воспитательной работы прошлого года и корректируется в зависимости от достигнутых результатов.
1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
- опросы, анкетирование;
- беседы, рассказы;
- индивидуальные встречи и беседы учителя;
- обсуждение прочитанной литературы;
- обучение основам логики и культуре мышления.
Практические занятия:
- игры;
- ролевые игры;
- импровизированные сценки, спектакли;
- дебаты;
- мозговой штурм или мозговая атака;
- изготовление газеты;
- моделирование;
- тренинги;
Экскурсии:
- посещение библиотек;
- посещение музеев (в том числе специализированных программ для начальной школы);
- посещение театров;
- посещение парка, участие в туристических походах (4 класс), соревнованиях.
1.7. Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является:
- усвоение обучающимися норм социального поведения;
- снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;
- повышение мотивации к обучению;
- формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления
- выявление и развитие задатков обучающихся в разных сферах деятельности.
1.8 Критерии эффективности:
- увеличение числа родителей, постоянное участвующих в жизни класса;
- сокращение (или отсутствие) детей, стоящих на ВШК;
- рост воспитанности обучающихся, диагностируемых психолого-педагогической службой СОШ;
- улучшение состояния здоровья детей.
ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЗАХАРОВОЙ С.С.
2 Класс
Направление | Форма и содержание работы | Сроки |
Интеллект | Участие в окружной олимпиаде по русскому языку Конкурс чтецов «Дела давно минувших дней» Участие в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – Языкознание для всех» Участие в Гранте префекта ЦАО в номинации «Мал, да удал», «Энергия жизни». Конкурс рисунков и сказок «Бережем планету вместе». Посещение музеев: Планетарий, Музей леса, Музей космонавтики, Зоологический музей МГУ, ГИМ Ведение учета успеваемости. Еженедельная проверка дневников Тематические классные часы: «Нужно ли человеку учиться», «Я иду в школу», «Значение режима дня в жизни школьника», «Занимательно о …» | В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года |
Профилактика | Наблюдение, ведение личных дел, учащихся группы «риска». Изучение личности учащихся (собеседование, анкетирование и т.д.). Консультации психолога. Беседы с учащимися «Правила поведения в школе» «Внешний вид учащегося» «Права и обязанности малолетних» Индивидуальная работа с «трудными», слабо успевающими учащимися Встречи с инспектором по делам несовершеннолетних Выявление интересов учащихся, организация досуга (кружки, секции) Занятость учащихся в каникулярное время (сбор информации), помощь в организации каникулярного отдыха детей группы «риска», категорий малообеспеченных | В течение года В течение года В течение года Сентябрь Октябрь Октябрь Декабрь Март май |
Патриотизм | Участие в акции «День памяти жертв Беслана» Организация экскурсий: Бородинская панорама, Провиантские склады – Музей истории Москвы (выставки), Музей героев, Новодевичий монастырь, Красная площадь, мемориальный комплекс на Поклонной горе Проект – макет «Бородинская битва» Участие в акциях «Поздравления ветеранам» Проведение классных часов: «Гордись – ты Москвич» «День народного единства. История» «И врагу никогда не добиться….» «День Победы. Как он был от нас далек» Встречи с ветеранами | 3 сентября В течение года В течение года Сентябрь Ноябрь Декабрь Май В течение года |
Нравственность | Участие в «Празднике первого звонка» Классные часы, посвященный Дню пожилых людей Дню учителя Участие в неделе толерантности (День добра) Участие в конкурсе сочинений «Моя мама» (ко Дню Матери) Участие в концерте, посвященном Дню Матери Классные часы: «Правила вежливости», посвященные 23 февраля и Международному женскому дню Участие в концерте, посвященном 8 марта Праздник хлеба («Хлеб - всему голова») Участие в Днях памятников и культурных мест, международном Дне музеев Участие в конкурсе рисунков и фотогазет «Моя семья» Посещение театров: на Малой Бронной, Натальи Сац, Рубена Симонова, В. Маяковского, ТЮЗ, имени А.С. Пушкина Масленица Участие в общешкольных мероприятиях | Сентябрь Октябрь ноябрь Декабрь В течение года март апрель, май В течение года В течение года |
Здоровье | Организация питания Работа по профилактике заболеваемости Проведение ежедневной гимнастики Участие в спортивных мероприятиях школы, округа Участие в Дне здоровья, «Туристенок» Рождественские игры на свежем воздухе Беседы по ПДД, противопожарной безопасности Встреча с инспектором ГИБДД Классные часы «Режим дня» «Правильное питание» | Сентябрь В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года |
Семья | Родительские собрания Заседания родительского комитета Индивидуальные беседы с родителями, консультации
Посещение семей учащихся на дому Изучение семьи (анкетирование, тестирование и т. Д.) Дни открытых дверей Родительский день Оказание помощи неблагополучным семьям Совместные мероприятия с родителями: Новый год, «Все профессии важны», День матери, 8 марта, Окончание учебного года. | 4 в течение года В течение года В течение года По мере необходимости В течение года 2 раза в год 1 раз в год По мере необходимости |
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям в конце учебного года, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету по направлениям программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Воспитательная система класса
Воспитательный процесс - серьезный кропотливый труд. В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...
Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...
Воспитательная система класса
Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...
Модель воспитательной системы класса.
Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....
Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.
Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...