Коррекционное занятие по школьному компоненту "Зимний лес".
методическая разработка по теме

Мотрева Нина Анатольевна

Коррекционное занятие разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятие способствует развитию тактильно – кинестетической чувствительности мелкой моторики руки, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_zanyatie.rar1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие по школьному компоненту

«Развитие речи и познавательных процессов»

Подготовила:

Мотрева Нина Анатольевна,

учитель начальных классов

ГБОУ «Бежецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

для детей-сирот и

 детей с ограниченными возможностями

здоровья VΙΙΙ вида».

Тема: «Зимний лес».

Развитие тактильно – кинестетической чувствительности мелкой моторики руки, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками.

Тип занятия: групповое коррекционное занятие по школьному компоненту.

Методы и приемы: беседа, наглядные, практические.

Цели:

Образовательные: 

закрепить представления детей о зимнем времени года;

научить рисовать, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками.

Коррекционно-развивающие: 

коррекция и развитие пространственного восприятия;

способствовать развитию тактильно – кинестетической чувствительности мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками»

коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Воспитательные:

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, эмоционально-целостное отношение к жизни, навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, доброжелательного отношения друг к другу.

Предшествующая работа: 

Занятия на тему «Зима»; рассматривание картин, иллюстраций о зиме, наблюдения за снегом на прогулке; загадывание загадок, стихов, рассказов о зиме.

Здоровьесберегающие технологии:  

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Материально-техническое оснащение:

У обуч-ся 

лист бумаги голубого цвета формата А-4, палитра гуашевой краски белого и коричневого  цвета, влажные салфетки, коробочки для использованных салфеток, луч солнца, тучка.

У учителя:

компьютер;

презентация к уроку;

образец готовой композиции;

схемы для преобразования композиции;

аудиомагнитофон;

диск с записью музыкальных композиций.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Орг.момент. 

Здравствуйте!

Прозвенел для нас звонок,

Значит, в класс пришел урок!

На меня все посмотрели
и тихонечко все сели.

Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне.

2.Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня мы начнем наше занятие необычно, т.к. я сейчас загадаю вам загадку, а вы должны не просто ее отгадать, но и подумать, о чем мы сегодня будем говорить?

Послушайте внимательно.

Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?          (Зима)

Почему  вы так решили?

Ребята, а как вы понимаете выражение «деревья все одеты в платья»? А люди как одеваются зимой?

Ребята, а вы догадались, о чем на занятии мы будем говорить?

Действительно, сегодня мы с вами еще раз вспомним признаки зимы, поговорим о том, что происходит с природой в зимнее время года. А тема нашего занятия «Зимний лес».

2.1. Вводная беседа.

Давайте рассмотрим фотографию. Что изображено на этой фотографии?

Что изображено на переднем плане? (снег, вся земля покрыта снегом)

Ребята, вспомните, а каким бывает снег зимой? (белый, мягкий, холодный, пушистый, искристый). Посмотрите на фотографии снега.

Что изображено на втором плане? (деревья, лес)

Посмотрите на деревья, какие они? (в снегу, белые, словно в снежных платьях). Такое явление называют инеем.

Иней – это тонкий снежный слой,  который образуется на ветках деревьев в морозную погоду.

На фотографии изображено много деревьев в зимнее время года.

Подумайте, какое название можно дать этой фотографии?

Ребята, скажите, можем ли мы сказать, что зима, словно художница раскрасила природу?

Сегодня на занятии мы тоже будем художниками и  вместе мы нарисуем зимний лес. А художниками мы будем необычными, т.к. обычно художники рисуют кисточкой и красками. А мы будем учиться рисовать нашими пальчиками. А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы их немного разогреем. Т.к. мы будем рисовать всеми пальчиками, то начала разогреем пальчики правой руки, а потом пальчики левой руки.

Приготовили правую руку и повторяйте за мной.

Пальчиковая гимнастика (самомассаж)

Этот пальчик самый главный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный

Он избалованный самый.

Этот пальчик, хоть и мал

Очень ловок и удал.

Приготовили левую руку…

теперь наши пальчики готовы к рисованию.

3.Основная часть.

3.1. Анализ образца. 

А рисовать мы будем зимнее дерево.

Посмотрите.

Почему это дерево можно назвать зимним?

Дерево изображено в зимнее время года.

Вот сегодня каждый из вас, словно художник, пальчиками нарисует  свое зимнее дерево, а в конце занятия, мы разместим свои деревья на доске, и у нас получится свой необычный зимний лес.

Давайте рассмотрим рисунок.

Где на листе бумаги расположено дерево? (в центре, посередине)

Краски какого цвета были использованы при выполнении работы? (белая, т.к. снег белый, сугробы, земля; коричневая, т.к. стволы деревьев могут быть коричневого цвета).

Как вы думаете, с чего нужно начать выполнять работу?

Рассмотрим план выполнения работы, который находиться на доске.

Сначала мы нарисуем ствол дерева. Каким цветом?

Затем ветви, а потом нарисуем снег не дереве и на земле. Каким цветом?

Итак, выполнять работу мы будем по плану.

3.2. проверка рабочего места и ТБ.

Но сначала проверим наше рабочее место.

Я попрошу всех подняться и внимательно послушать стихотворение с вопросами, на которые вы должны отвечать да или нет.

Если вы отвечаете да, то хлопаете руками, а если нет, то топаете ногами.

Физкультминутка.

Мы дружно на занятие пришли?.. Да

С собою лень мы принесли?.. Нет

Для рисования нужны нам краски?.. Да

Их пробовать на вкус мы можем без опаски?.. Нет

Для мусора коробка есть на столе?.. Да

Но мусор будем мы разбрасывать везде?.. Нет

Салфетки и клеенка на столе лежат?.. Да

Теперь-то все готово у ребят?.. Да

Старанье и желание есть у нас?.. Да

Тогда, ребята, в добрый час.

На меня все посмотрели и тихонько сели.

3.3.Практическая работа.

  1. Положите перед собой  вертикально лист бумаги голубого цвета.
  2. Сначала мы будем рисовать пальцами правой руки, левая рука придерживает лист бумаги.
  3. Опустите любой палец правой руки в коричневую краску.
  4. Начнем рисовать ствол дерева. Для этого с середины листа проведите линию вниз, но не доводите линию до нижнего края листа, т.к. дерево должно быть расположено на земле, покрытой снегом Ствол дерева снизу шире, чем вверху.
  5. Попробуйте закрасить ствол дерева любым другим пальчиком правой руки.
  6. Теперь нарисуем ветви дерева.

Ствол дерева  нарисовали.

  1. Возьмите влажную салфетку и хорошо вытрите пальцы правой руки, а использованную салфетку положите в голубую коробочку.

Молодцы! С этим вы справились отлично.

Что теперь нужно нарисовать. (снег на дереве и на земле)

Рисовать мы будем левой рукой.

Для этого:

  1. Опустите любой палец левой руки в белую краску и легким постукиванием, прикосновением нарисуйте снег на ветвях дерева.
  2. Попробуйте рисовать всеми пальчиками, поочередно
  3. Возьмите влажную салфетку и хорошо вытрите пальцы  рук.

Теперь необходимо нарисовать снег на земле.

Для этого:

  1. Опустите любой палец в белую краску и нарисуйте волнистые линии внизу листа.
  2. Возьмите влажную салфетку и хорошо вытрите пальцы  рук.

Итак, каждый из вас нарисовал зимнее дерево, а пока краска на рисунках  подсыхает, то мы с вами немного отдохнем. Давайте встанем…

Физкультминутка.

Мы  старались рисовать.
Трудно было не устать

Выросли у нас деревья в поле
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул холодный ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево
, вперёд-назад.) Молодцы.
А теперь тихонько сели.

4.Анализ готовых работ.

Оформление коллективной работы.

Итак, ваши рисунки уже высохли, и мы можем поместить их на доске.

Подходите по-очереди к доске и помогите мне повесить ваши работы.

Сегодня на занятии вы хорошо потрудились.

Теперь мы можем посмотреть на наше совместное творчество.

У каждого получилось красивое зимнее дерево, а вместе их стало много, как можно назвать все одним словом. Зимний лес.

Ребята, посмотрите какой красивый зимний лес появился в нашем классе. Вам нравиться? А все потому, что мы все трудились вместе, дружно и у нас получилась коллективная работа. Работы выполнены правильно, аккуратно.

О труде сложено много пословиц и поговорок. Например: Всякая работа мастера хвалит.

А как вы понимаете эту пословицу?

5.Итог.

Наше занятие заканчивается. О каком времени года мы сегодня говорили? Что происходит с природой зимой?

Что мы делали сегодня на занятии?  С помощью чего мы рисовали?

Если посмотреть на наш зимний лес, то кажется что чего-то не хватает. Как  вы думаете чего? (солнца)

У каждого из вас на столе есть луч солнца и тучка. И сейчас вы сможете закончить наше занятие, ответив на вопрос: понравилось ли вам занятие, если да, то вы прикладываете луч, а если нет – то тучку.  

Спасибо всем за работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие по школьному компоненту "Новогодняя открытка Дед Мороз"

Цели:Способствовать развитию тактильно – кинестетической чувствительности мелкой моторики руки, развитию воображения,  фантазии, творческого мышления, повышению самооценки.Воспитывать аккуратност...

Коррекционные занятия по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста.

Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. В связ...

Индивидуальное коррекционное занятие в реабилитационном центре с ребёнком младшего школьного возраста.

Индивидуальное коррекционное занятие в реабилитационном центре с ребёнком младшего школьного возраста.Цель данного занятия: Формирование обще интеллектуальных умений: т.е. развитие внимания, пам...

Комплексный подход к системе профилактических и коррекционных занятий в период школьной адаптации первоклассников.

Комплексный подход к системе профилактических и коррекционных занятий в период школьной адаптации первоклассников. ...

Коррекционное занятие в период адаптации учащихся первых классов к школьному обучению "Расскажи мне о себе"

Данное коррекционное занятие направлено на создание у учащихся первых классов положительнуюмотивацию к школьному обучению в период адаптации. Занятие проводится с элементами технологии "Преобразование...