Развитие теоретических способностей детей средствами фольклора.
методическая разработка (2 класс) на тему

 

Мы живем в сложное время, хотя и интересное.

Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou_kriushinskoy__sredney_obshcheobrazovatelnoy_shkoly.rar183.03 КБ

Предварительный просмотр:




МОУ Криушинской  средней общеобразовательной школы.

























                                                 Модульное описание



педагогического опыта 



учителя начальных классов



Ананичевой Надежды Ивановны.

































С.Криуши



2011 год








Тема: Развитие творческих способностей детей средствами фольклора.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Мы живем в сложное время, хотя и интересное.

Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом.

В  начальной школе устанавливаются связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром природы, миром социальных отношений и духовными ценностями. Ребенок должен понимать, что каждый человек , независимо от возраста – часть  своего рода народа ; что у каждого человека есть Родина : близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг – и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.

Наши дети, к сожалению, очень поверхностно знакомы с фольклором, с народной культурой.

- Как жили русские люди ?

- Как работали и отдыхали?

- Что их радовало, а что тревожила?

- Какие они соблюдали обычаи?

- Чем украшали свой быт?

- О чем мечтали?

Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Полное возвращение к прошлому невозможно и не нужно. Однако уникальность нашего положения заключается в том, что мы имеем возможность «оглянуться» назад и взять оттуда все действительно ценное и вечное. И овладеть опытом предков следующему поколению.

ПРОТИВОРЕЧИЯ:

- между необходимостью духовного воспитания детей в сегодняшнем мире и содержание современной программы;

- между необходимостью приобщения детей к истокам народного творчества и созданием необходимых условий;

- между методологическими подходами традиционной программы и требованиями социума.

ПРИНЦИПЫ:

- воспитать основы народной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов доступных детям ;

- развивать стойкий интерес к народному творчеству;

- обогащать музыкально-слуховой опыт детей в процессе усвоения произведений народной музыки;

- поддерживать у детей стремление к выразительности исполнения музыкальных произведений;

- развивать умение тщательно вслушиваться в каждую фразу музыкального произведения, ощущать связь между ними, улавливать смену настроения, чувствовать динамику музыкального образа и осознавать роль комплекса средств музыкальной выразительности  в его воплощении;

- развивать театрализованные (актерские) способности детей средствами фольклора.

В процессе работы с детьми я стремилась к созданию благоприятного микроклимата в классе посредством приобщения детей к истокам народной культуры. На каждом фольклорном празднике в классе  создаётся «Горница», где демонстрируются предметы народного быта: прялка, ткацкий станок, кухонная утварь, сундучок, колыбелька, самовар и народные костюмы. Здесь дети могут не только рассмотреть, но и примерить костюмы, обыграть.

 

СУЩНОСТЬ ОПЫТА:

Система по развитию творческих способностей детей  основывается на раскрытии  учителем творческого потенциала ребенка через сознание необходимой атмосферы психологического комфорта, через убеждения в  необходимости принятия ученика таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создание условий для самовыражения.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА:

Начальное  образование является первой и важной ступенью в воспитании человека, поэтому, именно в эти годы необходимо начинать воспитание души ребенка.

Современная педагогика в теории и на практике переходит от одной модели воспитания к другой. Мы читаем и слышим, как развивать индивидуальность ребенка, а как в столь противоречивой обстановке  научить его жить среди людей? Мне было над, чем подумать. Это побудило меня к принятию решения: фольклор – вот неиссякаемый источник, из которого мы и наши дети должны черпать силу духу. Из нашего прошлого, истинно русского, из нашей национальной культуры. Фольклор, как мать и отец, должен стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ОПЫТА:

1.Опыт способствует развитию художественно-творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции.

2.Освоение народной культуры предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

3.Опыт дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших источников русской народной культуры.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА:

1.Технология, разработанная Е.Я.Шпикаловой – крупнейшим специалистом по народному искусству, подчеркивает необходимостью синтеза разных видов искусств в воспитании детей: «Дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Только тогда им станет понятно то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное». ( «Народное искусство в воспитании детей» М.2000  с.12 п.р. Т.С.Комаровой).

2.Выполнение программы «Русский фольклор»(Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова, Л.М.Гурович).В основе технологии – интеграция познания деятельности, творчества, достижение своих возможностей способствуют раскрытию возрастного потенциала учащихся. Одной из основных задач является развитие детской активности и стремление к самостоятельности и творчеству. В разделе «Ребенок и музыка» раскрываются задачи приобщения к истокам русской народной культуры, к фольклору.

3.В целях успешного решения поставленных задач использую в своей работе рациональные программы, инновационные технологии и методические программы «Малыш» В.А.Петровой; «Синтез» К.В.Тарасовой; «Гармония» К. В.Тарасовой, «Истоки», направленные на развитие творчества детей в музыкальной, фольклорной деятельности.

НОВИЗНА:

Гибкое применение технологий, индивидуальный подход к детям и меняющимся условиям действительности. Усовершенствование учебно-воспитательного процесса посредством интеграции (внедрение фольклора, театрализации, русской народной культуры во все виды деятельности).

ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА:

Простота произведений фольклора, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия: «Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи».

ПРОДУКТИВНОСТЬ ОПЫТА:

Состоит в том, что фольклор способствует выработке высокой культуры общения между людьми.

Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроение, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у детей средствами приобщения их к русской народной культуре.

У учащихся начальных классов формируются элементарные навыки социального поведения, простейшие  представления о морали и качествах личности. Ребенок осознает потребность в общении со сверстниками, проявляет активный интерес к ним, выбирая себе круг общения.

ТРУДОЕМКОСТЬ:

Заключается в создании предметно -развивающей среды, соответствующей данной тематике.

ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ:

Опыт может быть использован учителями начальных классов, родителями в домашних условиях (в выходные дни, в дни обрядовых праздников, в отпускное время).

СИСТЕМА РАБОТЫ.

«За морем - океаном, на острове Буяне, в тридевятом государстве течет – журчит молочная река – кисельные берега. Дождик ее берега омывает, солнце в волнах лучами играет. И всех-то реченька привечает, щедро водой своей угощает. Вот идет поэт – беден, плохо одет. В сердце – бред, в уме – семь бед. Над волнами склонился, умылся и к жизни возродился. За ним – писатель: ничего вокруг себя не слышит, ничего не пишет, еле дышит. Водицы напился и изменился. Река его силы в семь раз приумножит: о чем захочет – рассказать сможет. Придет на берег малыш или дед – никому отказа нет. Вот дорожка к реке и не зарастет. Фольклором речку ту называют».

 

Система моей работы состоит из следующих компонентов:

Отслеживание эффективности работы с детьми по театрализации фольклора оно призвано выявить:

  1. уровень развития способностей детей средствами фольклора (умение входить в роль данного персонажа, развитие актерских качеств);
  2. уровень развития духовно-нравственных чувств;
  3. расширение и углубление содержания образования через использование личностного потенциала и предметно -развивающей среды начальных классов;
  4. направленность средств и приемов обучения на активную игровую деятельность детей;
  5. совместная работа с детьми, родителями, другими специалистами на создание оптимальных условий для приобщения учащихся к истокам русского народного творчества.

Свою работу привожу по трем направлениям:

  1. совместная деятельность воспитателя с детьми (решения задач, направленных на формирование интереса к познанию народной культуры – концерты, праздники, посиделки).
  2. занятия познавательного цикла (знакомство с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, произведениями устного народного творчества);
  3. самостоятельная деятельность детей (при создании необходимых  условий, обеспечивающих  свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии: подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, художественная деятельность).

«Душа никогда не мыслит без представлений»

Аристотель.

Именно поэтому мы  решили создать в школе уголок русской избы, условно назвав его «горница».

Основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в самобытный мир путем его действенного познания. Прялка, ткацкий станок, самовар, кухонная утварь, сундучок – это для детей не пустые слова, а названия предметов, которые можно рассмотреть, пощупать, поиграть с ними.  Русские народные сарафаны можно примерить, обыграть. Для большего понимания малышами устных фольклорных произведений в «горнице» расположена колыбельная с младенцем, которому адресуются колыбельные песни, потемки, прибаутки.

Там же живут дедушка с бабушкой, сделанные своими руками, одеться в русские народные костюмы. Они затевают с детьми разные игры и забавы

Все беседы, занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в «горнице». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие. Обычные рассказы об экспонатах дополняются серией продуманных занятий («Бабушкин сундучок», «Чем богаты, тем и рады», «Сказки от души к душе» и др. Тем самым приобщаем  детей к непреходящим общечеловеческим ценностям; о значении патриотического, духовно-нравственного воспитания с опорой на богатое наследие русской национальной культуры. Должное мастерство в этом важном деле отведено фольклору – сказкам, загадкам, пословицам, поговоркам и другим шедеврам русского народного творчества.

С ними легко усваиваются мудрые и лаконичные выраженные суждения и обычаи наших предков. Например, правила гостеприимства: «не красна изба углами, красна пирогами», «чем богаты, тем и рады», «какова хозяйка, таков и стол и т. п.».

Традиционно в «горнице» отмечаются именины. На стол – самовар, воздаются почести праздничному караваю. Обязательно в этот день к учащимся  приходят любимые герои русских народных сказок, проводятся русские народные игры, хороводы («Золотые ворота», «Во поле береза стояла» и др.).

Мною была проделана работа по изучению русского фольклора, составлению конспектов занятий и сценариев. Составлена план-программа для работы фольклорного кружка «Сударушка». Который я вела. Это помогает мне при планировании педагогического процесса, интегрировать образовательное содержание.

Исходя из программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», я считаю, что необходимо широко использовать все виды фольклора: песенки, потешки, сказки, небылицы, пословицы, поговорки, хороводы, игры и т.д.

Для них создано множество песенок, потешек. Без поучений, лишь вызывая интерес и желание подражать, они помогают младенцу освоить родную речь, познать окружающий его мир и пробудить в нем лучшие человеческие чувства. В русском народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представлении о добре, красоте, трудолюбии. Когда я знакомлю детей с поговорками, загадками, сказками, я тем самым приобщаю их к русским традициям. В пословицах и поговорках оцениваются жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей: уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. На эту тему разработаны цикл занятий «Русские чудеса» об истории и происхождении матрешек, богородской игрушки. Проведено фольклорные мероприятия «Масленица», «Праздник русской берёзки», «У ворот хоровод» , «Капустные вечёрки» , где принимали участие сами ученики, родители, старожилы села . Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними.

Широко использую в своей работе русские народные игры. Прежде всего, это интересная форма проведения досуга. Освоив которую ребенок сможет себя занять, удовлетворить свою потребность в игре. В то же время, в народных играх отражается многовековой опыт воспитания детей. Игры были необходимы для подготовки ребенка к дальнейшей взрослой жизни, к его будущей роли в обществе. Игры эти по своей сути просты и увлекательны. Они помогают воспитывать уважение к чувствам сверстников, обогащают опыт общения, позволяют детям лучше узнать друг друга. Например, игра «Сиди, сиди Яша», «Сидит Дрема», «Бояре» и др.

С удовольствием играем в хороводные игры. Хороводы способствуют выработке высокой культуры общения между детьми. Поскольку хоровод – это всегда коллективное творчество, то в нем развивается коллективизм, чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами («Заинька», «Каравай», «Сидит олень» и др.)

Глубокое воздействие на детей оказывает русские народные сказки. Через сказку я приобщаю ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб. Сказка дает нравственный урок сострадания, сочувствия, любви, жалости ко всему живому. Для работы со сказкой я применяю следующие разделы:

- нравственный урок;

- воспитание добрых чувств;

- развитие мышления и воображения;

- сказка и театр;

- сказка и экология;

- сказка и развитие речи;

- сказка и изобразительная деятельность;

- сказка и математика.

В сказках содержатся правила вежливого общения друг с другом, уважительного отношения к старшим, высказывание просьбы (поклониться в пояс, кумушка, хлеб да соль, царь-батюшка и т.д.)

Практически все прочитанные сказки мы с детьми разыгрываем в театральной деятельности. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Действуя в роли, малыши приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что так же важно для их социального развития. Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя речи, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др.

К проведению наших театрализованных игр, к исполнению наших задумок привлекаются и  родители детей. Устраиваются праздники «Чаепитие на Руси», «Мысленная неделя», «Вечер русской песни» и др.

Чтобы вызвать отклик в сердцах детей на народную песню, желательно слушать ее и петь самим.. На праздниках вместе с родителями поём русские народные песни. Я поняла, что русская народная песня сблизит нас, поможет стать внимательней и добрее. Ведь русская народная песня несет в себе даже малейшей доли агрессивности. Русская песня – вот неиссякаемый источник, из которого мы и наши дети должны черпать силу духа. Я решила поближе познакомить ребят с песней и ее жанрами. Для этого провела серию занятий на темы:

1. «Русская народная песня и ее жанры»

2. «Колыбельные песни»

3. «Хороводы»

4. «Задорная частушка»

Для того, чтобы дети могли получить дополнительную информацию, дала детям задание: спросить у бабушек и прабабушек, какие песни они пели в молодости. Чем больше ребята узнавали, тем больше возрастал у них интерес к народной песни. Разучивание песен начинала с внимательного ознакомления с текстом, бесед, с выяснением непонятных слов, и только потом бралась за инсценировку. Я заметила, что большой интерес у ребят вызывают песни с движениями, и поэтому старалась разучивать с детьми как можно больше таких песен: «По малину», «Вот пошли наши подружки», «Земелюшка -чернозем» и др.

Чтобы дети смогли проникнуться любовью к своему народу, его культуре, услышать и оценить красоту хорового пения, я организовала экскурсию совместно с родителями в православный храм. Многие дети не бывали в храме  и были настолько потрясены увиденным - услышанным, что не могли выразить свои впечатления без слез.

Моя работа дала прекрасные результаты:

1. Дети стали любознательней – больше задавали вопросов на заданную тему.

2. Стали добрей и уважительней относится друг к другу.

3. Стали интересоваться историей родного села (для этого была организована экскурсия в школьный  музей), его жителей, народными песнями (даже мальчики) и чаще петь их не только в детском саду, но и дома с родителями.

Общими усилиями стараемся создавать для ребятишек благоприятный психологический микроклимат – уют родного жилья, тепло и свет домашнего очага. Важно, что фольклор становится образом жизни, сопровождает ребенка везде и всюду, помогает раскрывать красоту души. Большинство моих воспитанников заснимаются в школе искусств, в школе народного танца.

Анализируя проделанную работу, можно заключить, что образовательная цель программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

Результатом моей педагогической деятельности являются:

1. Постоянный и устойчивый интерес детей к различным видам музыкальной и художественной деятельности (фольклорному пению, к русскому народному – прикладному творчеству);

2. Формирование у детей ценностного отношения к народной музыке, устному народному творчеству;

3. Потребность детей в общении с прекрасным, умение детей выразить свои впечатления в музыкально-ритмических движениях, в  оркестровке, инсценировках, театрализация и других видах деятельности.

Мои воспитанники неоднократно являлись участниками культурных  сельских мероприятий («», «», «Чудо-частушка» и др.)

Думаю, что моя педагогическая деятельность по развитию театрализованных способностей детей школьного возраста средствами фольклора поможет моим воспитанникам решить проблему эстетического развития личности, в перспективе вижу широкие возможности развития гармонического человека.

Планирую свой опыт работы передать МОУ города Новоульяновска, отослать видеозаписи и фотографии в центральные издания по начальному образованию.

ЭТАПЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОПЫТА:

1.Открытые показы (просмотры) внеклассных мероприятий.

2.Организация выставок

3.Организация мастер - класса для учителей начальных классов

4.Обобщение опыта  на МО.

5.Выступление на родительских собраниях.

6.Выступление на  районных и областных семинарах  .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Решая одну из основных задач развития творческих способностей учащихся начальных классов средствами фольклора, важно передавать знания для сохранения национальных отличий русского народа в будущем и заботиться о воспитании душ детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как средство формирования и развития творческих способностей детей.

В педагогическом процесе формирование творческих способностей- это необходимое условие всестороннего развития личности....

Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...

«Сочинение сказок как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Цель: Развивать творческие способности детей через сочинение сказок (слайд). Задачи: 1. Познакомить с приёмами творческого воображения. 2. Показать технологии. 3. Раскрыть приёмы сочинения сказок...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей (презентация)

Все маленькие дети любят рисовать. Рисуют не только на бумаге, но и на стенах, на асфальте, используют любую подходящую поверхность для рисования. Но со временем интерес к рисованию у большинства дете...

Родительское собрание "Развитие умственных способностей детей средствами математики в ДОУ"

Данная публикация знакомит родителей с важностью и значимостью занятий математикой с детьми, рассказывает, как занимаются дети математикой в ДОУ, а также дает рекомендации родителям по данной теме....