Развитие теоретических способностей детей средствами фольклора.
методическая разработка (2 класс) на тему
Мы живем в сложное время, хотя и интересное.
Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 183.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Криушинской средней общеобразовательной школы.
Модульное описание
педагогического опыта
учителя начальных классов
Ананичевой Надежды Ивановны.
С.Криуши
2011 год
Тема: Развитие творческих способностей детей средствами фольклора.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Мы живем в сложное время, хотя и интересное.
Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом.
В начальной школе устанавливаются связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром природы, миром социальных отношений и духовными ценностями. Ребенок должен понимать, что каждый человек , независимо от возраста – часть своего рода народа ; что у каждого человека есть Родина : близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг – и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Наши дети, к сожалению, очень поверхностно знакомы с фольклором, с народной культурой.
- Как жили русские люди ?
- Как работали и отдыхали?
- Что их радовало, а что тревожила?
- Какие они соблюдали обычаи?
- Чем украшали свой быт?
- О чем мечтали?
Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Полное возвращение к прошлому невозможно и не нужно. Однако уникальность нашего положения заключается в том, что мы имеем возможность «оглянуться» назад и взять оттуда все действительно ценное и вечное. И овладеть опытом предков следующему поколению.
ПРОТИВОРЕЧИЯ:
- между необходимостью духовного воспитания детей в сегодняшнем мире и содержание современной программы;
- между необходимостью приобщения детей к истокам народного творчества и созданием необходимых условий;
- между методологическими подходами традиционной программы и требованиями социума.
ПРИНЦИПЫ:
- воспитать основы народной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов доступных детям ;
- развивать стойкий интерес к народному творчеству;
- обогащать музыкально-слуховой опыт детей в процессе усвоения произведений народной музыки;
- поддерживать у детей стремление к выразительности исполнения музыкальных произведений;
- развивать умение тщательно вслушиваться в каждую фразу музыкального произведения, ощущать связь между ними, улавливать смену настроения, чувствовать динамику музыкального образа и осознавать роль комплекса средств музыкальной выразительности в его воплощении;
- развивать театрализованные (актерские) способности детей средствами фольклора.
В процессе работы с детьми я стремилась к созданию благоприятного микроклимата в классе посредством приобщения детей к истокам народной культуры. На каждом фольклорном празднике в классе создаётся «Горница», где демонстрируются предметы народного быта: прялка, ткацкий станок, кухонная утварь, сундучок, колыбелька, самовар и народные костюмы. Здесь дети могут не только рассмотреть, но и примерить костюмы, обыграть.
СУЩНОСТЬ ОПЫТА:
Система по развитию творческих способностей детей основывается на раскрытии учителем творческого потенциала ребенка через сознание необходимой атмосферы психологического комфорта, через убеждения в необходимости принятия ученика таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создание условий для самовыражения.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА:
Начальное образование является первой и важной ступенью в воспитании человека, поэтому, именно в эти годы необходимо начинать воспитание души ребенка.
Современная педагогика в теории и на практике переходит от одной модели воспитания к другой. Мы читаем и слышим, как развивать индивидуальность ребенка, а как в столь противоречивой обстановке научить его жить среди людей? Мне было над, чем подумать. Это побудило меня к принятию решения: фольклор – вот неиссякаемый источник, из которого мы и наши дети должны черпать силу духу. Из нашего прошлого, истинно русского, из нашей национальной культуры. Фольклор, как мать и отец, должен стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ОПЫТА:
1.Опыт способствует развитию художественно-творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции.
2.Освоение народной культуры предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.
3.Опыт дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших источников русской народной культуры.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА:
1.Технология, разработанная Е.Я.Шпикаловой – крупнейшим специалистом по народному искусству, подчеркивает необходимостью синтеза разных видов искусств в воспитании детей: «Дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Только тогда им станет понятно то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное». ( «Народное искусство в воспитании детей» М.2000 с.12 п.р. Т.С.Комаровой).
2.Выполнение программы «Русский фольклор»(Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова, Л.М.Гурович).В основе технологии – интеграция познания деятельности, творчества, достижение своих возможностей способствуют раскрытию возрастного потенциала учащихся. Одной из основных задач является развитие детской активности и стремление к самостоятельности и творчеству. В разделе «Ребенок и музыка» раскрываются задачи приобщения к истокам русской народной культуры, к фольклору.
3.В целях успешного решения поставленных задач использую в своей работе рациональные программы, инновационные технологии и методические программы «Малыш» В.А.Петровой; «Синтез» К.В.Тарасовой; «Гармония» К. В.Тарасовой, «Истоки», направленные на развитие творчества детей в музыкальной, фольклорной деятельности.
НОВИЗНА:
Гибкое применение технологий, индивидуальный подход к детям и меняющимся условиям действительности. Усовершенствование учебно-воспитательного процесса посредством интеграции (внедрение фольклора, театрализации, русской народной культуры во все виды деятельности).
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА:
Простота произведений фольклора, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия: «Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи».
ПРОДУКТИВНОСТЬ ОПЫТА:
Состоит в том, что фольклор способствует выработке высокой культуры общения между людьми.
Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроение, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у детей средствами приобщения их к русской народной культуре.
У учащихся начальных классов формируются элементарные навыки социального поведения, простейшие представления о морали и качествах личности. Ребенок осознает потребность в общении со сверстниками, проявляет активный интерес к ним, выбирая себе круг общения.
ТРУДОЕМКОСТЬ:
Заключается в создании предметно -развивающей среды, соответствующей данной тематике.
ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ:
Опыт может быть использован учителями начальных классов, родителями в домашних условиях (в выходные дни, в дни обрядовых праздников, в отпускное время).
СИСТЕМА РАБОТЫ.
«За морем - океаном, на острове Буяне, в тридевятом государстве течет – журчит молочная река – кисельные берега. Дождик ее берега омывает, солнце в волнах лучами играет. И всех-то реченька привечает, щедро водой своей угощает. Вот идет поэт – беден, плохо одет. В сердце – бред, в уме – семь бед. Над волнами склонился, умылся и к жизни возродился. За ним – писатель: ничего вокруг себя не слышит, ничего не пишет, еле дышит. Водицы напился и изменился. Река его силы в семь раз приумножит: о чем захочет – рассказать сможет. Придет на берег малыш или дед – никому отказа нет. Вот дорожка к реке и не зарастет. Фольклором речку ту называют».
Система моей работы состоит из следующих компонентов:
Отслеживание эффективности работы с детьми по театрализации фольклора оно призвано выявить:
- уровень развития способностей детей средствами фольклора (умение входить в роль данного персонажа, развитие актерских качеств);
- уровень развития духовно-нравственных чувств;
- расширение и углубление содержания образования через использование личностного потенциала и предметно -развивающей среды начальных классов;
- направленность средств и приемов обучения на активную игровую деятельность детей;
- совместная работа с детьми, родителями, другими специалистами на создание оптимальных условий для приобщения учащихся к истокам русского народного творчества.
Свою работу привожу по трем направлениям:
- совместная деятельность воспитателя с детьми (решения задач, направленных на формирование интереса к познанию народной культуры – концерты, праздники, посиделки).
- занятия познавательного цикла (знакомство с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, произведениями устного народного творчества);
- самостоятельная деятельность детей (при создании необходимых условий, обеспечивающих свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии: подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, художественная деятельность).
«Душа никогда не мыслит без представлений»
Аристотель.
Именно поэтому мы решили создать в школе уголок русской избы, условно назвав его «горница».
Основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в самобытный мир путем его действенного познания. Прялка, ткацкий станок, самовар, кухонная утварь, сундучок – это для детей не пустые слова, а названия предметов, которые можно рассмотреть, пощупать, поиграть с ними. Русские народные сарафаны можно примерить, обыграть. Для большего понимания малышами устных фольклорных произведений в «горнице» расположена колыбельная с младенцем, которому адресуются колыбельные песни, потемки, прибаутки.
Там же живут дедушка с бабушкой, сделанные своими руками, одеться в русские народные костюмы. Они затевают с детьми разные игры и забавы
Все беседы, занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в «горнице». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие. Обычные рассказы об экспонатах дополняются серией продуманных занятий («Бабушкин сундучок», «Чем богаты, тем и рады», «Сказки от души к душе» и др. Тем самым приобщаем детей к непреходящим общечеловеческим ценностям; о значении патриотического, духовно-нравственного воспитания с опорой на богатое наследие русской национальной культуры. Должное мастерство в этом важном деле отведено фольклору – сказкам, загадкам, пословицам, поговоркам и другим шедеврам русского народного творчества.
С ними легко усваиваются мудрые и лаконичные выраженные суждения и обычаи наших предков. Например, правила гостеприимства: «не красна изба углами, красна пирогами», «чем богаты, тем и рады», «какова хозяйка, таков и стол и т. п.».
Традиционно в «горнице» отмечаются именины. На стол – самовар, воздаются почести праздничному караваю. Обязательно в этот день к учащимся приходят любимые герои русских народных сказок, проводятся русские народные игры, хороводы («Золотые ворота», «Во поле береза стояла» и др.).
Мною была проделана работа по изучению русского фольклора, составлению конспектов занятий и сценариев. Составлена план-программа для работы фольклорного кружка «Сударушка». Который я вела. Это помогает мне при планировании педагогического процесса, интегрировать образовательное содержание.
Исходя из программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», я считаю, что необходимо широко использовать все виды фольклора: песенки, потешки, сказки, небылицы, пословицы, поговорки, хороводы, игры и т.д.
Для них создано множество песенок, потешек. Без поучений, лишь вызывая интерес и желание подражать, они помогают младенцу освоить родную речь, познать окружающий его мир и пробудить в нем лучшие человеческие чувства. В русском народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представлении о добре, красоте, трудолюбии. Когда я знакомлю детей с поговорками, загадками, сказками, я тем самым приобщаю их к русским традициям. В пословицах и поговорках оцениваются жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей: уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. На эту тему разработаны цикл занятий «Русские чудеса» об истории и происхождении матрешек, богородской игрушки. Проведено фольклорные мероприятия «Масленица», «Праздник русской берёзки», «У ворот хоровод» , «Капустные вечёрки» , где принимали участие сами ученики, родители, старожилы села . Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними.
Широко использую в своей работе русские народные игры. Прежде всего, это интересная форма проведения досуга. Освоив которую ребенок сможет себя занять, удовлетворить свою потребность в игре. В то же время, в народных играх отражается многовековой опыт воспитания детей. Игры были необходимы для подготовки ребенка к дальнейшей взрослой жизни, к его будущей роли в обществе. Игры эти по своей сути просты и увлекательны. Они помогают воспитывать уважение к чувствам сверстников, обогащают опыт общения, позволяют детям лучше узнать друг друга. Например, игра «Сиди, сиди Яша», «Сидит Дрема», «Бояре» и др.
С удовольствием играем в хороводные игры. Хороводы способствуют выработке высокой культуры общения между детьми. Поскольку хоровод – это всегда коллективное творчество, то в нем развивается коллективизм, чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами («Заинька», «Каравай», «Сидит олень» и др.)
Глубокое воздействие на детей оказывает русские народные сказки. Через сказку я приобщаю ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб. Сказка дает нравственный урок сострадания, сочувствия, любви, жалости ко всему живому. Для работы со сказкой я применяю следующие разделы:
- нравственный урок;
- воспитание добрых чувств;
- развитие мышления и воображения;
- сказка и театр;
- сказка и экология;
- сказка и развитие речи;
- сказка и изобразительная деятельность;
- сказка и математика.
В сказках содержатся правила вежливого общения друг с другом, уважительного отношения к старшим, высказывание просьбы (поклониться в пояс, кумушка, хлеб да соль, царь-батюшка и т.д.)
Практически все прочитанные сказки мы с детьми разыгрываем в театральной деятельности. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Действуя в роли, малыши приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что так же важно для их социального развития. Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя речи, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др.
К проведению наших театрализованных игр, к исполнению наших задумок привлекаются и родители детей. Устраиваются праздники «Чаепитие на Руси», «Мысленная неделя», «Вечер русской песни» и др.
Чтобы вызвать отклик в сердцах детей на народную песню, желательно слушать ее и петь самим.. На праздниках вместе с родителями поём русские народные песни. Я поняла, что русская народная песня сблизит нас, поможет стать внимательней и добрее. Ведь русская народная песня несет в себе даже малейшей доли агрессивности. Русская песня – вот неиссякаемый источник, из которого мы и наши дети должны черпать силу духа. Я решила поближе познакомить ребят с песней и ее жанрами. Для этого провела серию занятий на темы:
1. «Русская народная песня и ее жанры»
2. «Колыбельные песни»
3. «Хороводы»
4. «Задорная частушка»
Для того, чтобы дети могли получить дополнительную информацию, дала детям задание: спросить у бабушек и прабабушек, какие песни они пели в молодости. Чем больше ребята узнавали, тем больше возрастал у них интерес к народной песни. Разучивание песен начинала с внимательного ознакомления с текстом, бесед, с выяснением непонятных слов, и только потом бралась за инсценировку. Я заметила, что большой интерес у ребят вызывают песни с движениями, и поэтому старалась разучивать с детьми как можно больше таких песен: «По малину», «Вот пошли наши подружки», «Земелюшка -чернозем» и др.
Чтобы дети смогли проникнуться любовью к своему народу, его культуре, услышать и оценить красоту хорового пения, я организовала экскурсию совместно с родителями в православный храм. Многие дети не бывали в храме и были настолько потрясены увиденным - услышанным, что не могли выразить свои впечатления без слез.
Моя работа дала прекрасные результаты:
1. Дети стали любознательней – больше задавали вопросов на заданную тему.
2. Стали добрей и уважительней относится друг к другу.
3. Стали интересоваться историей родного села (для этого была организована экскурсия в школьный музей), его жителей, народными песнями (даже мальчики) и чаще петь их не только в детском саду, но и дома с родителями.
Общими усилиями стараемся создавать для ребятишек благоприятный психологический микроклимат – уют родного жилья, тепло и свет домашнего очага. Важно, что фольклор становится образом жизни, сопровождает ребенка везде и всюду, помогает раскрывать красоту души. Большинство моих воспитанников заснимаются в школе искусств, в школе народного танца.
Анализируя проделанную работу, можно заключить, что образовательная цель программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
Результатом моей педагогической деятельности являются:
1. Постоянный и устойчивый интерес детей к различным видам музыкальной и художественной деятельности (фольклорному пению, к русскому народному – прикладному творчеству);
2. Формирование у детей ценностного отношения к народной музыке, устному народному творчеству;
3. Потребность детей в общении с прекрасным, умение детей выразить свои впечатления в музыкально-ритмических движениях, в оркестровке, инсценировках, театрализация и других видах деятельности.
Мои воспитанники неоднократно являлись участниками культурных сельских мероприятий («», «», «Чудо-частушка» и др.)
Думаю, что моя педагогическая деятельность по развитию театрализованных способностей детей школьного возраста средствами фольклора поможет моим воспитанникам решить проблему эстетического развития личности, в перспективе вижу широкие возможности развития гармонического человека.
Планирую свой опыт работы передать МОУ города Новоульяновска, отослать видеозаписи и фотографии в центральные издания по начальному образованию.
ЭТАПЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОПЫТА:
1.Открытые показы (просмотры) внеклассных мероприятий.
2.Организация выставок
3.Организация мастер - класса для учителей начальных классов
4.Обобщение опыта на МО.
5.Выступление на родительских собраниях.
6.Выступление на районных и областных семинарах .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Решая одну из основных задач развития творческих способностей учащихся начальных классов средствами фольклора, важно передавать знания для сохранения национальных отличий русского народа в будущем и заботиться о воспитании душ детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оригами как средство формирования и развития творческих способностей детей.
В педагогическом процесе формирование творческих способностей- это необходимое условие всестороннего развития личности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-263236-1370505352.jpg)
Игра на уроках математики, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Отчет по методической теме....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-263236-1370505352.jpg)
Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-435867-1397315299.jpg)
«Сочинение сказок как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»
Цель: Развивать творческие способности детей через сочинение сказок (слайд). Задачи: 1. Познакомить с приёмами творческого воображения. 2. Показать технологии. 3. Раскрыть приёмы сочинения сказок...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/19/picture-79313.jpg)
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей (презентация)
Все маленькие дети любят рисовать. Рисуют не только на бумаге, но и на стенах, на асфальте, используют любую подходящую поверхность для рисования. Но со временем интерес к рисованию у большинства дете...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1157507-1607628215.jpg)
Родительское собрание "Развитие умственных способностей детей средствами математики в ДОУ"
Данная публикация знакомит родителей с важностью и значимостью занятий математикой с детьми, рассказывает, как занимаются дети математикой в ДОУ, а также дает рекомендации родителям по данной теме....