Формирование личностных качеств через проектную деятельность
материал по теме
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности. Важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.[1]
Актуальностьпроектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
[1].Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_lichnostnyh_kachestv_cherez_proektnuyu_deyatelnost.efimova_v.ya_..doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 6 Инновационная направленность обучения и воспитания в процессе реализации ФГОС НОО Формирование личностных качеств через проектную деятельность Автор: учитель начальных классов Ефимова Вера Яковлевна Саяногорск, 2012 |
Оглавление
I Введение стр. 3
II основная часть
Формирование личностных качеств через проектную деятельность
2.1.Цели и задачи кружка по проектной деятельности
«Творческий калейдоскоп» стр. 3-4
2.2.План проектной деятельности стр. 4-5
2.3.Организация проектной деятельности стр. 5-7
III Заключение
3.1.Роль кружка в формировании личностных качеств
школьников стр. 7-8
3.2. Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы стр. 8
Литература стр. 9
- Введение.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности. Важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.[1]
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Особенностью кружковой работы по проектной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Дополнительное образование как механизм полноты и целостности образования в целом, где развиваются индивидуальные способности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Здесь раскрываются способности детей и осуществляется поддержка одаренности детей.[2]
Актуальность кружка и в том, что он учит детей продуктивно заполнять
свободное время. От того, как человек научится организовывать свой досуг в
детские годы, зависит содержание всей его дальнейшей жизни.
II. Формирование личностных качеств через проектную деятельность.
2.1. Цель и задачи кружка по проектной деятельности « Творческий калейдоскоп»
Я организую в 1 классе проектную деятельность в форме кружка «Творческий калейдоскоп» с целью развития личности учащихся и создания основ творческого потенциала. Занятия провожу 1 раз в неделю.
Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования). [3]
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
1.Подумай самостоятельно.
2.Спроси у другого человека.
3.Посмотри в книгах.
4.Посмотри по телевизору.
5.Получи информацию у компьютера.
6.Понаблюдай.
7.Проведи эксперимент.
8. Свяжись со специалистами. Поговори по телефону.[4]
Учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня.
Завершение происходит по мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся.
2.2. План проектной деятельности (1 класс)
2011-2012 учебный год
Дата
|
Название проекта |
Этапы работы По сбору материала, обработке и использованию | |
Октябрь |
Творческий проект « Мой безопасный путь от дома до школы» «Мой первый школьный день» | Подумай сам Спроси у мамы, папы, родных, близких, знакомых Посмотри в книгах Попроси найти информацию по телевизору Попроси найти информацию по компьютеру Понаблюдай Проведи эксперимент, анкетирование, исследование, опыт Получи информацию у специалиста по телефону КТД | |
Ноябрь | Творческий проект Мое имя Школа моей мечты | ||
Декабрь | Народные традиции Творческий проект « Как встречают Новый год в других странах?» Выпуск газеты «Новогодний праздник» « Любимой школе 25» Елочка из пластиковых бутылок | ||
Январь | Творческий проект. Народные традиции. День Святого Валентина | ||
Февраль | |||
март | Что означает слово « Здравствуйте?» | ||
Апрель май | Итоги Родительское собрание с демонстрацией наработок |
2.3. Организация проектной деятельности.
Учитывая возрастные особенности детей, проектную деятельность в 1 классе организую в виде решения творческих заданий или специально созданной системой проектных задач. Так как проектная деятельность занимает свое центральное место в подростковом возрасте, то в начальной школе ведется подготовительная работа к проектной деятельности. Психологические особенности и возраст детей 1 класса не позволяют глубоко заниматься исследовательской деятельностью, поэтому темы подбираю для кратковременных проектов и такие, чтобы были интересны детям. Когда ребенок заинтересуется темой и ему будет интересно, он сам будет искать информацию в различных источниках, будет спрашивать родителей, будет просить помощи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать).
Совместно с родителями и детьми мы ведем последовательную работу по сбору материала о каждом ребенке. Эта работа является продолжением по углубленному изучению тем по окружающему миру. Дети совместно с родителями составляют карту – схему своего пути от дома до школы, отмечают на ней опасные места, рассказывают об этом на уроках и во внеклассной работе. Собирают и исследуют материал о себе, своем имени, о семье. Главная особенность: каждый ребенок и родитель проявляет свое творчество в оформлении. Не дается стандартная форма. Все учатся друг у друга. На родительских собраниях знакомлю с содержанием лучших работ, естественно каждый родитель заинтересован помочь своему ребенку оформить работу, чтобы она была лучшей. Этим решается главная задача: совместное творчество детей и взрослых.
На этом этапе очень важно не подменять ребенка, не делать за него что-то, а делать совместно. Если ребенок будет что – то делать один, или если взрослые будут делать за ребенка что –то, то ребенок не будет развиваться, он останется на том же уровне, на каком был. Если осуществлять деятельность совместно с ребенком, то « завтра» подобную работу он сможет сделать самостоятельно, т.е. в совместной деятельности со взрослым ребенок развивается.
Дети совершенно свободно выбирают, в каком из проектов, предложенных мною, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендую разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, включаю в этот проект и предоставляю ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, руководствуюсь известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект доводим до успешного завершения, чтобы у ребенка появилось ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом предоставляю учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
При подготовке к Новому году результатом нашего коллективно – творческого проекта стала новогодняя елочка, сделанная из пластиковых бутылок. При работе над этим проектом, дети узнали о том, как отмечают Новый год в разных странах, о новогодних традициях, о необходимости беречь зеленые насаждения и заменять искусственными и самодельными елочками при подготовке к празднику. Нашу елочку увезли в национальный парк на выставку ( см. презентацию).
При изготовлении подарков к Новому году из соленого теста, дети узнают о значении хлеба и соли, о народных традициях, учатся бережно обращаться с хлебом, узнают о профессии хлебороба. Узнают о символах Нового года. Подарки дарят самым дорогим и близким людям, желая им благополучия. Знакомясь с народными традициями, дети узнают о празднике «День святого Валентина». Находят материал о происхождении этого праздника, его значении. Делают
« валентинки »для близких людей из соленого теста. Узнают о значении народной мудрости: «хлеб – соль». Узнают о том, почему гостей, молодоженов встречают хлебом – солью. Дарят «валентинки», желая благополучия и любви.
Интересным был проект « Здравствуйте». Исследуя данное слово, коллективно по группам, подбирая слова на каждую букву данного слова, дети узнали о том, что мы можем пожелать, говоря «здравствуйте», узнали глубину и значение данного слова ( см. приложение)
III.Заключение.
3.1. Роль кружка в формировании личностных качеств.
Таким образом, в процессе работы в кружке по проектной деятельности у детей формируется:
- позитивная самооценка, самоуважение
-умение координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям , сопереживать
- формирование умения решать творческие задачи
- формирование умения работать с информацией.
Каждый проект доводится до успешного завершения и оставляет у ребенка ощущения гордости за свой результат.
Соленое тесто - наиболее доступное для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства, ценность и научиться работать с ним. Соленое тесто - эластично, его легко обрабатывать, а работа доставляет удовольствие и радость.
Важно то, что изучение приёмов лепки и росписи осуществляется в процессе реализации творческой идеи. Лепка и роспись имеет свои особенности и тонкости, которым необходимо научиться.
Дети учатся основным приемам и навыкам на основе народного творчества и его традиций.
У них развивается вкус и творческие способности.
Стимулируется творческая активность детей, развиваются индивидуальные задатки и способности.
Воспитывается интерес к труду, вовлечение детей в активную творческую деятельность
Работа кружка основана на принципах личностно- ориентированного подхода к детям. В центре внимания - личность ребенка, реализующего свои возможности. Кружок предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Лепка развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.
В сфере общения на занятиях в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, аккуратность и др.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть, Занятия в кружке затрагивают проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомят детей с народным творчеством. Сравнительно несложные приёмы изготовления поделок делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.
Привлечение родителей ненавязчиво силами детей к совместной творческой деятельности так же дает положительный результат. Родители в процессе совместной деятельности обучаются совместной организации деятельности с ребенком. Дети увлекаются целью и содержанием деятельности. Осуществляется совместный поиск достижения цели. Происходит совместное обучение ребенка способам деятельности. Совместный с ребенком анализ хода деятельности( Как идут дела? Что у нас получается? Что не очень? Почему?) Одобрение родителями совместных действий ( Молодец! Как ты оказывается умеешь делать! Я рада за тебя! И т.д.).совместная оценка результатов.
В результате такой совместной деятельности со взрослыми у первоклассников повышается творческая активность, интерес к ручному труду и к поиску дополнительной информации. У детей продуктивно занято свободное время, развивается моторика рук, что ведет к аккуратности и точности в выполнении ручных работ, улучшается внимание, память и умственное развитие.
3.2.Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
- Мультимедийная презентация лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе - Презентация результатов работ на родительском собрании.
• Участие в выставке детского прикладного творчества
IV. Литература.
1. Аносова, Е.С. Особенности скульптурного образа/ Е.С. Аносова// Начальная школа №1: К урокам изобразительного искусства.- М., 2005.- с.82-86.
2. Боголюбов, Николай Сергеевич. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя/ Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 1986.- 128с., ил.
4. Горичева, Валентина Сергеевна. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов/ В.С. Горичева- Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с., ил.
5. Давыдова, Галина Николаевна. Детский дизайн. Пластилинография: Пособие для педагогов/ Г.Н. Давыдова.- М.: Скрипторий 2003, 2006.- 80с.
6. Майорова, Ирина Георгиевна. Трудовое обучение в начальных классах: Пособие для учителей/ под ред. Е.А. Горшкова.- М.: Просвещение, 1978.- 270с., ил.
12. Федотов, Геннадий Яковлевич. Послушная глина: Основы художественного ремесла/ Г.А. Федотов.- М.: Аст-Пресс, 1999.- 144с., ил.
13. Халезова, Наталья Борисовна. Народная пластика и декоративная лепка : Пособие для воспитателя/ Н.Б. Халезова.- М.: Просвещение, 1984.- 112с., ил.
14. Шмигельская, Елена Васильевна. Скульптура малых форм: Для любителей изобразительного искусства/ Е.В. Шмигельская.- Л.: Художник РСФСР,1982.- 182с.- ил.
15.Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический онструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
16.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
17.Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
18.Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
19.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
20.Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
21.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
22.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
23.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
24.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
[1].Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
[3] .Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
[4] .Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование культуры личности через проектную деятельность"
Материалы выступления на городском методическом обьединении учителей начальных классов...
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников
В данной статье описан опыт работы по формированию ключевых компетениций младших школьников МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время
Выступление на педагогическом совете из опыта работы по формированию ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время...
Формирование личностных качеств школьников на основе духовных ценностей через преподавание курса «Молодой гражданин России»
В окружающем нас мире происходит резкое падение духовного развития общества: имеет место пересмотр норм морали и нравственности, утрачиваются национальные традиции и различия наций и культур. происход...
Формирование личностных качеств школьников на основе духовных ценностей через преподавание курса «Молодой гражданин России»
В окружающем нас мире происходит резкое падение духовного развития общества: имеет место пересмотр норм морали и нравственности, утрачиваются национальные традиции и различия наций и культур. происход...
Доклад на тему "Формирование личностных результатов школьников через проектную деятельность".
В данной школе где я работаю ежегодно проходят публичная защита проектных работ. Что для этого мы делаем, я постаралась представить в соей работе....
«Формирование экологических представлений через проектную деятельность»
laquo;Формирование экологических представленийчерез проектную деятельность»...