Статья "Формирование культуры личности через проектную деятельность"
статья на тему

Материалы выступления на городском методическом обьединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя      общеобразовательная    школа    №  2

с углублённым изучением отдельных предметов

г.Ивантеевка     Московской области

Выступление

на городском методическом объединении

учителей начальных классов

Дегтяревой    Елены    Николаевны

тема :

«Формирование культуры личности через проектную деятельность»

г. Ивантеевка

        Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Ориентир системы образования на усвоение учащимися определённой суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпал. Учебные заведения призваны прежде всего формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Лишь при соблюдении этого условия может быть реализована идея непрерывного образования. В связи с этим особое значение приобретает организация образования и повышение культуры личности. Следовательно, особое место в подготовке человека к жизни в грядущем обществе должно отводиться формированию культуры личности.

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.                                                                            

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

           Образовательная практика школы наряду с традиционными формами обучения включает и проектную деятельность учащихся. Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

Современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат учебы сейчас, а не через далекие года. Поэтому, создавая проект, они работают с удовольствием. «Учение  с увлечением» - вот залог успеха проектной деятельности. Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение.

     Проектная деятельность школьников стирает границы между школьными предметами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.                                                                                                          Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок).

 Проектно-исследовательская деятельность всегда является достоянием свободного и независимо мыслящего человека Проектная деятельность предполагает участие одарённых детей в ученических конференциях, конкурсах, форумах по проектно-исследовательской деятельности на самых различных уровнях.

При работе над проектом педагог создаёт особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и учителя, и ученика в новой образовательной парадигме. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или экзамене и желания увернуться от них. Педагог, таким образом, ведёт учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью учащегося, в которую составными элементами входят и проблемно – исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие виды деятельности.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

              Таким образом, проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, пробуждения интереса к чтению, воспитания положительных ученических, человеческих качеств, эстетического вкуса, информационной грамотности.    

Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся  на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.

 

                                            Список ресурсов

  1. Концепция развития информационного общества в России. http://www.libertarium.ru/68568
  2.  VCT-проекты: Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=238&order=n.e_docdate+desc
  3. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html
  4. Проектная деятельность. Маркова О.Н. http://www.sch881.edusite.ru/p19aa1.html
  5. Проектная деятельность учащихся. Курсовая работа http://www.bestreferat.ru/referat-73413.html                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...

Методическая разработка "Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность"

Проблема  формирования социальной культуры подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. От того, как пройдёт социализация зависит будущее детей, а значит и будущее страны. Актуальн...

Воспитание экологической культуры младшего школьника через проектную деятельность.

Острота современных экологических проблем выдвигает перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природ...

Формирование духовно – нравственной личности через проектную деятельность в процессе изучения курса модуля «Основы православной культуры».

Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения требуют от учителя неординарного подхода к его ведению.Какие бы формы  работы ни применялись на уроке – главное,...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»

Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...