Ученическое самоуправление
методическая разработка по теме

Челмакина Надежда Владимировна

     Для успешного формирования коллектива важное значение имеет правильная организация ученического самоуправления уже в начальной школе. Пояснительная записка раскрывает особенности структуирования самоуправления, представленное в схеме. Моя система работы по самоуправлению помогает развитию навыков самостоятельности и ответственности за порученное дело уже в начальной школе, способствует сплоченности детского коллектива, который сохраняется и в старшей школе у моих выпускников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchenicheskoe_samoupravlenie_vo_2.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ученическое самоуправление во 2.2  классе (2011-2012 учебный год)

- Дежурные по классу

- Командиры дисциплины и порядка

- Физорги

-Консуль-танты

- Оформители

- Юные кор-респонденты

- Помощники учителя

- Работа кружков

- Миротворцы

- Игры на переменах

- Конкурсы, викторины

- Трудовые мероприятия

- Связь с шефами

        

Пояснительная записка

Различают поручения коллективные и индивидуальные, постоянные и временные, эпизодические, сложные по содержанию и простые. Принципиально важны в настоящее время групповые поручения, дающие ощущения причастности к коллективному делу, побуждающие активность ребенка.

 По степени общественной значимости в классном коллективе можно разделить поручения на группы:

 Первая – поручения, связанные с заботой о классе, школе, с делами детского общественного объединения.

Вторая  – поручения, выполняемые в классе.

По степени и сложности организационного характера можно выделить:

поручения исполнительского характера;

поручения, требующие определенных способностей (рисовать, фотографировать и т.д.);

поручения творческого характера, которые предполагают способность придумать,  разработать, сделать что-то нестандартно;

поручения, связанные с руководством группой (класс, группа младших школьников, совет дела и т.д.);

поручения инструктивного характера, когда надо учить других.

Выбор и распределение поручений определяются необходимостью конкретного коллектива учащихся, задачами воспитания личности ребенка, наличием различных видов деятельности.

В развитии системы самоуправления в классе большое значение имеет выполнение принципов, предъявляемых к работе с активом. Поэтому она строится на следующих принципах:

Принципы демократичности и выборности: выдвижение актива для избрания в органы самоуправления на основе общественного мнения. Суть принципа выборности состоит не в том, чтобы проголосовать за выдвигаемую кандидатуру, а дать ей объективную характеристику, тем самым высказать доверие.

Принцип сменяемости: А.С.Макаренко указывал на три основных фактора его соблюдения: чтобы не было завышенной самооценки у актива, чтобы возложенные на учащегося обязанности не стали ему в тягость, чтобы дать возможность каждому пройти школу руководителя, организатора, исполнителя. Данный принцип предполагает не отстранение учащегося, а смену деятельности, перемещение с одной роли на другую, обеспечение новых функций в коллективе.

Принцип отчетности: правильно организованная отчетность способствует развитию личности, является средством самооценки моральных качеств. Отчетность необходимо рассматривать как систематический метод стимулирования социальной активности и не сводить ее к разовым формам.

Принцип гласности: способствует информированности коллектива о работе органов самоуправления, выполнении общественных поручений. Здесь важно анализировать работу всех членов актива и информировать о ней всех учащихся.

 Чтобы ребенок чувствовал постоянную ответственность перед коллективом и знал свои права и обязанности, активистам вручаются наказы, памятки, советы в организации выполнения поручения.

Пути привлечения учащихся к   самоуправленческой деятельности

Одно из направлений развития ученического самоуправления – увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации жизни класса. Это осуществляется разными путями:

постоянное расширение сферы деятельности коллектива класса;

расширение прав и обязанностей органов самоуправления;

постепенное расширение связей с другими коллективами (как в школе, так и за ее пределами);

изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций;

изменение характера отношений в коллективе.

Самоуправление  – это стиль жизни конкретного коллектива. Помогают создать этот стиль:

коллективное планирование;

организация в классе временных советов дел (творческих групп, комиссий), предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел;

поочередное выполнение обязанностей дежурного командира;

коллективный анализ и оценка всех проведенных дел на классном собрании;

регулярные самоотчеты учащихся о выполнении поручений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система ученического самоуправления

Система ученического самоуправления в отдельно взятой школе....

РАБОТА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПЛАН РАБОТЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  2 КЛАССА  НА  ГОД...

Положение об ученическом самоуправлении

 Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права...

Положение об ученическом самоуправлении.

Орган классного самоуправления «Совет Дела»  - является добровольно-независимой, самостоятельной организацией детей в возрасте 6-10 лет на основе общих интересов и взаимно согл...

Ученическое самоуправление.

Класс представляет собой постоянное формирование детей. Деятельность классного коллектива определяется задачами, стоящими перед обществом, с учётом возрастных особенностей учащихся. Класс является пер...

Модель ученического самоуправления в начальной школе.

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...

Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.

В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию  самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и пре...