воспитательая система класса
методическая разработка по теме

Лохина Елена Анатольевна

Цель воспитательной системы-создание дружного коллектива с навыками самоуправления, поэтапное создание условий для развития личности на каждом возрастном этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_klassa.doc3_.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                               ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА.

Цели для перспективного развития коллектива:

  - создание дружного классного коллектива с навыками самоуправления

   -воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения

-самостоятельность детей в учебном процессе и других видах деятельности

 - сознательная постановка обучающимися цели достижения успехов и регуляция поведения и деятельности

 Задачи:

1. Формирование общения и доброжелательных отношений в коллективе.

2. Совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей.

3. Развитие умений и навыков умственного труда.

4. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду.

5. Воспитание эстетической культуры.

6. Физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.

7. Развитие самостоятельности.

8. Интеллектуальный и личностный рост обучающихся.

Чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в начальном классе я поставила цель воспитательной системы –

поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения.

 Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную.

Нельзя также и забывать об актуальной для современной школы проблеме взаимодействия семьи и школы.

Чтобы повысить уровень воспитанности младших школьников, сформировать положительную мотивацию к учению, необходимо не только хорошо знать своих воспитанников, но и договориться о содержании требований, разделить между семьей и школой "сферы влияния". Очень важно при этом помнить об этике поведения учителя: эта работа требует осторожности, деликатности и учета особенностей каждой конкретной семьи.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются "индивидуальность", "самостоятельность", "доброта", "творчество", "активность", "коллектив", которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его "духа", а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди:

• Старайся делать добро!

• Бойся обидеть человека!

• Люби и прощай людей!

• Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

• Познай мир и себя!

• Стремись найти свою цель в жизни!

• Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

• Лучше отдай свое, чем возьми чужое!

Каждый обучающийся живет в своей семейке. Еженедельно у него происходит смена поручений. Дети не только оказывают помощь учителю, но и проводят беседы с одноклассниками, стараются быть лучше. Помогают при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий.

Успешная работа с семьями обучающихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьями. Показателем доверительных отношений являются встречи по инициативе родителей, когда нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в школу.

             Воспитательная система класса"Я и окружающий мир"

                Классный руководитель Лохина Елена Анатольевна

                                         Пояснительная записка

                                          «Благодаря восприятию прекрасного в

                                           природе и искусстве, человек открывает

                                            прекрасное в самом себе».

                                                                                    В.А.Сухомлинский

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.

Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создание воспитательной системы класса учеников начальных классов. Система поможет развить у обучающихся младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.

Воспитательная система «Я и окружающий мир» составлена для обучающихся  1-4 классов.

1 класс «Познай себя».

2 класс «Я, семья и школа».

3 класс «Я и окружающий мир».

4 класс «Я и мой край».

Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста.

Воспитательная система большое внимание уделяет здоровью детского коллектива в рамках программы «Мой выбор. Полезные привычки». Для успешной реализации воспитательной системы проводится интеграция с внешкольными учреждениями дополнительного образования. Вся эта система работы позволит построить модель ученика начальных классов.

Цели  воспитательной системы «Я и окружающий мир»:

Создать условия для выявления и самореализации творческих возможностей личности.

Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.

Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их ум, сохранять и укреплять здоровье.

Развивать творческий потенциал личности младшего школьника.

Задачи:

Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.

Организовать учебную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами.

Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.

Организовать учебную работу школьника как деятельность, ориентирующую его на познание самого себя.

Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.

Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине –  родному городу.

Ожидаемые результаты:

Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.

Овладение навыками нового вида деятельности – учения.

Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.

Формирование базовых учебных способностей.

Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Построение модели ученика начальных классов.

Взаимосвязь участников воспитательной системы.

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Направление "Я и моё воспитание"

Главные идеи:

Принятие обучающимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.

Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.

Воспитание нравственной культуры.

Осознание обучающимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.

Главная цель:

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.

Задачи воспитания:

Создать условия для проявления обучающимися нравственных знаний, умений.

Знакомить обучающихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.

Изучать с обучающимися нравственные традиции их семей.

Развивать у обучающихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.

Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.

Формы внеклассной работы:

  1. Тематические классные часы.
  2. Дискуссии по нравственной тематике.
  3. Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.
  4. Изучение нравственного наследия.
  5. Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.

 Направление "Я и моё здоровье"

Главные идеи:

Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.

Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.

Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.

Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.

Задачи воспитания:

Создать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья.

Учить детей рациональному правильному питанию.

Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.

Содержание воспитательной работы:

Изучение отношения родителей обучающихся к данной проблеме в школе и дома.

Изучить состояния физического здоровья обучающихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.

Изучение спортивных интересов обучающихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.

Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.

Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.

Поощрение родителей обучающихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.

«Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.

Формы внеклассной работы:

  1. Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.
  2. Спортивные соревнования в школе, городе.

 Направление "Я и моё творчество"

Главные идеи:

Формирование культуры общения обучающихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Воспитание стремления обучающихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за её пределами.

Задачи воспитания:

Формирование у обучающихся культурного общения.

Развивать способности обучающихся в самых различных видах деятельности.

Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей обучающихся.

Вовлекать обучающихся в различные кружки, секции с учётом интересов и потребностей обучающихся.

Стимулировать активное участие обучающихся в различных видах досуговой деятельности.

Воспитывать справедливое отношение обучающихся к способностям и талантам сверстников.

Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.

Оказывать помощь обучающимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.

Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения.

Содержание воспитательной работы:

Изучение интересов обучающихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.

Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов обучающихся.

Учёт индивидуальных возможностей обучающихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий.

Поддержка инициативы и творческих начинаний обучающихся, их стремления к общению и совместному досугу.

Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности обучающихся.

Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

Формы внеклассной работы:

  1. Проведение праздников.
  2. Конкурсы юных талантов.
  3. Чествование именинников.

 Направление "Я и моя семья"

Главные идеи:

Семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;

Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;

Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.

Главная цель:

Осознание обучающимися значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

Создание условий для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся;

Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;

Создать условия для духовного общения детей и родителей.

Содержание воспитательной работы:

Создание банка данных о семьях обучающихся ;

Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях обучающихся;

Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

Создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель»;

Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания обучающихся;

Организация и проведение совместного досуга обучающихся и родителей.

Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;

Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы внеклассной работы:

  1. Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья – чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).
  2. Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья».
  3. Праздники – Первое сентября, День согласия и примирения, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.
  4. Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.

 Направление "Я и мои знания"

Главные идеи:

Обучающиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.

Интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.

Воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.

Здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

Главная цель:

Осознание обучающимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, обучающихся средствами воспитательной работы.

Поощрять инициативу и стремление обучающихся в повышении уровня знаний.

Давать обучающимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.

Формы внеклассной работы:

  1. Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.
  2. Кружки по интересам в классе и в школе.
  3. Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...

Статья:"Совместная работа воспитателя ГПД класса «особый» ребенок с родителями".

Совместная  работа воспитателя ГПД класса «особый» ребенок с родителями....

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...

План мероприятий на учебный год для воспитателя начальных классов для детей с ОВЗ

План мероприятий на  учебный год для воспитателя  начальных классов  для детей с ОВЗ  позволяет воспитателю  максимально  подробно  изложить порядок действий  н...

Конспект урока литературного чтения "Ю. Ермолаев «Воспитатели" (3 класс)

Цели деятельности учителя: - создание условий для ознакомления учащихся с произведением Ю. Ермолаева «Воспитатели.Планируемые результатыПредметные:- знать о жизни и творчестве Ю.Ермолаева; содер...

Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев "Воспитатели". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с произведением Ю. И. Ермолаев «Воспитатели», формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказомЗад...

Технологическая карта по уроку литературного чтения "Ю.Ермолаев "Воспитатели" 3 класс, УМК: Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся в процессе анализа рассказа «Воспитатели» Юрия Ермолаева.текст.Задачи:Дидак...