Открытое занятие по электробезопасности.
методическая разработка (4 класс) по теме

 

 

 

 

 

 

Электробезопасность

Класс разделен на три зоны: детство, настоящее время и будущее.

  1. В детстве мама запрещала дотрагиваться до розетки, говоря, что это опасно. Почему?

Что включается в розетку

Кто с трудом, а кто в охоту -
Ходят люди на работу,
Но не могут же они
Делать в мире все одни.

Им помощник есть, который,
Если нужно, сдвинет горы.
Он без дела не лежит,
А по проводам бежит.

Мечется, как хищник в клетке,
От розетки до розетки,
И не зря, где он живет,
Пишут: "Не влезай - убьет!"

Шутка может быть жестока
Электрического тока -
И у мамы не спрося,
Подходить к нему нельзя.

Но уж коль найдется дело,
С ним он справится умело.
Если грустно, может он
Разбудить магнитофон.

Тот споет нам и сыграет,
На ночь сказку прочитает,
Только жалко, что певца
Не покажет нам лица.

Если музыка наскучит,
Ток нам телевизор включит,
Каждый день приятно ведь
С мамой мультики смотреть.

Чтобы напоить всех чаем,
Чайник току поручаем.
Превращает воду ток
В настоящий кипяток.

А недавно разрешили
Току всё стирать в машине,
Даже плюшевых мышей,
Но не грязных малышей.

Скажем мы спасибо маме,
Что умеем мыться сами,
И в крутящийся в ней таз
Не посадит мама нас.

После ванны с мягкой пеной
Волосы мы сушим феном.
Ток усердный о-го-го
Ветром дует из него.

Ток тепло давать умеет!
Он утюг для мамы греет,
Чтобы за один прием
Перегладить стол с бельем.

В холодильнике без тока
Никакого нету прока.
Без его работы тут
Все продукты пропадут.

Дружит ток и с пылесосом.
Пылесос сосет пыль носом.
Чтобы чистотой дышать,
Мы не будем им мешать!

А когда в окне стемнеет,
В лампе свет зажечь сумеет.
Станем с ним смелее мы
Даже самой темной тьмы.

Ток работы не боится.
Да и нам зачем лениться?
Нам бы поскорей понять,
Чем еще его занять.

  1. Наш 4 класс. Мы ищем ответы на все вопросы.

Доклады детей о правилах пользования бытовыми приборами.

Схема и работа электрической цепи.

Как потушить пожар с помощью электричества.

Электрический ток как причина травм отличается рядом особенностей, ко­торые определяют его опасность:

  • электрический ток незрим, не имеет ни запаха, ни цвета, действует ­ бесшумно, а поэтому не обнаруживается органами чувств до начала его действия на организм;
  • невозможно без специальных приборов определить наличие напряжения в проводниках;
  • электрический ток при определенных условиях может оказывать повреждающее действие не только при непосредственном соприкосновении с ним, но и через предметы, которые человек держит в руках, и даже на расстоянии; разрядом через воздух и через землю (например, при падении высоковольтного провода на землю);
  • ток повреждает ткани не только в месте его входа и выхода, но и на всем пути прохождения через тело человека;
  • при действии электрического тока может наблюдаться несоответствие между тяжестью поражения и длительностью его воздействия, и даже случайное точечное прикосновение к токоведущей части электрической установки за долю секунды может вызвать значительные повреждения;
  • источником поражения могут быть даже предметы, не имеющие никаког­о отношения к электрической установке, даже сами пострадавшие, пока они соприкасаются с проводником тока для тех, кто оказывает им помощь;

Электрическая травма возникает, если пострадавший замыкает собой цепь: проводник - рука – туловище – нога – пол – «земля». Возможны и другие пути прохождения тока, из которых наиболее опасен рука – рука.

Наиболее часто встречаются две электротравмы: электрический удар и электрический ожог. Ожог также может возникнуть при нахождении пострадавшего вблизи места короткого замыкания, если оно сопровождается электрической дугой.

Ток, проходя через тело пострадавшего, вызывает биологическое действие, обычно поражая при этом сердечно-сосудистую и нервную системы.

Возникает судорожное сокращение мышц, которое «приковывает» пострадавшего к источнику тока. «Приковывающий» эффект делает невозможным самостоя­тельное освобождение от источника тока, что значительно увеличивает время его действия и отягощает травму. Поражение нервной и сердечно-сосудистой системы приводит к остановке дыхания и сердца или к нарушению ритма их работы. Для спасения пострадавшего необходимо как можно быстрее освободить его от действия электрического тока, а затем оказать ему первую медицинскую помощь.

Наиболее частые причины электротравм

1. Прикосновение или приближение на недопустимое расстояние к токоведущим частям, находящимся под напряжением. В свою, очередь, причинами этого являются:

  • неисправность электропроводки, установочных изделий, электроприборов;
  • неосторожность, небрежность, неопытность, неосведомлённость пользователя;
  • доступность электроустановок детям, их озорство;
  • через временно выключенные из сети токоведущие части, если не приняты все меры к выключению из сети; при несогласованности в действиях (преждевременное включение тока).

Об устранении этих причин было сказано выше. Напомним: содержите проводку, установочные изделия и электроприборы в исправности, грамотно их эксплуатируйте. Необходимо твёрдо запомнить, что прикасаться к токоведущим частям нельзя даже после из отключения. Необходима ещё проверка отсутствия напряжения специальным прибором (индикатором).

2. Прикосновение к металлическому корпусу электроприбора, если он оказался под напряжением вследствие повреждения изоляции.

В промышленных электроустановках средством защиты служит заземление корпуса. Однако, в квартирах в большинстве случаев заземляющий провод отсутствует. Средством защиты служит полы, изготовленные из изолирующих материалов (дерево, линолеум и др.). Поэтому электрический прибор в металлическом корпусе может быть установлен только на таком полу.

Не пытайтесь самостоятельно выполнить заземляющий контур вокруг дома!

Не используйте в качестве заземления нулевой провод!

Не используйте в качестве заземления различные коммуникации (водопровод, канализацию, газ, отопление)!

Размещайте стиральную машину на достаточном удалении от коммуникаций!

Если вы заметили, что ваш прибор «щиплет», немедленно изымите его из пользования.

Как освободить пострадавшего от действия электрического тока

Если пострадавший находится под действием тока, необходимо, прежде всего, принять меры к его освобождению от соприкосновения с проводником.

Оказывающий помощь должен обеспечить собственную безопасность, помня, что и сам пострадавший является в таких случаях проводником тока и прикос­новение к нему также опасно, как и к источнику тока. Если нельзя быстро вы­ключить ток (отключить рубильник или выключатель, выкрутить пробки), надо перерезать провод инструментом (топором) с непроводящей ток сухой деревянной ручкой или ку­сачками с защитной изоляцией на рукоятке, став на сухую доску, сверток сухой одежды и т.д.

Если и это невыполнимо, надо оттащить пострадавшего или приподнять его от пола, пользуясь сухим неметаллическим предметом (палкой, доской, верёвкой и пр.) или руками, обернутыми в непроводящую ток ткань, не касаясь обнаженных частей тела.

Если на пострадавшего упал конец оборвавшегося провода, надо его отбросить или оттащить пострадавшего от проводника, действуя таким же образом.

Первая помощь

Если пострадавший находится в обморочном состоянии, но дыхание и пульс у него есть, необходимо привести его в чувство: дать понюхать нашатырный спирт, похлопать по щекам, побрызгать водой.

Если пострадавший не дышит или дышит судорожно, необходимо немедленно приступить к искусствен­ному дыханию «рот в нос» или «рот в рот» и непрямому массажу сердца при отсутствии пульса. Одновременно позвать других людей, которые должны оказать содействие и вызвать Скорую помощь.

Прежде чем начать процедуру искусственного дыхания, надо уложить пострадавшего на спину, чтобы его воздухоносные пути были свободны для прохождения воздуха. Для этого его голову максимально запрокидывают назад. Подложив одну руку под шею, другой надавливают на темя. В результате корень языка отодвигается от задней стенки гортани и восстанавливается проходимость дыхательных путей.

При сжатых челюстях надо выдвинуть нижнюю челюсть вперед и, надавливая на подбородок, раскрыть рот, затем очистить салфеткой ротовую полость от слюны или рвотных масс и приступить к искусственному дыханию: на открытый рот пострадавшего положить в один слой салфетку (носовой платок), зажать ему нос, сделать глубокий вдох, плотно прижать свои губы к губам пострадавшего, создав герметичность, с силой вдуть воздух ему в рот. Вдувать надо такую порцию воздуха, чтобы она каждый раз вызывала возможно более полное расправление легких, что обнаруживается по движению грудной клетки. Небольшие порции воздуха не дадут никакого эффекта. Воздух вдувают ритмично через каждые 5 – 6 секунд, что соответствует 10—12 раз в минуту до восстановления естественного дыхания.

Не следует прекращать оживление до прибытия Скорой помощи, если дыхание у пострадавшего не появляется. Известно, что оживление удается даже после 3-4 часов искусственного дыхания.

При внезапном прекращении сердечной деятельности, признаками которого является отсутствие пульса, сердцебиения, реакции зрачков на свет (зрачки расширены), немедленно приступают к непрямому массажу сердца: пострадавшего укладывают на спину, он должен лежать на твердой, жесткой поверхности. Встают с левой стороны от него и кладут свои ладони одну на другую на область нижней трети грудины. Энергичными ритмичными толчками 50—60 раз в минуту нажимают на грудину, после каждого толчка отпуская руки, чтобы дать возможность расправиться грудной клетке. Передняя стенка грудной клетки должна смещаться на глубину не менее 3—4 см.

Если у пострадавшего отсутствуют и дыхание, и пульс, непрямой массаж сердца проводится в сочетании с искусственным дыханием. В этом случае помощь пострадавшему должны оказывать два или три человека. Первый производит непрямой массаж сердца, второй — искусственное дыхание способом «изо рта в рот», а третий поддерживает голову пораженного, находясь справа от него, и должен быть готов сменить одного из оказывающих помощь, чтобы искусственное дыхание и непрямой массаж сердца осуществлялись непрерывно в течение нужного времени. Во время вдувания воздуха надавливать на грудную клетку нельзя. Эти мероприятия проводят попеременно: 4—5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).

Искусственное дыхание в сочетании с непрямым массажем сердца является простейшим способом реанимации (оживления) человека, находящегося в состоянии клинической смерти. При проведении искусственного дыхания и непрямого массажа сердца лицам пожилого возраста следует помнить, что кости в таком возрасте более хрупкие, поэтому движения должны быть щадящими. Маленьким детям непрямой массаж производят путем надавливания в области грудины не ладонями, а пальцем.

После того, как пострадавший придет в себя, его следует оставить в лежа­чем положении на мягкой подстилке, уберечь от охлаждения, укрыть одеялом, обеспечить максимальный покой, достаточный доступ воздуха, по возможности дать крепкий чай, немного вина или коньяка. При наличии ожогов - наложить асептиче­ские повязки.

Во время грозы

Необходима повышенная осторожность во время грозы. В домах, где нет молниеотводов (одноэтажные, в сельских местностях), надо выключить чувствительные электронные приборы, закрыть окна, двери, трубы в печках, прекратить разговоры по телефону.

Описаны случаи попадания в комнату через окно шаро­вой молнии, которая может взорваться и даже разрушить здание. Во время грозы нельзя находиться на открытой местности - в поле, на берегу реки, моря. В лесу не следует укрываться под одиноко стоящим деревом или возвышающим­ся над другими деревьями, которые могут стать центром электрического крате­ра, вокруг которого ток растекается по земле, ибо через такое дерево часто про­исходит разряд молнии. Наиболее опасны дуб, тополь, сосна. Редко молния ударяет в березу или клен, почти никогда в кустарник.

Небезопасно находиться на возвышенных местах вблизи высоких мачт, столбов и др.; нельзя становить­ся на сырые пни, которые заземлены через корни. Оказавшись на открытой ме­стности, рекомендуется выбрать низкое место (яму, траншею).

Электричество и дети

Мальчик засунул два пальца в розетку. Всё, что осталось, собрали в газетку.

Прочтите эту страшилку своим детям. Расскажите им о той опасности, которую представляет электричество. Детям дошкольного и младшего школьного возраста следует запретить пользоваться электроприборами. Тщательно следите за тем, чтобы в квартире не было открытых токоведущих частей (например, патрона без лампы).

Мальчик играл в трансформаторной будке. Теперь на могиле цветут незабудки.

И эту страшилку прочтите детям. Объясните им, что ток поражает и на расстоянии. Строго запретите приближаться к оборванному проводу, устраивать опасные игры под линиями электропередачи: запускать воздушных змеев, подбрасывать проволоку. Ни в коем случае нельзя проникать в трансформаторные подстанции.

  1. Наше будущее.

Фантазии детей о жизни без электричества. Чем можно заменить электрическую энергию?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Открытое занятие "День открытых дверей. Дорогою добра".

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы к школе, обучающимися 1 класса, для нравственного воспитания, социализации и формированию толерантности....

Открытое занятие по теме самообразования «Лаборатория чудес и интересных открытий»

В ходе занятия воспитанники погружаются в опытно-экспериментальную деятельность,это способствует формированию интереса к познавательно-исследовательской деятельности, развитию наблюдате...

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Открытое занятие учителя-дефектолога на день открытых дверей в МБОУ "Школа равных возможностей" для педагогов

Конспект коррекционно-развивающего занятия с подгруппой учащихся 1 класса «Логическая путаница» на день открытых дверей...