Проектно-исследовательская деятельность
статья по теме

Кузьмичева Любовь Владимировна

Советы при создании проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНО-ИССЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов.  Исследователи характеризуют метод учеб ного проекта как:

  1. личностно-ориентированный;
  2. обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  3. развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
  4. формирующий навыки самостоятель ности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  5. воспитывающий целеустремленность, ответственность,  инициативность и творческое отношение к делу;
  6. интегрирующий знания, умения и на выки из разных дисциплин;

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления обучающиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% обучающихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе.

Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности обучающегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.
      Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.
Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует обучающихся по ходу работы. Обучающимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Ребята выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению Участие  в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда ребенка. Практика показывает, что авторы лучших проектов в дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают значительно более высоким уровнем ключевых компетенций, чем те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально. Любая исследовательская работа включает в себя   следующие этапы:

         Подготовительный этап

  - определение темы;

   - постановка цели и задач, определение источников информации;

- выбор критериев оценки.

    Основной этап-

   разработка проекта-  (сбор и уточнение информации)

     Заключительный этап

- Защита проекта

  В подготовительный период только выбираем тему для исследования, определяем  задачи, и собираем  информацию о предмете изучения в литературе, Интернет-ресурсах.

Для того чтобы помочь детям в выборе темы  предлагаю  детям мини-анкету с вопросами:

  1.  Что тебе интересно больше всего?

 2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?

3. Чем ты чаще всего занимаешься  в свободное время?

  1.   О чём хотелось бы узнать, больше?
  2.   Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?

Если эти вопросы не помогли, провожу индивидуальную  беседу с ребёнком. Перед началом исследования ставим проблему, которую исследуем и находим решение.

Не стоит «стелить соломку» на каждом шагу ребенка, нужно позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы потом он сумел самостоятельно найти пути их преодоления,
не натаскивать, давая знания в готовом виде, а вооружать приемами познания,
не забывать о работе над собой, о совершенствовании собственных знаний и умений, потому, что только такой учитель, всегда сумеет «разбудить» познавательную активность и самостоятельность детей.
 

 Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской  работы каждого ученика.
        Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
         Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов  и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

 Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя  выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью  провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

          Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических задач. Во-первых, у школьников формируются умения в дальнейшем вести творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы учителя), во-вторых, участие «на равных» дает возможность обучающимся не согласиться с предложенным решением взрослого и корректно отстоять свою позицию, у них появляется опыт «дипломатических переговоров», который так необходим в жизни.

Организация учебных исследований с младшими школьниками  особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей. Эту работу на данном этапе провожу индивидуально — только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы. Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности  начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создала «образ» класса и спланировала дальнейшую работу. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность я строю в сотрудничестве с родителями.

 Отдельно на каждого ученика создаем портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности. Знакомлю детей с тем, что такое проект, знакомлю с некоторым теоретическим материалом. Затем на родительском собрании информирую родителей. Защиту можно провести в присутствии родителей. Темы для проектов выбираю с учетом программного материала и интересов обучающихся. Это делаю  для того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и применению полученных знаний на практике.

C девочками 3-го класса мы подготовили экологический мини-проект Прекрасные и опасные комнатные растения. Сначала подобрали и изучили литературу, затем исследовали школьные комнатные растения и выявили из них ядовитые. Затем защитили на районном конкурсе. Совместно с родителями обучающиеся 3-4 классов подготовили интересные проекты об овощах, фруктах, ягодах (занимательный материал, семейные рецепты, красочные рисунки). Ученица 4 класса Лакаткина Алина создала презентацию к 200- летию и отправила работу на  всероссийский конкурс Недаром помнит вся Россия… Серкова Ксения, ученица 3 класса выступила с  проектом Если с другом вышел в путь на  конкурсе Крит.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.  Исследовательская и проектная  деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

 « В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.  Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».  В.А. Сухомлинскийи

.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...