Главные вкладки

    Исследовательский проект "Народные традиции в творчестве наших мастеров"
    материал по теме

    Панина Татьяна Николаевна

    Исследовательский проект "Народные традиции в творчестве наших мастеров" включает в себя знакомство с видами декоративно-прикладного искусства своей местности, сбор и обработку информации о народных умельцах, живущих в родном селе, воспитание интереса к сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.

    Народное творчество уходит своими корнями в далекое прошлое. Ткачество, вышивка, изготовление предметов быта были знакомы людям давно. Мастерство многих рукодельных работ переходило из поколения в поколение и, таким образом, дошло до нас. Чтобы больше узнать о народных умельцах нашего села, ближе познакомиться с их творчеством ученики нашей школы встретились с некоторыми из них.

    Подведением итогов исследовательского проекта стало заключительное мероприятие, проведенное в ходе празднования 300-летия села.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл narodnoe_tvorchestvo.pptx544.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Народные традиции в творчестве наших мастеров» Исследовательский проект группы учащихся МКОУ «Барановская СОШ» Горшеченского района Курской области Руководитель Панина Т.Н. «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» Номинация: Традиционная материальная культура

    Слайд 2

    Цели: Познакомить с видами декоративно-прикладного искусства своей местности, расширить представления о творчестве народных умельцев, живущих в родном селе. Задачи: Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства. Развивать познавательные интересы. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров, бережное отношение к народным традициям. Стремиться к сохранению природного и культурного наследия своей малой родины. Этапы деятельности: 1. Знакомство с экспозицией школьного музея. 2. Сбор сведений о народных промыслах в своем селе. 3. Организация встреч с народными умельцами села. 4. Отбор и обработка материала. 5. Оформление проекта. 6. Оформление презентации. 7. Подготовка к выступлению по собранным материалам. 8. Обобщение материала в СМИ.

    Слайд 3

    I . Введение. У каждого человека есть Родина и каждый любит то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, поля, леса. Какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой? Думается – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством.

    Слайд 4

    В школьном краеведческом музее представлены различные экспонаты, которые отражают быт наших предков. Народное творчество уходит своими корнями в далекое прошлое. Ткачество , вышивка, изготовление предметов быта были знакомы людям давно. I I . Экскурсия в краеведческий музей. Людям приходилось своими руками изготавливать различные предметы, необходимые в хозяйстве, одежду, обувь. Деревенские жители, как правило, носили самотканую одежду, обувь, сделанную вручную. Одежду украшали вышивкой, кружевами и другими элементами декора. Обязательно в одежде должен был присутствовать красный цвет, который не только подчёркивал красоту изделия, но и играл роль «оберёга» от злых сил и несчастий. Долгие зимние вечера проводили люди за работой. Мастерство многих рукодельных работ переходило из поколения в поколение и, таким образом, дошло до нас . Чтобы больше узнать о народных умельцах нашего села, ближе познакомиться с их творчеством ученики нашей школы встретились с ними .

    Слайд 5

    Внимательно слушали дети рассказ Селезнёвой Лидии Семёновны, которая с детских лет занимается рукоделием. Становление её, как мастерицы, выпало на трудные послевоенные годы, когда не только одежды и обуви не хватало, но и есть-то было нечего. Вот и приходилось с малых лет трудиться, помогать взрослым. С горьким чувством вспоминает Лидия Семёновна те далёкие годы. С 12 лет мать приучала к труду, прививала любовь к рукоделию. Сколько изделий украсила своей вышивкой Лидия Семёновна трудно и посчитать… Изделия украшенные вышивкой, радуют людей до сих пор. III . Встреча с Селезнёвой Лидией Семёновной .

    Слайд 6

    Гриценко Пётр Васильевич уже 70 лет занимается плетением корзин. Мастерство изготовления корзин перенял у деда в 6 лет. IV . Встреча с Гриценко Петром Васильевичем Жил Пётр Васильевич тогда в том месте, где люди занимались выращиванием хлопка. И для сбора сырья необходима была тара. Как раз для этого и использовали большие плетёные лукошки. Позднее Пётр Васильевич стал плести корзины, которые предназначались для хранения лука, картофеля и других овощей. Бывало за вечер несколько корзин успевал сплести, потому как на изготовление одной корзины уходило около одного часа. Так что не только себя, но и всех знакомых обеспечивал плетёными вещами. Сейчас Пётр Васильевич мечтает передать своё умение молодым.

    Слайд 7

    Кривченко Владимир Михайлович на протяжении 30 лет создаёт репродукции картин известных художников в технике «мозаики» из шпона . Шпон – это тонкий срез дерева, из которого и составляет свою мозаику Владимир Михайлович. Детали мозаики он вырезает из шпона различных оттенков. Благодаря оттенкам шпона и получаются неповторимые образы. Начинал свою работу Владимир Михайлович с незамысловатых картин. А сейчас он считает, чем сложнее картина, тем интереснее работать над ней. На создание одной картины уходит до двух лет. С большим удовольствием дети приняли участие в проведении мастер-класса. V . Встреча с Кривченко Владимиром Михайловичем .

    Слайд 8

    Панин Виталий Степанович плетёт корзины, вёдра, вяжет веники, лапти. Работать начал рано, с 15 лет приходилось плести вёдра для картошки, так как настоящих вёдер в то время не было, рассказывает Виталий Степанович. Позднее занялся плетением и другой тары, в хозяйстве ведь всё сгодится. Плетением занимается и сейчас, особенно много работы бывает летом, вот тут и приходят на помощь внуки Женя и Виталик. Поэтому Виталий Степанович считает себя продолжателем семейного ремесла. VI . Встреча с Паниным Виталием Степановичем

    Слайд 9

    Травкина Нина Васильевна выполняет работы в технике бисероплетения . Этим видом ручного труда занимается давно и прививает любовь к рукоделию детям на занятиях кружка «Мастерица », на котором школьники осваивают различные виды ручного труда. Работы кружка были неоднократно отмечены в числе лучших на районных конкурсах. VII . Встреча с Травкиной Ниной Васильевной.

    Слайд 10

    Подведением итогов исследовательского проекта «Народные традиции в творчестве наших мастеров» стало мероприятие, проведённое в ходе празднования 300-летия села, которое показало, что дети научились уважать и ценить обычаи и традиции старины, проявлять интерес к прошлому своего народа, к его духовной культуре. VIII . Заключение

    Слайд 11

    IX . Обобщение материалов исследовательского проекта «Народные традиции в творчестве наших мастеров» на областной выставке в Коренной пустыни в 2012 году. Тема экспозиции «Вместе ради детей»

    Слайд 12

    Народные традиции в творчестве наших мастеров к 300 – летию села Бараново У каждого человека есть Родина, и каждый любит то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, поля, леса. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством. Народное творчество нашего села уходит своими корнями в далёкое прошлое. В школьном краеведческом музее представлены различные экспонаты, которые отражают быт наших предков. Мастерство многих рукодельных работ переходило из поколения в поколение и, таким образом, дошло до нас. Чтобы больше узнать о народных умельцах нашего села, ближе познакомиться с их творчеством ученики нашей школы приняли участие в исследовательском проекте «Край мой соловьиный». Селезнёва Лидия Семёновна, с детских лет занимается рукоделием. Изделия украшенные вышивкой, радуют людей до сих пор. Гриценко Пётр Васильевич уже 70 лет занимается плетением корзин. Мастерство изготовления корзин перенял у деда в 6 лет. Сейчас мечтает в свою очередь передать своё умение молодым. Кривченко Владимир Михайлович на протяжении 30 лет создаёт репродукции картин известных художников в технике «мозаики» из шпона. С большим удовольствием дети приняли участие в проведении мастер-класса. Панин Виталий Степанович с 15 лет плетёт корзины, вёдра, вяжет веники. Считает себя продолжателем семейного ремесла. Травкина Нина Васильевна выполняет работы в технике бисероплетения и прививает любовь к рукоделию детям на занятиях кружка «Мастерица».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Круглый стол с участием родителей воспитанников подготовительной группы «Традиции здоровья в нашей семье».

    В этом материале изложен план встречи родителей и воспитателя с целью обсуждения "здоровьесбережения в семье"....

    Исследовательская работа Тема: «Изучаю творчество А. С. Пушкина»

    Использование собранного теоретического материала на уроках литературного чтения,  как в начальных классах, так и при переходе в среднее звено....

    Традиции отдыха в наших семьях. Зачем людям нужно отдыхать.

    Познакомить с традициями отдыха  разных народов; формировать представление об активном, полезном отдыхе. Развивать внимание, познавательность. Воспитывать уважение к традициям народов, населяющих...

    Исследовательская работа: Традиции предков в современных детских игрушках.

    На уроке в нашей школе мы познакомились с традициями древних славян, связанных с применением в быту кукол-оберегов. Нас очень заинтересовали куклы, которыми играли дети того времени. И мы задумались ...

    «С.А. Есенин «Лебедушка». Традиции народного творчества в лирическом произведении» (4 класс УМК "Школа России")

    Цели деятельности учителя: знакомство с биографией С.А. Есенина, стихотворением «Лебедушка».Планируемые результатыПредметныеЗнать: стихотворение «Лебедушка», биографию поэта, т...

    Педагогический паспорт исследовательского проекта «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

    Проект направлен на повышение информированности учащихся  о жизни и творчестве А.С.Пушкина, повышение уровня общей культуры учащихся....

    «С.А. Есенин «Лебедушка». Традиции народного творчества в лирическом произведении» (4 класс УМК "Школа России")

    Чтение«С.А. Есенин «Лебедушка». Традиции народного творчества в лирическом произведении» (4 класс УМК "Школа России")...


     

    Комментарии

    Гуля Наталья Владимировна

    Уважаемая Татьяна Николаевна! Как Вам с вашими учениками повезло жить в таком красивом селе с такими народными умельцами. Далеко не каждому посчастливится встретиться с такими интересными людьми. Спасибо за Вашу работу и работу Ваших учеников. На фотографиях дети с таким увлечением общаются с народными умельцами. Это самое ценное. Продолжайте свою работу, пусть Ваши ученики обязательно перенимают их мастерство. Успехов Вам.