Открытый классный час на тему «Творчество наших земляков», приобщенный ко Дню Писателя в России
классный час на тему

Данный классный час полезен тем, что расширяет знания учащихся о писателях и поэтах родного края и села, особенно если приобщить его ко Дню Писателя в России, к юбилею образования Ростовской области или вашего города, села. Надеюсь, данная разработка будет полезна коллегам!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект классного часа29.57 КБ
Файл Презентация2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час на тему «Творчество наших земляков», приобщенный ко Дню Писателя в России

Цель: расширять знания детей о писателях и поэтах родного края и села.

Задачи:

-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитывать уважение к своим корням;

- развивать познавательный интерес, интерес к истории и литературе родного края;

- прививать любовь к чтению;

- развивать речь, творческие способности детей.

Оборудование:

- проектор, компьютер;

- сборники стихотворений и рассказов;

- карта Ростовской области;

- вырезки из газеты «Морозовский вестник»;

- заготовки фотографий писателей, их стихотворений;

- лист А3, клей, ручки, карандаши.

Ход мероприятия

1. Организационный момент. Сообщение темы.

Учитель начинает классный час с предисловия к сборнику рассказов донского писателя Николая Щербакова (о котором также пойдет речь на данном занятии):

- Здравствуйте! Этим словом мы встречаем родных, друзей, знакомых, всех тех, кому желаем здоровья, кого хотим видеть радостными, улыбающимися и не унывающими. Этого же я желаю и вам, собравшимся здесь.

- Перед вами карта нашей области.

- А что для нас значит Ростовская область? (Родина, место, где живем.)

- Верно.

- Ребята, сегодня 3 марта – всемирный день писателя, поэтому наш классный час будет посвящён поэтам и писателям нашего края, нашей Родины.

2. Актуализация.

- На уроках литературы вы, конечно же, изучаете классических и современных писателей и поэтов. А писателей и поэтов нашего донского края вы знаете?  (-Шолохов, Чехов).

- Молодцы. Каждый человек должен знать своих великих земляков, поэтому давайте мы с вами сейчас поговорим подробнее об этих людях и в конце урока выпустим собственную стенгазету о творчестве наших земляков.

3. Сообщения о великих писателях Ростовской области.

Сообщение учащегося о М.А. Шолохове. На экране портрет.

Дополнения учителя о доме писателя:

Родился писатель в хуторе Кружилин станицы Вёшенской на севере нашей Ростовской области. На экране дом-музей, в котором прожил Михаил Александрович полжизни. Этот дом уникален тем, что здесь полностью сохранена вся обстановка, всё, к чему прикасался  писатель.

На первом этаже усадьбы - прихожая, кабинет-приемная, столовая.

На втором этаже - большая светлая комната. Рядом – «охотничья» комната, в которой готовились всей семьей к выезду на охоту или рыбалку. На втором этаже находится и малый кабинет писателя, где он работал над своими рукописями.

Сообщение учащегося об А.П. Чехове. На экране портрет.

Дополнения учителя:

- Действительно, у Чехова было много интересных псевдонимов, то есть вымышленных имён. Среди них: Антоша Чехонте; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Грач; Человек без селезенки; Шампанский; Акакий Тарантулов, Архип Индейкин. Несмотря на то, что свои произведения Антон Павлович подписывал разными именами, ни один из псевдонимов не «прижился» в его творчестве. Писатель вошел в мировую литературу под своим именем.

Сообщение учителя о доме-музее писателя:

- Давайте совершим небольшое виртуальное путешествие?

Небольшой город на юге Ростовской области – Таганрог, сегодня входит в список исторических городов России, а также известен как родной город русского писателя Антона Павловича Чехова. Домик Чехова – совсем небольшой, даже крохотный дом, в котором родился писатель. Находится дом в глубине уютного дворика. Здесь же – памятник писателю. Осмотр дома-музея начинается с гостиной комнаты. За круглым столом собиралась вся чеховская семья в обеденное время, пили чай из самовара. Комната была одновременно гостиной, столовой и рабочим кабинетом отца. Как обычно в доме был святой угол, где висели иконы, стояли свечи.

Дальше идет небольшая и уютная комната — спальня родителей. Здесь ничего лишнего: кровать с подушками, комод с нарядной кружевной накидкой и полочка с вышитым полотенцем. В углу родительской спальни стоит колыбель маленького Антона. В детской стоит большая кровать, столик и сундук. Старшие братья будущего писателя спали на одной кровати. На кованом сундуке, сидела их няня, которая пела им песни и рассказывала сказки. Завершается экскурсия по музею в крохотной кухне с белой печью. Кухня очень тесная, но у хозяйки все было под рукой. Медная и латунная восточная посуда соседствует на полках с традиционной русской — деревянной.

4. Беседа о писателях и поэтах Морозовского района.

- Это были сообщения о писателях Ростовской области. Но ведь выдающиеся таланты есть и гораздо ближе, чем вы думаете. Например, в нашем Морозовском районе, в соседних от нас хуторах жили и живут талантливые люди.

Учащийся читает наизусть стихотворение из сборника Юрия Кучерова «Морозовск». Руслан читает биографию поэта, на экране портрет.

- Также Николай Щербаков.  Его произведения, конечно, для более старших ребят. Но всё же немного слов и о нём.

Учащийся читает о писателе Николае Щербакове. Учитель читает предисловие  к его книге.

- Это замечательные люди, которыми мы можем гордиться. Не все писатели выпускают вот такие сборники, иногда наши земляки просто печатают свои произведения в газетах. Все вы знаете наш «Морозовский вестник», в котором есть страничка «Вдохновение». Здесь любой талантливый поэт или писатель может получить свою минутку славы.

Учащийся выразительно читает  «Зачем придумали борщи…» Натальи Савиной из газеты «Морозовский вестник».

- Как вам стихотворение?

- Как видите, наши земляки писали стихи не только о родном городе, своих друзьях или природе, а еще о детях, животных, и много еще о чём.

5. Обобщение.

- Давайте еще раз обсудим, что мы узнали сегодня на уроке? С какими людьми познакомились?

На экране портреты.

6. Практическая часть. Выпуск стенгазеты.

- Хорошо, давайте теперь выпустим свою стенгазету об этих великих людях нашего края. Для этого поработаем в группе, все вместе. Какие правила  работы в группе вы знаете? (- Помогать друг другу, советоваться, так как мы работаем в группе не каждый день, то должна быть дисциплина).

- И помните, работа каждого, результат каждого ученика приведет к успеху всю нашу деятельность.

Ребятам раздаются заготовки для стенгазеты. Учащиеся распределяют роли и выполняют задание.

6. Рефлексия. Итог занятия.

- Садитесь на свои места. Я вам раздам сейчас карточки, вы минутку подумаете и продолжите любую строку на экране:

        Мне понравилось…

         Мне запомнилось…

         Меня удивило…

         Мне хочется…

         Я задумался…

- На этом наш классный час заканчивается, но изучение родного края продолжится. Спасибо за активную работу.


Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984) – советский писатель, обладатель Нобелевской премии по литературе, автор известных произведений: «Тихий Дон», «Они сражались за Родину», «Судьба человека».

Родился Михаил Шолохов 11 мая 1905 года в хуторе Кружилин станицы Вёшенской Ростовской области в семье служащего торгового предприятия.

Первое образование было получено в Москве в годы Первой Мировой войны.

Затем он учился в гимназии в Воронежской губернии. Приехав в Москву для продолжения образования и не поступив, вынужден был сменить множество рабочих специальностей, чтобы прокормиться. В тоже время в жизни Михаила Шолохова всегда находилось время для самообразования.

Впервые его произведения были напечатаны в 1923 году, когда ему было 18 лет. Творчество в жизни Шолохова всегда занимало важную роль.

Шолохов был единственным советским писателем, который получил Нобелевскую премию.

Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.

Родился 17 января 1860 года в Таганроге в семье купца со строгими правилами воспитания. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.
В 8 лет поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию, Антон Чехов в 19 лет уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1884 году, получив звание уездного врача, Чехов начал работать врачом.
Еще, будучи гимназистом, он писал юморески. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, печатал свои произведения в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и подписывался разными псевдонимами.
В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию. Здесь 2 июня в возрасте  44 года он скончался.

Юрий Николаевич Кучеров по специальности ученый агроном. Родился в семье Большая Мартыновка Ростовской области, закончил Донской сельскохозяйственный институт в Персиановке. Стихи начал писать ещё будучи учеником. Первое стихотворение называлось «Сосна». По распределению в марте 1966 года Юрий Николаевич приехал на работу в колхоз имени Чумакова Морозовского района. Здесь родилось стихотворение «Весна». Пишет Юрий Николаевич легко и свободно, стихи идут от души. К сожалению, очень много ранних творений не сохранилось.

           

       Юрий Кучеров

          Морозовск

Вдоль Быстрой

Мой город Морозовск российский

Степной небольшой городок,

Ухожены здесь обелиски,

Звон нового храма потёк.

Простые и свежие лица,

И говор по всюду донской.

Морозовск – в округе столица,

Все едут. Базар вон какой!

       Наталья Савина

«Зачем придумали борщи.»

Зачем придумали борщи,

Подливку, хлеб, котлеты?

Еде замены не ищи:

Я буду есть конфеты!

Я буду есть бисквитный торт,

Где розочки из масла,

Пирожными набит мой рот,

И жизнь моя прекрасна!

С насмешкою родня глядит:

«Ну что, ещё конфету?»

А я на кухню, хоть и сыт:

«Бабуля, дай котлету!»

Николай Щербаков родился в хуторе Грузинов. Воспитывала его только мать, так как отец погиб на войне. С самого детства Николай познал тяжелый крестьянский труд. Затем служил в армии. Вернувшись из армии, Николай работал в сфере сельского хозяйства в Морозовске и заочно учился на курсах журналистики. Николай писал статьи для разных газет и вскоре был принят на работу редактором «Морозовского вестника».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 8

Кто такой драматург? Это человек, который сочиняет пьесы. Что такое пьесы? Это сценическое представление литературного произведения. Что такое юморески? Это пьесы, произведения шутливого характера.

Слайд 16

Мне понравилось… Мне запомнилось… Меня удивило… Мне хочется… Я задумался…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Открытый классный час по теме:"Путь к здоровью", проведенный в рамках декады классного руководителя

Классный час по ЗОЖ, где дается доступная информация о том как можно сохранить крепкое здоровье, как правильно питаться, зачем нужно соблюдать режим дня, как правильно начинать закаливание и другое. В...

классный час на тему: "Творчество поэта - земляка Шабанова Василия Васильевича"

о жизненном пути писателя -земляка В.В.Шабанова, родившегося в Саратовской области. Краснопартизанского района, с Родионовка,о его учёбе в школе,о его изданных книгах; стихах о Родине, природе родного...

Конспект открытого классного часа на тему "В дружбе - наша сила".

Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа  "В дружбе - наша сила"....

Открытый классный час на тему "Народные промыслы России" з класс

Данный материал содержит презентации учителя и учеников. Методическая разработка классного часа соответствует схеме анализа классного часа....

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество А.С. Пушкина- сказки" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество А.С. Пушкина- сказки" 1  класс Школа России...

03. Классный час "День Героев Отечества. Наши земляки - герои".

  Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, чувства гордости и уважения к историческому прошлому нашей Родины; расширить знания учащихся о героических страницах истории нашего Отече...